Организация и технология розничной продажи товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Преобразования, проведенные в торговле путем формирования свободной хозяйственной инициативы, не замедлили сказаться на развитии потребительского рынка. С точки зрения инфраструктуры товарного рынка и коммерции современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью. Товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи. Динамизм объемов и структуры продажи товаров и предоставления услуг постепенно. Приобретает все более устойчивый характер.

Содержание

Введение …….3
Содержание торгово-технологического процесса в магазине …….6
Общее содержание торгово-технологического процесса в магазине……………………………………………………..............................6
Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазин………………………………………………………………………….8
Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже…………………………………………………………………………13
Размещение и выкладка товаров в торговом зале…………………................20
Организация и технология розничной продажи товаров………………………...26
Понятие номенклатуры и ассортимента продукции экспозиция товара…. 26
Характеристика операций по продаже товаров. Методы продажи товаров…………………………………………………………………………..35
Услуги, оказываемые покупателям магазинами ………42
Заключение ……...44
Список использованных источников………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

21 - копия.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

Шерстяные и шелковые ткани перед  подачей в торговый зал перемеривают и накатывают на специальные дощечки, на торцах которых указывают артикул, сорт и цену ткани.

Некоторые мелкие изделия металлической  галантереи предварительно фасуют в  пакетики по 10,15 и 20 шт. Ленты, кружева, тесьму наматывают на фанерные или картонные планшетки.

При подготовке к продаже парфюмерно-косметических  товаров особенно тщательно проверяют  качество упаковки.

Музыкальные товары необходимо привести в рабочее состояние.

Велосипеды и мотоциклы очищают  от смазки, собирают, комплектуют и проверяют работу их основных механизмов.

Значительная часть продовольственных  товаров поступает в не расфасованном виде, и фасовка их осуществляется непосредственно в магазинах. В основном фасуют сыпучие бакалейные товары, кондитерские изделия, овощи, фрукты. В магазинах товары фасуют, как правило, при помощи простейших приспособлений или на настольных циферблатных, электронных весах в специальных помещениях (зонах) площадью не менее 6 м2. Зону для фасовки располагают в непосредственной близости от зоны хранения товаров и вблизи торгового зала. Рабочее место фасовщика оснащают соответствующими инвентарем и упаковочными материалами. В магазинах с достаточно большим объемом фасовки товаров применяют специальные устройства или приспособления.

Перед доставкой в торговый зал  товары маркируют и укладывают в  лотки, корзины, ящики, тележки или  тару─оборудование.

 

1.4. Размещение и выкладка товаров в торговом зале

 

Товары доставляют в торговый зал  в то время, когда в нем находится  минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование.

Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований:

    1. предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;
    2. создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;
    3. предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;
    4. оптимального использования торговых площадей магазина; обеспечения сохранности материальных ценностей;
    5. организации рациональных товарных потоков и расчетных
    6. операций с покупателями.

При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила  товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом.

Товары с высокой оборачиваемостью нужно расположить ближе к  источникам пополнения.

Однородные товары лучше размещать  концентрированно. Но если одни и те же товары входят в состав различных  комплексов, а также если их концентрация приводит к задержке покупательского  потока, то допустимо их размещение в разных местах торгового зала.

На первых этажах магазина необходимо располагать товары более частого  спроса и не требующие длительного  выбора.

Площади под отдельные товарные группы выделяют с учетом доли соответствующих  групп товаров в продаже и  их оборачиваемости.

Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное оборудование. Очень важно рационально расположить товары на торговом оборудовании, т. е. эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров.

При выкладке товаров на торговом оборудовании учитывают следующие основные принципы:

  1. однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;
  2. целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т. д.);
  3. декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;
  4. полки горок и другие элементы для выкладки товаров не следует переполнять товарами;
  5. в оптимальной зоне обозреваемости (в пределах 1100-1600 мм от пола) необходимо размещать товары, быстрая реализация которых предпочтительна;
  6. выкладка товаров в торговом зале должна быть насыщенной;
  7. сопутствующие товары следует размещать навалом в различных местах (у торцовых стенок, расчетных узлов и т. д.), используя для этих целей корзины или кассеты.

При выкладке товаров в упаковке рекомендуется отдельные образцы  оставлять без упаковки или в  прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними.

Размещая товары в зале, и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать  методы их продажи, конфигурацию торгового  зала и т. д. Большое значение при  этом имеют особенности отдельных  товаров, их упаковка.

Гастрономические изделия выкладывают в охлаждаемых витринах различными способами:

    1. колбасу и копчености - в несколько рядов, при этом верхний батон или другое изделие разрезают и кладут срезом в сторону покупателя;
    2. фасованные колбасные изделия и мясо копчености, упакованные в целлофановую пленку или пергаментную бумагу, раскладывают по видам и сортам.
    3. Фасованные сыры, масло животное, маргарин и жиры выкладывают стопками или в несколько рядов по массе фасовки, видам, цене. Бутылки и пакеты с молоком и другими молочными продуктами, расфасованную сметану и творог выставляют на открытых холодильных прилавках рядами.

Фасованное мясо и мясопродукты выкладывают в охлаждаемых прилавках-витринах по видам и сортовым отрубам на эмалированных поддонах, а нефасованные мясо и мясопродукты кусками на поддонах по видам и сортам.

Мороженую рыбу выкладывают в низкотемпературных прилавках и витринах, охлажденную - в охлаждаемых прилавках─витринах.

Соленые тузлучные рыбные товары выкладывают  в окорятах с тузлуком, соленую  рыбу без тузлука - на противнях и  окорятах спинками вверх.

