Организация и планировка торговых залов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы - исследование и анализ организации устройства, планирования и оборудования торгового предприятия, а так же разработка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия в целях оптимизации прибыли, преодоления конкуренции и др.
Для достижения целей курсовой работы необходимо решение ряда задач:
изучение требований, предъявляемых к помещению торгового розничного предприятия, которое осуществляется на основе рассмотрения нормативно-правовой документации и ГОСТов, действующих в данной области;
рассмотрение состава и взаимосвязи помещений магазина, основ устройства и панировки торгового зала, а так же рассмотрение данных аспектов на примере конкретно предприятия;
изучение торгово-технологического оборудования;
рассмотрение вариантов размещения и выкладки товаров в торговом зале, обеспечивающих оптимальную заинтересованность покупателей в их покупке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УСТРОЙСТВУ ТОРГОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ТОРГОВЫХ ЗАЛОВ
1.1 Планировка торгового зала
1.2 Классификация и виды зданий магазинов, требования, предъявляемые к их устройству
1.3 Состав основных помещений магазина и принципы их размещения
1.4 Устройство и планировка торгового зала магазина
1.5 Торговое оборудование магазина и его характеристика
1.6 Технологические планировки помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже
1.7 Показатели эффективности использования площадей магазина
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО ТЦ «ОЛИМП» ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ПЛОЩАДИ ТОРГОВОГО ЗАЛА С УЧЕТОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
2.1 Характеристика ООО ТЦ «Олимп»
Глава 3. ПЛАНИРОВКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО МАГАЗИНА: что хорошо и для продавца, и для покупателя?
3.1 Общие правила планировки торгового зала и пути совершенствования
3. 2 Распределение торговой площади по качеству
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 109.88 Кб (Скачать файл)

Последующий расчет осуществляется в едином узле при выходе из магазина (в многоэтажных магазинах самообслуживания создаются поэтажные узлы расчета). Этот способ применяется в большинстве непродовольственных магазинов самообслуживания с централизованной формой расчетов. При этом способе покупатель, выходя из магазина, предъявляет контролеру-кассиру отобранные товары. Контролер-кассир проводит через кассовую машину стоимость отдельных товаров (считывая с ярлыков), определяет их общую стоимость, получает от покупателя деньги и выдает ему вместе с товаром погашенный чек. Чек покупатель сохраняет до выхода из магазина на случай проверки со стороны администрации правильности работы контролера-кассира (двойной контроль покупателей в магазинах самообслуживания не допускается). Чек на товары, подлежащие обмену, должен храниться весь срок, в течение которого может производиться обмен.

Расчеты с покупателями через  контрольно-кассовые машины обеспечивают точный учет денежной выручки, позволяют  контролировать ведение расчетно-кассовых операций, сокращают время расчетов с покупателями, повышают производительность труда контролера-кассира, создают условия для контроля за отпуском товаров, снижают до минимума возможность ошибок при расчетах.

Электромеханические контрольно-кассовые машины и электронные контрольно-регистрирующие машины выполняют следующие функции:

• учитывают в секционных счетчиках полученные от покупателей  суммы;

• на чековой ленте печатают построчно проведенные по кассовой машине суммы с указанием шифра  и номера счетчика;

• указывают в индикаторах  каждую проведенную сумму, номер счетчика, по которому она проведена, и шифр;

• учитывают все проведенные суммы (стоимость отдельных товаров) одного покупателя в счетчике частных итогов;

• выдают кассовый чек с  указанием всех проведенных сумм и их итога, условного знака (шифра) и номера счетчика (против каждой суммы), порядкового номера чека, даты и  клише торгового предприятия (название торговой организации, номер магазина и др.);

• подсчитывают и печатают на чеке сумму сдачи, причитающейся покупателю (после выведения промежуточного итога и введения в машину суммы, внесенной покупателем);

• указывают сумму сдачи  в индикаторах;

• выдают кассовый чек с указанием всех проведенных сумм, их итога, суммы, внесенной покупателем, и суммы сдачи, номеров счетчиков и шифров, порядкового номера чека, даты и клише торгового предприятия;

• печатают и выдают кассовые чеки на одну сумму (при соответствующих режимах кассовых машин) для магазинов, не применяющих самообслуживания;

• печатают и выдают отчетные ведомости «Показаний секционных счетчиков» и «Гашения секционных счетчиков»;

• печатают на контрольной  ленте суммы, проведенные по кассовой машине (с указанием номера счетчика и шифра), итоговые, внесенные покупателем, сдачи, а также суммы, накопленные  в секционных счетчиках (с указанием  номера счетчика), при снятии показаний  счетчиков или гашении, и итог этих сумм. Все это позволяет очень быстро в любой момент рабочего дня определить выручку, делает расчеты с покупателями более четкими, наглядными, затрудняет подделку чеков, обеспечивает контроль любой расчетно-кассовой операции, а также дает возможность проверить правильность работы счетчиков путем сложения сумм, напечатанных на контрольной ленте.

