Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 19:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является краткий анализ нормативных документов и продукции керамического изделия.
Введение
1. Характеристика рынка потребления и ассортимента керамической посуды 5
1.1 Классификация и ассортимент керамической посуды 8
1.2 Потребительские свойства керамической посуды 11
2 Анализ ГОСТ Р 54398—2011 посуда керамическая. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение. Анализ ГОСТ Р 50186- 92 посуда керамическая в контакте с пищей. Выделение свинца и кадмия. Допустимые приделы. ГОСТ 24970-88 посуда керамическая. Метод определения кислотостойкости.......................................................................................... ........16
2.1 Российский рынок керамической посуды 20
2.2 Технологии производства керамических и изделий 23
3 Подтверждение соответствия керамической посуды 27
3.1 Метрологические характеристики керамической посуды 28
3.2 Сертификация соответствия на керамическую посуду. 30
3.3 Показатели качества керамической посуды 31
Вывод
Список литературы
Приложение
Конкурентоспособность украинских поставщиков сырья обеспечивается также имеющимися у них льготами на железнодорожные перевозки по территории Украины. Этот фактор является весьма значимым, поскольку годовые затраты на транспорт привозных глин, потребляемых, например, производственными предприятиями по выпуску керамической посуды в Московской области, составляют 73,6% от общей стоимости поставляемых глин.
В настоящее время в России керамическая и фарфоровая посуда производится на нескольких десятках предприятий, в том числе и на таких, где изготовление посуды является побочным производством. Ассортимент фарфоровых изделий, выпускаемых в России, превышает 2500 наименований. Характеризуя современную ситуацию со сбытом керамической и фарфоровой посуды на российском рынке, необходимо отметить, что, по оценкам ряда экспертов, годовой оборот рынка фарфоровой посуды в России в настоящее время составляет порядка 60 млн. долларов США. Рынок фарфоровой посуды условно можно разделить на три ценовых сегмента: посуда эконом-класса, посуда среднего ценовой категории и посуда верхней категории цен - высокохудожественный фарфор, в основном ручной работы. В некоторых случаях выделяется еще один ценовой сегмент - посуда «от кутюр», который находится между средним и элитным. В нижнем ценовом сегменте доминирует украинская и азиатская посуда. Средний ценовой сегмент представлен преимущественно посудой отечественного производства, китайского производства, а также производства некоторых европейских стран, в частности, Чехии. Верхний ценовой сегмент представлен в основном продукцией отечественных и европейских производителей. Границы ценовых сегментов различаются в зависимости от товарной группы фарфоровой и керамической посуды. В качестве примера можно привести диапазоны цен на чайные сервизы. В этой товарной группе цена продукции нижнего ценового сегмента не превышает 600 руб.; цена продукции среднего ценового сегмента составляет 600-1500 руб.; продукция верхнего ценового сегмента стоит более 1500 руб. (до 500-700 долларов США и более).В течение 2001-2003 гг. наблюдался рост объемов импорта керамической посуды в Россию 3 . Общий объем импорта керамической посуды (включая фарфоровую посуду и другие виды) в стоимостном выражении за три года возрос до 44,774 млн. долларов США и в натуральном выражении (по весу) до 48778 тонн. При этом ежегодные темпы роста, как в стоимостном, так и в натуральном выражении составили около 20%.
Слово «керамика»
происходит от греческого «керамос»-глина. Керамика нахо
Художественная
керамика-это художественные
изделия из глины и других минеральных
масс, одним из компонентов которых является
глина, как монументального, так и прикладного
характера. Керамическая посуда, вазы,
кашпо, мелкая пластика - произведения
декоративно-прикладного искусства. В
настоящее время художественные керамические
промыслы России представляют собой довольно
обширную отрасль местной промышленности
со своей спецификой и художественно-стилевой
направленностью. Одним из таких промыслов
является гжельский промысел.
Основным видом сырья для производства
керамических изделий является глина.
Это обусловлено тем, что ее важнейшее
свойство - пластичность и огнеупорность.
