Исследование рынка туалетного мыла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: исследование ассортимента и экспертиза качества туалетного мыла, реализуемого компанией ООО «Форпост-Парфюм».
Задачи курсовой работы:
 изучить по литературным источникам конъюнктуру рынка и направления развития перспективного ассортимента мыла;
 рассмотреть классификацию мыла;
 изучить потребительские свойства и показатели качества туалетного мыла;
 рассмотреть факторы, формирующие потребительские свойства и качество туалетного мыла;
 провести анализ структуры ассортимент туалетного мыла, реализуемого компанией ООО «Форпост-Парфюм».
 провести экспертизу качества туалетного мыла, реализуемого компанией ООО «Форпост-Парфюм».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА ТУАЛЕТНОГО МЫЛА…………………………………………....5
1.1. Конъюнктура рынка туалетного мыла…...……………………………………5
1.2. Направления развития перспективного ассортимента туалетного мыла.....10
1.3. Классификация и характеристика ассортимента мыла..……........................12
1.4. Особенности потребительских свойств и показатели качества туалетного мыла…………………………………………………………………………...17
1.5. Факторы, формирующие потребительские свойства и качество туалетного мыла…...............................................................................................................20
1.6. Требования к качеству, принципы оценки качества туалетного мыла…………………………………………………………………………...28
2. АССОРТИМЕНТ, ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ТУАЛЕТНОГО МЫЛА, РЕАЛИЗУЕМОГО КОМПАНИЕЙ ООО «ФОРПОСТ-ПАРФЮМ» …………..32
2.1. Характеристика торгового предприятия ООО «Форпост-Парфюм»………32
2.2. Организация работы, объекты исследования и методы испытаний………37
2.3. Анализ ассортимента туалетного мыла, реализуемого компанией ООО «Форпост-Парфюм»………………………………………………………….39
2.4. Результаты экспертизы качества туалетного мыла, реализуемого компанией ООО «Форпост-Парфюм»………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………….………………………………………….…..47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….………49
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

курс работа туалетное мыло.doc

— 983.50 Кб (Скачать файл)

С целью обеспечения  выпуска высококачественной продукции, безвредной для потребителя необходима тщательная оценка токсикологических свойств. Токсикология изучает воздействие химических веществ на организм животных, устанавливает безопасные уровни воздействия, позволяет регламентировать содержание ингредиентов в рецептурах готовых изделий. В программу токсикологических исследований входит исследование, как ингредиентов, так и готовой продукции с учетом ее назначения и условий применения.

В связи с  высокой биологической активностью  туалетного мыла, с возможностью его проникновения в организм человека через кожу и слизистую оболочку, а также его последующее влияние на организм человека туалетное мыло необходимо подвергать клиническим испытаниям, в целях установления его безвредности для людей.

Оценка безопасности основана на влиянии мыла на кожу и  на общее состояние человека. Вопрос о безопасности туалетного мыла для широкого применения решается только после положительных результатов всех исследований [8].

Качество туалетного мыла определяется в соответствии с требованиями ГОСТ 28546-2002 «Мыло туалетное твердое. Общие технические условия».

Кусковое туалетное  мыло должно быть твердым на ощупь, однородным (одинаково окрашенным) в разрезе. Поверхность мыла должна быть гладкой, без дефектов.

Цвет мыла должен быть равномерным; запах - приятным. Цвет и запах должны быть свойственными изделию данного наименования [15].

Итак, потребительскими свойствами туалетного мыла являются функциональные, эргономические, эстетические, свойства надежности и безопасности.

 

1.5. Факторы,  формирующие потребительские свойства  и качество туалетного мыла

 

Качество туалетного мыла закладывается на различных стадиях, начиная с идеи создания и до расфасовки и упаковки. На дальнейших этапах жизненного цикла товара в зависимости от условий транспортирования, хранения, продажи и использования качество сохраняется или ухудшается.

Рассмотрим основные факторы, влияющие на формирование качества туалетного мыла, а именно:

1. Создание и составление  рецептуры туалетного мыла;

2. Сырье для производства туалетного мыла;

3. Технология приготовления  туалетного мыла;

4. Фасовка и упаковка  туалетного мыла [3].

