Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:49, курсовая работа
Цель данной дипломной работы – изучить товароведную характеристику молока и проанализировать ассортимент. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
исследовать пищевую ценность и химический состав молока;
изучить влияние технологий производства на качество молока;
рассмотреть сырьё и технологический процесс как факторы формирующие качество молока;
проанализировать ассортимент молока;
изучить требования, предъявляемые к качеству молока;
Введение……………………………..
Глава 1. Современные направления формирования ассортимента и качества.
1.1Потребительские свойства молока……………………………………
1.2.Классификация молока, как основа её идентификации………………….
1.3.Факторы, формирующие качество молока……………………………….
1.3.1.Влияние сырья, его новые виды……………………………….
1.3.2.Технологичесие схемы производства…………………….
1.3.3.Упаковка, маркировка и хранение………………………………………..
1.4. Современное состояние рынка в Алтайском крае………………………
1.5.Управление ассортиментом…………………..
Глава 2 Анализ ассортимента молока , реализуемых…
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Организация работы и методы исследований
2.3 Анализ ассортимента молока
2.4 Результаты анализа ассортимента молока
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Коэффициент рациональности ассортимента
Рациональность ассортимента - способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей .
Важно правильно и рационально сформировать ассортимент, чтобы он был:
1) в меру широким, чтобы
потребителю было из чего
2) полным, чтобы вероятность удовлетворения спроса со стороны различных потребителей была высока;
3) новым, что связано
с изменением вкусов
4) устойчивым, что представляет
определенные гарантии
Коэффициент рациональности ассортимента является наиболее важным среди всех анализируемых показателей и рассчитывается по следующей формуле:
Кр = (Вш хКш + Вп х Кп + Ву х Ку + Вн х Кн) , (5)
где Кр - коэффициент рациональности;
Вш - коэффициент весомости широты;
Вп - коэффициент весомости полноты;
Вн - коэффициент весомости новизны;
Ву - коэффициент весомости устойчивости;
Кш - коэффициент широты ассортимента;
Кп - коэффициент полноты ассортимента;
Кн - коэффициент новизны ассортимента;
Ку - коэффициент устойчивости ассортимента.
С определённой степенью достоверности
коэффициент рациональности может
свидетельствовать о
Гармоничность ассортимента - свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.
Наибольшей гармоничностью отличается укрупнённый ассортимент и его разновидности, наименьшей - смешанный.
Гармоничность определяет качественную характеристику ассортимента, но может измеряться количественно. Показателем гармоничности служит коэффициент гармоничности который определяется как отношение количества видов, наименований или торговых марок, имеющихся в торговой организации и соответствующих установленному перечню или образцу, к действительной широте товаров той же организации
Ассортиментный минимум (перечень) - минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации
Таким образом, мы рассмотрели основные понятия и свойства ассортимента. Выяснили, что ассортимент товаров представляет собой систему отдельных элементов, объединённых в группировки по одному частному признаку. Ассортиментная характеристика определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований и предназначена для удовлетворения потребностей потребителей. Для более глубокого изучения ассортимента необходимо охарактеризовать глубину, рациональность, гармоничность и ассортиментный минимум товара.
2.2. Управление ассортиментом
продукции на предприятие.
Установление требований к рациональности ассортимента начинается с выявления запросов потребителей к товарам определённой ассортиментной принадлежности. Для этого могут быть использованы такие методы маркетинговых исследований как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение), а для сезонных и модных товаров - метод исторических аналогий, в основе которого лежит предположение, что события, имевшие место ранее, могут повторяться с определённой долей вероятности [6, с.54].
Кроме того, организации, применяющие
стратегию активного
Уровень требований к рациональности ассортимента индивидуален для каждой организации и определяется её ассортиментной политикой.
Ассортиментная политика - общие намерения, возможности и основные направления, сформулированные высшим руководством организации в области ассортимента.
Цель организации в области ассортимента - формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
Для этого должны быть решены следующие задачи:
-установлены реальные и предполагаемые потребности в конкретных товарах;
-определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;
-выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;
-оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров;
-определены основные
направления формирования
Формирование ассортимента - деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достичь целей, определённых руководством организации.
Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обуславливающих направления развития ассортимента [6, с.406].
Факторы формирования ассортимента. Различают общие и специфичные факторы формирования ассортимента.
Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.
Спрос как потребность, подкреплённая
платежеспособностью
Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определённое влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.). Так, формирование ассортимента алкогольной продукции в последние годы в значительной степени определяется мерами по государственному регулированию её производства и реализации.
Специфичными факторами
Сырьевая база производственных
организаций определяется наличием
природных ресурсов, состоянием добывающей
и перерабатывающей промышленности,
выпускающей сырьё, полуфабрикаты
и комплектующие изделия, а также
затратами на производство и доставку
сырья. Недостаточность или
Материально-техническая база товарного производства также оказывает значительное влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент товаров, пользующихся спросом, может сократиться. Последствиями этого являются чрезмерный спрос, рост цен и замена дефицитных товаров фальсифицированными.
Достижения научно-технического прогресса - мощный стимул обновления ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально новых товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного качества возможна в основном в результате развития науки, техники и технологии.
Специализация торговой организации относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании, лицензировании или аттестации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит её последующая деятельность, в том числе и формирование ассортимента.
Каналы распределения товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объёме облегчают работу по формированию ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта.
Методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента.
Материально-техническая
база торговой организации может
оказать определённое воздействие
на формирование ассортимента. Если у
фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие
сохранность товаров в
Сегмент потребителей, на который
выходит торговая организация, определяет
ассортимент товаров по уровню качества
и цен (дорогие или
Таким образом, управление ассортиментом - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.
Основными этапами управления являются установление требований к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации и формирование ассортимента.
Регулирование вышеперечисленных факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается посредством установления определённых требований, предъявляемых к рациональному ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических и технологических документов
Удельный вес производителей в ассортименте молока.
Структура ассортимента молока в зависимости от тепловой обработки .
Тепловая обработка |
Количество, шт. |
Удельный вес в ассортименте, % | |
Пастеризованное |
37 |
55,2 |
|
Стерилизованное |
30 |
44,8 |
Таблица показывает, что 55,2 % от всего ассортимента составляет пастеризованное молоко, а стерилизованное 44,8%.
Пастеризация является наиболее щадящим видом тепловой обработки, проводится обычно при температуре 95 градусов в течение 15-20 секунд. При этом уничтожаются вегетативные формы бактерий, погибают болезнетворные микробы, благодаря чему достигается санитарно-гигиеническая чистота полученного продукта. При стерилизации – тепловой обработке свыше 100 градусов – уничтожаются не только вегетативные формы микроорганизмов, но и их споры. Стерилизованное молоко должно соответствовать требованиям промышленной стерильности и практически не содержит бактерий. Очевидна разница и в сроках годности продукта: если для пастеризованного молока он исчисляется сутками, то для стерилизованного составляет несколько месяцев.
Массовая доля жира |
Количество, шт. |
Удельный вес в ассортименте, % |
1,5% |
10 |
22,8 |
2,5% |
23 |
52,2 |
3,5% |
11 |
25 |
Из таблицы видно , что наибольшую долю в ассортименте занимает молоко массовой долей 2,5 %, оно составляет 52,2% от всего ассортимента ; на втором месте молоко с 3,5% ; и молоко с 1,5 % жирности составляет 22,8% от всего ассортимента.