Экологическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения её сущности. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Проблема экологического воспитания – одна из важнейших задач совершенного общества это условия дальнейшего его выживания резкое ухудшение и изменение экологической обстановки во многих регионах нашей страны ставит решение проблемы экологического образования и формирования бережного отношения к природе, рационального использования её богатств, в разряд первостепенных.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Теория экологического воспитания…………………………………………. 5
2. Цели и задачи воспитания у младших школьников экологической культуры
……………………………………………………………………………………… 7
3 Методы, нормы и форы экологического воспитания ………………………. 10
4. Формы и методы преподования ……………………………………………. 13
5. Календарно тематический план …………………………………………… . 16
6. Общедидактическая схема подготовки урока …………………………….. 18
7. План конспект урока 1 ……………………………………………………… 19
8. План конспект урока 2 ……………………………………………………. .. . 25
Заключение ……………………………………………………………………... 33
Литература ……………

Вложенные файлы: 1 файл

основной курсовик.docx

— 65.20 Кб (Скачать файл)

Составленные задачи не обязательно  должны иметь единственное решение, они рассчитаны на проблемное обсуждение, дискуссию, на поиск рационального  пути решения поставленной реальной учебно-познавательной проблемы.

5. Календарно-тематический план

Содержание программы .

1. Введение в экологию.

Введение в экологию. Методы исследований. Значение экологии.

Обучающиеся должны знать: основные понятия – экология, экология  животных, экология растений, экология человека, окружающая среда, факторы  среды, популяция, сообщество.

Обучающиеся должны уметь: замечать факторы негативного воздействия  человека на окружающую среду; применять  знания об экологических факторах.

2. Экологические факторы.

Среда обитания и условия  существования животных и растений. Пища и способы её добывания. Абиотические факторы в жизни животных. Жилища животных.

Обучающиеся должны знать: основные понятия – гетеротрофы,       фенология,  

Обучающиеся должны уметь: классифицировать  животных и растения по экологическим  группам, применять знания об экологических  факторах.

3. Сообщества животных  и растений.

Животные и растения региона. Сезонные изменения в жизни животных и растений. Внутривидовые взаимоотношения  животных. Межвидовые отношения животных.

Экскурсия.

«Сезонные изменения в  жизни животных».

Обучающиеся должны знать: основные понятия.

Обучающиеся должны уметь: определять господствующие и сопутствующие  виды в сообществе, прогнозировать видовой состав при смене сообщества, характеризовать основные  сообщества животных и растений региона.

4. Рациональное природопользование.

Человек и природа. Природопользование. Рациональное и нерациональное природопользование. Основные направления охраны природы.

Обучающиеся должны знать: основные понятия 

 Обучающиеся должны  уметь: характеризовать методы  и способы рационального природопользования.

Учебно-тематический план по теме «Экологическое воспитание учащихся младших классов»

Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

  1. Введение в экологию

1

Текущий контроль

  1. Экологические факторы

5

Текущий контроль

  1. Сообщества животных и растений

6

Текущий контроль

  1. Рациональное природопользование

2

Текущий контроль


6. Общедидактическая схема подготовки урока.

1. Объем учебного материала урока, его место в системе уроков по теме.

Объем учебного материала  уроков по теме «Рациональное природопользование»  – 2 учебных часа по 45 мин. Данные уроки  являются итоговыми по предмету, закрепляющими  полученные знания.

2. Воспитательные возможности  учебного материала.

Знания по рациональному  природопользованию позволяют учащимся эффективно взаимодействовать с  природой.

  1. Связь данного учебного материала с материалами, изученными по другим предметам.

Знания по рациональному  природопользованию связаны со знаниями по географии, биологии, естественными  науками.

  1. Учебно-наглядные пособия и ТСО по теме урока.

Учебно-наглядные пособия  и ТСО по теме рационального природопользования – мультимедийный проектор.

  1. Методы и приемы обучения, которые целесообразно использовать на уроке.

По теме рационального  природопользования целесообразно  использовать следующие методы и  приемы обучения: рассказ учителя, ответы на вопросы учащихся, ролевая сценка, обсуждение.

  1. Структура урока, поэтапность и продолжительность его элементов.

Структура урока, поэтапность  и продолжительность его элементов  представлена далее.

7. Пути активизации мысленной  деятельности учащихся. Методика  создания проблемной и поисковой  ситуации на уроке. 

Активизация мыслительной деятельности учащихся производится с помощью  проведения выборочного опроса. Создание проблемной и поисковой ситуации – с помощью ролевой сценки.

8. Формы подведения итогов  по отдельным этапам и по  всему уроку в целом.

Подведение итогов по отдельным  этапам и по всему уроку в целом  осуществляется преподавателем в конце  занятия.

9. Система упражнений  и методы их выполнения. Типичные  ошибки, допускаемые учащимися.

Упражнения выполняются  методом выборочного опроса. К  типичным ошибкам, допускаемых учащимися  относятся неправильные определения  основных терминов.

10. План записей и зарисовок  на классной доске. Формы использования  учебника на уроке.

Записи и зарисовки  на классной доске не используются. Учебник используется учащимися  при проведении выборочного опроса.

11. Методика закрепления  учебного материала по ходу  урока или в конце его.

Закрепление учебного материала  производится в конце урока, путем  выборочного опроса.

7. План-конспект урока 1

Школа: № 19   Класс: 1А   Дата: 21.03.10

Тема программы: «Природа и человек»

Тема урока: «Правила поведения  в природе»

Цель урока:

Образовательная:

- углубить и расширить  экологические знания;

- привить начальные экологические  навыки и умения – поведенческие,  познавательные, преобразовательные

Воспитательная:

- сформировать (воспитать)  чувства бережного отношения  к природе;

- воспитать у детей  чувство ответственности к окружающей  природе;

- выработать потребность  общения с природой.