Планирование  и разработка состава туалетного мыла предполагает, прежде всего, установление определенных, в том числе новых, требований к его качеству. Эти требования могут быть установлены на основе маркетинговых исследований рынка косметики и научных разработок, проводимых на фирме-изготовителе. Изучение рынка предполагает, прежде всего, анализ уже имеющейся продукции – ее назначения, действия, рецептурного состава. Маркетинговые исследования дополняются научными разработками новых рецептур и апробацией как новых, так и уже производимых средств. Обычно крупные фирмы имеют свои косметические салоны и парикмахерские, в которых проверяются новые составы, изучаются их действие, в том числе их эффективность, отмечаются недостатки и определяются пути их устранения. Изучение полного жизненного цикла туалетного мыла позволяет правильно определить его качественные характеристики и путем научных разработок создать необходимое средство.

Важнейшим условием создания качественного и безопасного косметического товара является разработка его состава. Туалетное мыло имеет многокомпонентный состав, отдельные компоненты могут взаимодействовать между собой, по-разному влиять на кожу и волосы человека, что должно быть учтено при разработке состава. Определение рецептуры и выбор сырья проводятся с учетом требований Руководства по косметической продукции, утвержденного в ЕС и отечественных СанПиН. В этих документах приводятся перечни разрешенных к применению в косметическом производстве красителей, консервантов, фотозащитных веществ, а также перечни веществ, неразрешенных к применению в косметике и подлежащих ограниченному применению, при соблюдении ряда условий.

Ассортимент туалетных  мыл очень разнообразен по функциональному назначению. Для их приготовления используются различные компоненты как природного, так и синтетического происхождения. При подборе сырья для составления рецептуры его образцы исследуются на соответствие установленным требованиям по физико-химическим свойствам и содержанию различных загрязнений.

Для изготовления туалетного мыла используют основное и вспомогательное сырье.

Основное сырье. Туалетное мыло получают из натуральных жиров и синтетических жирных кислот. Для смягчения кожи и образования пены добавляют спермацет и ланолин.

Жирные кислоты, выделяются из смеси животных и растительных жиров, так называемый «жировой набор», который представляет собой основную часть рецептуры мыла. Он составляется с учетом получения мыла с определенными физико-химическими и потребительскими свойствами из следующих жиров и масел: животный жир пищевой, животный жир технический, пальмовый стеарин, кокосовое масло, пальмоядровое масло, синтетические жирные кислоты, гидрогенизированный твердый жир (саломас). Ввод в рецептуру твердых масел (особенно кокосового и пальмоядрового) обеспечивает мылу необходимую пластичность при его переработке, а так же высокое пенообразование в холодной воде в процессе использования.

Вспомогательное сырье. Щелочные вещества необходимы для омыления жирового сырья и нейтрализации жирных кислот. Применяют в основном едкий натр - NaOH (каустическая сода) и кальцинированную соду - Na2CG3.

Красящие вещества добавляют для придания определенного  цвета и улучшения товарного  вида мыла. Используют следующие красители: родамин (красный), метанил (желтый), флуоресцеин (фиолетовый), органический кубовый  ярко-оранжевый, бирюзовый светопрочный (голубой); пигменты: желтый светопрочный, зеленый и голубой фталоцианиновые, оранжевый и др. Обычно используют смесь двух и более красящих веществ. Красящие вещества должны быть устойчивы к действию солнечного света, и свободной щелочи: не должны окрашивать мыльную пену.

Отбеливающие вещества добавляют в мыло в количестве 0.2-1.5%. Используют сухие белила (пигменты), белила цинковые (оксид цинка) или титановые белила. Они улучшают цветовой тон, делая его равномернее; устраняют прозрачность куска, появляющуюся иногда в процессе механической обработки мыла.

Оптические  отбеливатели в количестве 0.3-0.3% добавляют  в мыльную стружку светлых  тонов (например, молочно-белое мыло).

