Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 07:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить классификацию, ассортимент и качество хозяйственного мыла в магазине «Рубль Бум».
Исходя из цели, выявляются следующие задачи:
- раскрыть понятие о хозяйственном мыле как объекте товароведения;
- рассмотреть классификацию и ассортимент хозяйственного мыла;
- изучить потребительские свойства хозяйственного мыла;
- рассмотреть требования нормативных документов к качеству туалетного мыла;
- описать объекты и методы исследования;
где Шд – фактическая широта наименований товаров разнородных и однородных групп;
Шб – базовая широта.
Следующим показателем ассортимента является полнота. Это способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Показатели полноты определяются аналогично базовой широте, но для конкретных подгрупп:
Кп
= Пд / Пб ,
где Кп – коэффициент полноты;
Пд – фактическое количество товаров однородной подгруппы;
Пб – базовая полнота.
Устойчивость ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Коэффициент устойчивости рассчитывается по следующей формуле:
Ку
= У / Шд ,
где У – количество товаров однородной группы, пользующихся устойчивым спросом (условно за критерий устойчивости следует считать наличие товара в продаже при начальном и конечном обследовании, т.е. за определенный период).
Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров.
Кн
= Н / Шд ,
где Кн – коэффициент новизны;
Н – количество новых товаров, появившихся в обследованных фирмах, а также являющихся, по мнению исследователя, новыми.
Рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей [12].
Коэффициент рациональности рассчитывается как средневзвешенное значение коэффициентов широты, полноты, устойчивости, новизны [11]:
Кр
= Кш*Вш+Кп*Вп+Ку*Ву+Кн*Вн
,
где
Вш, Вп, Ву, Вн –
коэффициенты весомости широты, полноты,
устойчивости и новизны.
3. Анализ торгового ассортимента и качества хозяйственного мыла в магазине «Рубль Бум»
3.1
Особенности формирования
и оценка ассортимента
хозяйственного мыла
Ассортимент хозяйственного мыла в данной работе рассмотрим на примере магазина «Рубль Бум», расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Хузангая, 22.
Хозяйственное мыло представлено в широком ассортименте согласно фирмам-производителям, ароматическим добавкам, консистенции, ценовому разбросу.
Отечественными поставщиками туалетного мыла в магазине «Рубль Бум» являются такие фирмы-производители, как: ОАО «Невская косметика», ОАО Новосибирский жировой комбинат», ОАО «Свобода», ООО «Московский Мыловар», «Красная линия», и другие, зарубежные производители – это EVYAP INTERNATIONAL .
Формирование ассортимента хозяйственного мыла в магазинах «Рубль Бум» происходит на основании плодотворной работы логистов организации, в обязанности которых входит:
-
формирование ассортимента
-
взаимодействие с торговыми
-
разработка конкретного
Существуют основные направления формирования ассортимента в магазине – это сокращение, расширение, углубление, стабилизация, обновление, совершенствование и гармонизация.
Общими факторами, влияющими на формирование торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность. Специфичными факторами считаются производственные возможности изготовителей, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, сегмент потребителей и материально-техническая база торговой организации.
На исследуемую дату в магазине всего было 7 наименования туалетного мыла.
Анализ ассортимента начнем с такого показателя, как широта.
В качестве базовой широты в данной работе принято максимальное количество наименований товаров исследуемой группы, завозимое в магазин.
Таким образом, рассчитываем коэффициент широты хозяйственного мыла в магазине «Рубль Бум»:
Кш = 7/12=0,58
Коэффициент широты ассортимента туалетного мыла в магазине равен 58 %. Ассортимент не широк, и его ещё нужно увеличить.
Следующим показателем ассортимента является полнота.
Выделим в ассортименте туалетного мыла 3 группы мыла по консистенции: I, II и III групп. Коэффициент полноты мыла I группы рассчитывается следующим образом:
Кп I = 4/6=0,67
Коэффициент полноты мыла II группы:
Кп II = 2/4=0,5
Коэффициент полноты мыла III группы:
Кп III =1/2=0,5
Коэффициент полноты мыла I группы в магазине составляет 67%, II группы 50%, III группы 50%. Таким образом, ассортимент хозяйственного мыла, надо пополнить.
Расчет устойчивости ассортимента
В данной работе У 15.11.2011-15.12.2011= 8
Ку = 8/12=0,67
Коэффициент устойчивости хозяйственного мыла равен 67%.
Новизна (обновление) ассортимента
Новыми товарами в ассортименте туалетного мыла в магазине «Рубль Бум» являются такие мыла как: «Солнышко», «Сарма». Н = 3.
