По характеру черепка
майоликовые изделия обычно сходны
с фаянсовыми, однако в отдельных
случаях при производстве майолики
применяют и слабоокрашенные
гончарные глины. Формуют майоликовые
изделия преимущественно литьем
в гипсовых формах.
По характеру украшения
различают майоликовые изделия
без росписи с цветной глазурью
(однокрасочной, двухкрасочной и
четырех красочной) и изделия
с росписью цветными глазурями
или краской по сплошной однокрасочной
глазури.
Основными видами майоликовой посуды
являются вазы для фруктов и конфет, кружки
для пива, кувшины, масленки, пепельницы,
сухарницы-хлебницы, , солонки, рюмки для
яиц, чашки с блюдцами, приборы для воды,
кружки с крышкой «напейся не облейся»
и др.
Размеры этих изделий указывают
по их емкости в кубических сантиметрах
или литрах, а также по диаметру в миллиметрах. Сортируют
майоликовую посуду, как и фаянсовую, на
1-й, 2-й и 3-й сорта.
Гончарную посуду(Пр.№1, рис.5)
вырабатывают из природных окрашенных
глин, содержащих до 20% песка, либо из смеси
чистых глин с соответствующим количеством
песка.
Для повышения пластичности
и освобождения от посторонних примесей
гончарную глину часто вымораживают, просеивают,
иногда отмучивают.
Формуют изделия из подготовленного
глиняного теста чаще всего вручную на
вращающихся, так называемых гончарных,
кругах, иногда с применением шаблонов.
Изделия сложной формы изготовляют лепкой
вручную или в гипсовых формах.
Отформованные изделия высушивают,
затем, как правило, глазуруют и обжигают
при 900—1000°.
Глазурь на гончарных
изделиях представляет собой легкоплавкую
стеклообразную массу, которая делает
поверхность гончарной посуды гладкой
и не пропускающей влагу. Глазуруют гончарную
посуду различными способами, но чаще
всего окунанием изделий в суспензию (болтушку),
представляющую собой взвесь мелкоизмельченной
глазури в воде, или наливанием на определенный
срок глазури в изделия. При этом влага
впитывается в стенки изделий, а частички
глазури оседают (присасываются) на их
поверхности и при следующем за этим обжиге
изделий расплавляются, превращаясь в
стекловидную массу, которая приплавляется
к стенкам изделий. Керамические горшочки (Пр.№1,рис.6) вместимостью
100-150 см(3) используют для приготовления
и подачи горячих закусок; вместимостью
500 см(3) с крышками применяют для приготовления
и подачи первых блюд.
Гончарную посуду выпускают
чаще всего без украшений, однако отдельные
ее виды (кувшины, вазы, настенные блюда)
могут быть украшены. Такие изделия чаще
всего до глазурования расписывают ангобами
и цветными глазурями.
В ассортимент гончарной
посуды входят: горшки, крынки для молока,
кувшины, миски, блюда, кружки, вазы и т.
п.
Гончарная посуда, вырабатываемая
на предприятиях Министерства местной
промышленности, делится на 1-й и 2-й сорта;
посуда же кустарной выработки выпускается
обычно одним сортом. Доброкачественность
гончарной посуды проверяют внешним осмотром
и перестукиванием. Внешним осмотром устанавливается
правильность формы и тщательность глазурования.
Перестукиванием проверяют целость посуды
(посуда треснувшая дребезжит) и качествообжига (хорошо обожженная посуда при
ударе издает высокий, чистый звук).
10
- Требования к качеству, правила упаковки, маркировки,
хранения и транспортировки керамических бытовых товаров.
Керамические изделия должны быть изготовлены
в соответствии с образцами – эталонами,
утвержденными в установление порядка.
Изделия должны быть правильной формы,
соответствующей вместительности ( размером),
с черепком определенной толщины, устойчивыми
на ровной поверхности.
