Конкурентоспособность товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучение формирования и оценка конкурентоспособности водок.
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты конкурентоспособности товаров и факторы, влияющие на нее;
2) Провести анализ коэффициента широты, полноты, устойчивости, новизны;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности товаров
1.1 Конкурентоспособность и факторы влияющие на нее……………….……4
1.2 Методика оценки конкурентоспособности товаров……………………… 7
2 Анализ конкурентоспособности водок
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧТУП
«МегаЕвротекс»………………………………………………………………...12
2.2 Анализ ассортимента водок ………………………………………………. 17
2.3 Оценка конкурентоспособности водок …………………………………..24
3. Пути совершенствования конкурентоспособности………………………. 28
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованных источников ………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

конкурентоспособность.docx

— 99.57 Кб (Скачать файл)

Ассортимент вновь разрабатываемых  водок настолько велик, что не представляется возможным привести их полный перечень. Отличия в их качестве достигаются внесением различных ингредиентов: настоев ароматичного и неароматичного лекарственного сырья, мёда, минеральных солей и другого. Для повышения качества, уменьшения концентрации примесей в водках используют спирты более высокого качества, чем «Люкс», - так называемые «Альфа», «Базис» и так далее. В процессе обработки, сортировки применяют дополнительные технологические приёмы (очистку крахмалом, настаивание на измельчённых зерновых продуктах).

За последние несколько  лет ассортимент водок резко  возрос - до десятков наименований. Наряду с общепризнанными наименованиями отечественные изготовители выпускают множество новых наименований водок, порой имеющих несущественные отличия друг от друга. Каждый изготовитель стремится выпускать свои оригинальные наименования водок, рецептура и технология которых составляют коммерческую тайну.

В настоящее время рынок  водочной продукции можно характеризовать  как насыщенный. В связи с появлением новых марок конкурентная борьба между розничными компаниями идет в  первую очередь за потребительское  предпочтение, лояльность целевой группы к различным брендам. Поэтому  для снижения риска и увеличения эффективности продаж необходимо понимать мотивацию потребителя.

Согласно ассортиментному  перечню продукции собственного производства, товаров (приложение 1), на период действия лицензии ЧТУП «МегаЕвротекс» (приложение 2), алкогольные напитки отечественного производства, а именно водка, должна быть представлена в количестве 4 (четырёх) наименований, в том числе в специальном оформлении 2 (два) наименования. Алкогольные напитки импортного производства 5 (пять) наименований. Фактически, ассортимент водки, реализуемой в ресторане «Континент», на много шире, около 30 (тридцати) наименований (приложение 4), в том числе иностранного производства 9 (девять) наименований. Ассортимент водки, реализуемой, на сегодняшний день, в ресторане «Континент», представлен в таблице 2.1.

Исходя из данных таблицы 2.1, можно сделать вывод: в ЧТУП «МегаЕвротекс» широкий выбор водки, учитывая то, что некоторые наименования находятся в ассортименте, но реализуются по одинаковой цене (например водка «Славянское золото»: Кедровая, Премиум, Экстра, Перцовая), ассортимент водок представлен более тридцати наименованиями. Преобладают водки ёмкостью 0,5литра, но также реализуются водки объёмом и 0,7 и 0,75 и даже 1литр. Цены на водку выше цен магазина, так как кафе относится ко второй наценочной категории, с размером наценки 60%.

Таблица 2.1- Ассортимент водки, реализуемой в ЧТУП «МегаЕвротекс»

Наименование

Предприятие-изготовитель

Ёмкость, л.

Цена

«Корн»

РБ. РПУП Брестский ликероводочный завод «Белалко»

0,5

215

 «Белорусочка»

РБ. ООО «Винреал».

