Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:06, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить упаковку вареных колбас, её влияние на качество товара.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные виды упаковки вареных колбас;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты товароведной характеристики различных видов упаковки вареных колбас 5
1.1 Виды и характеристика упаковки вареных колбас 5
1.2 Упаковка, как фактор сохраняющий качество 9
13. Требования к упаковке вареных колбас 11
1.4 Требования к маркировке на упаковке вареных колбас 14
1.5 Новые виды упаковки вареных колбас 17
Глава 2. Практическая часть 21
2.1 Объекты и методы исследования 21
2.2 Сравнительный анализ маркировки образцов вареных колбас 22
2.3 Органолептическая оценка качества образцов вареных колбас 23
Заключение 25
Список литературы 28
- целыми батонами - колбасы;
- целыми изделиями - мясные хлебы;
- целым куском массой от 200 до 1000 г (порционная нарезка);
- ломтиками массой нетто от 100 до 350 г без оболочки (сервировочная нарезка).[1]
Допускается групповая упаковка батонов в полимерную пленку.
Сосиски (в оболочке или без нее), сардельки и шпикачки упаковывают под вакуумом или в модифицированной газовой среде на специальном оборудовании в пакеты из прозрачных пленочных материалов.
Отрицательные отклонения массы
нетто одной упаковочной
Вареные колбасные изделия, в том числе фасованные, упаковывают:
- в ящики из гофрированного картона по ГОСТ 13513;
- в полимерные многооборотные ящики по ГОСТ Р 51289;
- в алюминиевые ящики;
- в контейнеры или тару-оборудование.
Вареные колбасы укладывают в контейнеры и тару-оборудование не более чем в три ряда на одну полку.
Допускается использовать другие
виды тары и упаковочные материалы,
в том числе закупаемые по импорту
или изготовленные из импортных
материалов, разрешенные уполномоченными
органами для контакта с пищевой
продукцией, обеспечивающие сохранность
и качество продукции при
Тара должна быть чистой, сухой, без постороннего запаха.
Многооборотная тара должна
иметь крышку. При отсутствии крышки
допускается для местной
Тара, бывшая в употреблении, должна быть обработана дезинфицирующими средствами в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами, утвержденными в установленном порядке.
Масса нетто вареных колбасных
изделий в ящиках из гофрированного
картона должна быть не более 20 кг, в
контейнерах и таре-
В каждую единицу транспортной тары упаковывают вареные колбасные изделия одного наименования и даты выработки.
Допускается упаковка двух
или нескольких наименований продукции
в один ящик, контейнер или тару-
Упаковка мясной продукции должна быть прочной и герметичной, чтобы изолировать продукт от нежелательного воздействия внешних факторов, а также прозрачной и бесцветной, что позволяет покупателю контролировать качество продукта. Вместе с тем упаковка должна быть увлекательно оформлена с нанесением на поверхность всех необходимых сведений о продукте.
Потребительская и транспортная тара, упаковочные материалы и скрепляющие средства должны соответствовать требованиям санитарии, документам, по которым они изготовлены, обеспечивать сохранность и качество мясопродуктов при транспортировании и хранении в течение всего срока годности, а также должны быть разрешены в установленном порядке для контакта с аналогичными пищевыми продуктами.[4]
Сформулированы требования к оболочкам, которые должны обладать:
- равномерностью калибра (одинаковым диаметром);
- устойчивостью к воздействию микроорганизмов;
- соответствовать повышенным гигиеническим нормам;
- высокой механической прочностью, эластичностью;
- возможностью подготовки к использованию без больших трудозатрат;
- определенный уровень паро- и газонепроницаемости;
- термостойкость и влагостойкость;
- возможность автоматизации процесса наполнения и формования колбасных батонов;
- возможность нанесения маркировки.
