Нормативные и технические документы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является подробное исследование документов и специальной литературы, используемых для проведения товарной экспертизы на современном этапе.
Для успешной реализации поставленной цели нам необходимо рещить ряд конкретных задач:
ознакомиться с терминологией, имеющей отношение к теме данной курсовой работы;
ознакомиться с классификацией средств товарной экспертизы;
рассмотреть понятие товарная информация; виды товарной информации;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик готовый.docx

— 3.79 Мб (Скачать файл)

Другие виды стандартов: стандарты на процессы, термины и  определения, на методы испытаний (контроля) регламентируют требования к процессам  производства, основные термины и  определения, а также устанавливают  наиболее приемлемые и достоверные  методы испытаний, анализа и контроля.

Стандарты на упаковку, маркировку, транспортирование и хранение предусматривают  состав и условия упаковки, маркировки, транспортирования и хранения.

Стандарты на условия хранения - в стандартах предусмотрены условия  хранения в промышленных хранилищах (складах) или в розничной торговой сети, а потребителя интересуют особенности  условий домашнего хранения. Такая  информация в стандартах чаще отсутствует.

Информация в данных стандартах представляет интерес для изготовителей  и продавцов, а для потребителя  из указанных требований порой бесполезны, за исключением условий и сроков хранения, если эти товары подлежат хранению. Поэтому информация в данных стандартах относится в основном к коммерческой.

Экспертная оценка товаров  чаще всего проводится путем установления соответствия действительных значений показателей качества объектов экспертизы требованиям стандартов или технических условий. Поэтому эксперт должен не только знать эти требования, но и обладать навыками работы со стандартами на продукцию. При этом окончательное решение эксперт принимает только после сопоставления фактического качества с требованиями стандартов, а в заключении обязательно делает ссылку на соответствующий стандарт.

В настоящее время принят ряд стандартов, регламентирующих качество услуг розничной торговли (общие  требования к услугам, обслуживающему персоналу и др.). Эксперты обязаны  использовать эти стандарты, особенно в Системе добровольной сертификации услуг розничной торговли.

1.2 Санитарные правила  и нормы

Санитарные правила и  нормы (СанПиН) — нормативные документы, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к продукции, услугам, процессам производства, транспортирования, подготовки к продаже и реализации. Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований наиболее важно для пищевых продуктов, а также для кулинарной продукции, производимой на предприятиях общественного питания, поэтому для них разработан комплекс СанПиН (Приложение А).

В названных СанПиНах содержатся требования не только к санитарно-гигиеническим  режимам производства, хранения, транспортирования  и реализации, но и к производственному, обслуживающему персоналу, срокам хранения особо скоропортящихся пищевых  продуктов. Кроме того, даются рекомендации по нормам технического оснащения предприятий розничной торговли и указания по санитарно-бактериологическому контролю. СанПины дополняют стандарты на продукцию, процессы и услуги.

1.3 Строительные нормы  и правила

Строительные нормы и  правила (СНиП) — нормативные документы, устанавливающие требования к функциональному назначению, эргономическим свойствам, надежности и безопасности здании, сооружений или их отдельных элементов. СНиПы могут применяться экспертами при проведении комплексной товарной экспертизы в случаях, когда технологические особенности производственных помещений или хранилищ складов могут определенным образом повлиять на основополагающие характеристики товаров. Например, несоблюдение минимально допустимых расстояний от стен отопительных или охлаждающих приборов может стать причиной ухудшения потребительских свойств, товарных потерь. Несоблюдение требований по гидроизоляции складов может привести к отмоканию товаров (Приложение Б).

1.4 Общероссийские классификаторы (ОК)

Общероссийские классификаторы (ОК) технико-экономической информации необходимы экспертам для того, чтобы правильно группировать товары, подлежащие товарной экспертизе. Кроме того, если на маркировке или в товарно-сопроводительных документах (ТСД) указан код ОКП, эксперт должен идентифицировать товар и сопоставить его фактическую ассортиментную принадлежность с кодом ОКП и кодом, указанным в ТСД. 
В экспертных организациях должны быть Общероссийский классификатор продукции (ОКП) [18] и Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН). Примеры классификаторов:

ОКПО – общероссийский классификатор предприятий и  организаций: 29739128 (8 знаков).

ОКАТО – общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления: 01405000000 (11 знаков).

ОКВЭД – общероссийский классификатор видов экономической  деятельности: 74.30.3 (испытания и анализ в научных областях).

ОКФС – общероссийский классификатор форм собственности: 41 (смешанная российская собственность  с долей федеральной собственности).

Другие классификаторы представлены в Приложении В.

1.5 Другие нормативные  документы

Нормативные документы в  области торговли представлены Правилами  торговли (продажи), Правилами по охране труда, Типовыми положениями по эксплуатации контрольно-кассовых машин, утвержденными  постановлениями Правительства  РФ, методическими рекомендациями, методиками, нормами, разработанными и  утверждёнными органами федерального управления. Нормативные документы, утвержденные федеральными законами, указами Президента РФ а также постановлениями Правительства, имеют статус технических регламентов и обязательны для применения всеми субъектами независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. Остальные НД применяются на добровольной основе. Эксперты, проводящие экспертизу потребительских товаров, а также услуг розничной торговли, должны знать и уметь применять эти документы. Согласно основным положениям Правил продажи отдельных видов товаров[19], утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, продавец обязан:

  • иметь необходимые нормативные документы и соблюдать их требования;
  • подтверждать при реализации соответствие товаров, подлежащих обязательной сертификации, одним из перечисленных технических документов (подлинник сертификата, его заверенная копия, товарно-сопроводительные документы, оформленные на основании подлинника или его заверенной копии), а товаров, подлежащих декларированию, с помощью деклараций о соответствии;
  • доводить до сведения покупателя необходимую информацию о торговой организации, товаре и предоставляемых услугах, в том числе о порядке возврата или обмена товаров потребителем.

