Организация и технология товародвижения и пути их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Как для производителя, так и для любого посредника сейчас важна современная грамотно спроектированная технология канала продвижения товара конечному потребителю, которая снижает издержки, расширяет возможности в оказании дополнительных услуг и в конечном итоге повышает финансовый результат, что позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за потребителя. Целью данной курсовой работы является рассмотрение процесса товародвижения на примере розничного предприятия ООО «Купец». Актуальность выбранной темы курсовой работы объясняется тем, что процесс товародвижения имеет большое значение для деятельности всего предприятия. Поэтому очень важно правильно и рационально организовать процесс товародвижения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность организации и технологии товародвижения. Характеристика основных факторов, влияющих на торгово-технологический процесс товародвижения…………………………………………………………………...4
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия………….....8
3. Организация и технология операций,связанных с поступлением товаров……………………………………………………………………………11
4. Технология хранения и подготовки товаров к отпуску (продаже)………..14
5. Организация и технология отпуска (продажи) товаров……………………16
6. Основные направления совершенствования организации и технологии товародвижения в организации (на предприятии)…………………………....19
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованных источников…………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_po_OiTPP.docx

— 149.77 Кб (Скачать файл)

 

В таблице 3.1 представлена часть из длинного списка поставщиков с кем работает сеть магазинов «Купец». Со всеми поставщиками продукции компанию «Купец» связывают договора поставки товара, закрепленные подписями и печатями.

Для складирования  в магазине «Купец» используются: помещение для хранения овощей и фруктов, подсобное помещение бакалейных товаров, подсобное помещение для кондитерских товаров, помещение для контейнеров, напитков, мясная, рыбная, молочная, и хлебная камеры.

Транспортные  средства, доставившие товары в магазин, без задержки принимаются и разгружаются. Разгрузку осуществляют с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Поступившие в магазин товары доставляют в  зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться  лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию  подлежат только доброкачественные  товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.         Приемка товаров по количеству. Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Приемка товаров по количеству осуществляется, как правило, путем сплошного подсчета единиц, меры и массы товара в данной партии (за исключением товаров в фабричной упаковке), однако допускается и выборочная проверка количества товаров. При проведении приемки товаров по количеству проверяется соответствие фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах. К ним относятся: упаковочные листы, накладные и счета.   Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то приемку товаров приостанавливают. О выявленной недостаче составляют акт за подписями лиц, принимавших товар.        Приемка товаров по количеству в магазине «Купец» проводится в соответствии с Инструкцией П-6 «О порядке приемки продукции по количеству».          Приемка товаров по качеству. Приемка товаров по качеству проводится в установленные сроки. Если поставщик находится в том же населенном пункте, где расположен магазин, то поступившие от него товары принимают в течение 10 дней (скоропортящиеся - в течение 24 ч) с момента их получения. При иногородней поставке срок приемки товаров составляет 20 дней с момента их поступления, а по скоропортящимся продуктам– прежний. Если при приемке обнаружены недоброкачественные или некомплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют односторонний акт. В нем указывают количество осмотренных товаров и характер выявленных дефектов. Одновременно создаются необходимые условия для сохранности поступивших товаров.      Приемка товаров по количеству в магазине «Купец» проводится в соответствии с Инструкцией П-7 «О порядке приемки продукции по качеству».

  1. Технология хранения и подготовки товаров к отпуску (продаже)

 

    После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица.    Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре – на стеллажах и подтоварниках. 
 Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.      Товары, воспринимающие посторонние запахи, должны быть изолированы от товаров, обладающих острыми запахами. Гигроскопические товары нельзя хранить совместно с товарами, выделяющими влагу. 
Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют. При повышенной влажности воздуха помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства, при пониженной – воздух в помещениях увлажняют (разбрызгивают воду и т.д.).            Размещая товары на хранение, учитываются длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал подают ранее завезенные товары. В зону хранения направляются товары, имеющие длительный срок хранения. В зону подготовки к продаже отправляются товары, требующие комплектования, фасовки, маркировки и т.д.          Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые товары. В глубине помещений хранят товары, реализация которых осуществляется сравнительно медленно/4/.         За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки.       В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине «Купец» товары периодически просматриваются, перекладываются, очищаются от пыли. Регулярно проводят дератизацию и дезинсекцию.       Перед подачей в торговый зал товары подготавливают к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке и т.д. Перед доставкой в торговый зал товары укладывают в лотки, корзины, тележки или тару-оборудование.    При подготовке к продаже товары распаковывают, сортируют по товарным сортам и видам, придают им надлежащий товарный вид, уточняют цены, а подготовленные товары укладывают для продажи на рабочие места. Наряду с предварительной подготовкой товаров к продаже важное значение имеет подготовка рабочего места продавца перед началом торгового процесса: размещение и выкладка товара. Товары из складских помещений регулярно подают в торговый зал. Размещение и выкладка товара зависит от их вида формы, размеров упаковки, сроков хранения.  Товары размещают так, чтобы они были видны покупателям и доступны для продавцов. Кроме того, при размещении товаров учитывают общность спроса, взаимозаменяемость и дополняемость одних товаров другими, соблюдение товарного соседства.       Одновременно с подготовкой товаров к продаже проводится подготовка торгового зала, которая завершается проверкой работы кассовых аппаратов и весоизмерительного оборудования.