Парфюмерные отдушки придают определенный запах мылу, который может быть цветочный, фруктово-ягодный  фантазийный. Отдушки для мыла всегда грубее, чем для парфюмерии и косметических средств таких, как кремы, шампуни, гели, пены. Такие отдушки более стойкие: они способны «заглушать» запах исходного жирового сырья. Концентрация 1-3% - в зависимости от марки мыла.

Стабилизаторы (антиоксиданты). При хранении в мыле происходят окислительные процессы, известные как «прогоркание», сопровождающиеся потемнением куска мыла или появлением на его поверхности темных пятен. Для предотвращения порчи мыла в его состав вводят стабилизаторы (антиоксиданты). Использую силикат натрия, антал, антал П-2.

Пережаривающие  добавки: ланолин, спермацет, норковый и песцовый жиры, глицерин, оливковое  масло, масло из зародышей пшеницы. Эти добавки уменьшают обезжиривающее действие мыла на кожу. Их вводят в состав мыла, предназначенного для потребителей с повышенной сухостью кожи, с проблемной кожей, а так же в детское мыло.

Дезинфицирующие добавки усиливают антисептические  свойства мыла. К ним относят борную кислоту, карболовую кислоту, березовый деготь, салициламид, триклозан и др.

Дезодорирующие добавки  вводят в состав мыла для устранения неприятного запаха пота. Используют метанил.

В качестве лечебно-профилактических добавок используют настои и экстракты  ромашки, сибирской пихты, череды, чабреца, тысячелистника; вводят витамины (FL B5 и др.).

В современные туалетные  мыла вводят и другие добавки: абразивные частички грязи, водоросли, соли - в  зависимости от назначения мыла [14].

Классическая рецептура  мыла включает 75-85% животного жира и 15-25% кокосового масла. В связи с нехваткой и дороговизной животных жиров многие производители мыла часть животного жира заменяют более дешевыми заменителями: пальмовым стеарином, пальмовым маслом, саломасом.

Основное сырье (животный жир, пальмовое масло, пальмовый стеарин, кокосовое масло, пальмоядровое масло) для производства мыла является биржевым товаром.

Технология  производства туалетного мыла представляет собой ряд сложных физико-химических процессов, механическую обработку  и состоит из следующих стадий: подготовка жирового сырья, варка мыла, высаливание мыльного клея, обработка  мыла.

Подготовленное  сырье подвергают варке. Под действием температуры жиры разлагаются на жирные кислоты и глицерин. Жирные кислоты вступают в химическое взаимодействие со щелочью, в результате образуется соль жирной кислоты – мыло. В котле вместе с мылом находятся вода, глицерин, непрореагировавшие жирные кислоты и щелочи, которые образуют мыльный клей. Высококачественное твердое мыло получают высаливанием поваренной солью. На поверхность всплывает мыльное ядро, которое сушат, измельчают и смешивают с отдушкой и красителями. Полученную массу тщательно перетирают и перемешивают. Затем прессуют в бруски, которые разрезают на куски, штампуют для придания окончательной формы и наносят маркировку.

При приготовлении  мыла могут быть использованы несколько  способов:

1). Горячий способ. В качестве основы для туалетных мыл берется сальное мыло, приготовленное с содовым щелоком, или приготовленное особо, со свиным жиром в соединении с кокосовым маслом. Кокосовое масло должно быть самого высшего качества, а свиной жир исключительно свежий и хорошо очищенный.

Очистка жира производится следующим образом: свежий жир несколько  раз промывают в холодной воде, разрезают его на кусочки и  кладут в мешок, который подвешивают  в котел с водой и кипятят. Когда вода закипит и сало распустится, его слегка отжимают, причем большая часть клетчатки остается в мешке вместе с мусором, мешок вынимают. По прошествии некоторого времени кипячение приостанавливают и дают жиру всплыть на поверхность. Образующуюся накипь тщательно снимают, процеживают через полотно в чистый чан и дают затвердеть.

После последней отсолки  кипячение продолжают до тех пор, пока проба не окажется вполне удовлетворительной, т.е. при сдавливании массы между  пальцами должны получаться твердые  пластинки, которые не должны ломаться.

