Влияние потребительской упаковки на качество товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить упаковку вареных колбас, её влияние на качество товара.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные виды упаковки вареных колбас;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты товароведной характеристики различных видов упаковки вареных колбас 5
1.1 Виды и характеристика упаковки вареных колбас 5
1.2 Упаковка, как фактор сохраняющий качество 9
13. Требования к упаковке вареных колбас 11
1.4 Требования к маркировке на упаковке вареных колбас 14
1.5 Новые виды упаковки вареных колбас 17
Глава 2. Практическая часть 21
2.1 Объекты и методы исследования 21
2.2 Сравнительный анализ маркировки образцов вареных колбас 22
2.3 Органолептическая оценка качества образцов вареных колбас 23
Заключение 25
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

upakovka_kursovaya_2700.docx

— 127.13 Кб (Скачать файл)

- целыми батонами - колбасы;

- целыми изделиями - мясные  хлебы;

- целым куском массой  от 200 до 1000 г (порционная нарезка);

- ломтиками массой нетто  от 100 до 350 г без оболочки (сервировочная  нарезка).[1]

Допускается групповая упаковка батонов в полимерную пленку.

Сосиски (в оболочке или  без нее), сардельки и шпикачки упаковывают под вакуумом или в модифицированной газовой среде на специальном оборудовании в пакеты из прозрачных пленочных материалов.

Отрицательные отклонения массы  нетто одной упаковочной единицы  колбасных изделий, мясных хлебов, штучных  сосисок, сарделек, шпикачек от номинальной массы должны соответствовать требованиям ГОСТ 8.579.

Вареные колбасные изделия, в том числе фасованные, упаковывают:

- в ящики из гофрированного  картона по ГОСТ 13513;

- в полимерные многооборотные ящики по ГОСТ Р 51289;

- в алюминиевые ящики;

- в контейнеры или тару-оборудование.

Вареные колбасы укладывают в контейнеры и тару-оборудование не более чем в три ряда на одну полку.

Допускается использовать другие виды тары и упаковочные материалы, в том числе закупаемые по импорту  или изготовленные из импортных  материалов, разрешенные уполномоченными  органами для контакта с пищевой  продукцией, обеспечивающие сохранность  и качество продукции при транспортировании  и хранении.

Тара должна быть чистой, сухой, без постороннего запаха.

Многооборотная тара должна иметь крышку. При отсутствии крышки допускается для местной реализации тару накрывать оберточной бумагой, пергаментом или подпергаментом.

Тара, бывшая в употреблении, должна быть обработана дезинфицирующими средствами в соответствии с ветеринарно-санитарными  правилами, утвержденными в установленном  порядке.

Масса нетто вареных колбасных  изделий в ящиках из гофрированного картона должна быть не более 20 кг, в  контейнерах и таре-оборудовании - не более 250 кг; масса брутто продукции  в многооборотной таре - не более 30 кг.

В каждую единицу транспортной тары упаковывают вареные колбасные  изделия одного наименования и даты выработки.

Допускается упаковка двух или нескольких наименований продукции  в один ящик, контейнер или тару-оборудование по согласованию с заказчиком.[1]

Упаковка мясной продукции  должна быть прочной и герметичной, чтобы изолировать продукт от нежелательного воздействия внешних  факторов, а также прозрачной и  бесцветной, что позволяет покупателю контролировать качество продукта. Вместе с тем упаковка должна быть увлекательно оформлена с нанесением на поверхность  всех необходимых сведений о продукте.

Потребительская и транспортная тара, упаковочные материалы и  скрепляющие средства должны соответствовать  требованиям санитарии, документам, по которым они изготовлены, обеспечивать сохранность и качество мясопродуктов при транспортировании и хранении в течение всего срока годности, а также должны быть разрешены в установленном порядке для контакта с аналогичными пищевыми продуктами.[4]

Сформулированы требования к оболочкам, которые должны обладать:

- равномерностью калибра (одинаковым диаметром);

- устойчивостью к воздействию микроорганизмов;

- соответствовать повышенным гигиеническим нормам;

- высокой механической прочностью, эластичностью;

- возможностью подготовки к использованию без больших трудозатрат;

- определенный уровень паро- и газонепроницаемости;

- термостойкость и влагостойкость;

- возможность автоматизации процесса наполнения и формования колбасных батонов;

- возможность нанесения маркировки.

