Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:14, курсовая работа
Поскольку в магазинах самообслуживания товары молча, конкурируют между собой, прежде всего своим видом, то изменение организации торговли повлекло за собой и изменения роли упаковки, которой отводится ведущая роль в привлечении внимания потребителя. Продажа товаров при полном самообслуживании покупателей – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров, который распространён за рубежом и был распространён в России в дореформенный период. В настоящее время соотношение магазинов, работающих по методу самообслуживания и через прилавок, в Москве составляет 1 к 10. В других городах это соотношение ещё больше.
I Введение………………………………………………………………………………4
II Организация и технология продажи товаров методом самообслуживания
2.1 Самообслуживание как метод продажи товаров и его преимущества..…7
2.2 Устройство и планировка магазина самообслуживания……………...…10
2.3 Организация продажи товаров в магазине самообслуживания……....…20
2.4 Вид торгового зала и отбор покупателями товаров в магазине самообслуживания………………………...………..……………………….…22
2.5 Размещение и выкладка товара в торговый зал в магазинах самообслуживания…………………………..…..…………………………..…26
2.6 Покупка товаров в магазинах самообслуживания….……...………….…29
III Заключение……………………………………….………………………………31
IV Список литературы………………
Один из весомых аргументов в пользу самообслуживания – эффективное использование торгового пространства. На одной и той же площади магазина самообслуживания можно разместить большее количество товаров, чем в магазинах секционной или прилавочной торговли, что в свою очередь позволяет существенно расширить ассортимент товаров предлагаемых покупателю. За счет более рационального использования выкладки товаров, возможно, увеличить ассортимент, представленный в торговом зале как минимум на тридцать процентов. Это позволит получать гораздо больший доход от предприятия.
Другой немаловажный фактор – снижение времени обслуживания покупателя. Если в секционном магазине покупатель должен стоять в очереди в каждый отдел, то в магазине самообслуживания ему нужно пройти только очередь в кассу. Если покупатель ограничен во времени, в секционном магазине он сделает покупки только в тех отделах, где продаются самые нужные для него товары.
При самообслуживании время, проведённое покупателем в магазине, почти не зависит от количества покупок. Наглядное представление товаров для покупателей также является одним из плюсов. Чтобы получить подробную информацию о товаре в магазине секционной торговли покупатель каждый раз должен обращаться с вопросом к продавцу, что особенно неудобно, когда в отделе очередь. В условиях самообслуживания покупатель может сам ознакомиться со всеми характеристиками товаров, что увеличивает вероятность принятия решения о покупке товара.
Появляется возможность применять различные методы выкладки товара на прилавок в рекламных целях для выделения и продвижения того или иного товара.
Одной из важных предпосылок внедрения
самообслуживания является более высокое
его экономическая эффективность по сравнению
с другими методами продажи товаров.
Самообслуживание способствует индустриализации технологического процесса, создаёт условия для роста производительности труда торговых работников и повышения экономической эффективности не только отдельных магазинов, но и всей розничной торговой сети. В магазинах самообслуживания снижаются трудовые затраты продавцов, так как покупатель самостоятельно отбирает необходимые товары, сокращаются издержки обращения главным образом за счёт уменьшения потребности в торговых работниках.
Самообслуживание как метод продажи товаров основано на следующих принципах:
2.2
Устройство и планировка
магазина самообслуживания.
Планировка торгового зала (размещение рабочих мест и оборудования) зависит от площади и формы помещения торгового зала и метода продажи.
Основными видами планировки торгового зала продовольственного магазина являются:
При линейной планировке рабочие места размещаются параллельно периметру стен торгового зала, при островной - в центре торгового зала в виде островков прямоугольной, овальной или круглой формы. Сочетание в торговом зале линейной и островной планировок носит название комбинированной.
Выставочная планировка применяется при продаже методом самообслуживания: горки, прилавки, столы, витрины, стенды, на которых выложены товары, размещаются вдоль стен и в центре, образуя выставку товаров со свободным доступом к ним покупателей (рис. 4). Типы рабочих мест, требования, предъявляемые к их устройству и оборудованию.