Современные кассовые машины, кроме указанных, выполняют ряд  других операций.

Кассовые машины имеют ряд контрольных механизмов и блокирующих устройств, предотвращающих возможность ошибок или злоупотреблений и позволяющих контролировать работу кассира.

Электронные контрольно-регистрирующие машины, применяемые в нашем магазине (ЭКРМ) состоят из следующих блоков: ввода, индикации, управления, оперативного запоминающего, печатающего, блока  питания и замков.

1.5 Торговое оборудование магазина и его характеристика

 

Для выполнения операций торгового  процесса используют различное оборудование, которое можно классифицировать на 3 группы:

а) механическое оборудование;

б) торгово-технологическое  оборудование (торговая мебель в зале, торговое оборудование для хранения товаров);

в) общетехническое (освещение, отопление, вентиляция).

Рассмотрим и сравним  требования к торговому оборудованию.

Существует несколько  видов торгово-технологического оборудования магазинов:

Мебель, которая классифицируется по:

    • месту применения (для торговых залов, подсобных помещений);
    • назначению (для приемки товаров, подготовки и продажи, показа товара, выкладки и продажи, транспортировки и продажи, расчетов с покупателями, обслуживания покупателей);
    • товарному профилю (универсальная, специализированная);
    • конструкции (неразборная, сборно-разборная).

К мебели предъявляются следующие  требования:

-      эксплуатационно-технические (стандартная, универсальная, емкая, с большой площадью экспозиции, прочная, устойчивая, надежная);  

- экономические (недорогая, экономичная в эксплуатации, возможность массового производства на основе современной технологии);

-    эргономические (основные размерные соотношения мебели должны устанавливаться с учетом роста и пропорций фигуры человека, обеспечивать снижение утомляемости до минимума, хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним);

-    эстетические (форма, пропорции и цвет должны соответствовать своему функциональному назначению, интерьеру торгового зала);

- санитарно-гигиенические (устройство мебели, материалы, используемые для изготовления, не должны затруднять ее чистку).

Торговый инвентарь — приспособления, инструменты, приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также различных вспомогательных и хозяйственных операций.

Торговый инвентарь классифицируется по:

    • месту использования (для складских и подсобных помещений, торговых залов);
    • назначению (для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и качества товаров, подготовки к продаже, отпуска, выкладки и рекламы; счетный, вспомогательный, санитарно-гигиенический, противопожарный);

Торговое холодильное оборудование — охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров. Классифицируется по:

    • назначению (для хранения товаров, показа и продажи товаров, демонстрации товара);
    • температурному режиму, поддерживаемому в охлаждаемой емкости (низкотемпературное, обычное).

 

Существуют следующие  виды оборудования:

    • холодильные камеры — имеют сборно-разборную конструкцию, предназначены для складских помещений магазина;
    • холодильные шкафы — используются на рабочем месте продавца, имеют холодильные агрегаты;
    • холодильные витрины — используются для показа и продажи охлажденных и замороженных продуктов;
    • холодильные прилавки — используются для хранения, демонстрации и продажи охлажденных гастрономических продуктов в универсамах;
    • торговое измерительное оборудование — весы, гири, меры длины и объема.

Весы классифицируются по:

    • принципу действия (рычажные, электромеханические);
    • месту и способу установки (настольные, передвижные, стационарные);
    • виду указательного устройства (гирные, шкальные, шкально-гирные, циферблатные, цифровые, электронные);
    • виду отсчета показаний взвешивания (визуальный отсчет, с документальной регистрацией);
    • способу снятия показаний (с местным и дистанционным способами снятия показаний);

Контрольно-кассовое оборудование — контрольно-кассовые машины, которые классифицируются по:

    • количеству суммирующих счетчиков;
    • количеству рядов для набора, суммы, вводимой в машину;
    • количеству операционных счетчиков;
    • наличию съемных клавиш-ключей.

