Организация и технология продажи товаров методом самообслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Поскольку в магазинах самообслуживания товары молча, конкурируют между собой, прежде всего своим видом, то изменение организации торговли повлекло за собой и изменения роли упаковки, которой отводится ведущая роль в привлечении внимания потребителя. Продажа товаров при полном самообслуживании покупателей – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров, который распространён за рубежом и был распространён в России в дореформенный период. В настоящее время соотношение магазинов, работающих по методу самообслуживания и через прилавок, в Москве составляет 1 к 10. В других городах это соотношение ещё больше.

Содержание

I Введение………………………………………………………………………………4
II Организация и технология продажи товаров методом самообслуживания
2.1 Самообслуживание как метод продажи товаров и его преимущества..…7
2.2 Устройство и планировка магазина самообслуживания……………...…10
2.3 Организация продажи товаров в магазине самообслуживания……....…20
2.4 Вид торгового зала и отбор покупателями товаров в магазине самообслуживания………………………...………..……………………….…22
2.5 Размещение и выкладка товара в торговый зал в магазинах самообслуживания…………………………..…..…………………………..…26
2.6 Покупка товаров в магазинах самообслуживания….……...………….…29
III Заключение……………………………………….………………………………31
IV Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 843.50 Кб (Скачать файл)

      При вертикальной выкладке одноименные товары размещают на полках один под другим. Такая выкладка создает хорошую обозримость, позволяет более четко размещать выставленные товары.

       Комбинированная выкладка — это сочетание вертикальной горизонтальной выкладок. Эта выкладка наиболее распространена.

      Количество выкладываемых в торговом зале товарных единиц определяется размерами торговой площади и площади выкладки, В среднем на один квадратный метр торговой площади продовольственного магазина самообслуживания приходится 73 товарных единицы, а площади выкладки -  113 товарных единиц.

      При выкладке следует учитывать и психологию покупателей. Так покупатели менее охотно берут товары, размещенные в пирамидах, боясь нарушить равновесие выкладки, и наоборот, гораздо смелее выбирают товары, если, они выложены навалом.

         При продаже отдельных товаров с открытой выкладкой применяются полуоткрытые рабочие места: прилавки заменены тумбочками (столиками); запасы товаров размещают на пристенных горках (кондитерские изделия, овощи и т. д.).

         От организации рабочего места контролера-кассира в магазине самообслуживания во многом зависит время обслуживания покупателей,

а следовательно, и пропускная способность магазина. Организация и устройство рабочего места контролера-кассира должны способствовать быстрому расчету с покупателями. Кассовая кабина, которой оснащается рабочее место контролера-кассира, имеет место для установки кассового аппарата, слева от которого оборудована полка для выкладки товаров, выбранных покупателями.

        Для удобства работы в кабине целесообразно установить вращающийся стул и подставку для ног. Слева от кассира под полкой должен быть шкафчик с выдвижным ящиком для хранения запасов чековой и контрольной ленты, разменной монеты, краски и набора инструментов для кассового аппарата, а также упаковочной бумаги и пакетов. Рекомендуется оборудовать, рабочие места контролеров-кассиров скрытой сигнализацией для вызова администрации. Важным условием для повышения производительности труда контролеров-кассиров и ускорения обслуживания покупателей является оснащение рабочих мест суммирующими кассовыми аппаратами типа, применение которых ускоряет на 50.% время расчета. Контролеры-кассиры должны иметь в достаточном количестве чековые и контрольные ленты, краску или мастику для красящего устройства аппарата, необходимую документацию для ведения учета 
кассовых операций, разменную монету, различные средства по уходу за кассовым аппаратом (щетки для подкраски, пинцеты для изъятия застрявших чековых лент и т. д.). 

      Оборудование и инвентарь на рабочем месте контролера-кассира должны располагаться таким образом, чтобы в процессе работы ему не приходилось делать лишних движений. 
 
 
 
 
 

2.6 Покупка товаров в магазинах самообслуживания. 

       При продаже товаров посредством самообслуживания товары открыто, выложены на оборудование в торговом зале. Планировка торгового зала, как правило, линейная. Покупатель входит в торговый зал магазина (секции) самообслуживания, оставив при необходимости на хранение вещи, принесённые с собой, получая взамен номерок от ячейки шкафа, куда помещают его вещи. Согласно основным правилам работы магазина работникам магазина самообслуживания не разрешается при входе покупателей в зал обязывать их оставлять свои личные вещи. При желании покупателя он может оставить личные вещи.