В магазине самообслуживания площадь торгового зала подразделяется: на площадь, занятую под оборудованием, на котором выложены фасованные товары, площадь проходов для покупателей, площадь под рабочими местами весовой продажи товаров и контрольно-кассовую зону.
При планировке торгового зала магазина самообслуживания следует учитывать: максимальную площадь торгового зала с необходимыми подсобными помещениями, удобное движение покупательских потоков, расположение контрольно-кассовой зоны при выходе, компактность и привлекательный вид торгового зала. Соотношение величины торгового зала и подсобных помещений от 3:2 до 1: 1.
Если в магазине
Для лучшего использования площади торгового зала магазина самообслуживания наряду с пристенными и островными горками, прилавками следует практиковать выкладку товаров непосредственно на поддонах, тележках, в проволочных корзинах на колесах.
Удачная планировка торгового зала и удобное размещение оборудования, позволяют покупателям легко ориентироваться среди товаров, быстро выбрать нужные продукты и без задержки расплатиться в расчетном узле.
В зависимости от товарного профиля магазина и метода продажи товаров установлены нормативы площади помещений магазина (в квадратных метрах на одно рабочее место продавца).
Так, норматив площади торгового зала продовольственного магазина установлен 16-18 на одно рабочее место продавца. При продаже товаров методом самообслуживания норматив площади установлен, на одно рабочее место контролера-кассира: в хлебобулочных магазинах - 35 , в остальных магазинах - 48 .
Если в магазине товары продают также, обычным методом (через прилавок), то на одно рабочее место продавца в торговом зале норматив установлен 5 , а при размещении рабочих мест вне зала самообслуживания -16 .
Оборудование подсобных помещений предназначено для обеспечения условий приема, храпения предварительной подготовки товаров к продаже. Это оборудование должно отвечать определенным, требованиям: быть достаточно емким, устойчивым, прочным, небольшим по весу, недорогим, обеспечивать условия для применения подъемно-транспортных средств. В его состав входят: стеллажи, подтоварники, поддоны, вешала, столы для разделки и предварительной нарезки гастрономических товаров, калибровки, чистки и промывки овощей и т. д.
Для размещения продовольственных товаров наиболее приемлемы стеллажи и подтоварники.
Стеллажи представляют собой параллельные ярусы полок, укрепленных вертикальными стойками. Конструкция стеллажей зависит от площади складских помещений, вида и размера товаров, применения подъемно-транспортных средств и механизмов.
Стационарные и передвижные стеллажи выполнены из дерева и металла, их выпускают неразборными и сборно-разборными. Наиболее удобны металлические сборно-разборные стеллажи из унифицированных деталей. - Бакалейные товары хранят на продовольственных товаров к продаже (зачистка, нарезка, фасовка, упаковка и т. д.) значительно ускоряет процесс • продажи, повышает эффективность труда продавцов, снижает товарные потери.
При подготовке к продаже необходимо все
продовольственные товары распаковать,
рассортировать по товарным сортам и видам,
проверить по количеству и качеству, придать
им надлежащий товарный вид, уточнить
цены, а подготовленные товары уложить
для подачи на рабочие места.
Наряду с предварительной подготовкой товаров к продаже важное значение имеет подготовка рабочего места продавца перед началом торгового процесса: пополнение товарами рабочих мест или зоны обслуживания покупателей в магазинах самообслуживания, размещение и выкладка товаров. Товары из складских, помещений должны регулярно подаваться в торговый зал для обеспечения постоянного наличия их в продаже в течение всего рабочего дня в полном ассортименте, имеющемся в магазине.
Размещение и выкладка товаров зависят от их вида, формы, размеров упаковки, сроков хранения и т. д. Товары надо размещать так, чтобы они были хорошо видны покупателям и доступны для: продавцов. Кроме того, при размещении товаров надо учитывать общность спроса, взаимозаменяемость и дополняемость одних товаров другими, соблюдение товарного соседства.
