Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:14, курсовая работа
Поскольку в магазинах самообслуживания товары молча, конкурируют между собой, прежде всего своим видом, то изменение организации торговли повлекло за собой и изменения роли упаковки, которой отводится ведущая роль в привлечении внимания потребителя. Продажа товаров при полном самообслуживании покупателей – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров, который распространён за рубежом и был распространён в России в дореформенный период. В настоящее время соотношение магазинов, работающих по методу самообслуживания и через прилавок, в Москве составляет 1 к 10. В других городах это соотношение ещё больше.
I Введение………………………………………………………………………………4
II Организация и технология продажи товаров методом самообслуживания
2.1 Самообслуживание как метод продажи товаров и его преимущества..…7
2.2 Устройство и планировка магазина самообслуживания……………...…10
2.3 Организация продажи товаров в магазине самообслуживания……....…20
2.4 Вид торгового зала и отбор покупателями товаров в магазине самообслуживания………………………...………..……………………….…22
2.5 Размещение и выкладка товара в торговый зал в магазинах самообслуживания…………………………..…..…………………………..…26
2.6 Покупка товаров в магазинах самообслуживания….……...………….…29
III Заключение……………………………………….………………………………31
IV Список литературы………………
Контролеры-кассиры должны хорошо знать ассортимент товаров, розничные цены, порядок получения денег, правила эксплуатации и ухода за кассовыми аппаратами.
Контролеры-кассиры занимают важное место в магазине самообслуживания, так как большинство покупателей в продовольственных магазинах не прибегают к прямой помощи работников торгового зала вплоть до момента оплаты купленного товара. Таким образом, контролер-кассир является чаще всего единственным лицом, с которым покупатели вступают в контакт: рассчитываются за товары, обращаются с различными вопросами. Поэтому узлы расчета — одно из самых важных; и ответственных мест в магазине самообслуживания, а должность контролера-кассира — одна из основных должностей в торговом предприятии.
От работы контролера-кассира во многом зависят затраты времени на приобретение товаров, пропускная, способность магазина, сохранность товарно-материальных ценностей и в значительной степени культура обслуживания.
Работникам магазина запрещается применять
двойной контроль при выходе покупателей
(проверка правильности оплаты покупки,
а также проверка личных сумок, портфелей
и т. д.).
2.4
Вид торгового зала
и отбор покупателями
товаров в магазине
самообслуживания.
Самообслуживание — это метод торговли, при котором покупатель сам обслуживает себя в магазине, отбирая из широкого ассортимента выложенных товаров, заранее расфасованных, упакованных и снабженных ярлыками с ценой, необходимые.
Самообслуживание - это, так же метод продажи товаров, при котором покупатели имеют свободный доступ ко всем товарам, открыто выложенным в торговом зале на торговом оборудовании, самостоятельно отбирают их и оплачивают в узле расчета при выходе.
Покупатель самостоятельно
Продажа методом самообслуживания предполагает следующие условия: свободный доступ к товарам, выкладка которых организуется с максимальной полнотой, ясные и четкие указатели цен, возможность брать товары в руки, выбирать их (рис. 9, 10, 11). Покупатель подносит сам товар к кассе, где производятся расчет и упаковка товаров.
Самообслуживание не исключает наличия штата продавцов, которые дают советы покупателям в выборе товаров, являясь продавцами-консультантами. Кроме того, при самообслуживании не исключается возможность продажи некоторых товаров обычным способом, например кондитерских изделий в булочных-кондитерских самообслуживания, винно-водочных изделий, мяса, рыбы в универсальных магазинах самообслуживания.
В нашей стране первый продовольственный магазин самообслуживания был открыт в Ленинграде в декабре 1954 г., а к 1970 г. их количество должно возрасти до 10 тыс.
В настоящее время практика показала, что экономически целесообразно открывать универсальные продовольственные магазины самообслуживания с широким ассортиментом продовольственных товаров.
В магазинах и отделах самообслуживания
товары размещают на пристенных и островных
горках, открытых охлаждаемых прилавках,
в легкопередвигаемых проволочных корзинах-горках
различных форм и емкостей.
Рис. 9. Общий
вид торгового зала магазина Самообслуживания
Необходимым условием успешного развития самообслуживания является фасовка товаров. При продаже продовольственных товаров в расфасованном виде увеличивается пропускная способность магазина, повышается производительность труда продавцов примерно на 60%, значительно сокращается время на покупку товаров. Товары поступают в магазины либо в фабричной расфасовке (бакалейные, молочные товары и др.), или их фасуют в магазине (овощи, фрукты, гастрономические товары и др.).
Наряду с самообслуживанием
В магазинах самообслуживания большое внимание следует уделять размещению, выкладке и упаковке товаров. Часто именно красивая выкладка и упаковка оказывают психологическое воздействие при совершении незапланированной покупки.
Способы размещения товаров при открытой выкладке зависят от их особенностей и условий хранения в торговом зале. Там, мясо и рыбу выкладывают в открытые холодильные прилавки, овощи и фрукты – на лодках и в корзинах размещают на открытых прилавках или наклонных горках.
Отрытая
выкладка позволяет шире
По товарам сложного
При отборе товаров покупатель обычно в одной руке держит корзину, поэтому все товары должны быть расположены так, чтобы их было удобно брать одной рукой. Все товары должны стоять прочно, хорошо восприниматься зрительно при любом размещении и расстоянии.
