Организация и технология продажи товаров методом самообслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Поскольку в магазинах самообслуживания товары молча, конкурируют между собой, прежде всего своим видом, то изменение организации торговли повлекло за собой и изменения роли упаковки, которой отводится ведущая роль в привлечении внимания потребителя. Продажа товаров при полном самообслуживании покупателей – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров, который распространён за рубежом и был распространён в России в дореформенный период. В настоящее время соотношение магазинов, работающих по методу самообслуживания и через прилавок, в Москве составляет 1 к 10. В других городах это соотношение ещё больше.

Содержание

I Введение………………………………………………………………………………4
II Организация и технология продажи товаров методом самообслуживания
2.1 Самообслуживание как метод продажи товаров и его преимущества..…7
2.2 Устройство и планировка магазина самообслуживания……………...…10
2.3 Организация продажи товаров в магазине самообслуживания……....…20
2.4 Вид торгового зала и отбор покупателями товаров в магазине самообслуживания………………………...………..……………………….…22
2.5 Размещение и выкладка товара в торговый зал в магазинах самообслуживания…………………………..…..…………………………..…26
2.6 Покупка товаров в магазинах самообслуживания….……...………….…29
III Заключение……………………………………….………………………………31
IV Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 843.50 Кб (Скачать файл)

          Контролеры-кассиры должны хорошо знать ассортимент товаров, розничные цены, порядок получения денег, правила эксплуатации и ухода за кассовыми аппаратами.

           Контролеры-кассиры занимают важное место в магазине самообслуживания, так как большинство покупателей в продовольственных магазинах не прибегают к прямой помощи работников торгового зала вплоть до момента оплаты купленного товара. Таким образом, контролер-кассир является чаще всего единственным лицом, с которым покупатели вступают в контакт: рассчитываются за товары, обращаются с различными вопросами. Поэтому узлы расчета — одно из самых важных; и ответственных мест в магазине самообслуживания, а должность контролера-кассира — одна из основных должностей в торговом предприятии.

           От работы контролера-кассира во многом зависят затраты времени на приобретение товаров, пропускная, способность магазина, сохранность товарно-материальных ценностей и в значительной степени культура обслуживания.

             Работникам магазина запрещается применять двойной контроль при выходе покупателей (проверка правильности оплаты покупки, а также проверка личных сумок, портфелей и т. д.). 
 
 
 
 
 
 
 

2.4 Вид торгового зала и отбор покупателями товаров в магазине самообслуживания. 

      Самообслуживание — это метод торговли, при котором покупатель сам обслуживает себя в магазине, отбирая из широкого ассортимента выложенных товаров, заранее расфасованных, упакованных и снабженных ярлыками с ценой, необходимые.

       Самообслуживание - это, так же метод продажи товаров, при котором покупатели имеют свободный доступ ко всем товарам, открыто выложенным в торговом зале на торговом оборудовании, самостоятельно отбирают их и оплачивают в узле расчета при выходе.

      Покупатель самостоятельно отбирает  нужный товар и подходит с  ним к кассе для расчета;  кассы расположены у выхода из торгового зала. В любой момент покупатель может воспользоваться помощью продавца- консультанта. Количество покупателей, одновременно находящихся в торговом зале, не ограниченно. Для ориентировки покупателей в торговом зале устанавливают информационные указатели, сообщающие о размещении товаров и товарных отделов.

      Продажа методом самообслуживания предполагает следующие условия: свободный доступ к товарам, выкладка которых организуется с максимальной полнотой, ясные и четкие указатели цен, возможность брать товары в руки, выбирать их (рис. 9, 10, 11). Покупатель подносит сам товар к кассе, где производятся расчет и упаковка товаров.

         Самообслуживание не исключает наличия штата продавцов, которые дают советы покупателям в выборе товаров, являясь продавцами-консультантами. Кроме того, при самообслуживании не исключается возможность продажи некоторых товаров обычным способом, например кондитерских изделий в булочных-кондитерских самообслуживания, винно-водочных изделий, мяса, рыбы в универсальных магазинах самообслуживания.