На этапе развития «сервиса» для клиентов и технологий продаж в России значение будут иметь три группы характеристик упаковки вареных колбас:
1. соответствие внешнего вида колбасного батона в оболочке стереотипным ожиданиям потребителей;
2. возможность формировать требуемые органолептические показатели колбас в той или иной оболочке. Во взаимосвязи с оболочками (т. е. их свойствами проницаемости) находятся вкус и аромат дыма, плотность, цвет корочки и остаточная массовая доля влаги продукта, которая влияет на плотность, консистенцию и тактильные ощущения при откусывании и пережевывании.
3. технологичность самой оболочки. Простота подготовки к использованию, механическая прочность и толщина пучка отвечают за удобство работы на высокоскоростном оборудовании (без дополнительных настроек и длительных остановок, нетребовательность к условиям хранения).[7 c.89]
Таким образом, оболочка должна технологическими свойствами удовлетворять производителей колбас, а внешним видом – потребителей.
Если представить, что все три группы характеристик равнозначны, то наиболее полно им соответствует вискозно-армированная (фиброузная) оболочка.
Считается, что наклеенная этикетка внешне делает колбасный батон более дорогим, чем печать по поверхности оболочки, но и обходится дороже за счет цены самой этикетки и трудоемкости процесса.
Наибольший простор для воплощения замысла дизайнера предоставляет полимерная (полиамидная) оболочка из-за ее однородной структуры поверхности и достаточно высокой плотности. Хотя сложная полноцветная печать не всегда нужна. В ряде случаев хорошо продуманная композиция наносимого изображения одноцветной краской будет выглядеть лучше и уместнее, чем яркая многоцветная маркировка. Но есть также случаи, когда без «кричащей» маркировки не обойтись.
У мясопереработчиков сейчас нет сложностей с маркировкой колбасных батонов, т.к. существует много способов, которые выступают в той или иной степени альтернативой друг другу. [9 c.104]
Наиболее распространенным методом печати на колбасных оболочках является флексографическая печать. На сегодняшний день применяются краски на базе растворителей, на водной основе, с УФ-отверждением. Высокий уровень применяемых технологий гарантирует отличное качество изображений, эксклюзивность дизайнерских решений и впечатляющую потребителя высококлассную цветопередачу рисунка любой сложности. Получаемые изображения – четкие, детализированные, с насыщенным глянцем.
Каждая упаковочная единица фасованных вареных колбас маркируется этикеткой в виде печати на пленке или наклеенной на упаковку, либо вложенной в нее.
По Закону о защите прав потребителей маркировка должна содержать информацию о предприятии-изготовителе, составе продукта, его сорте, пищевой и энергетической ценности, сроках и условиях хранения. По сравнению с маркировкой наклеиваемые этикетки имеют существенные недостатки: их можно переклеить (например, с целью фальсифицировать сортность продукта), этикетка может отвалиться. Качественная маркировка не смывается водой и жиром, устойчива к механическим повреждениям. К тому же при больших объемах продукции оболочки рациональнее маркировать, чем наклеивать этикетки.[3]
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» маркировка на этикетке вареных колбас должна содержать следующую информацию:
- наименование продукта;
- категория, сорт (при наличии);
- наименование и
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- масса нетто или количество;
- состав продукта;
- пищевые добавки,
-пищевая ценность;
- дата изготовления и дата упаковывания;
- условия хранения;
- срок годности;
- обозначение документа,
в соответствии с которым
- информация о подтверждении соответствия;
- термическое состояние (охлажденные, замороженные);
- упаковано под вакуумом
(при наличии вакуума в
На колбасные изделия в искусственной оболочке информацию частично или полностью допускается наносить непосредственно на оболочку.[2]
Способ и место нанесения даты изготовления на каждую единицу продукции может выбирать изготовитель. Допускается наносить информацию на специальное выделенное место на маркированной оболочке, а также наклеивать или закреплять в виде этикетки.
Разрешается наносить дополнительные сведения информационного и рекламного характера, относящиеся к данному продукту.
