Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 23:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является освещение актуальных вопросов товароведения на современном этапе.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
1)рассмотреть цели и задачи
2)изучить историю товароведения
3)изучить направления развития
4)рассмотреть актуальные проблемы
5)рассмотреть инновационные тенденции
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1Цели и задачи товароведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 История товароведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3 Направления развития товароведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.4Актуальные проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.5 Инновационные тенденции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
российский
государственный
торгово – экономический университет
Кафедра товароведения и экспертизы товаров
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория» на тему №65:
Актуальные проблемы и научные
направления товароведения
Работу выполнил
Пенкин
Антон
Дмитриевич
студент 2 курса дневного отделения,
группы кттм-24
Научный руководитель:
д.т.н., профессор
Николаева М.А.
Москва - 2012
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.1Цели и задачи товароведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 История товароведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3 Направления развития товароведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.4Актуальные проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.5 Инновационные тенденции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
3 5 7 15 18 20 27 29 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время на рынке значительно увеличился объём потребительских товаров. Широта ассортимента продовольственных товаров, красочное их оформление, многообразие форм, наличие различных маркировочных обозначений заставили специалистов торговли более тщательно изучать потребительские свойства товара. Это повлекло за собой необходимость повышения требований к товароведческим знаниям продавцов, менеджеров, экономистов, маркетологов.
Товароведение, как одна из отраслей знаний, в первую очередь связано с развитием товарного производства и потребностями торговли. Товар, как продукция, изготовленная для обмена или продажи, благодаря двойственному характеру труда, затраченного на его производство, по своей сути характеризуется двумя сторонами; меновой и потребительной стоимостью. Меновая стоимость характеризует товар с точки зрения его обмена как вещи на другие вещи в соответствующих определенных пропорциях. Потребительную стоимость товара, несмотря на многогранность этого понятия, в первую очередь, следует рассматривать как полезность товара, его способность удовлетворять определенные человеческие потребности. Потребительная стоимость присуща всем продуктам труда, но проявляется она лишь при потреблении или использовании вещи, так как лишь при использовании или потреблении вещи можно оценить ее полезность. Поскольку потребительную стоимость имеют все продукты труда - и средства производства, и предметы личного потребления, — то предметом товароведения, изучающим потребительные стоимости в широком понятии должны являться потребительные стоимости всех предметов труда.
Однако в современном
понимании этого термина
Именно изучением
Потребительные стоимости других продуктов труда, например, таких, как сырье, средства производства, является также предметом изучения других смежных отраслей наук — материаловедения, машиноведения и др.
Продукты труда становятся товаром лишь при наличии товарного производства и товарного обращения.
Целью данной курсовой работы является освещение актуальных вопросов товароведения на современном этапе.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
1)рассмотреть цели и задачи
2)изучить историю
3)изучить направления развития
4)рассмотреть актуальные проблемы
5)рассмотреть инновационные тенденции
Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.
Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должна решать следующие задачи:
- четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость;
- систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации;
- оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;
- выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;
- определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;
- обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их - технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;
- установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;
- информационные обеспечение товародвижения от изготовитель до потребителя;
- товароведная характеристика конкретных товаров.[ 1]
В то же время товароведение является базовой учебной дисциплиной для изучения многих общепрофессиональных и специальных дисциплин: коммерческой деятельности, экономики предприятия, маркетинга, бухгалтерского учета и т.д.
Как учебная дисциплина товароведение подразделяется на общую часть и частное товароведение.
Общая часть товароведения изучает теоретические основы товароведения, которые являются основополагающими для изучения его частных разделов. Без знания вопросов теоретических основ товароведения невозможно дать полную и объективную оценку потребительских свойств товаров. В теоретических основах товароведения не приводятся товароведные характеристики конкретных групп товаров.
Частное товароведение изучает
состояние и перспективы
Объектами изучения в частном товароведении
являются товары народного потребления
(продовольственные и
Товароведение имеет важное значение при подготовке высококвалифицированных товароведов, экспертов, коммерсантов, маркетологов. От уровня их товароведной подготовки во многом зависит эффективность работы организации. Товароведение дает требуемый объем знаний по основополагающим характеристикам товаров, оценке их качества, назначению, ассортименту и управлению им, принципам маркировки и кодирования продукции, факторам, формирующим и сохраняющим ее качество и др. Знания, полученные при изучении товароведения, необходимы специалистам в их практической деятельности по изучению рынка товаров и услуг; продвижению товаров на рынке; для правильного оформления контрактов, спецификаций; для нормирования расхода материалов и снижения издержек по их хранению; решения вопросов выбора, рационального использования и экономии материальных ресурсов; взаимозаменяемости материалов и др.[ 2]
товароведение как область научного знания о товаре возникло и формировалось в течении длительного периода времени, в процессе развития товарного производства и рыночных отношений. Соответсвенно расширялись и углублялись задачи товароведения.