Пластичностью называют способность глин
принимать любую форму и сохранять ее
после обжига. Глины делятся на пластичные,
среднепластичные, непластичные. Способность
глин сохранять форму и не подвергаться
деформации при высокой температуре называется
огнеупорностью. Глины делятся на огнеупорные
(температура деформации выше 1580 градусов)
и легкоплавкие (с температурой не превышает
1300 градусов). Для получения качественных
изделий в состав массы кроме глины вводят
дополнительные компоненты: кварцевый
песок, нефелинсиенит, перлит, полевой
шпат, которые регулируют пластичность
керамической массы, повышают огнеупорность,
влияют на её спекаемость, то есть плотность
черепка. Состав керамической массы положен
в основу классификации видов художественной
керамики. Толстостенные
изделия с неплотным (пористым) черепком,
преимущественно из красных глин, называют
майоликой; толстостенные изделия с пористым
черепком из белых глин - фаянсовыми; изделия
из белых глин, имеющих тонкий спекшийся
просвечивающийся черепок, - фарфоровыми.
В гжельском производстве встречались
в различное время все три вида изделий:
фарфор, фаянс, майолика. В производстве
художественной керамики применяются
два способа изготовления изделий: формовка
и литье в гипсовые формы.
Формовка изделий производится из тестообразной
керамической массы вручную - свободным
вытягиванием на гончарном станке или
механизированным способом - с помощью
шаблонов на специальных станках различной
конструкции. При литье в гипсовые формы
используется жидкая керамическая масса,
называемая шликером. В Гжельском производстве
также используются оба способа. После
этого изделие подвяливают, т.е. сушат
в естественных условиях до приобретения
ими достаточной прочности, чтобы подвергнуть
следующей операции - оправке: мягкой влажной
губкой на изделии затирают швы и к нему
приклеиваются приставные детали - ручки,
носики. Затем осуществляется сушка в
специальных нагревательных камерах-сушилках.
Следующий процесс - обжиг. После обжига
изделие приобретает прочность, твердость.
Обжиг осуществляется дважды: первый -
утильный, второй - политой.
Утильный производится
при температуре 850-950 градусов для майолики
и фарфора и при 1200 градусов для фаянса
сводится к закреплению форм изделия.
После утильного обжига производится
декорирование полуфабриката и покрытие
его глазурями. Затем осуществляется политой
обжиг при температуре 980 - 1050 градусов
для майолики, при 1200 градусов для фаянса,
1300 - 1400 градусов для фарфора с целью закрепления
глазури.
Глазурью называют тонкую
стекловидную пленку, покрывающую поверхность
керамического изделия. Глазурь придает
изделию водонепроницаемость и, кроме
того, служит средством декоративного
оформления вещи. В Гжельском производстве
используются подглазурные краски. Подглазурными
красками расписываются изделия сразу
по утильному черепку, а затем покрывают
бесцветной глазурью. Преимущество подглазурной
росписи в её прочности, потому что краски
во время политого обжига, сплавляются
с глазурью, образуют тонкую пленку, предохраняющую
их от стирания. Она отличается мягкостью
и глубиной тонов, сдержанной цветовой
гаммой. Но у подглазурной небогатая палитра,
так как большинство красок выгорает при
температуре свыше 1000 градусов. Самой
распространенной подглазурной краской
является кобальт, дающий после обжига
синий различных оттенков. Его применяют
при росписи Гжельских изделий. После
этого подглазурные краски закрепляют
дополнительным обжигом при температуре
800 - 850 градусов. Во всех народных промыслах
подглазурная и надглазурная роспись
производится вручную.
3 Подтверждение
соответствия керамической посу
Не так давно на рынке появилась посуда
из стеклокерамики. Данная посуда так
же подлежит подтверждению соответствия.
Наиболее распространенная продукция
в данном сегменте – ножи.
Сертификация посуды, как продукции, которая
соприкасается с продуктами питания, является обязательной. Подтверждение
соответствия различных видов посуды
может проводится либо в форме оформления
обязательного сертификата соответствия
ГОСТ, либо в форме принятия декларации
о соответствии. Но перед тем, как проводить
сертификацию посуды в системе ГОСТ, на
некоторые виды необходимо будет получить
еще один документ — свидетельство о гос.
регистрации. Оно необходимо для сертификации
детской посуды и посуды для лаборатории.
Уже на основании свидетельства гос. регистрации
на детскую посуду оформляется сертификат
соответствия. Правила проведения сертификации
посуды разработаны с целью создания системы
сертификации однородной продукции –
посуды металлической, стеклянной, керамической
и приборов столовых металлических и пластмассовых
(далее посуды), учитывающей особенности
ее производства, поставки потребителям,
международные требования и соответствующие
соглашения на товарном рынке, как подсистемы
системы сертификации ГОСТ Р.Документ
устанавливает правила, процедуры и порядок
проведения обязательной сертификации
посуды, проводимой органами по сертификации,
аккредитованными в установленном порядке.
