Организация и технология продажи товаров методом самообслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Поскольку в магазинах самообслуживания товары молча, конкурируют между собой, прежде всего своим видом, то изменение организации торговли повлекло за собой и изменения роли упаковки, которой отводится ведущая роль в привлечении внимания потребителя. Продажа товаров при полном самообслуживании покупателей – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров, который распространён за рубежом и был распространён в России в дореформенный период. В настоящее время соотношение магазинов, работающих по методу самообслуживания и через прилавок, в Москве составляет 1 к 10. В других городах это соотношение ещё больше.

Содержание

I Введение………………………………………………………………………………4
II Организация и технология продажи товаров методом самообслуживания
2.1 Самообслуживание как метод продажи товаров и его преимущества..…7
2.2 Устройство и планировка магазина самообслуживания……………...…10
2.3 Организация продажи товаров в магазине самообслуживания……....…20
2.4 Вид торгового зала и отбор покупателями товаров в магазине самообслуживания………………………...………..……………………….…22
2.5 Размещение и выкладка товара в торговый зал в магазинах самообслуживания…………………………..…..…………………………..…26
2.6 Покупка товаров в магазинах самообслуживания….……...………….…29
III Заключение……………………………………….………………………………31
IV Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 843.50 Кб (Скачать файл)
  • между кабиной кассира-контролера или прилавками обслуживания   и   горкой,   установленной   параллельно — 2,8;
  • между кабиной кассира-контролера или прилавками обслуживания и горкой,   установленной к ним торном — 2,2; 
  • между параллельными горками—1,4;
  • между кабинами кассиров-контролеров — не менее 0,6.
 

        В  наибольших и средних магазинах (площадью торгового зала до 500) с глубиной торгового зала более 15 м организуют расчетные узлы при совмещенном входе-выходе.

        В более крупных магазинах с одним или двумя входами расчетный узел организуют обособленно, на выходе. Как правило, входы и выходы размещают в фасадной стене здания. Варианты размещения узлов расчет 8 показаны на рис. 5.

      В магазинах с наибольшей глубиной торгового зал (до 12 м) размещение входа и выхода в центре фасад здания приводит к перекрещиванию покупательских потоков и ухудшаё'1 использование торговой площади у входа и выхода. 

При  определении  места узла расчета следует исходить  из  следующего, Покупатель,    выходя    из магазина, должен  обязательно   пройти   мимо кабины кассира-контролера. В торговом зале не должны возникать встречные потоки   покупателей.  

      Покупатель,    выходя    из магазина, должен  обязательно   пройти   мимо кабины кассира-контролера. В торговом зале не должны возникать встречные потоки   покупателей.   За узлом    расчета    должна быть небольшая  свободная   площадь   для   применений складывания    товаров   из  инвентарной корзины магазина   в   сумку покупателя. 

       Проход для   покупателей должен быть слава от кассира-контролера. Расположение горок и узлов расчета должно обеспечивать условия для контроля. Для лучшего осмотра торгового зала кассовые кабины рекомендуется размещать на небольшом возвышении.  

Рис. 5. Схемы  размещения узлов расчета в магазинах самообслуживания. 

       Высота установки кассовой машины    на    рабочем    месте    кассира-контролера; должна не препятствовать осмотру торгового зала. Количество рабочих мест кассиров-контролеров при переводе магазинов с традиционных методов продажи! на самообслуживание определяется с учетом размера; торгового зала, количества покупателей в часы «пик», производительности труда кассира-контролера, средне времени, необходимого для расчета с одним покупателем. 

    Расчет  проводится по формуле: 

    

 

Где, К - необходимое количество   рабочих мест кассиров-контролеров;

     - средний часовой товарооборот  во  время наибольшего потока покупателей (в часы «пик»); 

      П  - средняя   стоимость   покупки одного покупателя, руб.;

      В  - среднее время   расчета   с одним покупателем, сек;

     - коэффициент использования рабочего времени кассира-контролера;

3600 — сек (1 ч). 
 
 

          Пример. Товарооборот магазина в часы «пик» составляет 2100 руб., среднее время расчета с одним покупателем— 40 сек, коэффициент использования рабочего времени кассира—0,9, средний размер товарооборота, приходящегося на одного покупателя, — 4 руб. 

