Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 07:26, реферат
Информация о товаре — это совокупность характеризующих его сведений.
Ее основная функция — информирование покупателя о потребительной стоимости товара. Информация о товаре влияет на формирование потребительского спроса на товары.
880
Новая Зеландия
94
Югославия
860
Норвегия
70
Япония
45-49
Таким образом независимый покупатель может, даже пользуясь специальными классификаторами, расшифровать лишь первые 7 знаков штрихового кода. Полностью расшифровать информацию может лишь торговый партнер фирмы-изготовителя. Нередко на товаре можно увидеть надпись, например, «Сделано в Германии», а код, нанесенный на этикетку, этой стране не соответствует. Причин этого может быть несколько.
Первая: фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт продукции.
Вторая: товар был изготовлен на дочернем предприятии, расположенном в другой стране.
Третья: возможно товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны.
И, наконец, четвертая: учредителями предприятия являются несколько фирм из различных государств.
Следует отметить, что, используя штрих-код, можно с известной степенью достоверности, судить о подлинности товара или же установить наличие фальсификации продукции.
Это может быть сделано с помощью имеющего в штрих -коде контрольного знака (последняя цифра штрих-кода).
Ниже приводится методика такого анализа на примере штрих -кода типа EAN-13, приведенного на рис. (код 5900501002822). Рис. Образец штрихового кода в системе EAN-13 Для такого анализа следует провести следующие вычисления:
1. Сложить цифры, стоящие на четных местах: 9+0+0+0+2+2=13;
2. Полученную в п. I сумму умножить на 3: 13 х 3 = 39;
3. Сложить цифры, стоящие
на нечетных местах без
4. Сложить суммы, полученные в п.2 и п.З: 39+19 = 58;
5. Отбросить десятки, получим число 8;
6. Из 10 вычесть полученную в п. 5 сумму: 10-8 = 2.
Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих -коде, это означает, что товар произведен незаконно.
Если полученная в п. 6 цифра
совпадает с контрольной, что
мы наблюдаем в нашем примере,
то произведенный и
Существует ряд правил нанесения штрих-кода, отклонение от которых также может позволить отличить подлинные штриховые коды от поддельных.
Во-первых, установлены требования к размеру ШК: минимально возможные размеры кода — 21,0 х 30,0 мм; максимальные - 52,5 х 74,6 мм. При этом на допуск на ширину печатаемого штриха меняется в 8 раз.
Цветовое исполнение должно быть следующим: цвет штрихов может быть черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым; в качестве фона рекомендуется применять белый цвет, но можно также использовать желтый, оранжевый и светло-коричневый. Красный и желтый тона для печатания штрихов применять нельзя, так как они не различаются сканером.
Размещают ШК, как правило, на задней стенке упаковки в правом нижнем углу, на расстоянии не менее 20 мм от краев. Поверхность упаковки при этом должна быть абсолютно ровная, без перфорации, рисунков и т.д. При использовании мягких упаковок (пакетов из полимерных материалов), для нанесения ШК выбирают такое место, на котором штрихи будут параллельны днищу упаковки.
На каждой упаковке размещают лишь один код EAN или UPC, однако, если товар зарегистрирован в двух ассоциациях, в противоположных концах упаковки наносят два кода.
Таким образом, даже знание этих простейших правил иногда может защитить потребителя от подделки ШК.
Существует 2 принципиально разных варианта нанесения ШК на товар или его упаковку:
1) полиграфическим способом:
высокое качество печати
2) в виде самоклеющихся этикеток, ярлыков и т.д.
Для считывания ШК применяют:
стационарные и портативные лазерные сканеры, позволяющие считывать ШК на различных расстояниях от товара: от 60 см до 5-6 м;
кассовые терминалы, оснащенные системами считывания ШК;
оптические контактные считыватели в виде ручек, карандашей, лазерных пистолетов и др.
Единственной организацией в России и странах СНГ, имеющей право регистрировать предприятия в Международной системе EAN и предоставлять уникальные штриховые коды EAN и американские коды UPC, является Внешнеэкономическая ассоциация в области автоматической идентификации «UN IS CAN» («ЮНИСКАН»). Любое предприятие может стать полноправным членом-пользователем Международной ассоциации EAN и получить товарный номер (штриховой код) на свою продукцию. Информативность товаров как критерий конкурентоспособности характеризует качество информации о конкурентных преимуществах товара. Как известно, информация для потребителя в зависимости от вида и технической сложности товара может быть представлена:
текстом и маркировкой;
эксплуатационным документом (паспортом, руководством по эксплуатации, этикеткой) .
При составлении указанных средств информации должны быть максимально учтены интересы потребителей, которые в основном реализованы в Законе "О защите прав потребителей".
Общими требованиями к товарной информации являются достоверность, доступность, достаточность.
В развитие указанного Закона в России разработаны и действуют ГОСТы на информацию для потребителей. Так, Закон регламентирует обязательные и рекомендуемые требования к потребительской товарной информации. К обязательным требованиям относится наличие в средствах информации следующих сведений:
• наименование товара;
• наименование фирмы и страны изготовителя;
• адрес изготовителя;
• правила и условия
хранения, транспортирования и
• информация об обязательной сертификации;
• основные потребительские свойства или характеристики.