На этапе развития «сервиса» для клиентов и технологий продаж в России значение будут иметь три группы характеристик упаковки вареных колбас:

1. соответствие внешнего вида колбасного батона в оболочке стереотипным ожиданиям потребителей;

2. возможность формировать требуемые органолептические показатели колбас в той или иной оболочке. Во взаимосвязи с оболочками (т. е. их свойствами проницаемости) находятся вкус и аромат дыма, плотность, цвет корочки и остаточная массовая доля влаги продукта, которая влияет на плотность, консистенцию и тактильные ощущения при откусывании и пережевывании.

3. технологичность самой оболочки. Простота подготовки к использованию, механическая прочность и толщина пучка отвечают за удобство работы на высокоскоростном оборудовании (без дополнительных настроек и длительных остановок, нетребовательность к условиям хранения).[7 c.89]

Таким образом, оболочка должна технологическими свойствами удовлетворять  производителей колбас, а внешним  видом – потребителей.

Если представить, что  все три группы характеристик  равнозначны, то наиболее полно им соответствует  вискозно-армированная (фиброузная) оболочка.

1.4 Требования  к маркировке на упаковке вареных  колбас

Считается, что наклеенная этикетка внешне делает колбасный батон  более дорогим, чем печать по поверхности  оболочки, но и обходится дороже за счет цены самой этикетки и трудоемкости процесса.

Наибольший простор для  воплощения  замысла дизайнера  предоставляет  полимерная (полиамидная) оболочка из-за ее однородной структуры  поверхности и достаточно высокой  плотности. Хотя сложная полноцветная печать не всегда нужна. В ряде случаев хорошо продуманная композиция наносимого изображения одноцветной краской будет выглядеть лучше и уместнее, чем яркая многоцветная маркировка. Но есть также случаи, когда без «кричащей» маркировки не обойтись.

У мясопереработчиков сейчас нет сложностей с маркировкой колбасных батонов, т.к. существует много способов, которые выступают в той или иной степени альтернативой друг другу. [9 c.104]

Наиболее распространенным методом печати на колбасных оболочках  является флексографическая печать. На сегодняшний день применяются краски на базе растворителей, на водной основе, с УФ-отверждением. Высокий уровень применяемых технологий гарантирует отличное качество изображений, эксклюзивность дизайнерских решений и впечатляющую потребителя высококлассную цветопередачу рисунка любой сложности. Получаемые изображения – четкие, детализированные, с насыщенным глянцем.

Каждая  упаковочная единица  фасованных вареных колбас  маркируется  этикеткой в виде печати на пленке или наклеенной на упаковку, либо вложенной  в нее.

По Закону о защите прав потребителей маркировка должна содержать  информацию о предприятии-изготовителе, составе продукта, его сорте, пищевой  и энергетической ценности, сроках и условиях хранения. По сравнению  с маркировкой наклеиваемые этикетки имеют существенные недостатки: их можно переклеить (например, с целью  фальсифицировать сортность продукта), этикетка может отвалиться. Качественная маркировка не смывается водой и жиром, устойчива к механическим повреждениям. К тому же при больших объемах продукции оболочки рациональнее маркировать, чем наклеивать этикетки.[3]

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» маркировка на этикетке вареных колбас должна содержать следующую информацию:

- наименование продукта;

- категория, сорт (при  наличии);

- наименование и местонахождение  изготовителя [юридический адрес,  включая страну, и, при несовпадении  с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)] и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии);

- товарный знак изготовителя (при наличии);

- масса нетто или количество;

- состав продукта;

- пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;

-пищевая ценность;

- дата изготовления и  дата упаковывания;

- условия хранения;

- срок годности;

- обозначение документа,  в соответствии с которым изготовлен  и может быть идентифицирован  продукт;

- информация о подтверждении соответствия;

- термическое состояние (охлажденные, замороженные);

- упаковано под вакуумом (при наличии вакуума в упаковке).

На колбасные изделия  в искусственной оболочке информацию частично или полностью допускается  наносить непосредственно на оболочку.[2]

Способ и место нанесения  даты изготовления на каждую единицу  продукции может выбирать изготовитель. Допускается наносить информацию на специальное выделенное место на маркированной оболочке, а также  наклеивать или закреплять в виде этикетки.

Разрешается наносить дополнительные сведения информационного и рекламного характера, относящиеся к данному  продукту.