  1. Организация и технология отпуска (продажи) товаров

Заключительная  стадия товародвижения – непосредственно  реализация продуктов покупателям. Своевременно полученный товар необходимо правильно разместить и обеспечить условия для показов отбора и информации.            Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи.   Магазин «Купец» относится к универсальному магазину, так как в нем реализуется универсальный ассортимент продовольственных товаров. По форме торгового обслуживания это магазин с обслуживанием через прилавок. Ассортимент магазина очень разнообразен. В нем реализуются зерномучные, плодоовощные, мясные, рыбные, молочные товары различных наименований и торговых марок.         Инструментом, с помощью которого осуществляется регулирование ассортимента товаров в магазине, является ассортиментный перечень. В него включается перечень наименований товаров, соответствующий установленной широте ассортимента, и минимально необходимое количество разновидностей товаров, которые должны быть постоянно продаже.

Под методами продажи понимают совокупность приемов  и способов реализации товаров покупателям.         В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров:             · индивидуальное обслуживание покупателей (через прилавок обслуживания);

· самообслуживание;

· по образцам;

· с открытой выкладкой;

· по предварительным  заказам/5/.        В магазине «Купец» производится продажа товаров через прилавок обслуживания, включает выполнение следующих операций:

*встреча  покупателя и выявление его  намерения; 

*предложение  и показ товаров;

*помощь  в выборе товаров и консультация;

*предложение  сопутствующих и новых товаров;

*проведение  технологических операций, связанных  с нарезкой, взвешиванием, отмериванием;

*расчетные  операции;          *упаковка и выдача покупок.        Выкладка товара в магазине «Купец» осуществляется только после полной его приемки, по пересчету, в соответствии с сопроводительными документами. Товар выставляется лицевой стороной к покупателю.   Товары в магазине "Купец" группируются по отделам. Их специализация строиться по товарно-отраслевому принципу: отдел - напитки, отдел - хлебобулочные изделия и т.п.         Так же широко применяется комбинированный способ выкладки, сочетающий горизонтальный и вертикальный способы выкладки товаров. Он позволяет наиболее эффективно использовать площадь выкладки на оборудовании и размещать больше товаров в торговом зале. В магазине "Купец" товары на оборудовании размещены таким образом, чтобы его демонстрационная площадь была использована полностью и товары занимали максимум пространства между полками.     В магазине строго соблюдается контроль за сроками годности товара. При обнаружении в торговом зале некондиционного товара (просроченный, поврежденная упаковка, потеря товарного вида, вздутие, развакуумация и т.д. ), его снимают с продажи, перемещают в место, оборудованное для хранения некондиционного товара до утилизации или возврата на склад. /6/.  Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное и весоизмерительное оборудование, различные торговые прилавки и стеллажи.               

Рисунок 2 – Торговые прилавки и стеллажи

Далее отметим данные о площади, занятой оборудованием (Таблица 5.2)

Таблица 5.2 – Данные о площади, занятой  оборудованием

Вид оборудования

Количество, ед.

        Установочная площадь

Единица оборудования, м2

Всего, м2.

1

Холодильная витрина

3

1,05

3,15

2

Шкаф холодильный

2

0,65

1,30

3

Прилавок рабочий

2

0,80

1,60

4

Горка пристенная

8

0,50

4,00

5

Морозильный ларь

1

0,75

0,75

6

Стол для покупателей

1

0,55

0,55

7

Кассовый стол

1

0,55

0,55

8

Прилавок торговый

4

0,80

3,20

9

Витрина пристенная

3

0,68

2,04


 