Актуальность темы обусловлена тем, что
фарфор пришел к нам из глубины веков и
прочно закрепился в нашей жизни. Это не
только произведения искусства – изысканные
по росписи и богатству, но и обычная посуда,
которой мы пользуемся ежедневно. Красивая
керамическая посуда позволяет не только украсить стол и интерьер, но и создать хорошее настроение и подчеркнуть изысканность блюд, что особенно важно во время праздничного застолья. Кроме того, изящные керамические изделия могут стать хорошим подарком для родных и друзей, которыми они будут долго и с удовольствием пользоваться, вспоминая знаменательные моменты жизни.
Посуда изготавливают в соответствии с ГОСТами. Стандарты ограничивают возможные
дефекты изделий. Контроль качества посуды
из фарфора осуществляют по ГОСТ 28390-89,
ГОСТ 28391-89. Маркировка и упаковка должна
соответствовать требованиям стандартов
по ГОСТ 28389-89. Фарфоровая керамическая
посуда подлежит декларированию, так как
входит в номенклатуру продукции, в отношении
которой законодательными актами Российской
Федерации предусмотрена процедура декларирования
соответствия.
Декларирование соответствия
осуществляется по одной из следующих
схем: принятие декларации о соответствии
на основании собственных доказательств
либо принятие декларации о соответствии
на основании собственных доказательств,
доказательств, полученных с участием
органа по сертификации и (или) аккредитованной
испытательной лаборатории (центра).
Оформленная заявителем
в соответствии с п. 5 ст. 24 ФЗ «О техническом
регулировании» декларация о соответствии
подлежит регистрации в электронной форме
в едином реестре деклараций о соответствии
в уведомительном порядке в течение трех
дней со дня ее принятия.
Метрология (от греч.- мера, измерительный инструмент) — наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Предметом метрологии является извлечение количественной информации о свойствах объектов с заданной точностью и достоверностью; нормативная база для этого — метрологические стандарты.
Метрология состоит из 3 разделов:
Теоретическая
Рассматривает общие теоретические проблемы (разработка теории и проблем измерений физических величин, их единиц, методов измерений).
Прикладная
Изучает вопросы практического применения разработок теоретической метрологии. В её ведении находятся все вопросы метрологического обеспечения.
Законодательная
Устанавливает обязательные технические и юридические требования по применению единиц физической величины, методов и средств измерений.
По размерам керамические изделия подразделяются:
-мелкие - диаметром и длиной до 175мм, вместимостью до 250см куб. включительно;
-средние - диаметром или длиной от 175 до 250мм, вместимостью от 250 до 600 см куб. включительно;
-крупные - диаметром или длиной от 250мм и более и вместимостью 600 см куб. и более.
Чайная и кофейная посуда (см. приложение 2) весьма разнообразна по фасонам, размерам и декору. Чашки с блюдцами занимают основное место в ассортименте данной группы. Чайные чашки от кофейных, отличаются по емкости. Так кофейные чашки имеют емкость 60, 85 и 100-130см3. Емкость чайных чашек бывает 200—250 см3 (обыкновенные), 260—275 см3 (среднегабаритные), 300—350 см3 (крупногабаритные) и 400 и 500 см3 (подарочные).
Чайники различают заварные (для заварки чая) емкостью 250, 350 - 375, 450, 500 – 700, 735 – 800 см³ и доливные (для кипятка) ёмкостью 1000-1250, 1400 и 3000 см3.
Бокалы выпускаются разных фасонов с блюдцами емкостью 375 - 400, 500 и 600 см³.
Кофейники изготавливают разных фасонов емкостью 500, 750,
1000-1250, 1400 см³.
Кружки вырабатываются с ручкой и без ручки, с утолщенным черепком и специальные курортные плоские с отверстием в ручке. Емкость кружек колеблется от 90 до 500 см³.
Пиалы по форме бывают конические, без ручек емкостью 140-150, 220-250, 350-400 см³.
Сертификация посуды в России - обязательная процедура и к посуде предъявляются специальные требования, поскольку в большинстве случаев она имеет непосредственный контакт с пищей.