Фарфоровая и фаянсовая посуда должна
иметь белый цвет черепок( для фаянсовой
посуды допускается голубоватый или желтоватый
оттенок), покрытый бесцветной прозрачной
глазурью. Посуда фарфоровая по требованиям
заказчика может быть изготовлена с украшенным
черепком или покрыта цветной или глухой
глазурью. Черепок фарфоровый посуды –
спекшийся, должен просвечивать при толщине
2 - 2,5 мм. Ручки и ножки должны быть
прикреплены к изделиям правильно и прочно,
края изделия – тщательно отшлифованы
и отполированы. Крышки ваз, кувшинов и
других изделий должны соответствовать
им по фасону, фасону и размерам. Все изделия
должны иметь определенную механическую
прочность, которую проверяют в течение
пяти дней хранением в стопках: тарелок
фаянсовых – 100 шт., фарфоровых - 120,
блюдец фаянсовых – 150, фарфоровых – 120
шт.; при этом нижнее тарелки или блюдца
не должны разрушаться. Художественно
– декоративные изделия должны иметь
тщательную отделку без дефектов, влияющих
на прочность и внешний вид.
Фарфоровую, фаянсовую, полуфарфорувую
посуду и художественно - декаративные
изделия по качеству подразделяют на изделия
1,2 и 3-го сортов; майоликовые и гончарные
изделия – 1-го и 2-го сортов; фарфоровые
бюсты и барельефы – только высшего и
1-го сортов.
При определении сорта учитывают
вид дефекта, его размеры, местонахождение
( на лицевой или оборотной стороне, на
ножке), а также размер изделия.
Дефекты фарфоровые
и фаянсовых изделий подразделяют на физико
– механические ( черепка и глазури) и
дефекты декорирования.
К дефектам чеперка относятся
деформация,неправильное монтирование
приставных деталей, заглазурованные
односторонние трещины, недостаточная
белизна черепка.
11
Деформация -
нарушение правильности формы всего изделия
или его части. Допускается в определенных
для изделия каждого сорта пределах.
Неправильное монтирование
приставленных деталей выражается в неправильном
прикреплении (косо или неровно по высоте)
ручек, ножек, носиков и в неправильном
подборе крышек. Допускается в определенных
пределах, кроме сквозного зазора между
корпусом и крышкой.
Подрыв приставных
деталей – сквозное или несквозные
трещины в месте приклейки деталей, видимые
под слоем глазури. Этот дефект допускается,
если снижается механическая прочность
прикрепления деталей к корпусу изделия.
Заглазированные односторонние
трещины чаще всего встречаются на дне
изделия или около ручек. Этот дефект влияет
на механическую прочность изделия.
Недостаточная белизна
черепка – черепок имеет желтый, серые
или голубые оттенки. Этот дефект возникает
вследствие низкого качества сырья и неправильного
обжига изделия.
Прыщи - плотные вздутия на поверхности
черепка, пузыри – полые вздутия; возникают
в результате образования при обжиге газообразных
веществ, могут раздавливаться.
Слипыш появляется на изделия, которые
соприкасаются во время обжига.
Отколы – механические повреждения.
Допускаются в определенном количестве
и размере, заглазированные или заполированные.
Мушки – точки темного цвета, образуются
при обжиге вследствие попадания в массу
окислов железа. Допускается на изделия
в ограниченном качестве. К дефектам глазирования
относятся натеки глазури, волнистость,
сборка глазури, наколы глазури и др.
Натеки глазури – местное утолщение глазури
с изменением ее оттенка, чаще всего на
краях изделия. Этот дефект не только ухудшает
внешний вид изделия, но и снижает их термостойкость.
Волнистость – волнообразное изменение
толщины глазури.
Сборка глазури – местное скопление глазури.
Сухость глазури – уменьшение толщины слоя
глазури, но без оголения черепка. Участки
с сухостью глазури шероховатые на ощупь
и неблестящие. Этот дефект – результат
излишней пористости черепка и
12
чрезмерного впитывания глазури.
Снижает гигиенические свойства изделий.
Матовость
глазури – недостаточный блеск глазури
вследствие меньшей температуры обжига.
Задувка (закопченность) – следы приплавленных
продуктов сгорания топлива, которые попадают
в короба при обжиге изделий.
Летелый край – сколы глазури на краях изделий,
чаще всего фаянсовых, возникающие вследствие
неодинакового коэффициента расширения
черепка и глазури.
Наколы глазури – мелкие точеные углубления
на поверхности глазури, возникающие вследствие
излишней пористости черепка или выхода
газов при обжиге. Этот дефект ухудшает
не только эстетические, но и гигиенические
свойства изделий.