0,5

215

 «Славянское золото»

РБ. «Славянский продукт», Витебская обл., г.п. Шумилино

0,5

235

«Славянское золото», в бархатном  футляре

РБ. «Славянский продукт», Витебская обл., г.п. Шумилино

0,5

325

«Первак»

РБ. РУП «Витебский ЛВЗ»

0,5

220

«Норма» (в ассортименте)

РБ. РПУП Брестский ликероводочный завод «Белалко»

0,5

225

«Вечерний Витебск»

РБ. РУП «Витебский ЛВЗ»

0,7

290

«Белая русь»

РБ. РУП «Минск Кристалл»

0,5

235

«Эталон Криталл»

РБ. РУП «Минск Кристалл»

0,7

315

«Крышталь Чарадзей»

РБ. РУП «Минск Кристалл»

0,75

330

«Беларуски гасцинец»

РБ. РПУП Брестский ликероводочный завод «Белалко»

0,7

320

«Губернаторская»

РБ. РУП «Минск Кристалл»

0,7

350

«Гжелка»

РФ. АО МЗ Кристалл, Москва

0,5

255

«Белоруссия»

РБ. РПУП Брестский ликероводочный завод «Белалко»

0,75

290

 «Немирофф» крепкая

Украина. ДП Украинская водочная компания «Немирофф»

0,5

270

«Немирофф» особая

Украина. ДП Украинская водочная компания «Немирофф»

0,5

270

«Немирофф» пшеница

Украина. ДП Украинская водочная компания «Немирофф»

0,5

275

«Немирофф»берёзовая

Украина. ДП Украинская водочная компания «Немирофф»

0,5

280

«Немирофф» житня с  мёдом

Украина. ДП Украинская водочная компания «Немирофф»

0,5

280

«Немирофф» лимон

Украина. ДП Украинская

0,5

260

 

Водочная компания «Немирофф»

   

«Немирофф» медовая с перцем

Украина. ДП Украинская водочная компания «Немирофф»

0,5

280

«Финляндия лайм»

Финляндия. «Финляндия Водка Ворлдвайд»  ЛТД

1

1070

«Финляндия»

Финляндия. «Финляндия Водка Ворлдвайд» ЛТД

1

1040


Показатель ассортимента - количественное выражение свойств ассортимента, измерению подлежит количество видов и наименований товаров. Для анализа ассортимента масла сливочного выбраны свойства: широта, полнота, степень новизны, структура ассортимента и устойчивость.

Широта ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных групп, вырабатываемых промышленностью. Действительная широта – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии. Базовая широта – широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами или максимально возможное.

Широта выражается по формуле:

Кш = Шд:Шб*,                                       (2.2.1)

Где:    Кш - коэффициент широты;

           Ш  – широта:

           Шд  – действительная;

           Шб  – базовая.

Полнота ассортимента – способность  набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Полнота характеризуется количеством  видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.

Полнота выражается по формуле: 

Кп = Пд:Пб        (2.2.2)

Где:   Кп - коэффициент полноты;

          П –  полнота:

          Пд –  действительная;

          Пб –  базовая.

Новизна ассортимента – способность  набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна выражается по формуле:

Кн = Н : О        (2.2.3)

Где:   Кн – степень новизны:

Н -     количество новых  изделий;

О -     общее количество изделий.

Устойчивость ассортимента -  способность  набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров - наличие устойчивого спроса на них.

Устойчивость выражается по формуле:

Куст. = Шу : Шд       (2.2.4)

Где:   У - устойчивость ассортимента:

          Шу - количество  товаров, пользующихся устойчивым  спросом;

          Щд - общее  количество товаров.

Расчет показателей ассортимента реализуемой водки

 Используя формулу (2.2.1),  широта ассортимента водок:

Коэффициент широты действительный водок = 5

Коэффициент широты базовый водок = 6

Кш = 5 : 6 * 100% = 83%

Так как полученная широта равна 83%, это свидетельствует о достаточно широком ассортименте водки. Любой потребитель сможет приобрести водку в соответствии со своими потребностями.

Используя формулу (2.2.2), полнота ассортимента водок составила:

Полнота действительная = 20

Полнота базовая  = 23

Кп = 20 : 23 * 100% = 87 %

В результате вычислений полнота составила 87%. Данный результат показывает, что ассортимент водок в исследуемой торговой точке представлен достаточно полно. Потребительский спрос удовлетворен.