Скоропортящиеся кондитерские изделия выкладывают в охлаждаемом оборудовании.

Расфасованные бакалейные товары и  нескоропортящиеся кондитерские изделия  выкладывают на полках пристенных островных  горок по наименованиям. В зависимости  от вида фа совки их укладывают рядами или стопками.

Для размещения в торговом зале расфасованных  овощей картофеля удобно применять  тару-оборудование.

Хлеб и хлебобулочные изделия  выкладывают рядами на полках пристенных или островных горок или используют для этих целей тару-оборудование с защитным экраном, наличие которого необходимо для обеспечения санитарных требований. Для размещения хлеба и хлебобулочных изделий могут применять шкафы, изготовленные из модульных элементов.

Ткани группируют по видам, назначению и артикулам выкладывают рулонами на наклонных полках пристенных островных горок. Для укладки тяжелых тканей используют специальные столы. Образцы тканей вывешивают на специальных консолях горок.

Готовую одежду на плечиках размещают  на вешалах и других видах оборудования по половозрастному признаку, группам и видам. Каждый вид одежды группируют по размерам, ростам, фасонам и расцветкам.

Белье и трикотажные изделия  укладывают на полки или подвешивают  на штанги пристенных и островных  горок.

Для выкладки образцов головных уборов применяют специальные консоли пристенных и островных горок или полки этого оборудования. Перед выкладкой их группируют по половозрастному признаку, материалу изготовления, фасонам, расцветкам и размерам.

Обувь выкладывают на специальных  консолях пристенных и островных горок. Размещают ее по половозрастному признаку, размерам и видам.

Галантерейные товары перед выкладкой  сначала группируют по видам (текстильная, металлическая и т. д.), а затем - по признаку общности использования (например, нитки и иголки и т. д.). Размещают их на полках, консолях, в кассетах и т. д.

Игрушки, сгруппированные по возрастному  признаку, видам материалов, педагогическому  назначению, выкладывают на полках или в кассетах горок. Некоторые  игрушки (резиновые, целлулоидные и  т. п.) удобно размещать навалом в специальных контейнерах. Детские велосипеды, коляски, санки и другие громоздкие товары располагают на подиумах.

Школьно-письменные и канцелярские товары размещают на полках или в  кассетах островных и пристенных горок, подразделяя их на подгруппы (чертежные принадлежности, беловые товары и т. д.).

Фото - и кинотовары размещают на полках или в кассетах горок, предварительно сгруппировав по назначению и видам.

Образцы музыкальных товаров выставляют на перфорированных щитах или полках горок.

Компакт-диски выкладывают в  специальных пакетах, установленных  на полках горок. Списки имеющихся в  продаже компакт-дисков помещают на видном месте.

На специальных столах или полках горок выставляют образцы телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и другой радиоаппаратуры. Для выкладки радиодеталей используют кассеты, которые устанавливают на полках горок, прилавках или прилавках-витринах.

При размещении хозяйственных товаров  рекомендуется группировать их по потребительским  комплексам, внутри которых их следует делить на отдельные группы (например, посуда стеклянная, металлическая и т. д.). Мелкоштучные товары выкладывают в кассетах, другие товары - на полках пристенных и островных горок или специальных стендах. Люстры подвешивают на специальных приспособлениях.

Сгруппированные по назначению и другим признакам парфюмерные и косметические  товары выкладывают на полках горок  или прилавках-витринах.

Для демонстрации и продажи ювелирных  изделий, часов, сувениров используют при стенные горки с разнообразными приспособлениями и навесными витринами, а также прилавки─витрины. Изделия из драгоценных металлов и ручные часы выкладывают в витринах на черном бархате с подсветом. Настенные часы и сувениры, требующие подвески, крепят на перфорированных щитах оборудования, другие изделия выкладывают на полках и в кассетах горок.

Ковры и ковровые изделия можно  показывать с помощью вращающегося приспособления, подвешивая их на вешалках ─ штангах, а также в развернутом виде в штабелях.

Выкладывают товары на оборудовании этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям. Товары снабжают ценниками, закрепляемыми в специальных держателях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

  2. Организация и технология розничной продажи товаров

      2.1 Понятие номенклатуры и ассортимента продукции. Экспозиция товара

Разнообразие продукции, реализуемые  розничными торговыми предприятиями, определяются с помощью таких  показателей как номенклатура и  ассортимент.

Товарная номенклатура ─ это  систематизированный перечень всех ассортиментных групп и товарных единиц, предлагаемых для реализации.

Показатели номенклатуры:

  • ширина ─ это количественная оценка разнообразия  продукции;
  • глубина ─количество предложений каждого вида  продукции;
  • насыщенность─ определяет общее количество товаров,  реализуемых магазином;
  • гармония ─это степень подобности товаров разных  ассортиментных групп по назначению, технологии изготовления.

Основные показатели номенклатуры дают количественную оценку возможности  предприятии адаптироваться к изменениям на рынке.

Ассортимент продукции ─ это  набор одноименной продукции, услуг, конкретизированный по какому-либо признаку. Эти товары тесно связаны схожестью свойств, способу изготовления и потребления в рамках одинакового ценового диапазона.

Товарная номенклатура и ассортимент продукции ─ это связь общего с частным. Поэтому показатели качественной и количественной оценки в товарном ассортименте будут такие же. Показатели ширины и глубины ассортимента берутся во внимание, когда руководство магазина принимает решение об увеличении объема реализации отдельных наименований или для оценки насыщенности рынка. Разнообразие продукции (ширина) позволяет ориентироваться на разные требования покупателей и сосредоточить процесс продажи (закупки) в одном месте.

Информация о работе Организация и технология розничной продажи товаров