Стандарт допускает применение
терминов рекламного характера только
при указании нормативного документа,
позволяющего осуществлять идентификацию
продукта или дающего четкое определение
термина при подтверждении
Идентификация - установление соответствия характеристик товара, указанных на маркировке и в сопроводительных документах или иных средствах информации, предъявляемым к нему требованиям .
Обязательные требования к информации изготовитель может выполнять неформально, приводя дополнительные сведения, не предусмотренные стандартами и техническими условиями. Например, величина усадки материалов после стирки или химчистки, температура глажения и др.
Основную информацию потребитель
получает из ярлыка, размеры которого
ограничивают объем помещаемых сведений
о товаре. Поэтому целесообразно
информировать его через
Для оценки качества информации предлагаются следующие критерии информативности товаров:
• сведения об отличительных особенностях (достоинства, специфика эксплуатации, совместимость);
• сведения о потребительских показателях качества (указание основного сырья, величина изменения размера ткани после стирки, химчистки и влажной обработки, режимы термической обработки);
• сведения о сертификации и сопроводительной документации (наличие сертификатов, наличие сопроводительных документов);
• сведения о способах ухода (условия хранения, предупреждения, способы устранения дефектов);
• сведения о правилах эксплуатации (условия транспортирования, указание на несовместимость основных и отделочных материалов при стирке и носке);
• эстетический уровень ярлыка (цветовое, графическое, шрифтовое текстовое решение).
Информативность предлагается оценивать по пятибалльной системе - очень плохо, плохо, удовлетворительно, хорошо, отлично.
Знаком уважительного
отношения к потребителю
Информирование потребителей об основных потребительских свойствах швейных, текстильных и трикотажных товаров позволит обеспечить конкурентоспособность товаров.
Информационная фальсификация — обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре.
Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товаросопроводительных документах, маркировке и рекламе. Любой вид фальсификации, рассмотренный ранее, в большинстве случаев дополняется фальсификацией информации о товаре. В противном случае фальсификация легко выявляется.
Искаженная или неточная информация о товаре служит основанием считать заменитель натурального продукта фальсифицированным. Так, к фальсифицированному продукту относится маргарин, на маркировке которого и в товаросопроводительных документах указывается, что это сливочное масло. Правильное указание на маркировке наименования продукта «маргарин» снимает обвинения в фальсификации.
В практике работы торговых предприятий известны случаи, когда покупатели обращаются с жалобой на реализацию фальсифицированных пищевых продуктов, например мясорастительной колбасы. Внимательное рассмотрение жалоб такого рода показывает, что факт фальсификации отсутствует, так как на маркировке товара полностью указаны состав продукта и его назначение. Способ доведения информации до потребителя не оговаривается и не может служить основанием для отнесения товара к фальсифицированному.
При фальсификации информации
о товаре довольно часто искажаются
или неточно указываются
Страна происхождения
товара чаще всего не указывается
или указывается неправильно. На
российский рынок поступает значительное
количество фальсифицированных отечественных
и импортных товаров без
Встречаются случаи, когда
подделываются товарные и фирменные
знаки предприятий-
Многие фирмы вводят дополнения в фирменные знаки для защиты их от подделок. Вспомните подмигивающего Распутина на этикетке и в рекламе водки «Распутин». Московское АО «Кристалл» при производстве водки ввело дополнительный фирменный знак на завинчивающемся колпачке: изображение зубра.
Одной из разновидностей информационной фальсификации товара является фальсификация с помощью упаковки, чаще всего производственной потребительской.
Упаковка — составная
часть товара, определяющая внешний
вид упакованной продукции. Идентифицирующие
функции присущи упаковке в меньшей
степени, чем маркировке. Ее основной
функцией является предохранение товара
от потерь, а окружающей среды —
от загрязнения. Однако привлекательная
по внешнему оформлению упаковка может
придать неповторимый вид товару,
служить для целей
Например, оригинальные по форме и окраске керамические бутылки Рижского бальзама, бутылки водки «Смирнофф» с выпуклым изображением российской короны легко узнаваемы и служат для потребителя важным отличительным признаком.
Объектом фальсификации является именно привлекательная по внешнему виду упаковка, имитирующая продукт высокого качества, хотя содержимое упаковки чаще всего оказывается фальсифицированным.
В этом случае фирменная упаковка используется как средство информации о товаре, хотя чаще всего цель фальсификации — подделка под высококачественный товар того же наименования. Гораздо реже фальсификация упаковки осуществляется с целью ассортиментной фальсификации.
Фальсифицируют не только маркировку и упаковку, но и товаросопроводительные документы, причем наиболее часто подделывают накладные и сертификаты.
В товарно-транспортных накладных на фальсифицированные товары всегда подделывается наименование товара, довольно часто — название изготовителя и количество товара (количественная фальсификация). Обнаружить подделку этих реквизитов в накладной можно только идентификацией товара на ассортиментную принадлежность и происхождение, а также количественным измерением всей товарной партии (перевешивание, пересчет, обмеривание).
В последнее время очень распространенным видом фальсификации документов стала подделка сертификатов. При инспекционном контроле в ряде случаев обнаруживается до 50 % фальшивых сертификатов, подлежащих аннулированию. Существует несколько способов их подделки:
• подделка сертификата с использованием подлинного бланка установленной формы и внесением всех реквизитов фальсифицированного или не прошедшего сертификационные испытания товара. При этом используются фальшивые печати органов по сертификации;