Такие выставки могут быть организованы по ассортименту товаров, выпускаемых одним поставщиком. Часто выставки- продажи сопровождаются консультациями специалистов, дегустаций товаров.
Целью выставки- продажи – шире
ознакомить с ассортиментом
В торговом зале должны быть установлены циферблатные весы, на которых покупатель мог бы проверить вес выбранного товара. Покупатель отбирает товары в легкие «корзинки», а в универсальных продовольственных магазинах с большой площадью торгового зала для этой цели рекомендуется использовать легкие тележки.
При отборе товаров покупателю нужно создать
соответствующие санитарно-гигиенические
условия: товары без упаковки (например,
хлебобулочные изделия) нельзя брать руками,
для этого необходимо иметь на горках
и полках вилки или щипцы.
Рис. 10. Отбор покупателями товаров в магазинах самообслуживания:
1 — пристенное оборудование;
2 — островное оборудование;
3 — узел расчета;
4 — направление
потоков покупателей;
Большое внимание в магазинах, отделах
самообслуживания следует уделять рекламе,
оформлению магазина. В магазинах должно
быть светло, просторно. В торговых залах
должны быть вывешены красочные плакаты-аннотации
о вкусовых и питательных свойствах продаваемых
товаров, их размещении в торговом зале.
В крупных магазинах торговые залы радиофицируют.
Продавцы-консультанты должны постоянно
находиться в торговом зале и помогать
покупателям в выборе товаров.
В магазинах
самообслуживания покупателям могут быть
оказаны некоторых дополнительные культурно-бытовые
услуги: организация справочных бюро,
установка телефонов-автоматов и др.
2.5 Размещение и выкладка товара в торговый зал,
в
магазинах самообслуживания.
При продаже товаров методом самообслуживания с открытой выкладкой выставочный запас также является одновременно и рабочим запасом товаров.
Особое значение имеет размещение товаров в магазинах самообслуживания, так как при максимальной самостоятельности покупателей рациональное размещение товаров с психологической точки зрения существенно влияет на количество покупок.
В магазинах самообслуживания следует придерживаться основного принципа рационального размещения товаров; на наибольшем от входа расстоянии следует размещать товары частого спроса ибо на пути к ним покупатель видит другие товары и у него может возникнуть желание их купить.
Важным принципом размещения товаров в магазинах самообслуживания является закрепление за товаром определенного места, так как покупатели лучше ориентируются в магазине, если всегда находят товары на одних и тех же местах, а частые изменения в размещении дезориентируют покупателя. При рациональном размещении товаров, как показывает практика, покупатели затрачивают на приобретение товаров ' на 10—15% меньше времени, а трудовые затраты персонала на пополнение товаров сокращаются на 15—20%.
В продовольственных магазинах самообслуживания должны быть в продаже и некоторые непродовольственные товары, прежде всего, хозяйственно-бытового назначения. В связи с этим большое значение для рационального размещения всего ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров имеет их правильная группировка.
В торговом зале продовольственного магазина постоянно должно находиться такое количество товаров, которое удовлетворяло бы спрос покупателей и обеспечивало эффективность работы торгового предприятия; Выполнение этого требования во многом зависит от того, насколько рационально используется торговая площадь и прежде всего магазинов самообслуживания.
Вся торговая площадь магазина подразделяется на: установочную площадь и площадь проходов для покупателей.
Установочная площадь — это площадь, занимаемая торговым оборудованием, размещенным в торговом зале и предназначенным для выкладки товаров.
Очень важно определить, как используется
торговая площадь магазина, занятая оборудованием.
Для этого определяют коэффициент использования
торговой площади, т. е. отношение установочной
площади к площади торгового зала.
Расчет
производится по формуле:
Где, К- коэффициент использования торговой площади, занятой оборудованием;
- установочная площадь;
- площадь торгового зала.
Установлено, что оптимальная величина коэффициента использования торговой площади, занятой оборудованием, для продовольственных магазинов самообслуживания равна 0,30-0,32.
Площадь
выкладки товаров определяется как сумма
площадей всех полок, корзин, кассет, перфорированных
щитов и т. д., на которых выложены товары.
Коэффициент использования площадей торгового
зала для выкладки товаров определяется
как отношение площади выкладки товаров
к площади торгового зала (коэффициент
экспозиции).
Расчет
производится по формуле:
,
Где К - коэффициент использования площади торгового зала для выкладки товаров;
- площадь оборудования для выкладки.
В магазинах, применяющих традиционные методы продажи, этот коэффициент равен 0,35—0,40, в магазине: самообслуживания — 0,65—0,75.
При одной и той же установочной площади площадь ад и выкладки товаров может быть различной в зависимости от типа торгового оборудования, его габаритов, количества полок, увеличивающих его емкость.
При выкладке товаров необходимо стремиться к максимальному использованию емкости торгового оборудования, учитывая при этом и удобство отбора и показа товаров, особенно при самообслуживании.
При самообслуживании применяют горизонтальную, кортикальную и комбинированную выкладки товаров.
При горизонтальной выкладке на полках горок рядом располагают одноименные товары. Следует при этом иметь в виду, что продажа их зависит во многом от того, на каком месте они выложены: товары, находящиеся на уровне глаз покупателей продаются быстрее, чем расположенные в нижней части горок.
Информация о работе Организация и технология продажи товаров методом самообслуживания