в современных условиях, задачи товароведения являются:
1.2 История товароведения
Первая ступень развития товароведения характеризуется накоплением фактов, описанием классификаций, объектов, явлений, событий, констатацией свойств и называется феноменологической, или описательной. Вторая ступень – аналитико-синтетическая, предсказательная. На этой ступени теория позволяет дать элементарное объяснение природы, свойств объектов, закономерностей явлений, а также создается возможность для предсказания возможных исходов явлений и процессов. На третьей ступени – прогностической – происходит моделирование основных процессов с аналитическим предсказанием законов и принципов, прогнозированием сроков и конечного результата процессов и явлений. Четвертая ступень – аксиоматическая – характеризуется высокой степенью обобщения явлений с глубоким проникновением в их сущность. Возможен точный и долгосрочный прогноз.
Первой ступени развития науки товароведения предшествовало накопление большого практического опыта по производству и торговле товарами ремесленниками, крестьянами, купцами, которые на практике методами наблюдений, проб и ошибок постигали свойства товаров, передавая свои знания последующим поколениям. Необходимость в познании и оценке свойств товаров появилась, как только начался обмен одних товаров на другие. Чтобы этот обмен был эквивалентным, сравнивались полезные свойства обмениваемых товаров, затраты на их получение. Более того, ряд товаров (меха, золото, серебро, бобы какао и др.), особо ценных и обладающих длительной сохраняемостью, еще до появления металлических и бумажных денег выполнял функции эквивалента обмениваемых товаров.
Появление денег не ослабило интереса к знаниям о свойствах товаров. Меновая стоимость товара в денежном выражении определялась его полезностью для покупателя, или потребительной стоимостью. На этом этапе товароведение как область знаний о товарах имело практическую направленность и носило эмпирический характер. Происходило накопление фактических сведений на основе практических описаний и наблюдений. Поскольку на первом этапе развития науки еще не дифференцировались по областям, товароведение также не существовало как отдельная наука. Поэтому информация о товарах появлялись в трудах, посвященных сельскому хозяйству.
Известны описания товароведного характера в агрономических работах древнеримских ученых: Катона Старшего (234-149 гг. до н.э.), Варрона (116-27 гг. до н.э.), Колумеллы (I в. н. э.) и Плиния Старшего (23 или 24-79 гг.). Катон описывал способы хранения и переработки сельскохозяйственных продуктов (винограда, мяса и рыбы); Варрон - методы оценки качества скота, молока, сыров и др.; Колумелла – способы хранения зерна, выдержку и старение вин, товароведную характеристику винограда и способы его хранения.
Наиболее капитальной работой этого периода является «Естественная история», написанная Плинием и изданная в 37 книгах. В ней даны описания многих видов сельскохозяйственной продукции, способов их выращивания, переработки и хранения. Особенно подробно дано описание винограда, способов приготовления качественных вин, а также их фальсификации.[3 с.13-14]
Появление
в 16 веке специальной научной
дисциплины товароведение было
обусловлено необходимостью
Первая кафедра товароведения
была учреждена в 1549г. в
В средние века развитие естественных наук (физики, химии, биологии) оказало существенное влияние на расширение и углубление товароведных знаний. Наряду с работами описательного характера появляются работы, основанные на испытаниях. К первым следует отнести труд М. Себициуса (1630 г.), в котором дано описание многих пряностей, а также способов приготовления хлеба, сыра, вин и других пищевых продуктов, способов удлинения сроков хранения фруктовых соков путем нагревания. К трудам исследовательского характера относятся работы Ф. Реди, который с помощью микроскопа установил причины порчи мяса.
Для развития научного направления товароведения большое значение имели работы Бургаве (1668-1738 гг.), в которых были разработаны основы химического анализа пищевых продуктов, а также Линнея (1707-1778 гг.), Бюффона (1707-1788 гг.), Жюсье (1699-1777 гг.), систематические исследования которых в области биологии послужили основой разработки научной классификации товаров.
Таким образом, уже в 18 в.
товароведение как наука
На этой ступени исследуется
также материально-
Информация о работе Актуальные проблемы и научные направления товароведения