Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2012 в 05:47, курсовая работа
Главная цель курсовой работы: изучение ассортимента мяса птицы, органолептические исследования качества, а также ёё выявление современного состояния и перспективы развития рынка продовольственных товаров, в частности- рынка мяса птицы.
Страны-импортеры | Размер квоты по годам, тыс. тонн | ||
| 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Всего, в том числе: | 780 | 600 | 550 |
- США | 600 | 446,4 | 409,2 |
- Евросоюз | 144,3 | 111 | 101,75 |
- другие страны | 35,7 | 42,6 | 39,05 |
Немаловажным фактором, повлиявшим на импортную составляющую российского рынка птицы в 2010 году, стал запрет с 1 января 2010г. на использование хлора в качестве антибактериального средства при обработке мяса птицы. Хлором обрабатывается американская продукция, предназначенная как для внутреннего потребления, так и для поставок в другие страны. В США использование хлора для избавления патогенных организмов, способных вызвать пищевое отравление, является обычной практикой. Несмотря на то, что переговоры о возвращении американской курятины на российский рынок между представителями РФ и США еще ведутся, эксперты уже говорят о том, что в 2010 году реальный объем поставок в рамках американской квоты будет существенно ниже установленной квоты.
Одновременно со снижением импорта, в нашей стране развивается собственное производство мяса птицы. По данным компании «Экспресс-Обзор», реализация национального проекта «Развитие АПК» позволила привлечь в отрасль инвестиции, построить новые и модернизировать старые мощности. В результате был увеличен объем производства, улучшено качество выпускаемой продукции. По мере снижения эффекта импортозамещения и наполнения рынка продукцией российских птицефабрик конкуренция между отечественными производителями на внутреннем рынке будет усиливаться. При этом основным фактором, сдерживающим увеличение емкости рынка и повышения потребления мяса птицы в России до уровня европейских стран, будет выступать низкая динамика доходов населения, особенно в дотационных регионах. В России в настоящее время действует более 600 предприятий, занятых производством мяса птицы. По оценке «Экспресс-Обзор», больше всего мяса птицы производят в Центральном федеральном округе (рисунок 4). При этом около 70% выпуска сконцентрировано в Белгородской, Липецкой и Московской областях. В Северо-Западном ФО основные производственные птицеводческие мощности сосредоточены в Ленинградской области. В подавляющем большинстве регионов РФ основной объем производства мяса птицы обеспечивают сельскохозяйственные организации. Доля фермерских хозяйств, хозяйств населения и прочих организаций в производстве мяса птицы, за исключением Южного федерального округа, незначительна (по.
Рисунок 4. Структура производства мяса птицы (в живом весе) сельскохозяйственными организациями по федеральным округам в 2009 году, % *
* Источник данных - «РосБизнесКонсалтинг»,
Лидером по наращиванию выпуска продукции в абсолютном значении является Центральный федеральный округ. По данным Росстата и руководителей регионов, в 2009 году сельхозпредприятия округа увеличили производство мяса птицы почти на 143 тысячи тонн (в 2008 году этот показатель составил 170 тысяч тонн). При этом наибольшую прибавку дали Белгородская и Московская области. На втором месте располагается Сибирский ФО – рост на 70,4 тысячи тонн. Значительно увеличили производство птицы в 2009 году агропредприятия Сибирского ФО - на 129% по отношению к показателям к 2008 года (была введена в эксплуатацию первая очередь птицефабрики «Алтайский бройлер»), а также агропредприятия Северо-Западного ФО – около 126% – за счет ввода мощностей «Белгранкорм – Великий Новгород».
Благодаря поддержке государства и короткому циклу выращивания цыплят-бройлеров (35-40 дней) отрасль в последние годы стала привлекательной для инвестирования. Как следствие производство мяса птицы в течение последних пяти лет росло в среднем на 21% в год. Благодаря национальному проекту «Развитие АПК», который направлен в том числе и на развитие птицекомплексов, производится льготное кредитование строительства и реконструкции птицекомплексов через «Россельхозбанк» и «Сбербанк» (субсидирование 2/3-процентной ставки, а также компенсация 1/3 ставки из регионального бюджета).