Кн = 3/12=0,25
Коэффициент новизны хозяйственного мыла в исследуемом магазине составил 25%.
Расчет рациональности ассортимента
Коэффициенты весомости определяются эмпирическим путем для каждой однородной группы товаров. Для данной работы возьмем значения, изложенные в практикуме «теоретические основы товароведения и экспертизы».
Таким образом, коэффициент рациональности определяется:
Кр
= 0,58*0,3+0,58*0,2+0,67*0,2+0,
Коэффициент рациональности ассортимента туалетного мыла в магазине «Рубль Бум» равен 0,50.
В
целом ассортимент
3.2
Исследование качества
хозяйственного мыла
по органолептическим
показателям
В данной курсовой работе были определены органолептические показатели трех образцов хозяйственного мыла: Натуральное хозяйственное мыло, мыло хозяйственное «Солнышко» и мыло хозяйственное «Солнечный луч». Были проверены следующие показатели: внешний вид, цвет, запах, форма куска. Полученные данные сравнили с требованиями, указанными в ГОСТе 30266-95 «Мыло хозяйственное твердое. Общие технические условия».
Определение органолептических показателей проводится при температуре мыла не ниже 18 °С и не выше температуры окружающего воздуха лабораторного помещения. Если мыло хранилось до отбора проб при температуре ниже или выше указанной, то перед определением органолептических показателей мыло должно быть выдержано при указанной температуре в течение суток.
Консистенцию куска мыла определяют на ощупь легким надавливанием пальцами, не допуская деформации куска. Цвет мыла определяют визуально, а запах – органолептически, непосредственно после разрезания анализируемого куска на части [8].
Таблица 3 – Органолептические показатели образцов
Наименование | Мыло хозяйственное «Солнышко» с экстрактом ромашки | Хозяйственное мыло натуральное | Мыло хозяйственное «Солнечный луч» |
1 | 2 | 3 | 4 |
Внешний вид | на поверхности выдавлен товарный знак предприятия-изготовителя «NC», штамп четкий, поверхность мыла без трещин, полос, выпотов и пятен | на поверхности выдавлена надпись «Новосибирск», штамп четкий, поверхность мыла без трещин, полос, выпотов и пятен | на поверхности выдавлена надпись «Хозяйственное» 72%, штамп четкий, поверхность мыла без трещин, полос, выпотов и пятен |
1 | 2 | 3 | 4 |
Цвет | бежевый, равномерный | светло коричневый | светло коричневый |
Запах | травяной, приятный, без постороннего запаха | свойственный хозяйственному мылу | резкий, свойственный хозяйственному мылу |
Форма куска | прямоугольная с округлыми краями, без деформации | прямоугольная с округлыми краями, без деформации | прямоугольная с округлыми краями, без деформации |
Консистенция | твердое на ощупь | твердое на ощупь | твердое на ощупь |
Таблица 4 – Органолептические показатели твердого туалетного мыла по ГОСТ 30266-95 «Мыло хозяйственное твердое. Общие технические условия»
Наименование показателя | Характеристика мыла |
Внешний вид | Куски мыла соответствующей формы, указанной в техническом описании для мыла конкретного наименования |
Консистенция | Мыло твердое на ощупь |
Цвет | В соответствии с техническим описанием для мыла конкретного наименования |
Запах | В соответствии с техническим описанием для мыла конкретного наименования |
Наличие легко высыхающей влаги, а также легкоубираемых загрязнений немыльного характера на поверхности кусков упакованного мыла не является браковочным фактором
Допускается:
- нанесение на поверхность куска мыла рисунка, специального рифления или узора, художественно оформленного штампа - в соответствии с техническим документом на мыло индивидуального фирменного наименования;
- потертость поверхности и наличие на куске мыла облоя (бортика), не ухудшающего товарного вида куска мыла;
-
незначительные изменения
Для
всех марок мыл допускается
На
основании исследования органолептических
показателей трех образцов туалетного
мыла следует, что вся продукция соответствует
ГОСТу 30266-95 «Мыло хозяйственное твердое.
Общие технические условия», пункт 4.2.1,
таблица 1.
3.3
Оценка качества
хозяйственного мыла
по физико-химическим
показателям
В данной работе были определены такие физико-химические показатели, как пенообразующая способность трех наименований твердого хозяйственного мыла: Натуральное хозяйственное мыло, мыло хозяйственное «Солнышко» и мыло хозяйственное «Солнечный луч».