Перед собственно процедурой сертификации ГОСТ вся посуда подлежит обязательной гигиенической сертификации. Гигиенический сертификат на посуду (санитарно-эпидемиологическое заключение) - подтверждение того, что посуда отвечает всем гигиеническим правилам и санитарно-эпидемиологическим нормам.
После оформления гигиенического сертификата, на посуду оформляется обязательный сертификат соответствия ГОСТ либо декларация о соответствии. Необходимость оформления того или иного документа регламентирована Постановлением Правительства "Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" от 1 декабря 2009 г. N 982. В соответствии с Постановлением, обязательный сертификат ГОСТ оформляется на следующие виды посуды:
Керамические, товары должны быть прочными, удобными в пользовании, иметь красивый внешний вид. Их изготавливают в соответствии с образцами, утвержденными в установленном порядке. При оценке качества керамических товаров обращают внимание на показатели качества черепка, глазури и декорирования. В зависимости от внешнего вида, физико - технических показателей, характера, размера и количества дефектов посуда по действующим ГОСТам делится на 1 и 2 сорта.
Белизну, термическую стойкость, водопоглощение, кислотостой-кость определяют по методикам, изложенным в ГОСТах.
Белизна фарфоровых изделий для 1-го сорта должна быть не менее 64%, для 2 - 58%. Для фаянсовых изделий белизна не регламентируется.
Просвечиваемость характерна только для фарфоровых изделий, которые в слоях толщиной до 2,5 мм просвечивают. Механически прочными считаются фарфоровые и фаянсовые тарелки и блюдца, которые при пятидневном хранении их стопками (первые по 120 штук, а вторые по 100 и 150 штук) не разрушаются.
Наличие дефектов устанавливают при внешнем осмотре изделия. Все многообразие дефектов, встречающихся на керамических изделиях, делятся на дефекты черепка и глазури и дефекты декорирования.
Дефекты черепка и глазури. Деформация изделия выражается в его искривлении. Этот дефект возникает в результате направленного проведения процессов сушки и обжига. Особенно характерен для плоских изделий. Замеряется деформация с помощью ступенчатого шаблона в миллиметрах и для основных видов изделий имеет допуски по ГОСТу.
Выбоины и щербины на изделии образуются в процессе производства, транспортирования и хранения.
Заглазурованные односторонние трещины представляют несквозные посечки черепка.
Разлив глазури на черепках должен быть гладким и равномерным. Допускаются незначительные натеки. Мелкие рассредоточенные наколы, не нарушающие товарный вид, изделия допускаются. Матовость глазури в 1 сорте не допускается.
Плешины и сборка глазури проявляются в виде мест, не покрытых глазурью. На лицевой стороне фарфоровых изделий в 1 сорте, фаянсовых изделий в 1 и 2 сортах не допускаются.
Сухость глазури и летелый край встречаются на фаянсовых изделиях. Сухость глазури возникает в результате недостаточной толщины глазурного слоя на изделии. Летелый край резко снижает гигиенические свойства изделия; он характеризуется отскоком глазури по его краям в 1 сорте не допускается.
Цек и волос — это трещины глазурного слоя. Изделия с этими дефектами переводят в брак.
Засорка появляется на изделиях в результате выкрашивания зерен шамота из капселей. Она бывает подглазурной, а также надглазурной, которую можно зашлифовать.
Мушка проявляется в виде темных точек на изделии. Появляется этот дефект вследствие попадания в керамическую массу оксидов железа.
Следы от полозков характерны только для фаянсовых изделий и допускаются с оборотной стороны зашлифованными или зачищенными. Неправильность монтировки деталей изделия — это несимметричное их расположение, отклонение приставных деталей (носиков, ручек) от вертикальной и горизонтальной плоскостей.
Подрыв приставных деталей допускается, если он волосяной и несквозной и не нарушает механическую прочность изделия. Однако подрыв носиков у чайников, не допускается.
Дефекты декорирования. Пережог или не дожег красок, образуется при нарушении муфельного обжига. Краска не должна стираться.
Сборка деколькомании допускается, если она не нарушает рисунка.
Помарки краской надглазурные на лицевой стороне изделия в первом сорте не допускаются.
Вывод
Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина очень легко поддается обработке: из нее можно вылепить все что угодно. А с открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека.
Ранее других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений. Такая лепная керамика сохранилась у некоторых народов до наших дней. Рядом с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц и людей. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духов-охранителей человека, его жилища, скота, посевов.
Информация о работе Классификация и ассортимент керамической посуды