Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:26, курсовая работа
Горький шоколад способен предотвращать сердечно-сосудистые заболевания. Исследования, проведенные в Италии, показали, что можно предотвратить возникновение воспалительных процессов, приводящих к сердечно-сосудистым заболеваниям, употребляя горький шоколад. В идеале, дневная норма должна составлять 6,7 граммов в день.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Обзор литературы:
1.1 Состояние рынка кондитерских изделий …………………………………...6
1.2 Классификация и ассортимент шоколада …………………………………13
1.3 Химический состав и пищевая ценность шоколада ………………………17
1.4 Основные дефекты и болезни шоколада ………………………………...17
1.5 Показатели качества шоколада…………………………………………...18
1.6 Требования к упаковке, хранению, маркировки шоколада
Упаковка шоколада……………………………………………………………..19
2.Практическая часть. «Изучение ассортимента, оценка качества
шоколада»
2.1 Изучение ассортимента шоколада на рынке Костромы на примере
магазина «Лидер»……………………………………………………………...24
2.2 Идентификация и фальсификация шоколада…………………………….25
2.3 Пути совершенствования ассортимента и качества шоколада..…..…..26
2.4 Экспертиза качества шоколада в соответствии стандарта……………….28
2.5 Анализ нормативной базы………………………………………………..29
Заключение …………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………34
Рассчитаем широту ассортимента. Так как в магазине представлены все группы продовольственных товаров, то широта действительная будет равна
9, как и широта базовая:
K Шд / ШБ * 100%~9/9* 100%=100%,
Также рассчитаем полноту ассортимента. Согласно ОКИ, можно выделить 46 видов шоколада, а в магазине присутствует 16.
Кп - Пд / 11Б * 100%= 16/46* 10()%-35%,
Чем выше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя. Так как мы имеем полноту 35%, то можно сделать вывод, что потребности покупателя в шоколаде удовлетворяются не в полной мере.
Кн=Н / Шд* 100%=0/9*100%=0%.
То что коэффициент новизны равен 0% значит, что в продажу не поступало новых товаров.
К у = У / Шд* 100%=3/9*100%=33%.
Коэффициент устойчивости показывает, что 33% товаров пользуются
постоянным спросом у покупателей.
2.2 Идентификация и фальсификация шоколада.
Признаки настоящего шоколада.
Псевдо шоколад изготавливается из какао-порошка, хранится намного дольше настоящего, легко размазывается в руках.
Подделка.
К сожалению, нередко встречается фальсификация шоколада, которая может производиться путем подмены одного вида шоколада другим.
Бывает, что под видом десертного продают обыкновенный шоколад, поэтому опять-таки обращайте внимание на маркировку. На упаковке десертного шоколада обычно указывается процентное содержание какао-массы или принадлежность изделия к десертному шоколаду, например: "Классический десертный с содержанием какао 55%". Это указание выносится на лицевую сторону обертки.
В шоколадную массу вводят в больших количествах менее ценные компоненты (сухое и сгущенное молоко, сливки, изюм, растертые орехи, цукаты, дробленые вафли и т.п.), тем самым, снижая содержание более дорогих (какао-масла и тертого какао).
Для того чтобы увеличить массу шоколада, в него могут вводить повышенное количество сахара или воды. Так как шоколадная масса представляет собой жировую среду и вода в ней не растворяется, в массу вводят различные поверхностно-активные вещества (лецитин, фосфатидные и другие концентраты). Таким образом, содержание воды увеличивается с 1 до 6-9%.
В натуральный шоколад и шоколадные изделия вместо какао-масла вводят гидро - или растительный жир, или масло, идентичное какао-маслу, и др. При такой фальсификации натуральный шоколад будет иметь параметры, характерные для искусственного шоколада.
Следующий вид подделки шоколада - это добавление какао-порошка. Если вы увидите его в составе продукта, знайте, что это не шоколад, а нечто низкокачественное, так как какао-порошок приготовлен из жмыха (оставшегося после отжима масла из какао-бобов). Обычно какао - порошок добавляют в гидро-жир для придания ему коричневого цвета. На некоторых импортных плитках шоколада значится "какао велла", что переводится буквально как жмых.
Имеется еще один способ фальсификации - это добавление соевых и различных белковых продуктов. Их вы распознаете по более светлой и матовой поверхности "шоколада" (настоящий имеет будто отполированную), прилипанию к зубам и глухому звуку при ломке.
Для удлинения сроков годности (а шоколад имеет небольшой срок годности, поэтому многие потребители хранят его в холодильнике) вводят различные консерванты, антиокислители. При этом в составе не указывают, какие введены консерванты или антиокислители. Если перед вами шоколад или шоколадное изделие со сроком реализации более 4 месяцев, то в нем обязательно содержится антиокислитель. Поскольку шоколад и шоколадные изделия имеют жировую основу, консерванты обычно не вносят, а вот без антиокислителей для продления срока хранения не обойтись.
