Исследование качества подсолнечного масла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:17, дипломная работа

Краткое описание

Масложировой промышленностью нашей страны выпускается широкий ассортимент жировых продуктов. Наибольший удельный вес среди них занимают растительные масла.
Многие масложировые предприятия страны представляют собой крупные индустриальные комплексы. Дальнейший прирост мощностей маслозаводов намечается повышать за счет внедрения непрерывных высокопроизводительных линий экстракции масел, чтобы в перспективе полностью заменить прессовый способ переработки масличного сырья на более экономичный — экстракционный.

Содержание

Введение
1.Теоретическая часть 3- 4
Состав, свойства и классификация жиров 4-6
Растительные масла 7-14
3.1. Получение растительных масел 7-8
3.2. Ассортимент и характеристика растительных масел 8-10
3.3. Технические требования 10
3.4. Органолептические показатели 10
3.5.Требования к сырью. 11
3.6.Упаковка и розлив. 11-12
3.7. Маркировка 12-13
3.8.Транспортировка. 13
3.9. гарантии изготовителя. 14
IV. Сравнительная оценка качества растительных масел разных
изготовителей 14-19
4.1.Цель работы 14
4.2.Объекты исследования 14
4.3. Методы определения качества 14-15
4.3.1.Органолептическая оценка растительного масла 15-16
4.3.2. Результаты испытаний 16-17
V.Заключение 18-20
VI.Использованная литература 21

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа на тему.docx

— 103.70 Кб (Скачать файл)

      Бутылки  из полимерных материалов укупоривают  колпачками из полиэтилена высокого давления низкой платности  по  нормативно-технической  документации или заваривают.

      Бутылки  с подсолнечным маслом упаковывают  в деревянные  многооборотные ящики по ГОСТ 11354 и пластмассовые  многооборотные  ящики  для  бутылок  по нормативной документации.

      Бутылки  из  полимерных  материалов  упаковывают  также  в  ящики   из

гофрированного картона по ГОСТ 13516.

      Упаковывание  бутылок в проволочные многооборотные  ящики по нормативной документации, а также в тару-оборудование по ГОСТ 24831 проводят только  для местной реализации.

      Нефасованное  подсолнечное масло упаковывают  во  фляги  алюминиевые  по ГОСТ 5037 с уплотняющими кольцами из жиро-стойкой резины  по  ГОСТ  17133  и других  материалов,   разрешенных   органами   государственного   санитарно- эпидемиологического  надзора  а  установленном  порядке,  в  бочки  стальные неоцинкованные для пищевых продуктов по ГОСТ 13950, а также по  согласованию с потребителем наливают рафинированное  недезодорированное,  гидратированное

и нерафинированное подсолнечное масло  в  тару  потребителя,  пригодную  для перевозки растительных масел автотранспортом.

      Рафинированное  Дезодорированное   подсолнечное   масло   в   стальные

неоцинкованные бочки  для  пищевых  продуктов  по  ГОСТ  13950,  а  также  в алюминиевые  фляги  по  ГОСТ  5037  наливают  только   по   согласованию   с потребителем.

      Подсолнечное  масло разливают по видам и  сортам.

      Тара, применяемая  для розлива подсолнечного масла, должна быть чистой, сухой и не иметь посторонних запахов.

      Бочки и  фляги, применяемые для налива  рафинированного дезодорированогоподсолнечного  масла,   должны   быть   тщательно   зачищены   от   остатков хранившегося в них масла, пропарены, вымыты и высушены.

      Подсолнечное  масло,  предназначенное  к  отгрузке  в  районы  Крайнего

Севера и труднодоступные районы, должно упаковываться по ГОСТ 15846.

 

                               3.7   Маркировка

           На каждой бутылке с подсолнечным маслом наклеена  красочно оформленная этикетка, на которую нанесена  маркировка, содержащая:

      . наименование  предприятия-изготовителя, его товарный  знак;

      . вид, сорт, марку масла;

      . массу  нетто, г;

      . дату розлива;

      — содержание  жира в 100 г масла;

      .  калорийность  100  r  продукта  (.рафинированного  —   899   «кал,

        нерафинированного  и гидратированного — 898 ккал);

      . гарантийный  срок хранения;

      . обозначение  настоящего стандарта.

        Маркировка способом тиснения нанесена непосредственно на  бутылку  из полимерных материалов.

        Дату  розлива подсолнечного масла  проставляют компостером или  штампом на  этикетке,  тиснением  на  колпачке  или   любым»   другим   способом, обеспечивающим четкое ее обозначение, в том числе лазером.

        При  маркировании бутылок  с  маслом,  подвергнутых «вымораживанию», наименование масла дополнено: «вымороженное». На  каждую  упаковочную  единицу  с  маслом  дополнительно   нанесена маркировка , характеризующую продукцию:

        наименование  предприятия-изготовителя,  его  местонахождение  и  его

  товарный знак;

        вид, сорт и. марку масла;

      количество  бутылок  в  единице   упаковки   или   массу   нетто   для

нефасованного масла;

      дату налива  для бочек и фляг или дату  розлива для бутылок;

      обозначение  настоящего стандарта.