Засорка – гладкие или шероховатые
возвышения, которые образуют посторонние
включения, приплавленные к глазури.
Плешины – места, не покрытые глазурью
в результате плохой очистки поверхности
изделия перед глазурованием. Дефект ухудшает
гигиенические и эстетические свойства
изделий.
Цек – тонкие волосообразные трещины
глазури, встречающие на фаянсовой и майоликовой
посуде. Дефект ухудшает гигиенические
свойства посуды, так как через трещины
глазури в пористых черепках попадает
жидкость, которая вызывает постепенное
потемнение поверхности посуды.
К дефектам декорирования относятся
недожог, пережог и отслоение красок, царапины
на рисунках, помарки красок и др.
Недожог красок – рисунок тусклых,
бледный и шероховатый на ощупь. Дефект
возможен при температуре муфельного
обжига ниже установленной.
Пережог красок – краска рисунка очень темная
из-за выгорания краски при температуре
обжига выше установленной.
Отслоение
краски – отделение краски от глазури
при трении бумагой по поверхности
изделий. Дефект – следствие недостаточной
температуры обжига.
Помарки краской – точки и небольшие пятна
краски, возникающие при неаккуратном
декорировании.
Царапины
на рисунках – механические повреждения
декорированной поверхности изделий после
обжига.
В фарфоровой и фаянсовой посуде
не допускается сквозные отверстия
13
(свищи), трещины, цек глазури,
засорка царапающая, пузыри, сухость
глазури, обнажающая черепок, на
изделиях, соприкасающихся с пищевыми
продуктами, - отслоением краски, значительные
недожог или
пережог краски, неглазурированные
следы сборки глазури, летелый край, вскипание
краски (пузыри краски).
Гончарные изделия должны
иметь правильную форму и размеры, стенки
одинаковой толщины. Толщина черепка горшков
и крынок не должна превышать 7 мм. Изделия
должны быть водонепроницаемыми, хорошо
обожженными. Без трещин. Проверяют это
постукиванием: изделия без трещин издают
звонкий звук. Изделия должны быть равномерно
покрыты с обеих сторон глазурью. На поверхности
изделий не допускаются царапающая засорка
и дутик ( выступающие на поверхности изделий
включения известника в черепке). Посуда,
предназначенная для приготовления пищи,
должна быть стойкой к дейсвию открытого
огня.
Качество фарфоровой
посуды проверяют по ОСТ 17-85---71, фаянсовой
- ОСТ 17-306---74 и майоликовой – ОСТ 21-52---82.
Для проверки отбирают образцы из разных
мест партии в количестве 1 % , но не менее
чем 10 изделий каждого вида, размера и
сорта. Размеры и вместительность изделий
определяют с помошью измерительных инструментов;
величену деформации изделий плоских
и полых – путем измерения зазора между
краем изделия и горизонтальной плоскостью
или по разности максимальной поверхности.
Для проверки прочности приставных деталей
изделия заполняют доверху влажным кварцевым
песком и приподнимают за ручку или носик;
при этом детали не должны отламываться.
Внешним осмотром определяют
белизну и цвет черепка, просвечиваемость,
наличие, месторасположение и размеры
дефектов. Белизну черепка фарфоровых
изделий поверяют сравнением с эталоном.
Для определения просвечиваемости изделия
просматривают против дневного или электрического
света от лампы мощьностью 100 Вт на расстоянии
1 м; при этом должен быть виден силуэт
пальцев, приложенных к обратной стороне
стенки изделия.
Керамические изделия
маркируют клеймом, утвержденным для каждого
завода. Клеймо ставят в центре дна изделия
керамической краской, закрепляемой обжигом.
Клеймо красного цвета ставят на изделия
1-го сорта, синего – 2-го. зеленого – 3-го
сорта. На дне изделия указывают так же
группу сложности разделки и цену. Цены
чайных
14
сервизов указывают на чайниках,
столовых – на блюдах, вазах суповых. Допускается
нанесение сорта, группы разделки и
цены холодным способом ( без обжига), устойчивой
к стиранию краской. На дно мелких изделий
наклеивают типографскую этикетку с указанием гончарные изделия изделия
наносят клеймо с указанием наименования
предприятия изготовителя, сорта и цены.