Заменители и эквиваленты классифицируют, учитывая:
Встречается такая фальсификация шоколада, как недовес, что происходит за счет значительных отклонений массы продукта от предельно допустимой нормы, указанной в действующем стандарте. Например, может быть занижен вес нетто плитки шоколада или шоколадного батончика и т.д. Чтобы выявить такую фальсификацию, нужно взвесить данное изделие на проверенных измерительных весах.
Конфеты "Марс", "Сникерс", "Баунти" и другие конфеты, глазированные шоколадной глазурью, называют шоколадными батончиками, хотя они таковыми не являются. При фальсификации информации о шоколаде и шоколадных изделиях довольно часто искажаются или не точно указываются некоторые данные.
К фальсификации шоколада относится подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода и др. Выявляется такая фальсификация путем проведения специальной экспертизы, которая позволяет выявить:
В заключение можно сказать, что фальсификация начинается не с добавок сои и жиров как таковых, а с маркировки, где все эквиваленты, заменители, консерванты, антиокислители и ароматизаторы попросту не указываются.
.
2.3 Пути совершенствования ассортимента и качества шоколада.
В настоящее время крупные производители стремятся предоставить потребителю что-то нестандартное, необычное, поскольку качество у всех примерно одинаковое, стараются очаровать потребителя новой упаковкой, новым имиджем брэнда.
Заставить потребителя попробовать можно, но уговорить его остаться приверженцем продукции достаточно сложно. Нужно производить качественный и интересный продукт, соответствующий запросам покупателя, которые он возлагает на импульсный товар. А для дальнейшего продвижения определяющую роль играет качество.
Основными направлениями в разработке новых видов кондитерских изделий являются совершенствование ассортимента товаров для детского и диетического питания, увеличение количества белка, снижение содержания углеводов, и в первую очередь сахаров, а так же выпуск витаминизированных сахарных кондитерских изделий. В связи с тем, что белок является не только полноценным, но и дефицитным компонентом продуктов питания, на современном этапе ведется изыскание новых видов белково-содержащего сырья, которое может быть успешно использовано в производстве кондитерских изделий.
Изделия для детей необходимо изготавливать из натурального высококачественною сырья, не содержащего консервантов, гидрированных жиров, спирта, кофе, искусственных красителей и ароматических веществ. В рецептуру этих изделий вводить такие биологически полноценные продукты, как молоко, сливочное масло, фрукты и ягоды, орехи; содержание какао-продуктов ограничивать из-за наличия в них теобромина и кофеина.
К витаминизированным относят изделия, обогащенные в процессе приготовления витаминами, полученными синтетически, либо естественными витаминными препаратами в виде порошка или пюре шиповника, хвойного экстракта, дрожжей и др. Все виды витаминизированных изделий вырабатывают по утвержденным рецептурам и технологическим схемам. Витамины вводятся по возможности на такой стадии производства, чтобы исключить неблагоприятное воздействие на них высокой температуры. Чаще всего для витаминизации используют витамины С и B (как требующиеся в наибольших количествах), в некоторые изделия вводят также витамины В2, РР, Е, A, D и др.
Для повышения биологической ценности изделий используют также такое ценное сырье, как плоды и овощи. С целью сохранения белка, витаминов, ферментов и других биологически-активных веществ изыскиваются также новые технологические процессы производства кондитерских изделий. [16]
Изделия с повышенным содержанием фосфатидов также относят к группе диетических продуктов, которые рекомендуются для питания лиц среднего и пожилого возраста и детей. Фосфатиды принимают участие в жировом обмене, препятствуют развитию атеросклероза, а фосфатид лецитин благоприятно действует на рост и развитие молодого организма. С добавлением фосфатидов необходимо вырабатывать диетические сорта шоколада.
В связи с этим в последние годы большое внимание уделяется созданию подсластителей. Главная трудность при использовании большинства подсластителей в кондитерской промышленности - высокая интенсивность их сладких веществ, превышающих сладость сахарозы в сотни раз, и обусловлено этим отсутствие весового объёма, замещающего эквивалентный объём сахара. Кроме того, во многих кондитерских изделиях сахар-структурообразующий компонент. Поэтому в качестве сахарозаменителей в кондитерском производстве чаще всего используют сорбит, ксилит, фруктозу, сладость которых близка данному показателю сахара. Исследованиями последних лет выявлены токсичные свойства ксилита и сорбита, из-за этого предпочтительнее применение фруктозы - натурального заменителя сахара. При обмене веществ в организме человека фруктоза наряду с сахарозой является источником энергии. По калорийности равная сахарозе. Она эффективно усваивается, и её могут употреблять диабетики в качестве ежедневного компонента пищи.
Одна из особенностей рынка шоколада -- он постоянно требует новинок.
Крупные производители стремятся представить что-то нестандартное, необычное, поскольку качество у всех примерно одинаковое, стараются очаровать потребителя новой упаковкой, новым имиджем брэнда. Упаковка и позиционирование шоколадной продукции играет значительную роль, и 50% успеха продаж зависит именно от упаковки шоколада. Упаковка помогает бренду не затеряться на полке, служит способом его идентификации, а, следовательно, способствует повышению лояльности потребителя к тому или иному бренду.