         В нашей стране первый продовольственный магазин самообслуживания был открыт в Ленинграде в декабре 1954 г., а к 1970 г. их количество должно возрасти до 10 тыс.

          В настоящее время практика показала, что экономически целесообразно открывать универсальные продовольственные магазины самообслуживания с широким ассортиментом продовольственных товаров.

          В магазинах и отделах самообслуживания товары размещают на пристенных и островных горках, открытых охлаждаемых прилавках, в легкопередвигаемых проволочных корзинах-горках различных форм и емкостей. 

 

Рис. 9. Общий  вид торгового зала магазина Самообслуживания 

       Необходимым условием успешного развития самообслуживания является фасовка товаров. При продаже продовольственных товаров в расфасованном виде увеличивается пропускная способность магазина, повышается производительность труда продавцов примерно на 60%, значительно сокращается время на покупку товаров. Товары поступают в магазины либо в фабричной расфасовке (бакалейные, молочные товары и др.), или их фасуют в магазине (овощи, фрукты, гастрономические товары и др.).

         Наряду с самообслуживанием получила  распространение продажа товаров  с открытой выкладкой. В продовольственной торговле этим методом продают мясо, рыбу, овощи, фрукты, некоторые сорта не расфасованных товаров кондитерских изделий, а также отдельные штучные товары, требующие индивидуального выбора (марочные вина, шоколадные изделия).          

          В магазинах самообслуживания большое внимание следует уделять размещению, выкладке и упаковке товаров. Часто именно красивая выкладка и упаковка оказывают психологическое воздействие при совершении незапланированной покупки.

        Способы размещения товаров при открытой выкладке зависят от их особенностей и условий хранения в торговом зале. Там, мясо и рыбу выкладывают в открытые холодильные прилавки, овощи и фрукты – на лодках и в корзинах размещают на открытых прилавках или наклонных горках.

     Отрытая  выкладка позволяет шире представить  ассортимент товаров, приближает  товар к покупателю, облегчает  выбор, ускоряет обслуживание.

       По товарам сложного ассортимента (например, консервы и пищеконцентра)  или по товарам, еще недостаточно хорошо известным покупателям (например,  морепродукты), многие товары в течение определенного периода (недели,  декады) проводят выставки-продажи.   

        

При отборе товаров  покупатель обычно в одной руке держит корзину, поэтому все товары должны быть расположены так, чтобы их было удобно брать одной рукой. Все товары должны стоять прочно, хорошо восприниматься зрительно при любом размещении и расстоянии.

       Такие выставки могут быть организованы по ассортименту товаров, выпускаемых одним поставщиком. Часто выставки- продажи  сопровождаются консультациями специалистов, дегустаций товаров.

        Целью выставки- продажи – шире  ознакомить с ассортиментом данной  группы товаров, выявить спрос  на эти товары обеспечить рекламу  товаров.

        В торговом зале должны быть установлены циферблатные весы, на которых покупатель мог бы проверить вес выбранного товара. Покупатель отбирает товары в легкие «корзинки», а в универсальных продовольственных магазинах с большой площадью торгового зала для этой цели рекомендуется использовать легкие тележки.

          При отборе товаров покупателю нужно создать соответствующие санитарно-гигиенические условия: товары без упаковки (например, хлебобулочные изделия) нельзя брать руками, для этого необходимо иметь на горках и полках вилки или щипцы. 
 
 
 

      
 

Рис. 10. Отбор  покупателями товаров в магазинах   самообслуживания:

1 — пристенное  оборудование;

2 — островное  оборудование;  

 3 — узел расчета;

4 — направление  потоков  покупателей; 
 
 
 

        Большое внимание в магазинах, отделах самообслуживания следует уделять рекламе, оформлению магазина. В магазинах должно быть светло, просторно. В торговых залах должны быть вывешены красочные плакаты-аннотации о вкусовых и питательных свойствах продаваемых товаров, их размещении в торговом зале. В крупных магазинах торговые залы радиофицируют. Продавцы-консультанты должны постоянно находиться в торговом зале и помогать покупателям в выборе товаров. 