По данным аналитических агентств, сегмент мяса птицы является одним из самых консолидированных на российском мясном рынке. В тройку лидеров на протяжении последних нескольких лет стабильно входят ЗАО «Приосколье» (Белгород), ОАО «Группа «Черкизово» и Группа «ПРОДО» (Москва). На их долю приходится около 25% натурального объема рынка (рисунок 5). На долю Группы «Черкизово» в 2006–2008 годах приходилось более 10% рынка в натуральном выражении. При этом, крупные игроки рынка, такие как Группа «Черкизово», «Приосколье» и «Моссельпром», активно продвигают стратегию расширения присутствия в регионах, в том числе за счет покупки активов компаний – производителей мяса птицы, испытывающих финансовые трудности. Доли рынка, принадлежащие ОАО «Птицефабрика «Сибирская губерния» (г. Красноярск) и ЗАО «Птицефабрика «Северная» (Ленинградская область), за прошедший год несколько снизились.[11]
Рисунок 5. Доли ведущих производителей мяса птицы в натуральном выражении, %
Источник данных - «РосБизнесКонсалтинг
Эксперты не исключают появление новых крупных агрохолдингов на основе компаний, ранее занимавшихся импортом и дистрибьюцией зарубежной и отечественной продукции. Ими могут стать, как Группа компаний «Оптифуд», так и, Группа компаний «Рубеж», которая развивает птицепереработку в Новгородской и Псковской областях. Многопрофильные холдинги «Русагро» и «Разгуляй-УкрРос» уже заявили о планах организовать крупные комплексы по производству мяса птицы.
По прогнозам экспертов, в связи с отменой 15 февраля 2010 года в России обязательной сертификации продуктов питания, платёжеспособный спрос может резко сместиться в сторону покупок исключительно натурального мяса птицы. Это обусловлено тем, что потребители ожидают появления на продовольственном рынке некачественных продуктов, произведённых из мяса птицы (варёных и полукопчёных колбас, консервов, кулинарных изделий и замороженных полуфабрикатов). В то же время, потенциал для роста рынка еще есть. По данным исследования Intesco Research Group, охлажденное мясо птицы потребляют чуть более 70% домохозяйств Москвы. При этом почти половина жителей Москвы являются активными покупателями - покупают охлажденное мясо птицы 1 раз в неделю. Практически каждый пятый житель делает это до 3-х раз в неделю, а каждый четвертый приобретает охлажденное мясо птицы от 2-х до 3-х раз в месяц. И лишь немногим более 8% жителей столицы ходят в магазин за покупками мяса птицы 1 раз в месяц .
В период кризиса в отдельных регионах отмечался всплеск спроса на продукцию низшего ценового сегмента – замороженное мясо птицы, в том числе американские куриные окорочка. Куриное мясо дешевле говядины, свинины и тем более баранины – ценовой фактор по-прежнему является существенным фактором выбора продуктов для многих россиян, поэтому жители нашей страны переключились на куриное мясо. Среднедушевое потребление продуктов из мяса птицы в 2008 году составило более 20 кг на человека, что превышает рекомендуемую норму в 16 кг. В дальнейшем, увеличению продаж будет способствовать переориентация потребителей с покупок более дорогой свинины, говядины и баранины на куриное мясо. А снижение доходов населения и, как следствие, увеличение потребления условных заменителей мяса (макарон, картофеля, соевых продуктов и других) отрицательным образом скажется на его продажах. По оценке РБК, в ближайшие три года потребление мяса птицы будет расти относительно низкими темпами и в 2012 году превысит уровень 2009-го на 5%. При прогнозируемом МЭР РФ росте реальных доходов населения в 2010–2012 годах на 1-2% в год, потребление мяса птицы на душу населения в стране может вырасти с 24,8 килограмма в 2009 году до 26 килограммов в 2012-м. Такой объем потребления эксперты называют оптимальным с точки зрения сохранения равновесия между спросом и предложением. Производители мяса птицы во время кризиса также оказались не в самом худшем положении по сравнению с другими отраслями: темп прироста производства мяса птицы в 2009 году замедлится до 10%, но является самым высоким среди других видов мяса . [9]