      При маркировании  ящиков с маслом, которое подвергнуто

 «вымораживанию», наименование  масла  дополнено: «вымороженное».

            Маркировка ящиков не проводится  при упаковке бутылок с

маслом в открытые ящики.

            Маркировка транспортной  тары  —  по  ГОСТ  14192  с  нанесением

манипуляционных знаков «Беречь от нагрева» и «Беречь от влаги».

 

                      3.8.  Транспортирование и хранение

 

      Срок транспортирования  и  хранения  рафинированного  дезодорированного масла до розлива в  бутылки  на  предприятии,  где  отсутствует  возможность дезодорации  масел,  а  также  до  использования  в  производстве  продуктов детского и диетического питания, не должен превышать 1 мес.

      Подсолнечное  масло в бутылках должно храниться  в закрытых  затемненных помещениях, во флягах и бочках — в закрытых помещениях.

      Подсолнечное  масло в промышленных условиях  хранят  в  соответствии  с, инструкциями хранящих организаций.

 

                         

                   3.9.  Гарантии изготовителя

 

      Изготовитель  гарантирует соответствие подсолнечного  масла  требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования  и  хранения, установленных настоящим стандартом.

      Гарантийный  срок  хранения  подсолнечного  масла  (со  дня  розлива):

фасованного в бутылки — 12месяцев, разлитого во фляги и бочки — 1,5 мес.

      По истечении  гарантийных сроков хранения  подсолнечное масло может быть реализовано, если его качество удовлетворяет требованиям стандарта.

 

 

 

  IV.  СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ РАЗНЫХ ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ

 

                               4.1 Цель работы.

 

      Исследовать  пять образцов растительных масел  разных  изготовителей  по нескольким показателям и определить соответствуют ли эти  масла  требованиям ГОСТ 52465.

 

                          4.2.  Объект исследований.

 

       Для  исследования  были  взяты  пять  образцов   растительных   масел

производства:

1) ООО«Родник 98»г. Кореновск. Краснодарский край. Россия

2) ЗАО «Чумак», Херсонская обл., Каховка, Украина

3) произв. для компании Бунге ЗАО с ИИ «ДМЭЗ», Днепропетровск, Украина

4) ООО «Золотая семечка», г. Ростов-на-Дону

5) ОАО «Астон» Ростовская  область  х. Морозов

6) Филиал «Лабинский МЭЗ»  г..Лабинск Краснодарский край

7) Г.Армавир Краснодарский  край

 

                      4.3   Методы определения качества

 

                4.3.1. Органолептическая оценка растительных масел.

 

      При   органолептической   оценке   растительных    масел    определяют

  прозрачность, наличие  отстоя,  цвет,  запах,  вкус.  Масло  предварительно

  нагревают на водяной  бане при 50 °С в течение 15 мин  и затем охлаждают  до 20 °С.

      Прозрачность  и наличие отстоя. Масло наливают  в мерный цилиндр на  100 мл и оставляют в покое 24 ч при 20 °С. В отстоявшемся масле в проходящем  и отраженном свете на белом фоне  определяют  прозрачность.  Масло  считается прозрачным при отсутствии взвешенных хлопьев,  мути,  а  также  сетки  (под сеткой понимают наличие в масле мельчайших  частиц  воскообразных  веществ, которые придают ему мутность). Отмечают также наличие в масле отстоя.

      Цвет. При  определении цвета масло наливают  в химический  стакан  слоем не менее 50 мм (диаметр стакана — 50 мм) и  просматривают  в  проходящем  и отраженном свете. При этом устанавливают  цвет  и  оттенок  масла  (желтый, желтый с зеленоватым оттенком, темно-зеленый, коричневый и т. д.).

      По характерной  окраске предварительно устанавливают  соответствие масла определенному виду.

      Запах.  Чтобы  определить  запах,  масло  наносят  тонким   слоем   на

стеклянную пластинку или растирают на тыльной поверхности ладони. Для более отчетливого  распознавания   запаха   масло,   нанесенное   на   пластинку, подогревают над водяной баней до 40—50 °С.

      Большинство  нерафинированных  растительных  масел  имеют  специфичный запах.

      У рафинированных  масел запах и вкус выражены  менее  отчетливо.  Масло, имеющее  запах  плесени,  затхлый,  резко  выраженный  олифистый,  считается недоброкачественным.

      Вкус. Его  определяют при  температуре  20  °С.  Вкус  нерафинированных

растительных масел может  быть  специфичным.  Например,  подсолнечное  масло имеет характерный  привкус  семян  подсолнечника,  соевое  —  привкус  сырых бобов .  Вкус  рафинированных масел менее выражен.

             Масло  прогорклое,  с  резким  жгучим  вкусом,  с  посторонними

привкусами, несвойственными данному виду, считается недоброкачественным.

 

                     4.3.2.   Определение кислотного числа

 

      Определение  кислотного  числа  основано  на  нейтрализации  свободных

жирных кислот растворами щелочей в спиртоэфирных растворах  жира.  Кислотное число  выражают  количеством  миллиграммов   щелочи   (КОН),   пошедшей   на нейтрализацию свободных жирных кислот, содержащихся в 1 г жира.