В магазинах самообслуживания товары следует размещать так, чтобы они были хорошо видны и легкодоступны покупателям. Каждая группа товаров должна иметь постоянное место; в пределах каждой группы товары выкладывают по видам и сортам, внутри каждого вида — по цене; разновидности товаров должны быть отделены друг от друга, чтобы легко было ориентироваться в ассортименте. Сопутствующие товары следует выкладывать рядом с основными. Товары, требующие быстрой реализации, размещают в наиболее обозримых местах торгового вала, а товары, требующие нарезки, взвешивания и упаковки, за прилавками обслуживания.
В торговом зале магазина самообслуживания
товары выкладывают на стационарном оборудовании;
поддонах, В прополочных корзинах, пластмассовых
ящиках и другой таре с учетом максимального
использования площади торгового зала.
На стационарном оборудовании товары
лучше размещать по вертикали. Не рекомендуется
располагать товары пирамидой, спиралью
и другими способами, затрудняющими отбор,
а также выкладывать их в поврежденной
и деформированной упаковке. Запрещается
размещать товары, а загрязненной упаковке.
Требования к помещениям магазинов самообслуживания.
Самообслуживание, ставшее основным направлением в развитии
торговли, внесло существенные изменения в проектирование магазинов. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что наиболее эффективным продовольственным магазином самообслуживания является универсам, расположенный в отдельно стоящем здании.
В универсамах,
построенных в 1970—1974 гг., площадь торгового
зала составляет 1200
, общая площадь—3600
. Форма торгового зала приближается
к квадрату с глубиной 30
(рис. 4).
Рис. 4. Схема планировки торгового зала магазина универсам:
1- основной проход;
2 — проход между островным оборудованием
и оборудованием, прилегающим к фасовочным;
3 — проход между островным оборудованием
и кассовыми кабинами; 4—16 — проходы между
островным оборудованием; 17 — проход
между кассовыми кабинами и витриной
фасада магазина.
В этих магазинах нет подвальных помещений. Торговый зал и площадка для разгрузки автомашин (дебаркадер) находятся на одном уровне, что обеспечивает быструю и удобную доставку товаров с автомашины непосредственно в торговый зал. Административно-бытовые, большая часть технических помещений расположены на втором этаже (антресоли). В универсамах применено линейное размещение горок и холодильного оборудования, расположенных перпендикулярно линии узла расчета. Из 18 линий 13 островных и 5 пристенных.
Общий фронт торгового оборудования равен 400 м (из расчета одного яруса полок). Узел расчета состоит из 15-ти кабин кассиров-контролеров. Размещение входа и выхода для покупателей в одном месте освобождает персонал магазина от необходимости перемещения инвентарных тележек и корзинок из одного места торгового зала в другой.
Эффективность работы продовольственного магазина самообслуживания во многом зависит от рациональной планировки и расстановки торгового оборудования. Расстановка оборудования должна обеспечивать, наиболее полное использование торговой площади. Оборудование должно быть размещено по четким линиям, направляющим односторонние потоки покупателей против часовой стрелки. Островное оборудование размещают, как правило, параллельно потокам покупателей.
Для более рационального использования площади торгового зала выкладывать товары следует не только на пристенные, островные горки и прилавки, но и на поддоны, тележки, в проволочные корзины.
Площадь торгового зала в продовольственных магазинах самообслуживания подразделяется на площадь, занятую оборудованием для размещения и показа товаров. (30—35%), площадь основных и вспомогательных проходов для покупателей (50—55%) и площадь, занятую узлами расчета, корзиночными, прилавками обслуживания (10—20%).
Для удобства движения покупателей и рациональной организации доставки и выкладки товаров в торговом зале, создания для наилучших условий, для контроля за сохранностью товаров, необходимо при размещении оборудования соблюдать следующую ширину проходов:
Информация о работе Организация и технология продажи товаров методом самообслуживания