В результате кризисных явлений ожидается продолжение укрупнения отрасли. Например, в 2007 году ГК «Черкизово» купила ОАО «Куриное царство» (70 тыс. тонн мяса птицы в год), ГК «Продо» приобрела три птицефабрики: «Бройлер Дон», Пермскую птицефабрику и Новосибирскую птицефабрику им. 50-летия СССР. Летом 2008 года Барнаульский мясокомбинат «РИКИ» стал собственностью «Сибирской аграрной группы», а в ноябре состоялась покупка ЗАО «Кочетковъ» Белгородским ЗАО «Приосколье». Во время кризиса слияния игроков среди производителей и мясопереработчиков продолжатся. Известно о планируемом объединении мощностей ОАО «Ак Барс Холдинг» (птицефабрики «Ак Барс Пестрецы», «Птицефабрика «Казанская») и ЗАО «Агросила Групп» (ООО «Челны Бройлер»). Основными последствиями кризиса для отрасли птицеводства будут как замедление темпов роста рынка мяса птицы, так и уменьшение доли импорта из-за снижения квот в 2009 году, а также рост цен на мясо птицы вследствие увеличения себестоимости, в том числе, из-за удорожания корма. В дальнейшем основными факторами, стимулирующими развитие птицеводства, останутся государственная поддержка, ограничение импорта и потребительский спрос. Поддержанию положительной динамики отрасли способствуют выход на проектную мощность птицеводческих комплексов, инвестиции в которые осуществлялись в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», и сохранение механизма распределения импортных квот на мясо и мясопродукты на весь период действия программы .[10]
Основные выводы:
Мясо птицы – крупнейший сегмент на рыке мяса и мясопродуктов. В последние годы птицеводство демонстрировало высокие темпы роста. Даже в кризис потребление мыса птицы остается на высоком уровне по причине дешевизны по сравнению со свининой и говядиной и переключением потребительского спроса с более дорогих сортов мяса. На российском рынке мяса птицы присутствуют как отечественные, так и зарубежные производители. Мясо птицы преимущественно завозится из таких стран, как США, Бразилия, Германия и Франция.
В настоящее время в России введено и действует квотирование на импорт мяса птицы. Квоты на импорт ежегодно снижаются. Эти меры нацелены на защиту отечественного производителя и стимулирование внутреннего производства. В результате действия этих мер ожидается снижение доли импорта мяса птицы в структуре потребления. Строительство и модернизация птицефабрик в рамках национального проекта «Развитие АПК» позволила привлечь в отрасль инвестиции, построить новые и модернизировать старые. Все эти мероприятия привели к увеличению производства и улучшению качества выпускаемой продукции.
Рынок мяса птицы является одним из самых консолидированных в России: на тройку лидеров приходится четверть натурального объема рынка. Слияния и поглощения среди участников рынка продолжаются.
Практическая часть
2.1 Анализ структуры ассортимента предприятия
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.
При формировании ассортимента и структуры вы пуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Были проведены исследования структуры ассортимента магазина «Виват». Основной задачей было рассчитать коэффициенты широты, глубины и устойчивости ассортимента, дать оценку предприятию.
Таблица4:структура ассортимента.
Наименование | «Виват» | «Пятерочка» | |
Тушка
| 20 | 23 | |
Полутушка
| «нет данных» | 7 | |
Четвертины(передняя\задняя) | «нет данных» | 4 | |
Грудки | 10 | 8 | |
Окорочка | 3 | 7 | |
Крылья | 16 | 18 | |
Голени(бедра) | 9 | 12 | |
ИТОГО | 58 | 79 |
Ассортимент товаров - набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.
Ассортимент потребительских товаров подразделяется:
• на группы – по месту нахождения,
• на подгруппы – по широте охвата товаров,
• на виды - по степени удовлетворения потребностей,
• на разновидности – по характеру потребностей.
Широта ассортимента – количество видов, наименований и разновидностей товаров однородных и разнородных групп.
Рассчитывается по формуле:
К.ш = Ш.д./Ш.б*100%
Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями:
• Действительной широтой (Шд) – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличие (д.).
• Базовой широтой (Ш.б) – широта принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное.
К.ш = 5/7*100% =71,4%
Вывод: чем больше широта, тем больше насыщенность. Показатели широты применяются в зависимости от насыщенности рынка, а также от состояния спроса. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирмы. Исходя из результатов, можно сделать вывод о недостаточной насыщенности ассортимента продукцией магазина «Виват»
Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле:.
Кг = Рф / Рн
Глубина характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.
• Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством характеристик (свойств) товаров однородной группы, а базовый – регламентируемым или планируемым количеством.
Кп = 58/79*100%=73,4%
Вывод: Повышенная глубина ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами. Можно сделать вывод о том ,что ассортимент магазина «Виват» может удовлетворить потребительский спрос в меньшей степени, чем «Пятерочка» на товары определенной группы.