Развивающая:

- развить познавательную, творческую, общественную активность  школьников в ходе экологической  деятельности

- сформировать культуру  поведения в природе;

- сформировать у учащихся  знания о нормах и правил  поведения в природе;

Форма урока: Урок – диалог

Методы: наблюдение, беседа, практическая работа

Оборудование: выставка рисунков детей на тему «Наша прогулка в  природу», иллюстрации по правилам поведения в природе.

Ход урока

  1. Организационно-подготовительный этап – 3 мин.

Контроль посещаемости

Проверка рабочей одежды и готовности к уроку

  1. Теоретическая часть

Повторение пройденного  материала – 7

Изложение нового материала  – 15

    1. Ребята! Мы уже много заем с вами о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести се6бя во время прогулок на природе? Все ли помнят эти правила?

Стихотворение читают дети.

     Чтобы река  и ручьи не мутнели, 

      Рыбы резвились,  и птицы пели,

      Зелень  от солнца в жару бы спасала, 

      Каждому  правило знать не мешало.

- Давайте подумаем, что  нас радует в природе? (ответы  учащихся)

- Вы правы: красота,  чистый воздух, тишина леса, голоса  птиц и зверей, шелест листвы, журчанье ручейка.

 Что бы эту красоту  увидели и другие люди, надо  научиться общаться с природой. 

    1. Выставка рисунков «наша прогулка в природу»

Вопросы:

А) Чем же вы больше всего  занимаетесь бывая на прогулках?  (Играете в мяч, ловите рыбу, катаетесь  на лодке, купаетесь в реке, собираете  грибы, отдыхаете у костра)

Б) Всегда ли вы при этом выполняете правила поведения?

В) Кто из вас, идя на прогулку, берет с собой магнитофон или  радиоприемник? Можно это делать? Почему?

Посмотрите на плакат «Не  шуми на природе!».

(когда дети в лесу  шумят или слушают музыку, животные  тревожатся, стараются убежать)

Не стоит пугать лесных обитателей. Надо учиться слушать  голоса природы.

    1. Можно услышать и голос ручья.

В глуши лесов, в глуши  зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

                         И. Бунин

    1. Трудно представить себе землю без леса.

Но есть люди, которые  не понимают или не хотят понимать это. И часто мы видим изуродованные  стволы, разные рисунки, надписи на них. Те «любители» природы, которые  это делают, наверно, даже не представляют, какой вред они приносят дереву и  всему лесу. Ведь стоит сделать в коре дерева даже крохотную ранку , как туда попадают споры грибов-трутовиков или поселятся вредные насекомые.

«Любители природы» наносят  и другой ущерб деревьям (демонстрация плаката «В лесу не ты один»).

Вопросы:

А) Почему нельзя зажигать костер в лесу?

(Может вызвать пожар.  Погибнуть не только деревья,  но и птицы, звери, выгорит  трава.)

Б) Где можно разводить  костры?

(В дали от деревьев, на опушках леса или реки, используя  для этого старые кострища. Место  под костром не зарастает 5-7 лет)

В) Какие же дрова можно  использовать для костра?

(Сушняк, валежник. Собирая  их вы очистите участок леса  от отмерших деревьев и сухих  веток. Нельзя использовать молодые  деревья для опоры)

Г) Что же остается на месте  костра?

(Под костром выгорит  плодородный слой почвы, а 1 см почвы образуется 100-300 лет)

Д) Как вы поступите если на прогулке в лесу вам понадобится  палка? Где вы ее возьмете? Объясните  свой ответ.

Рассматривается плакат «Не  губи растения в природе»

    1. Сколько погибает в лесу необходимых природе грибов от бездушного отношения человека.

Посмотрите на плакат, о  каком правиле напоминает нам  художник?

(Не собирайте мухоморы.)

Ни в коем случае нельзя уничтожать грибы, которые являются несъедобными для человека. Почему?

    1. Очень важно во время прогулок в природу не обижать обитателей. Часто достается от детей муравьям, чьи домики привлекают внимание. Демонстрируется иллюстрации «Не разоряй муравейники».

Муравьиные тропинки петляют  по траве, разбегаются по лесу и каждая ведет к муравейнику. По тропинке движутся муравьи. Одни волокут насекомые  во много раз больше себя. Другие тащат хвоинки, чешуйки семян, разный лесной мусор.  День за днем муравьи  надстраивают себе жилье: возводят дом-пирамиду с покатой макушкой. Но случается, разворотит кто-нибудь муравейник, тогда  вода проникает внутрь. Хозяева растеряны  – пришла беда. Уж какое жилье  с худой крышей! Муравьи не успевают быстро восстановить ее, и ненастье гнездо погибает. Муравьям можно помочь: осторожно подровнять дом-пирамиду и поправить крышу-макушку. Конечно, это будет грубая работа, но все  остальные муравьи доделают сами.

    1. Ребята как вы понимаете слова?

        Я  сорвал цветок,

        - и  он увял.

        Я  поймал мотылька,

        - и  он умер у меня на ладони.

       И тогда я понял. Что прикоснуться к красоте

       Можно только сердцем.

                                П. Гвездослава

(Ответы учащихся)

К сожалению, человек чаще относиться к природе не бережно, не экономно. А теперь подумайте, почему так сказал поэт:

    Берегите эти  земли, эти воды,

    Даже малую  былиночку любя.

    Берегите всех  зверей внутри природы,

    Убивайте лишь  зверей внутри себя.

                             Е. Евтушенко

(Поэт призывает нас  бороться со своими бездушным  отношением к природе.)

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников