Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:14, курсовая работа
Поскольку в магазинах самообслуживания товары молча, конкурируют между собой, прежде всего своим видом, то изменение организации торговли повлекло за собой и изменения роли упаковки, которой отводится ведущая роль в привлечении внимания потребителя. Продажа товаров при полном самообслуживании покупателей – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров, который распространён за рубежом и был распространён в России в дореформенный период. В настоящее время соотношение магазинов, работающих по методу самообслуживания и через прилавок, в Москве составляет 1 к 10. В других городах это соотношение ещё больше.
I Введение………………………………………………………………………………4
II Организация и технология продажи товаров методом самообслуживания
2.1 Самообслуживание как метод продажи товаров и его преимущества..…7
2.2 Устройство и планировка магазина самообслуживания……………...…10
2.3 Организация продажи товаров в магазине самообслуживания……....…20
2.4 Вид торгового зала и отбор покупателями товаров в магазине самообслуживания………………………...………..……………………….…22
2.5 Размещение и выкладка товара в торговый зал в магазинах самообслуживания…………………………..…..…………………………..…26
2.6 Покупка товаров в магазинах самообслуживания….……...………….…29
III Заключение……………………………………….………………………………31
IV Список литературы………………
В наибольших и средних магазинах (площадью торгового зала до 500) с глубиной торгового зала более 15 м организуют расчетные узлы при совмещенном входе-выходе.
В более крупных магазинах с одним или двумя входами расчетный узел организуют обособленно, на выходе. Как правило, входы и выходы размещают в фасадной стене здания. Варианты размещения узлов расчет 8 показаны на рис. 5.
В магазинах с наибольшей глубиной торгового
зал (до 12 м) размещение входа и выхода
в центре фасад здания приводит к перекрещиванию
покупательских потоков и ухудшаё'1 использование
торговой площади у входа и выхода.
При определении
места узла расчета следует исходить
из следующего, Покупатель,
выходя из магазина, должен
обязательно пройти мимо
кабины кассира-контролера. В торговом
зале не должны возникать встречные потоки
покупателей.
Покупатель, выходя из магазина, должен обязательно пройти мимо кабины кассира-контролера. В торговом зале не должны возникать встречные потоки покупателей. За узлом расчета должна быть небольшая свободная площадь для применений складывания товаров из инвентарной корзины магазина в сумку покупателя.
Проход для покупателей должен
быть слава от кассира-контролера. Расположение
горок и узлов расчета должно обеспечивать
условия для контроля. Для лучшего осмотра
торгового зала кассовые кабины рекомендуется
размещать на небольшом возвышении.
Рис. 5. Схемы
размещения узлов расчета в магазинах
самообслуживания.
Высота установки кассовой машины
на рабочем месте
кассира-контролера; должна не препятствовать
осмотру торгового зала. Количество рабочих
мест кассиров-контролеров при переводе
магазинов с традиционных методов продажи!
на самообслуживание определяется с учетом
размера; торгового зала, количества покупателей
в часы «пик», производительности труда
кассира-контролера, средне времени, необходимого
для расчета с одним покупателем.
Расчет
проводится по формуле:
Где, К - необходимое количество рабочих мест кассиров-контролеров;
- средний часовой товарооборот во время наибольшего потока покупателей (в часы «пик»);
П - средняя стоимость покупки одного покупателя, руб.;
В - среднее время расчета с одним покупателем, сек;
- коэффициент использования рабочего времени кассира-контролера;
3600 — сек (1
ч).
Пример. Товарооборот магазина
в часы «пик» составляет 2100 руб., среднее
время расчета с одним покупателем— 40
сек, коэффициент использования рабочего
времени кассира—0,9, средний размер товарооборота,
приходящегося на одного покупателя, —
4 руб.
рабочих
мест кассиров-контролеров.
Рекомендуется сверх рассчитанного количества предусматривать одну резервную кассу, чтобы исключить возможность образования очередей при наибольшем потоке покупателей.
Столы упаковки следует устанавливать на расстоянии 1,4 м от контрольно-кассовых кабин, чтобы идущие впереди покупатели отходили к ним, не мешая другим подходить к кассам. На одного кассира-контролера при работе на суммирующих кассовых аппаратах площадь торгового зала в среднем составляет 90—100 . Расстояние между рабочими местами кассиров-контролеров должно быть не более 0,6 м для одновременного прохода только одного покупателя.
У входа в магазин размещают шкаф с гнездами и прилавком, за которым находится работник, принимающий на хранение вещи покупателей.
Для получения данных об эффективности использования площади торгового зала магазина самообслуживания необходимо знать размеры установочной и экспозиционной (демонстрационной, выставочной) площади.
Расчет коэффициентов и площадей рассмотрим на примере определенной торговой ситуации. В торговок зале магазина самообслуживания, площадью 800; установлено 180 горок (размер основания 100-60 см) 105 холодильных прилавков (размер основания 180-80 см). Установочная площадь составит 180 (100см · 60см) + 105 (180 см· 80 см) = 108+151,2 = 259,2 .
Для расчета экспозиционной площади торгового зала определяем этот показатель соответственно для каждого вида оборудования. В магазине установлены горки, имеющие пять ярусов: нижний 100·60 см, а остальные 100см · 50см. Следовательно, экспозиционная площадь одной горки составит 100см · 60см +4 (100см· 500см) = 0,6 + 2,0 =2,6 . Экспозиционная площадь холодильного прилавка (без толщины стенок) составит 170см· 70см = 1,19 . Экспозиционная площадь всего оборудования составит
(180 ·2,6
) + (105·1,19
) =468
+ 124,95
= 593
.
При этих условиях и соответственно
Из решения видно, что при принятой
схеме расстановки, оборудования установочная
площадь равна 32%, а экспозиционная — 74%.
Резервом увеличения экспозиционной площади может быть замена холодильных прилавков на более совершенные двух- или трехъярусные прилавки-витрины и двусторонние витрины типа «Таир-132С» или «Таир-10».
В передовых торговых предприятиях установочный коэффициент составляет 33—35%, экспозиционный коэффициент — 77—80 %.
Наряду с указанными нормативами важнейшим показателем эффективности использования торговой сети является товарооборот на один квадратный метр торгового зала, который при правильной организации торгового процесса возрастает в среднем за год на 7—9%.
Расширение сети магазинов самообслуживания осуществляется как за счет строительства новых зданий магазинов, так и за счет перевода на самообслуживание магазинов, расположенных в зданиях старой постройки. Перевод продовольственных магазинов на самообслуживание связан с определенными трудностями, которые вызваны, прежде всего, размещением магазинов во встроенных узких и длинных помещениях. В таких помещениях трудно осуществить технологическую схему, присущую самообслуживанию, создать условия для эффективной организации труда и сохранности материальных ценностей.
Разрабатывая проект перевода магазина на самообслуживание, нужно предусматривать максимальное использование торговых площадей и рост пропускной способности торгового предприятия. Недопустимо использование торговой площади под помещения для хранения
товаров или тары.
Значительный резерв увеличения фронта выкладки товаров дает установка оборудования на площадях, прилегающих к стенам и витринам.
При разработке планировки торгового зала важнейшее значение имеет определение потребности, в узлах расчета и их размещение. При переводе магазина на самообслуживание следует отдел ликеро-водочных товаров разместить в отдельном боксе. Там же можно организовать отдел штучных товаров и кафетерий. Эффективного использования торговых площадей и оборудования можно достигнуть ликвидацией в магазинах самообслуживания отдельных прилавков с продавцами, улучшением расстановки оборудования, увеличением установочной и экспозиционной площади.
Необходимо соблюдать расчетные нормативы распределения площади зон торгового зала. Удельный вес площади торгового зала, занятого расчетными узлами, не должен превышать 12% (в отдельных магазинах он составляет до 26—28%).
Количество узлов расчета должно быть
строго увязано с объемом, товарооборота
и интенсивностью покупательских потоков
по часам дня.
Применение многоярусных (до пяти) горок и емких холодильных прилавков повышает эффективность магазинов самообслуживания.
Четкая организация снабжения, выполняемого по часовым графикам, позволяет сократить площадь для хранения товаров и высвободить ее для торгового зала.
Для повышения пропускной способности магазин, следует за счет правильной расстановки оборудования устранять встречные и пересекающиеся потоки покупателей.
В крупных магазинах самообслуживания
целесообразно выделять кассы быстрого
обслуживания, в которых покупатели оплачивают
покупку, состоящую не более чем из трех
наименований.
2.3
Организация продажи
товаров в магазине
самообслуживания.
Наиболее рациональная организация процесса продажи применяется при продаже товаров методом самообслуживания, при котором значительно увеличивается пропускная способность магазина и ускоряется процесс продажи, возрастает товарооборот.
Если в магазинах, применяющих традиционные методы продажи, количество одновременно обслуживаемых покупателей зависит от количества продавцов, то при продаже методом самообслуживания процесс отбора товаров, все покупатели могут вести одновременно, так как все заранее расфасованные и штучные товары выкладывают в торговом зале с таким расчетом, чтобы покупатели имели к ним свободный доступ, могли бы осмотреть и выбрать необходимые.
Практически при продаже методом
самообслуживания процесс ознакомления
с ассортиментом товаров сливается
с процессом отбора.
Постоянное наличие в торговом зале широкого ассортимента товаров, бесперебойное пополнение товарных запасов в торговом зале, полная и четкая информация о товарах, ценах, их местонахождении значительно больше психологически побуждает покупателя к совершению покупки, чем обслуживание в магазине с продавцом. Таким образом, при продаже этим методом активная роль в совершений покупки принадлежит самому покупателю, однако одновременно покупатель должен чувствовать заботу со стороны обслуживающего персонала.
Организующая и направляющая роль персонала магазина проявляется как в умелом размещении товаров, их выкладке, так и в готовности в любое время помочь покупателю в выборе того или иного товара, дать консультацию о свойствах и качестве товаров.
Магазины (отделы) самообслуживания обеспечиваются корзинами, тележками, щипцами, вилками и другим инвентарем, необходимым для отбора товаров покупателями. Во всех продовольственных магазинах самообслуживания (кроме хлебных и овощных) покупатели должны подбирать товары только в. инвентарные корзины или тележки, которые покупатель обязан взять при входе в торговый зал. С покупателями, не выполняющими этих требований, не должны производиться расчеты.
Работники магазина (отдела) самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый кал предъявления товаров, приобретенных в других магазинах, ставить на них штампы или делать другие отметки, а также не должны обязывать покупателей оставлять личные вещи при входе.
Покупатели сами при желании могут оставить при входе хозяйственные сумки, портфели, а магазин обязан обеспечить их сохранность, для чего необходимо установить соответствующее оборудование — полки, стеллажи.
В магазинах самообслуживания для продажи некоторых весовых товаров (мясо, рыба, сельдь, гастрономические изделия и др.) могут быть организованы прилавки обслуживания с продавцами. Для удобства покупателей в продовольственных магазинах самообслуживания организуется продажа непродовольственных товаров повседневного (частого) спроса (галантерейные, хозяйственные, парфюмерные товары, игрушки и пр.), которые размещают отдельно от продовольственных товаров.
Расчеты за все товары, приобретенные в продовольственном магазине самообслуживания, в том числе и отпущенные через прилавки обслуживания (стоимость проставляют, как правило, на покупке), производятся в едином узле расчета. Деньги за приобретенные покупателями товары в узле расчета получают контролеры-кассиры.
Информация о работе Организация и технология продажи товаров методом самообслуживания