Транспортная маркировка - по ГОСТ 14192 с нанесением манипуляционных знаков: "Скоропортящийся груз", "Ограничение температуры". Транспортная упаковка и маркировка осуществляются следующим образом. Фасованные в пакеты вареные колбасы одного наименования, сорта и даты изготовления укладывают в ящики из гофрированного картона (масса нетто не более 20 кг), многооборотную тару (масса брутто не более 30 кг), контейнеры или тару-оборудование (масса нетто не более 250 кг).[1]
Каждую единицу транспортной
тары маркируют несмывающейся
- наименования предприятия-изготовителя, его товарного знака;
- наименования и сорта продукта;
- даты изготовления;
- массы брутто, нетто тары;
- срока и условий хранения;
- обозначения стандарта.
Аналогичный ярлык вкладывают в каждую единицу транспортной тары.
Допускается не наносить транспортную маркировку на многооборотную тару.
При реализации вареных колбас в розничной торговле покупатель должен быть информирован о пищевой и энергетической ценности 100 г продукта (белок, жир, калорийность), как правило, эти данные нанесены в виде печати на оболочку изделия.
С предприятия продукты выпускают с температурой в толще батона не выше 8°С.[5 c.113]
В настоящее время активно
разрабатываются прогрессивные
способы упаковки и хранения, поэтому
сроки реализации продукции могут
увеличиться и должны быть отражены
в соответствующей нормативно-
Установленные нормативными документами сроки хранения колбасных изделий часто бывают недостаточными для реализации продуктов, поэтому возникает необходимость поиска способов увеличения срока хранения. Становится необходимым выработка и использование искусственных оболочек с повышенной газо-, влаго- и паропроницаемостью и бактерицидным покрытием.
Рассмотрим основные новые виды оболочек вареных колбас.
Оболочки, оказывающие непосредственное антимикробное действие, содержат консервант, назначение которого – полностью или частично проникнуть в пищевой продукт и создать консервирующий эффект. Консерванты могут быть введены либо в состав материала оболочки, либо зафиксированы на её поверхности различными методами (например, замачиванием в растворах антимикробных составов перед формованием колбас, нанесением таких составов на поверхность сформованных колбасных батонов). Оболочки с антимикробным покрытием обладают достаточной прочностью, незначительной толщиной, эластичны, влаго- и дымопроницаемые, выдерживают высокие температурные режимы (до 100°С), хорошо растягиваются, легко снимаются после охлаждения продукции. Эти характеристики позволяют механизировать и автоматизировать процесс производства продукции, до минимума сократить ручной труд, а наличие бактерицидного покрытия значительно увеличивает срок годности варёных колбас. [11 c.78]
Полиамидные термоусадочные оболочки относятся к широкому классу барьерных оболочек. Материал для их изготовления (полимерная пленка) обладает высокой механической прочностью, устойчивостью к прокалыванию, способностью к термоусадке, низкой кислородной и влагопроницаемостью, бактериальной чистотой и др. Полиамид, применяемый в качестве сырья для изготовления барьерных оболочек, является гигиенически чистым материалом. А сами оболочки безопасны для контакта с продуктом. Учитывая свойства непроницаемости, полиамидные оболочки предохраняют мясные изделия от окисления и микробной порчи.
Именно полиамидные оболочки открывают самые широкие возможности в плане воплощения полета дизайнерской мысли при нанесении маркировки. Срок хранения при соблюдении температурного режима — от 15 до 60 суток.
ХУККИ тип F - искусственная целлюлозная армированная колбасная оболочка, которая является специальным типом оболочек и предназначена для придания продукту наиболее привлекательного и изысканного внешнего вида за счет уникальной формы и вида батона.[11 c.90]
Для производства оболочек ХУККИ тип F применяются материалы:
- целлюлоза;
- нитяная нерастяжимая сетка с ромбовидным плетением.
Информация о работе Влияние потребительской упаковки на качество товаров