Очень важно, чтобы на рынке все время появлялись новинки. Это относится и к новым маркам, и к новым видам упаковки, и, конечно, к созданию принципиально новых продуктов. Необходимо регулярное обновление дизайна и модернизация уже ставшихпопулярными продуктов. Одно из основных условий успеха брэнда -- это рекламная поддержка, и, она должна включать как телевизионную, печатную рекламу так и наглядные дисплеи, промо-акции в местах торговли.
Ассортимент кондитерских изделий расширяется за счет внедрения прогрессивных технологий, приобретения современного упаковочного оборудования.
2.4 Экспертиза качества шоколада в соответствии стандарта.
Органолептический метод оценки качества.
К органолептическим показателям,
характеризующим качество шоколада,
относят внешний вид, форму, консистенцию,
структуру, вкус и запах. Внешний вид должен
быть блестящим или матовым, в зависимости
от вида шоколада. Шоколад с неизмельченными
добавлениями и пористый может иметь неровную
поверхность нижней стороны плитки. Форма
– правильная, консистенция – твердая
при температуре 16±2°С. Структура должна
быть однородной, излом матовый у шоколада
без добавлений. Вкус и запах – свойственные
виду шоколада.
При органолептической оценке
шоколада руководствуются: ГОСТ 5897-90, при
определении степени измельчения – ОСТ
5902-80, массовой доли начинки – ГОСТ 5897-90,
золы – ГОСТ 5901-87, токсичных элементов
– ГОСТ 26927-86, ГОСТ 26930-86–26934-86.
Органолептическую оценку шоколада
проводят при температуре 16+2°С. Начинают
ее с визуального осмотра упаковки и маркировки.
Устанавливают четкость рисунка и надписей,
яркость красок этикетки и ее художественные
достоинства, плотность завертки. Дату
выработки шоколада и соблюдение гарантийного
срока хранения проверяют по штампу или
компостеру на фольге или подвертке. Затем
проверяют массу нетто шоколада, взвешивая
его без фольги и этикетки с погрешностью
не более 0,01 г.
Внешний вид определяется состоянием
лицевой и нижней поверхностей шоколада.
Лицевая поверхность шоколада без добавлений
должна быть блестящей, без сероватого
налета и пятен, с добавлениями – может
быть слегка тусклой. Не допускается выход
начинки на поверхность шоколада. Консистенция
при температуре 180°С твердая. Структура
шоколада без добавок и с тонкоизмельченными
добавками – однородная, пористо-ячеистая.
Крупноизмельченные добавки (вафли, орехи,
печенье) должны распределяться в массе
равномерно. Форма плиток и фигур шоколада
должна быть правильной, без деформаций.
Вкус и аромат определяют опробованием.
Они должны быть ясно выраженными с тонким
шоколадным или ванильным ароматом, ароматом
от добавок и приятной горечью. Шоколад
с добавлениями должен иметь гармоничный
вкус.
Дефекты шоколада, выявляемые при
органолептической оценке и возникающие
при нарушении технологии, а также режимов
и сроков хранения:
– крошливый излом, ощущение кристаллов
сахара и частиц какао-массы во рту – возникает
при недостаточном растирании шоколадной
массы;
– кисловатый, вяжущий вкус – возникает
при нарушении технологии производства;
– потеря аромата, несвежий лежалый
запах, салистый, прогорклый привкус –
следствие нарушения режимов и сроков
хранения;
– поражение шоколада насекомыми-вредителями.
Наиболее опасна шоколадная моль;
– жировое поседение – результат
несоблюдения режима темперирования при
производстве. Какао-масло имеет четыре
полиморфные формы кристаллизации (a, b, b1, g),
которые различаются температурой плавления
(24, 28, 35 и 18°С). Наиболее устойчивой является b-форма.
При недостаточном темперировании образуются
неустойчивые формы, которые при хранении
шоколада переходят в b-форму. Процесс идет
с выделением теплоты, что приводит к плавлению
какао-масла и выделению его на поверхности
шоколада в виде капель. При охлаждении
на поверхности образуется жировой налет,
называемый жировым поседением. Кроме
того, жировое поседение возможно в результате
хранения при повышенной температуре
(около 30°С). При этом отдельные фракции
какао-масла плавятся и выделяются на
поверхности. При понижении температуры
расплавившийся жир затвердевает в виде
крупных кристаллов;
– сахарное поседение – результат
несоблюдения режимов хранения (перепад
температур), вследствие чего на поверхности
конденсируется влага, в которой растворяется
сахар. После испарения влаги на поверхности
шоколада остаются мелкие кристаллы сахара
в виде белого налета.
Отбор проб и подготовку лабораторных
испытаний шоколада проводят в соответствии
с ГОСТ 5904-82 "Изделия кондитерские. Правила
приёмки, методы отбора и подготовки проб".