       Магазин обязан обеспечить их сохранность для того чтобы  установить соответствующее оборудование (стеллажи, полки и др.). Не разрешается также требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал товаров, приобретённых в других магазинах, ставить на них штампы или делать другие отметки. Если покупатель не выполняет правила, обязывающие его отбирать товары в инвентарную корзину (тележку), контролёры-кассиры вправе не обслуживать такого покупателя.

       Контролёры-кассиры, ведущие расчёт с покупателем, должны хорошо знать ассортимент продаваемых товаров, розничные цены, порядок получения денег за проданный товар, правила эксплуатации и ухода за кассовыми машинами, уметь пользоваться прейскурантом.

       На время непродолжительного отсутствия контролёров-кассиров на рабочих местах их должны заменять директор магазина, его заместитель или старший кассир.             

        При продаже товаров по форме самообслуживания важно обеспечить точность и быстроту расчётов с покупателем. С этой целью контролёры-кассиры должны не только знать цены на товары, но и владеть большой скоростью считывания сумм с упаковки и « слепым методом» работы на кассовой машине. Этот метод работы не только ускоряет обслуживание покупателей, но и сокращает количество ошибок при наборе сумм на клавиатуре, выдаче сдачи, уменьшает усталость контролёра-кассира, способствует более тесному контакту с покупателем, установлению доброжелательного отношения.

        В торговом зале покупатели самостоятельно знакомятся с выложенными товарами, а если нужно обращаются за советом к консультанту торгового зала. При отборе товаров покупатели могут воспользоваться инвентарными корзинами или тележками. Особенно рекомендуется их использование при продаже хозяйственных, галантерейных, парфюмерных, трикотажных, чулочно-носочных, школьно-письменных товаров. Для удобства покупателей на рабочем месте контролёра-кассира или вблизи него могут быть открыто, выложены мелкие или сопутствующие товары, которые покупатель может купить при выходе из магазина.

          После того как покупатель набрал нужный ему товар, он идёт к единому узлу расчёта. Единый узел – способ организации торгово-технологического процесса, при котором расчёт за все отобранные покупателем товары осуществляется в одном определённом месте торгового зала – у выхода (входа-выхода) из магазина или торгового зала многоэтажных зданиях.

        Подойдя к узлу расчёта, покупатель ставит инвентарную корзину на полку ближайшей кассовой кабины, ожидает, когда контролёр-кассир подсчитает стоимость покупки, оплачивает её и, пройдя к столу, перекладывает товары в свою сумку. Контролёр-кассир обязан вручить покупателю товарно-кассовый чек как подтверждение правильности расчётов.

        Самообслуживание создаёт благоприятную психологическую обстановку в процессе купли-продажи. Самостоятельность покупателей при осмотре и отборе товаров, спокойная и непринуждённая обстановка снижают нервную нагрузку как продавца, так и покупателя, устраняет воздействие фактора настроения, уменьшает возможность возникновения конфликтных ситуаций, воспитывает у людей высокую сознательность.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III Заключение 

Широкому развитию самообслуживания способствует целый ряд социально-экономических факторов, основными из которых являются:

  • Повышение материального благосостояния и культурного уровня людей;
  • Увеличение выпуска продовольственных и непродовольственных товаров, расширение их ассортимента и улучшение качества;
  • повышение доли товаров в общем объёме розничного товарооборота;
  • Расширение сети крупных специализированных магазинов;
  • Внедрение прогрессивной технологии товародвижения в оптовой и розничной торговле;
  • Расширение самостоятельности торговых предприятий, предприимчивость и инициатива торговых работников;
  • Необходимость сокращения затрат времени покупателей на приобретение товаров и услуг.

       Определённую роль в процессе покупки товара играет и продавец, хотя самообслуживание уже само под себя подразумевает, что покупатель сам выбирает товар, он может проконсультироваться с продавцом, поэтому поведение продавца может создавать атмосферу,  стимулирующую покупку или отбивающую мысль о ней. Каковы же механизмы создания персонала атмосферы поля, стимулирующего покупку? Хороший продавец обладает более или менее мощным индивидуально- личностным полем, оказывающим влияние на поведение посетителей. 