 

1.6 Технологические планировки помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже

 

 Состав этой группы  помещений существенно различается  по типам и размерам магазинов.  Он зависит от технологической  схемы работ.

 Общими технологическими  требованиями к зонам для приемки  товаров являются:

- наличие специальных  мест для разгрузки транспортных  средств, в том числе рамы, дебаркадеров  в крупных магазинах;

- выделение необходимых  определенных площадей (зон) для  расстановки принятых товаров  и проверки их по количеству  и качеству:

- наличие специально  выделенных зон для размещения  завоза товаров во внерабочее  время;

- обеспечение взаимосвязи  зоны приема товаров с помещениями  для хранения товаров, подготовки  товаров к продаже и непосредственно  с торговым залом.

 Основным технологическим  требованием к помещениям для  хранения товаров является обеспечение  их сохранности в течение установленного  срока хранения. Зона хранения размещаются в промежутке от зоны приема до места размещения торгового зала.

 Помещения для подготовки  товаров к продаже планируется  с учетом поточной технологии  работ независимо от ее характера  и степени механизации. Поступление  товаров планируется со стороны  зоны приема или хранения товара, выдача (отбор), подготовленных товаров к продаже – в сторону торгового зала.

 При этом могут быть  использованы варианты непосредственной  подачи товаров после соответствующей  обработки на оборудование торгового  зала.

 

1.7 Показатели эффективности использования площадей магазина

 

Для определения степени рациональности использования торговой площади магазина находят коэффициенты установочной и выставочной площадей, удельный вес площади торговых помещений в общей площади магазина, товарооборот и прибыль, приходящиеся на 1 кв. м площади торгового зала.

 Установочная площадь  – это площадь, занимаемая  под установку оборудования и  крупногабаритных товаров, размещаемых  на полу.

 Коэффициент использования  торговой площади под оборудование  определяется отношением установочной  площади к площади торгового зала:

где Ку – коэффициент  установочной площади;

Sy - установочная площадь, м2

Sт.з. - площадь торгового зала,м2.

Обычно эффективным является коэффициент установочной площади от 0,25 до 0,35.

 Коэффициент выставочной  площади определяется отношением площади, занятой под выкладкой товаров, к площади торгового зала:

 где Кв –– коэффициент выставочной площади;

Sв - площадь, занятия под выкладкой товаров, м2;

Sт.з. - площадь торгового зала, м2 .

 В магазинах самообслуживания  этот коэффициент равен от 0,7 до 0,8.

 При одной и той  же установочной площади выставочная  площадь может быть различной,  что зависит от типа торгового  оборудования , его габаритов , числа полок и т.д.

 Коэффициент емкости  используемого торгового оборудования  определяется отношением площади  выкладки товаров к установочной  площади.

 Удельный вес площади  торговых помещений в общей  площади магазина рассчитывается  как отношение суммы площадей  торговых помещений к общей площади магазина умноженное на 100 %. Экономически эффективным является удельный вес равный 50 % и выше. На практике удельный вес площади торгового помещения зависит от устройства магазинов, ассортимента реализуемых товаров, системы товароснабжения. Так, чем чаще завозятся товары в магазин, тем ниже норматив товарных запасов, и соответственно, тем меньше размеры помещений для приемки и хранения товаров.

 

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО ТЦ «ОЛИМП» ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ПЛОЩАДИ ТОРГОВОГО ЗАЛА С УЧЕТОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

 

2.1 Характеристика ООО ТЦ «Олимп»

 

ООО ТЦ «Олимп» - общество с ограниченной ответственностью, г. Семилуки, ул. Дзержинского, 9.

Торговый центр – это  совокупность торговых предприятий  и предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент  товаров и услуг, расположенных  на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как  единое целое и предоставляющих  в границах своей территории стоянку автомашин.

В наше время стремительно развивающегося рынка появилось  огромное множество разнообразнейших магазинов, павильонов, торговых комплексов и наконец, просто торговых палаток, где удачно сочетаются огромное разнообразие товаров и новейшие торговое оборудование. Однако при всем их разнообразии и великолепии не найдется, пожалуй, ни одного способного стать неравных с Торговым центром «Олимп». Выгодное расположение и необычное архитектурное строение Торгового центра сразу резко выделяет его.

Информация о работе Организация и планировка торговых залов