      Приборы  и оборудование. Конические колбы  на 100 мл; бюретки на 25  мл; водяная баня.

      Реактивы.  1  %-ный  спиртовой  раствор  фенолфталеина  или  1   %-ный

спиртовой раствор тимолфталеина;  0,1  н.  раствор  КОН:  нейтральная  смесь эфира  и  спирта  (2:  1).  Смесь  нейтрализуют  0,1  н.  раствором  КОН   в присутствии фенолфталеина (5 капель фенолфталеина на 50 мл смеси  или  1  мл тимолфталеина на 50 мл смеси для масла  с  темной  окраской).  Нейтрализацию проводят до едва заметного изменения окраски смеси.

      Порядок  проведения анализа. В коническую  колбу отвешивают 2—3 г  жира; если жир твердый, его расплавляют на водяной бане, затем слегка охлаждают  и приливают 20 мл нейтральной смеси.  Полученный  спиртоэфирный  раствор  жира титруют 0,1 н. раствором  КОН  при  постоянном  перемешивании  до  изменения окраски, обусловленной присутствием соответствующего индикатора.

      Кислотное  число исследуемого жира (X) в мг  КОН вычисляют по формуле:

                            x= 5,611 * V * K / m

где V—количество 0,1 н. раствора КОН, израсходованного  на  титрование,  мл; К—коэффициент поправки к титру 0,1 н. раствора КОН; m  —  навеска  жира,  г; 5,611 — количество едкого кали, содержащееся в 1 мл 0,1 н. раствора его.

 

 

4.3.3. Результаты испытаний

 

      Результаты  испытаний растительных масел  приведены в таблице1,2,3

      Масло, на  этикетках которого указано, что  оно подсолнечное, таковым  и

оказалось.

      На всех приобретенных упаковках с маслом на бутылке указан дата изготовления. На каждой бутылке указано, что срок реализации 12 месяцев.

       Некоторые  производители  начинают  ставить  на  своей  продукции  дату

конечной  реализации,  как  это  принято  за  рубежом.  Такая   путаница   в

маркировке вводит потребителя в заблуждение.

 На этикетке масла  «Затея» указана не только  дата изготовления, но и время.

      На основе  проведенных исследований, можно  сделать вывод о том, что растительное  масло отвечает всем санитарным  нормам и соответствует ГОСТу, указанному на этикетках производителей.

 

 

4.3.4.Анкетирование  местного  населения.

 

 

 Мною проведено  анкетирование  местного населения возле трех  торговых точек.

  1. «Магнит»
  2. ЧП Желтухина магазин «Продукты »
  3. ЧП Резенькова магазин «Продукты 48»

     Жителям было  предложено ответить на вопрос: какое растительное масло они  чаще всего покупают.

Покупатели «Магнита» предпочтение отдают подсолнечному маслу «Идеал» -45%, «Золотая семечка» -27%, «Кубанская семечка» -10%, «Краснодар»-9%,  «Юг Руси»-9%

57% опрошенных покупают  выбранную марку подсолнечного  масла, потому что их устраивает  цена и качество масла, 40% покупателей  покупают растительное масло, выбирая  качестве, 3% покупателей, в основном  пенсионеры, выбирают масло по  цене.

   Покупателей   ЧП  Желтухина магазин «Продукты » больше всего интересует качество продукта -87%, 12 % покупателей выбор масла зависит от ассортимента его в магазине, 1% опрошенных обращают внимание на стоимость товара. Предпочтение отдают подсолнечному маслу «Злато»-62,5% покупателей.

    Покупатели магазина  ЧП Резенькова   «Продукты 48»  в основном люди пенсионного  возраста, поэтому 24% покупателей приобретают  растительное масло, которое  им  «по карману», 29% покупателей покупают  регулярно одну марку растительного  масла.  40% покупают не имеют  предпочтения к какому-то виду  масла или производителю, а 7% покупателей  покупают, то масло, которое есть  в магазине.  Предпочтение отдают подсолнечному маслу «Кубанская семечка»-62,5% покупателей.

     Исходя из  результатов опроса местных жителей, можно сделать вывод о том, что растительное подсолнечное  масло, которое было произведено  в Краснодарском крае пользуется  спросом у большинства покупателей  станицы Смоленской – 89%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Мы уже  привыкли  к  разнообразию  растительного  масла  на  российском рынке:  оливковое,  кукурузное,  соевое,  рапсовое,  горчичное,   хлопковое, арахисовое. Хотя далеко не всегда  представляем  себе,  чем  они  отличаются друг от друга, какова их питательная ценность, в каких случаях  какое  лучше использовать.  Знаем,  что  растительное  масло  бывает   рафинированным   и нерафинированным. Но мало кому известно, что этим  далеко  не  исчерпывается список возможных процессов  обработки  масла.  А  ведь  от  того,  насколько очищено (рафинировано) масло, зависит его пищевая ценность.

Информация о работе Исследование качества подсолнечного масла