Используя формулу (2.2.3),  новизна составила:

Количество новых видов водок в магазине = 2 наименования

Общее количество водок в магазине  = 13 наименований

Кн = 2 : 13 * 100% = 15%

Новизна для данной торговой точки составила 15%. Этот факт говорит о постепенном обновлении ассортимента водок.

По формуле (2.2.4), устойчивость водки за 2010 год составила:

Количество водок, пользующихся устойчивым спросом = 14

Общее количество водок = 16

 Ку = 14 : 16 * 100% = 87,5%

Полученное значение свидетельствует  о том, что 87,5% всех представленных водок пользуется устойчивым спросом у покупателей.

 

2.3 Оценка конкурентоспособности  водок

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать  соперничество (конкуренцию) с другими  аналогичными товарами на рынке.

Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.

Она определяется совокупностью  потребительских свойств данного  товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.

Для сравнительного анализа  потребительских свойств водки, был произведён опрос посетителей ЧТУП «МегаЕвротекс» ресторан «Континент». Так же было проведено исследование факторов, влияющих на выбор потребителями водки. Исследования показали, что марка при принятии решения о покупке не столь важна для потребителей. Большинство опрошенных – около 35%, – в первую очередь обращают внимание на наименование завода-изготовителя. Для 23% потребителей, важную роль играет цена; 21%, оценивают внешний вид продукта. И только не многие порядка 14%, выбирают водку по маркам.

Сложившуюся ситуацию можно  объяснить тем, что выбор потребителей недорогой водки – основывается на собственном предыдущем опыте покупок. Кроме того, ограниченность в средствах заставляет смотреть на стоимость продукта, однако во избежание покупки по принципу "дешево и сердито" внимание уделяется и внешнему виду товара.

Интересно отметить, что  в пятерку ведущих факторов, влияющих на выбор, вошел и такой, как "отечественный  производитель": респонденты изучаемой  аудитории склонны доверять именно отечественному производителю – вследствие позиционирования импортных марок в более высокой ценовой категории. Данную ситуацию отображает рисунок.

 

Рисунок - Факторы, влияющие на выбор потребителей водки.

 

Исходя из данных рисунка, можно сделать вывод: основным фактором, влияющим на потребителя, при приобретении водки, является наименование Завода-изготовителя.

Был произведён сравнительный  анализ потребительских свойств  пяти наименований водок. Для этого  были отобраны образцы водок известных  торговых марок:

- «Славянское золото премиум», объём 0,5л., производитель «Славянский продукт», Витебская обл., г.п. Шумилино, цена 235 руб.;

- «Беларуски гасцинец»,  объём 0,7л.,  производитель РУП  «Витебский ЛВЗ» цена 320 руб.;

- «Норма люкс», объём  0,5л., производитель РПУП Брестский  ликёро-водочный завод «Белалко»,  цена 225 руб.;

- «Белорусочка», объём  0,5л., производитель ООО «Винреал»,  Витебская обл., д. Новка, цена 215 руб.;

- «Немирофф», объём 0,5л., производитель  ДП Украинская водочная компания  «Немирофф», цена 280 руб.

Результаты опроса потребителей приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2- Результаты опроса потребителей водки, реализуемой в  ресторане «Континент»

Наименование показателя

Наименование образца

«Славянское золото»

«Беларуски гасцинец»

«Норма люкс»

«Белорусочка»

Немирофф

Нра-вится,%

Не нра-вится,%

Нра-вится,%

Не нра-вится,%

Нравится,%

Не нра-вится,%

Нра-вится,%

Не нра-вится,%

Нра-вится,%

Не нравится%

Завод-изго-товитель

78

22

93

7

100

-

96

4

100

-

Цена

69

31

75

25

89

11

100

-

1

99

Торговая марка

99

1

68

32

100

-

96

4

100

-

Страна-производи-тель

100

-

100

-

100

-

100

-

97

3

Внешний вид образца

93

7

98

2

100

-

91

9

100

-

Сумма

439

61

434

66

489

11

483

17

398

102

Информация о работе Конкурентоспособность товаров