Для того чтобы иметь совершенно чистое мыло, его размешивают шестом, снимают пену и вливают в формы, пока оно прозрачно. Мыльная масса, оставшаяся на дне котла, будет менее прозрачна и чиста, а потому ей надо дать затвердеть отдельно.

2). Холодный способ. Приготовление туалетных мыл холодным способом посредством размешивания отличается многими достоинствами, которые главным образом сводятся к тому, что здесь окраска и парфюмировка производятся одновременно, составляя как бы одну операцию, после чего остается только затвердевшую мыльную массу разрезать и сформовать.

Когда процесс омыления доходит до того состояния, что содержимое котла превратится в однородную и трудно размешиваемую массу, тогда  к ней добавляют красящие и  парфюмирующие вещества, которые  после продолжительного размешивания равномерно распределяются по всей массе.

3). Переплавка. Приготовление туалетных мыл переплавкой производится следующим образом: обыкновенное ядровое мыло разрезают на куски и бросают в котел, вставленный в другой котел с кипящей водой (водяная баня). К мылу вливают столько воды, чтобы взятая проба имела хорошую консистенцию, после чего мыло разливают в формы и смешивают с красящими и парфюмирующими веществами.

4). Строгание. Приготовление туалетного мыла строганием производится следующим образом: ядровое мыло обращают в стружки при помощи особого станка, собирают в деревянное корыто, смешивают с красящими и пахучими веществами и затем на месильном станке превращают в однородную массу.

Окраска туалетных мыл. Красящие вещества, употребляемые для подкраски туалетных мыл, могут быть различными. Главные условия, которым они должны удовлетворять: быть достаточно прочными, хорошо смешиваться с мылом и не оказывать вредного влияния на кожу [3].

Что касается самой окраски  мыл, то она производится следующим образом: растворы красок в воде или в спирте подливают к мыльным стружкам, которые затем поступают в месильную машину и там превращаются в однородно окрашенную массу.

Нерастворимые краски применяются  в виде тонкого порошка, которым  посыпают стружки, поступающие в ящик строгальной машины. Затем на обсыпанные стружки накладывают новый слой стружек, которые вновь посыпаются краской и т.д. Когда мыло таким образом подготовлено, стружки размешивают и пропускают через месильную машину для получения однородно окрашенной массы.

Мраморирование туалетных  мыл. Производится с целью придать им вид пятнистого или жилистого мрамора.

Для этого наливают жидкое мыло в форму до известной высоты, обсыпают поверхность красящим порошком или обливают раствором краски, затем наливают новый слой мыла, эту операцию производят до тех пор, пока форма не наполнится.

Парфюмирование туалетных  мыл. Наряду с первоклассной совершенно нейтральной мыльной основой (ядровое  мыло) при изготовяении туалетных  мыл особенно большую роль играет парфюмирование. Дело в том, что отдушка не только должна быть очень приятной, но и должна долго сохранять свой запах и даже, по возможности, должна улучшаться при лежании и сушке мыла.

При парфюмировании решают три вопроса: во-первых, при какой температуре должно быть парфюмировано мыло; во-вторых, каково влияние щелочей на применяемые пахучие вещества; в-третьих, хорошо ли сохраняются в щелочах данные пахучие вещества. На решении этих трех кардинальных вопросов основывается все искусство умелого парфюмирования туалетных мыл. Туалетные мыла, изготовляемые горячим способом или путем переплавки, относятся в большинстве к дешевым сортам. Тратить много на их парфюмирование нельзя, чтобы мыла эти не обошлись слишком дорого. Поэтому для парфюмирования таких сортов мыл выбирают только дешевые пахучие вещества, но имеющие, тем не менее, возможно более сильный запах, так как именно при этих сортах мыл часто требуется перебить какой-нибудь нежелательный посторонний запах. Для этой цели главным образом употребляют мирбановое масло, сафроль, цитронелловое масло, искусственное горько-миндальное масло.

Информация о работе Исследование рынка туалетного мыла