Частные разделы Правил торговли определяют основные операции пред реализационной подготовки и порядок продажи  следующих товаров - хлеба и хлебобулочных  изделий, мясных, молочных продуктов  яиц, маргарина, рыбной продукции, а  также тканей, одежды, меховых товаров, обуви, теле- и радиотоваров, электробытовых, парфюмерно-косметических товаров, автомототранспортных средств, прицепов, номерных агрегатов, изделий из драгоценных  металлов и драгоценных камней.

Наряду с указанными Правилами, в практике экспертной работы могут  быть использованы:

  • Правила продажи товаров по образцам (утверждены постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 918), которые определяют порядок продажи товаров по образцам, а также оказания связанных с этим торговых услуг;
  • Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит (утверждены постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. № 895), в которых установлен порядок продажи товаров в кредит и примерный перечень товаров длительного пользования, рекомендуемых для продажи в кредит;
  • Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами (утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569), которые регулируют порядок комиссионной торговли непродовольственными товарами. Этот вид торговли осуществляется на основании договора комиссии между комиссионером и комитентом, содержащие условия приема на комиссию, продажи и уценки новых и бывших в употреблении товаров, определения продажной цены, порядка расчета комиссионера с комитентом;
  • Нормативные документы в области транспортирования товаров используются при проведении товароведной экспертизы по качеству товаров, так как их приемка проводится в соответствии с документами, утвержденными транспортными министерствами и ведомствами. К ним относятся:
  • Транспортный устав железных дорог Российской Федерации;
  • Правила перевозки скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом;
  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации;
  • Устав внутреннего водного транспорта;
  • Воздушный кодекс Российской Федерации;
  • Устав автомобильного транспорта Российской Федерации.

В этих НД регламентируются условия и сроки перевозки  грузов соответствующими транспортными  средствами. Наиболее детализированные положения по условиям и срокам транспортирования  содержатся в Правилах перевозки  скоропортящихся грузов. Эксперт должен знать и соблюдать установленные в названных НД требования к перевозке грузов, если он участвует в экспертизе товаров, подлежащих длительному транспортированию.

1.6 Технический регламент.  Реформирование системы стандартизации  в РФ

Система стандартизации РФ – это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением национального  органа по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных  документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и  государства.

С принятием ФЗ о техническом  регулировании началось реформирование системы, направленное на формирование фонда технических регламентов  и переведение национальных стандартов в разряд документов добровольного  применения.

Технический регламент (тех регламент) — это нормативный документ, который  устанавливает обязательные требования к производству, эксплуатации, условиям хранения и реализации для различных  видов продукции. «Эти документы должны быть гармонизированы с проектом программы TACIS «Сближение технического законодательства» [10, c.65]. Объектами техрегулирования становится продукция, определенная Правительство РФ.

Необходимость введения в России техрегламентов обусловлена тем, что действовавшие ранее ГОСТы более не отвечают современным требованиям,  к тому же «разнообразие процедур и методов оценки соответствия значительно увеличивают затраты … на различных рынках…»[9, c.90]. Введение системы технических регламентов имеет целью упразднить систему ГОСТов и ввести единые обязательные для исполнения требования для всех видов продукции. Содержание технического регламента составляют обязательные требования к объектам технического регулирования (об объектах и требованиях будет сказано ниже более подробно).

При этом специально указано, что это должны быть требования, обеспечивающие:

  • безопасность жизни или здоровья граждан;
  • безопасность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охрану окружающей среды;
  • охрану жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Отсутствующие в технических регламентах  требования к продукции, процессам  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.

Из Закона следует, что  технический регламент не должен содержать требования к качеству и потребительским свойствам  продукции, поскольку такие требования должны регулироваться рыночными отношениями. К ним, например, относятся показатели внешнего вида изделий, вкусовые характеристики, запах, качество отделки, и т. п.

Не должны содержаться  в техническом регламенте требования к конструкции и исполнению объекта  технического регулирования, «за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей» [23 пункт 4 статья 7], перечисленных в начале данного раздела. В таблице 1 сравниваются стандарт и технический регламент.

Таблица 1 - отличительные признаки технического регламента и стандартов на продукцию

Документ

Статус

Объект регулирования

Характер использования

Содержание (аспекты регулирования) применительно:

Социальная роль

       

К документу в целом

К продукции

 

Технический регламент

ФЗ как основная форма  юридического утверждения

Продукция и процессы ЖЦП

Обязательное

1.Перечень продукции и процессов ЖЦП

2.  Правила идентификации

3. Требования

4. Правила и формы оценки  соответствия

Требования к характеристикам безопасности продукции и процессов Требования к маркировке, упаковке, сопроводительной документации

Обеспечение безопасности


 

Продолжение таблицы 1

Документ

Статус

Объект регулирования

Характер использования

Содержание (аспекты регулирования) применительно:

Социальная роль

       

К документу в целом

К продукции

 

Стандарт

Документ в области  стандартизации

Продукция и процессы ЖЦП, работы, услуги

Добровольное

Технические требования

Требования ко всем техническим (потребительским) характеристикам

Обеспечение конкурентоспособности

Информация о работе Нормативные и технические документы