 рабочих   мест   кассиров-контролеров. 

        Рекомендуется сверх рассчитанного количества предусматривать одну резервную кассу, чтобы исключить возможность   образования   очередей   при наибольшем потоке покупателей.

        Столы упаковки следует устанавливать на расстоянии 1,4 м от контрольно-кассовых кабин, чтобы идущие впереди покупатели отходили к ним, не мешая другим подходить к кассам. На одного кассира-контролера при работе на суммирующих кассовых аппаратах площадь торгового зала в среднем составляет 90—100 . Расстояние между рабочими местами кассиров-контролеров должно быть не более 0,6 м для одновременного прохода только одного покупателя.  

       У входа в магазин размещают шкаф с гнездами и прилавком, за которым находится работник, принимающий на хранение вещи покупателей.

       Для получения данных об эффективности использования площади торгового зала магазина самообслуживания необходимо знать размеры установочной и экспозиционной   (демонстрационной,   выставочной)   площади.

Расчет коэффициентов  и  площадей  рассмотрим  на примере   определенной   торговой   ситуации. В торговок зале   магазина   самообслуживания,  площадью    800; установлено 180 горок (размер основания 100-60 см) 105     холодильных     прилавков      (размер   основания 180-80 см).    Установочная     площадь     составит     180 (100см · 60см) + 105 (180 см· 80 см) = 108+151,2 = 259,2 .

       Для расчета экспозиционной площади торгового зала определяем этот показатель соответственно для каждого вида оборудования. В магазине установлены горки, имеющие пять ярусов: нижний 100·60 см, а остальные 100см · 50см. Следовательно, экспозиционная площадь одной горки составит 100см · 60см +4 (100см· 500см) = 0,6 + 2,0 =2,6 . Экспозиционная площадь холодильного прилавка (без толщины стенок) составит 170см· 70см = 1,19 . Экспозиционная площадь всего оборудования   составит   

(180 ·2,6 ) + (105·1,19 ) =468 + 124,95 = 593 . 

При этих условиях  и соответственно 

    Из решения видно, что при принятой схеме расстановки, оборудования установочная площадь равна 32%, а экспозиционная — 74%. 
 

 Резервом увеличения экспозиционной площади может быть замена холодильных прилавков на более совершенные двух- или трехъярусные прилавки-витрины и двусторонние витрины типа «Таир-132С» или «Таир-10».

      В передовых торговых предприятиях установочный коэффициент составляет 33—35%, экспозиционный коэффициент — 77—80 %.

      Наряду с указанными нормативами важнейшим показателем эффективности использования торговой сети является товарооборот на один квадратный метр торгового зала, который при правильной организации торгового процесса возрастает в среднем за год на 7—9%.

      Расширение сети магазинов самообслуживания осуществляется как за счет строительства новых зданий магазинов, так и за счет перевода на самообслуживание магазинов, расположенных в зданиях старой постройки.               Перевод продовольственных магазинов на самообслуживание связан с определенными трудностями, которые вызваны, прежде всего, размещением магазинов во встроенных узких и длинных помещениях. В таких помещениях трудно осуществить технологическую схему, присущую самообслуживанию, создать условия для эффективной организации труда и сохранности материальных ценностей.

      Разрабатывая проект перевода магазина на самообслуживание, нужно предусматривать максимальное использование торговых площадей и рост пропускной способности торгового предприятия. Недопустимо использование торговой площади под помещения для хранения

товаров или  тары.

       Значительный резерв увеличения фронта выкладки товаров дает установка оборудования на площадях, прилегающих к стенам и витринам.

       При разработке планировки торгового зала важнейшее  значение  имеет  определение  потребности, в узлах расчета и их размещение. При переводе магазина на самообслуживание  следует  отдел  ликеро-водочных товаров разместить в отдельном боксе. Там же можно организовать отдел штучных товаров и кафетерий. Эффективного   использования   торговых площадей и оборудования можно достигнуть ликвидацией в магазинах самообслуживания отдельных прилавков с продавцами, улучшением расстановки оборудования, увеличением установочной и экспозиционной площади.

      Необходимо соблюдать расчетные нормативы распределения площади зон торгового зала. Удельный вес площади торгового зала, занятого расчетными узлами, не должен превышать 12% (в отдельных магазинах он составляет до 26—28%).