Гастрономические изделия  выкладывают в охлаждаемых витринах различными способами:          -колбасу и копчености — в несколько рядов, при этом верхний батон или другое изделие разрезают и кладут срезом в сторону покупателя;   -фасованные колбасные изделия и мясокопчености, упакованные в целлофановую пленку или пергаментную бумагу, раскладывают по видам и сортам.              -фасованное мясо и мясопродукты выкладывают в охлаждаемых прилавках-витринах по видам и сортовым отрубам на эмалированных поддонах, а нефасованные мясо и мясопродукты — кусками на поддонах по видам и сортам.            -мороженую рыбу выкладывают в низкотемпературных прилавках и витринах, охлажденную - в охлаждаемых прилавках-витринах. Скоропортящиеся кондитерские изделия выкладывают в охлаждаемом оборудовании.            -расфасованные бакалейные товары и нескоропортящиеся кондитерские изделия выкладывают на полках пристенных и островных горок по наименованиям. В зависимости от вида фасовки их укладывают рядами или стопками. Для размещения в торговом зале расфасованных овощей и картофеля применяют тару-оборудование.      Расположение товарных ценников в торговом зале магазина«Купец» производится строго под товаром в соответствии со стандартами оборудования, (за исключением товара, выкладываемого в оборудование, имеющее цокольную полку, оснащённую ценником). При выкладке товар не загораживает ценник. Установка ценников производится в специально отведенные места оборудования или на отдельные подставки для ценников.   При выкладке и хранении товара полностью соблюдаются правила товарного соседства. Не допускается совместное местонахождение товаров противоположных товарных групп (например: молоко и бытовая химия)/7/.

Рисунок 3 – Планировка торгового зала магазина «Купец» 

  1. Основные направления совершенствования организации и технологии товародвижения в организации (на предприятии)

 

Проанализировав деятельность магазина «Купец», можно сделать выводы и предложения по совершенствованию организации и технологии товародвижения на предприятии:

- для того чтобы товар не залеживался долго на прилавках необходимо проводить различные акции, рекламу связанную с продвижением товара, предоставлять скидки;              - повысить требования к квалификации персонала;

- внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания, а именно продажа товаров методом самообслуживания. Для этого необходимо осуществить перепланировку торгового зала, закупить новое торговое оборудование и т.д;

-автоматизация контрольно-кассовых операций и внедрение пластиковых карт при расчетных операциях. Для этого необходимо произвести покупку специальных терминалов, обучить персонал и т.п;

- проведение рекламных презентаций товаров, таких как дегустация пищевых продуктов;

- автоматизация процессов продажи товаров – заключается в установке торговых автоматов. Для того, чтобы торговые автоматы не занимали торговую площадь, можно рассмотреть их установку за его пределами; - совершенствование выкладки товаров в торговом зале. Необходимо                                   для того, чтобы полки и стеллажи не перегружались товарами  и присутствовало декоративное оформление витрин и другого торгового оборудования.                              Оптимизация процесса товародвижения сегодня становится необходимым условием повышения конкурентоспособности торгового предприятия.  

Заключение

 

         Важной проблемой предприятий торговли является выбор оптимальной структуры товародвижения. В результате исследования данной проблемы на конкретном предприятии устанавливается: при выборе и заключении договоров с поставщиками необходимо учитывать территориальное размещение предприятия, возможность ритмичной доставки товара со склада поставщика по установленному графику и в согласованном ассортименте; наиболее экономичное снабжение достигается при централизованной доставке товаров с предприятия изготовителя; роль и значения транспорта в товародвижении зависит от уровня тарифов и средне дальности перевозок; организация товародвижения предполагает завоз оптимальной партии товара в необходимом ассортименте, не требующим отдельных складских помещений; элементом логистики товародвижения предприятия является оптимизация товарных запасов; оптимизация товародвижения зависит от степени расфасовки товара.           Рассмотрев  процесс товародвижения на примере розничного предприятия ООО «Купец», можно сказать, что данный процесс в торговле имеет  важное значение. Процесс товародвижения включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству,  хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов и др.               Приемка товаров по количеству и качеству в магазине «Купец» проводится в соответствии с Инструкциями П-6 и П-7 «О порядке приемки продукции по количеству и качеству».        Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.        Перед подачей в торговый зал товары подготавливают к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке и т.д. Перед доставкой в торговый зал товары укладывают в лотки, корзины, тележки или тару-оборудование.    В магазине «Купец» производится продажа товаров через прилавок обслуживания.  Выкладка товара в магазине осуществляется только после полной его приемки, по пересчету, в соответствии с сопроводительными документами. Товар выставляется лицевой стороной к покупателю.        Рассмотрев  весь процесс товародвижения  розничного предприятия можно сделать  выводы что, предприятию ООО «Купец» нужны предложения  по улучшению торговой деятельности. Например: для того, чтобы товар не залеживался долго на прилавках необходимо проводить различные акции, рекламу, связанную с продвижением товара, предоставлять скидки; внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания, а именно продажа товаров методом самообслуживания; автоматизация процессов продажи товаров – заключается в установке торговых автоматов и другие.             Для улучшения своих экономических показателей магазину «Купец» следует применить на практике данные предложения по совершенствованию организации и технологии товародвижения.

Информация о работе Организация и технология товародвижения и пути их совершенствования