          В магазинах самообслуживания покупателям могут быть оказаны некоторых дополнительные культурно-бытовые услуги: организация справочных бюро, установка телефонов-автоматов и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.5 Размещение и выкладка товара в торговый зал,

в  магазинах самообслуживания. 

        При продаже товаров методом самообслуживания с открытой выкладкой выставочный запас также является одновременно и рабочим запасом товаров.

         Особое значение имеет размещение товаров в магазинах самообслуживания, так как при максимальной самостоятельности покупателей рациональное размещение товаров с психологической точки зрения существенно влияет на количество покупок.

         В магазинах самообслуживания следует придерживаться основного принципа рационального размещения товаров; на наибольшем  от входа  расстоянии следует размещать товары частого спроса ибо на пути к    ним покупатель видит другие товары и у него может возникнуть желание их купить.

         Важным принципом размещения товаров в магазинах самообслуживания является закрепление за товаром определенного места, так как покупатели лучше ориентируются в магазине, если всегда находят товары на одних и тех же местах, а частые изменения в размещении дезориентируют покупателя. При рациональном размещении товаров, как показывает практика, покупатели затрачивают на приобретение товаров ' на 10—15% меньше времени, а трудовые затраты персонала   на   пополнение  товаров   сокращаются   на   15—20%.

          В продовольственных магазинах самообслуживания должны быть в продаже и некоторые непродовольственные товары, прежде всего, хозяйственно-бытового назначения. В связи с этим большое значение для рационального размещения всего ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров имеет их правильная группировка.

         В торговом зале продовольственного магазина постоянно должно находиться такое количество товаров, которое удовлетворяло бы спрос покупателей и обеспечивало эффективность работы торгового предприятия; Выполнение этого требования во многом зависит от того, насколько рационально используется торговая площадь и прежде всего магазинов самообслуживания.

          Вся торговая площадь магазина подразделяется на: установочную площадь и площадь проходов для покупателей.

          Установочная  площадь — это площадь, занимаемая торговым оборудованием, размещенным в торговом зале и предназначенным для выкладки товаров.

          Очень важно определить, как используется торговая площадь магазина, занятая оборудованием. Для этого определяют коэффициент использования торговой площади, т. е. отношение установочной площади к площади торгового зала. 
 
 
 
 

Расчет  производится по формуле: 

,

 Где,   К- коэффициент использования торговой площади, занятой оборудованием;

        - установочная площадь;

        - площадь торгового зала. 

      Установлено, что оптимальная величина    коэффициента использования торговой площади, занятой оборудованием, для продовольственных    магазинов    самообслуживания равна 0,30-0,32.

      Площадь выкладки товаров определяется как сумма площадей всех полок, корзин, кассет, перфорированных щитов и т. д., на которых выложены товары. Коэффициент использования площадей торгового зала для выкладки товаров определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала (коэффициент экспозиции). 

Расчет  производится по формуле: 

, 
 

Где  К - коэффициент использования площади торгового зала для выкладки товаров;

      - площадь оборудования для выкладки. 

      В магазинах, применяющих традиционные методы продажи, этот коэффициент равен 0,35—0,40, в магазине: самообслуживания — 0,65—0,75.

      При одной и той же установочной площади площадь ад и выкладки товаров может быть различной в зависимости от типа торгового оборудования, его габаритов, количества полок, увеличивающих его емкость.

      При выкладке товаров необходимо стремиться к максимальному использованию емкости торгового оборудования, учитывая при этом и удобство отбора и показа товаров, особенно при самообслуживании.

      При самообслуживании применяют горизонтальную, кортикальную и комбинированную выкладки товаров.

      При горизонтальной выкладке на полках горок рядом располагают одноименные товары. Следует при  этом иметь в виду, что продажа их зависит во многом от того, на каком месте они выложены: товары, находящиеся на уровне глаз покупателей продаются быстрее, чем расположенные в нижней части горок.

Информация о работе Организация и технология продажи товаров методом самообслуживания