Транспортная маркировка - по ГОСТ 14192 с нанесением манипуляционных  знаков: "Скоропортящийся груз", "Ограничение температуры". Транспортная  упаковка и маркировка осуществляются следующим образом. Фасованные в пакеты вареные колбасы  одного наименования, сорта и даты изготовления укладывают в ящики из гофрированного картона (масса нетто не более 20 кг), многооборотную тару (масса брутто не более 30 кг), контейнеры или тару-оборудование (масса нетто не более 250 кг).[1]

Каждую единицу транспортной тары маркируют несмывающейся непахнущей краской при помощи штампа, трафарета  или наклеивают ярлык с указанием:

- наименования  предприятия-изготовителя, его товарного знака;

- наименования и сорта  продукта;

- даты изготовления;

- массы  брутто, нетто  тары;

- срока  и условий  хранения;

- обозначения  стандарта.

Аналогичный ярлык вкладывают в каждую единицу транспортной тары.

Допускается не наносить транспортную маркировку на многооборотную тару.

При реализации вареных колбас в розничной торговле покупатель должен быть информирован о пищевой  и энергетической ценности 100 г продукта (белок, жир, калорийность), как правило, эти данные нанесены в виде печати на оболочку изделия.

С предприятия продукты выпускают  с температурой в толще батона не выше 8°С.[5 c.113]

1.5 Новые  виды упаковки вареных колбас

В настоящее время активно  разрабатываются прогрессивные  способы упаковки и хранения, поэтому  сроки реализации продукции могут  увеличиться и должны быть отражены в соответствующей нормативно-технической  документации. Колбасные оболочки предназначены  для предохранения колбасных  изделий от загрязнений, механических повреждений, порчи от воздействия  микроорганизмов, чрезмерной усушки, деформации.

Установленные нормативными документами сроки хранения колбасных  изделий часто бывают недостаточными для реализации продуктов, поэтому  возникает необходимость поиска способов увеличения срока хранения. Становится необходимым выработка и использование искусственных оболочек с повышенной газо-, влаго- и паропроницаемостью и бактерицидным покрытием.

Рассмотрим основные новые  виды оболочек вареных колбас.

Оболочки, оказывающие непосредственное антимикробное действие, содержат консервант, назначение которого – полностью или частично проникнуть в пищевой продукт и создать консервирующий эффект. Консерванты могут быть введены либо в состав материала оболочки, либо зафиксированы на её поверхности различными методами (например, замачиванием в растворах антимикробных составов перед формованием колбас, нанесением таких составов на поверхность сформованных колбасных батонов). Оболочки с антимикробным покрытием обладают достаточной прочностью, незначительной толщиной, эластичны, влаго- и дымопроницаемые, выдерживают высокие температурные режимы (до 100°С), хорошо растягиваются, легко снимаются после охлаждения продукции. Эти характеристики позволяют механизировать и автоматизировать процесс производства продукции, до минимума сократить ручной труд, а наличие бактерицидного покрытия значительно увеличивает срок годности варёных колбас. [11 c.78]

Полиамидные термоусадочные оболочки относятся к широкому классу барьерных оболочек. Материал для их изготовления (полимерная пленка) обладает высокой механической прочностью, устойчивостью к прокалыванию, способностью к термоусадке, низкой кислородной и влагопроницаемостью, бактериальной чистотой и др. Полиамид, применяемый в качестве сырья для изготовления барьерных оболочек, является гигиенически чистым материалом. А сами оболочки безопасны для контакта с продуктом. Учитывая свойства непроницаемости, полиамидные оболочки предохраняют мясные изделия от окисления и микробной порчи.

Именно полиамидные оболочки открывают самые широкие возможности в плане воплощения полета дизайнерской мысли при нанесении маркировки. Срок хранения при соблюдении температурного режима — от 15 до 60 суток.

ХУККИ тип F - искусственная  целлюлозная армированная колбасная  оболочка, которая является специальным  типом оболочек и предназначена  для придания продукту наиболее привлекательного и изысканного внешнего вида за счет уникальной формы и вида батона.[11 c.90]

Для производства оболочек ХУККИ тип F применяются материалы:

- целлюлоза;

- нитяная нерастяжимая сетка с ромбовидным плетением.

Информация о работе Влияние потребительской упаковки на качество товаров