       Количество узлов расчета должно быть строго увязано с объемом, товарооборота и интенсивностью покупательских потоков по часам дня. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Применение многоярусных (до пяти) горок и емких холодильных прилавков повышает эффективность магазинов самообслуживания.

      Четкая организация снабжения, выполняемого по часовым графикам, позволяет сократить площадь для хранения товаров и высвободить ее для торгового зала.

      Для   повышения   пропускной   способности магазин, следует за счет правильной расстановки  оборудования устранять встречные и пересекающиеся потоки покупателей.

      В крупных магазинах самообслуживания целесообразно выделять кассы быстрого обслуживания, в которых покупатели оплачивают покупку, состоящую не более чем из трех наименований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Организация продажи товаров в магазине самообслуживания. 

         Наиболее рациональная   организация   процесса   продажи   применяется при продаже товаров методом самообслуживания, при котором значительно увеличивается пропускная способность магазина и ускоряется процесс продажи, возрастает  товарооборот.  

         Если  в   магазинах,  применяющих традиционные методы продажи, количество одновременно обслуживаемых покупателей зависит от количества продавцов, то при продаже методом самообслуживания процесс отбора товаров, все покупатели могут вести одновременно, так как все заранее расфасованные и штучные  товары выкладывают в торговом   зале   с таким расчетом, чтобы покупатели имели к ним свободный доступ,  могли бы осмотреть и выбрать необходимые.

         Практически  при  продаже  методом  самообслуживания процесс ознакомления   с   ассортиментом   товаров   сливается с процессом отбора.                          Отобранные товары Покупатели подносят (или подвозят) к узлу расчета для оплаты. Таким образом, процесс продажи в магазине самообслуживания включает знакомство покупателя с ассортиментом товаров, выбор товара, доставку его к узлу расчета, расчет за товары и упаковку его.

         Постоянное наличие в торговом зале широкого ассортимента товаров, бесперебойное пополнение товарных запасов в торговом зале, полная и четкая информация о товарах, ценах, их местонахождении значительно больше психологически побуждает покупателя к совершению покупки, чем обслуживание в магазине с продавцом. Таким  образом, при продаже этим методом активная роль в совершений покупки принадлежит самому покупателю, однако одновременно покупатель должен чувствовать заботу со стороны обслуживающего персонала.

       Организующая и направляющая роль персонала магазина проявляется как в умелом размещении товаров, их выкладке, так и в готовности в любое время помочь покупателю в выборе того или иного товара, дать консультацию о свойствах и качестве товаров.

         Магазины (отделы) самообслуживания обеспечиваются корзинами, тележками, щипцами, вилками и другим инвентарем, необходимым для отбора товаров покупателями. Во всех продовольственных магазинах самообслуживания (кроме хлебных и овощных) покупатели должны подбирать товары только в. инвентарные корзины или тележки, которые покупатель обязан взять при входе в торговый зал. С покупателями, не выполняющими этих требований, не должны производиться расчеты.

       Работники магазина (отдела) самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый кал предъявления товаров, приобретенных в других магазинах, ставить на них штампы или делать другие отметки, а также не должны обязывать покупателей оставлять личные вещи при входе.

Покупатели сами при желании могут оставить при входе хозяйственные сумки, портфели, а магазин обязан обеспечить их сохранность, для чего необходимо установить соответствующее оборудование — полки, стеллажи.

        В магазинах самообслуживания для продажи некоторых весовых товаров (мясо, рыба, сельдь, гастрономические изделия и др.) могут быть организованы прилавки обслуживания с продавцами. Для удобства покупателей в продовольственных магазинах самообслуживания организуется продажа непродовольственных товаров повседневного (частого) спроса (галантерейные, хозяйственные, парфюмерные товары, игрушки и пр.), которые размещают отдельно от продовольственных товаров.

          Расчеты за все товары, приобретенные в продовольственном магазине самообслуживания, в том числе и  отпущенные через прилавки обслуживания (стоимость проставляют, как правило, на покупке), производятся в едином узле расчета. Деньги за приобретенные покупателями товары в узле расчета получают контролеры-кассиры.

Информация о работе Организация и технология продажи товаров методом самообслуживания