 Его поле включает такие элементы как:

  • обаяние, делающее общение потребительской стоимостью;
  • способность к внушению;
  • сила эксперта (доверие к его знанию);
  • продавец как реклама (демонстрация товара в личном потреблении);
  • моральное доверие (вера в честность, порядочность);
  • умение держать покупателя в сфере общения, прямо или косвенно связанной с предлагаемым товаром.

       Часто сам процесс выбора и покупки товара приобретает потребительскую стоимость,  то есть становится приятным, интересным. На это работает много факторов. Например, обаяние продавца,  внешний вид, манеры. У такого человека приятно покупать.

         В результате при прочих равных факторах часто выбирают магазин, где приятный обслуживающий персонал. Персонал, способный на приятное ненавязчивое общение, создаёт атмосферу, в которой посетитель хочет отблагодарить,  а лучше всего он может это сделать, совершая покупку.

         

В этой ситуации она порою выступает как плата за качественное обслуживание. Нередко продавцы инвестируют случайного покупателя большие силы, надеясь, что после этого он просто постесняется уйти ни с чем. Умелый продавец  обладает способностью внушать. В результате его вера в преимущество и полезность данного товара  передаются покупателю, создавая у него совершенно новую основу для принятия решения о покупке. Человек пришёл за совершенно конкретным товаром, но купил то, что было.

         Нередко это внушение, совершенно лишенное  рациональных аргументов.

        Гораздо чаще встречается влияние продавца, выступающего в роли эксперта, который гораздо лучше покупателя разбирается в свойствах, рассматривая товары и ситуации на данном рынке.

        Покупатель попадает под влияние его суждений, поскольку признаёт его превосходство   в этой области. В результате он не редко приходит с намерением купить одну марку,  но под влиянием продавца покупает совершенно иную. Одна из разновидностей эксперта – опытный пользователь.

        Продавец порою выполняет это роль, что предаёт дополнительную силу его индивидуально -0личностному полю.<  Я , - говорит продавец , - пробовал эти вина и думаю, что это – лучше всего>.

        Покупатели, совершая покупки на глазах у других посетителей магазинов, способствуют к созданию атмосферы, стимулирующей покупательскую активность. Совершенные публично покупки – это подсказка другим: < А ты это купил? А ты это уже пробовал? >.

        Использование сетчатых тележек делает процесс покупки гласным, что предаёт ей силу внушения. Очередь у кассы, где все стоят с наполненными тележками, - зона особенно сильного взаимовлияния покупателя. Здесь они видят, что покупают другие, при наличии интереса спрашивают впечатления от прежних покупок. В этом контексте очередь у кассы ( в пределах, когда не вызывает сильного раздражения и не толкает к переходу в другой магазин ) является не издержкой торгового процесса, а важным рычагом в повышения его эффективности.

       В магазинах самообслуживания все покупатели, находящиеся в торговом зале, могут одновременно осматривать и отбирать товар.

       Самообслуживание, представляя покупателям, самостоятельность при выборе товара экономит их время. Подсчитано, что в магазинах самообслуживания затраты времени покупателе меньше на 30 – 40 % .         

       Продажа товаров по методу самообслуживания не только отвечает интересам покупателей, но и позволяет получить большую экономическую выгоду предприятию. Такое сочетание заинтересованности продающей и покупающей сторон даёт основание считать самообслуживание важнейшим направлением научно технического прогресса. 
 
 
 
 

       Развитие сети универсальных магазинов самообслуживания, включение в их ассортимент всех групп продовольственных товаров и не продовольственных товаров частого спроса вызвали необходимость применение различных способов обслуживания покупателей.

        Основным остаётся способ самостоятельного выбора товаров покупателями с оплатой всех приобретаемых товаров в едином узле расчёта . 

Главные плюсы самообслуживания из всех выше перечисленных:

  • Увеличение полезной площади торгового зала и ассортимента выложенного товара;
  • Сокращение время обслуживания, уменьшение очередей, что приводит к увеличению числа покупателей;
  • Оптимизация количества продавцов, расходов на оплату труда, социальные выплаты;
  • Предоставление покупателю возможности самостоятельно выбрать товар, что увеличивает количество спонтанных покупок.
 

Внедрение торговли по самообслуживанию увеличивает выбор

магазина в 6 – 8 раз. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Организация и технология продажи товаров методом самообслуживания