Организация обеспечения сохранности ТМЦ в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы объясняется тем, что, знание основ и правил хранения товаров в магазинах, а также эффективное применение на практике основных профилактических мер, направленных на уменьшение потерь товаров при их хранении в магазинах, может в значительной мере способствовать эффективной деятельности предприятия, связанной с увеличением получаемой прибыли и сокращение издержек.
Целью данной курсовой работы является изучение мероприятий сохранения товарно-материальных ценностей в магазинах и разработки рекомендаций, направленных на совершенствование сохранности товарно-материальных ценностей с целью сокращение и предотвращение товарных потерь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1. Организация обеспечения товарно-материальных ценностей в магазине…………………………………………………………………………
1.1. Организация хранения товаров в магазине………………………………
1.2. Размещение в выкладка товаров в торговом зале………………………..
1.3. Организация материальной ответственности за сохранность ценностей в магазине………………………………………………………………………...
2. Обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей в магазине…………………………………………………………………………..
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина……………...
2.2. Организация обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей в магазине……………………………………………………………
2.3. Направления совершенствования сохранности товарно-материальных ценностей в торговле……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………

Вложенные файлы: 1 файл

орган обесп-ия сохра-ти тмц в магазине.docx

— 148.95 Кб (Скачать файл)

Так, помещения, для хранения швейных и трикотажных товаров должны быть сухими и отапливаемыми. Необходимо их периодическое  проветривание, защита от прямого солнечного света. Температура хранения должна поддерживаться в пределах от 10 до 30 0С. Условия хранения обуви также имеют свою специфику. Обувь следует хранить в сухих помещениях, защищенных от атмосферных осадков и почвенных вод, при температуре не ниже 14 0С и не выше 25 0С, относительной влажностью воздуха 50-80%. Солнечное облучение, запыленность помещения, наличия грызунов, моли ухудшают качество обуви.

При повышенной температуре многие товары (овощи, плоды, лаки, парфюмерия)высыхают, теряют эластичность (кожаные товары. Меховые изделия). Низкая температура и повышенная влажность воздуха снижения качество некоторых товаров (сахар, мука, изделия из кожи, металлохозяйственные товары и др.), приводит к появлению на них плесени, ржавчины и т.п.

Существенное значение для хранения товаров имеет также освещение. Под воздействием дневного света и солнечных лучей выгорают и теряют прочность ткани, обувь, изделия из пластмасс и бумаги и пр.; жиры прогоркают, картофель зеленеет и т.п. Поэтому овощи, фрукты, сливочное масло, жиры, фотохимикаты, фотопленку хранят в темноте.

Все хранящиеся товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли, а помещения проветривать. По разработанному графику проводится генеральная уборка всего  помещения (санитарный день). Санитарно-гигиенический режим предполагает также осуществление дератизации, дезинфекции и дезинсекции.

Заведующие складом обязаны осуществлять постоянный контроль за соблюдением режима хранения товаров и оценивать эффективность этой работы, в том числе и по размерам товарных потерь [17, с. 381].

 

 

 

    1. Размещение и выкладка товаров в торговом зале

 

 

Подготовленный к продаже товар доставляется в торговый зал и размещается в соответствии с разработанной карто-схемой, в которой учитывается все многообразие факторов, влияющих на удобство осуществления покупок чисто коммерческих факторов, которые способствуют увеличению продаж.

Следует различать понятия «размещение» и «выкладка» товаров в торговом зале.

Размещение товаров предполагает распределение ассортимента по всей площади торгового зала с учетом частоты спроса, комплексности приобретения, взаимозаменяемости, габаритов и массы товаров, специфических свойств товара. Эта операция имеет важное тактическое значение для успеха торговли, поэтому решения по схеме размещения товаров должны приниматься ответственными коммерческими работниками совместно с менеджером торгового зала. Чем больше площадь торгового зала, тем эта задача становится сложнее и значимость принятых решений для предприятия возрастает, так как они позволяют правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на поиск и отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала при пополнении товарных запасов в торговом зале [17, с. 388].

Пополнение торгового зала магазина товарами производится, как правило, ежедневно до открытия магазина либо в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей. В крупных магазинах типа супермаркета эти функции выполняют специальные работники либо грузчики. Запас нескоропортящихся товаров, размещенный в торговом зале должен соответствовать дневной реализации. Скоропортящиеся товары доставляют в торговый зал из расчета на 2-3 часа торговли ими. Запас непродовольственных товаров в торговом зале может быть рассчитан на несколько дней торговли.

С целью эффективного управления процессом размещения ассортимента запас товаров, находящийся в магазине, условно делят на:

  • Выставочный запас − предназначен для демонстрации товаров покупателям и продажи. Он размещается в витринах, на специальных стендах, на верхних полках оборудования, на вращающихся закрытых стеклянных полках и других видах специального оборудования, представляющего все преимущества товара. Такое оборудование обычно поставляют товаропроизводители.
  • Рабочий запас – служит для непосредственной продажи. Его размещают на вешала, в корзинах, на полках пристанных и островных горок, в таре-оборудовании и других видах торгово-технологического оборудования.
  • Резервный запас товаров – предназначен для пополнения рабочего. Он, как правило, хранится в подсобных помещениях магазина и частично – в торговом зале [17, с. 389].

В магазинах самообслуживания и реализующих товары с открытой их выкладкой выставочный запас одновременно является рабочим.

При определении оптимальной схемы размещения товаров следует учитывать ряд принципов, выработанных с учетом теории и практики торговли:

  • максимальные удобства для осмотра и выбора покупки в минимально короткое время;
  • предоставление покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;
  • обеспечение постоянного наличия всех товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем;
  • эффективное использование торговых площадей и рациональная организация торгово-технологического процесса;
  • обеспечение сохранности материальных ценностей;
  • рационализация движения товарных и покупательских потоков.

Наряду с известными принципами размещения товаров в торговом зале необходимо придерживаться и целого ряда правил (рисунок 1.2).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 – Правила размещения товаров в торговом зале

 

Особого внимания требуют товары с высокой оборачиваемостью, они должны занимать большую часть демонстрационной площади магазина. Их необходимо рассредоточить, чтобы получить больше продаж и предотвратить скопление покупателей.

В многоэтажных непродовольственных магазинах на первых этажах располагают товары частого спроса, высокой оборачиваемости, не требующих длительного времени для их выбора (галантерея, парфюмерия, бумага и канцтовары, игрушки), а также громоздкие и тяжелые товары (холодильники, стиральные машины и т.д.). На последующих этажах размещают товары, требующие длительного времени для ознакомления с ними покупателей (обувь, одежда, ткани и т.д.). Такая последовательность размещения товаров определяется не только правилами товарного соседства, но и комплексностью их приобретения.

Важное значение в организации обслуживания покупателей имеет и выкладка товаров, которая в современных условиях является не только частью технологического процесса, но также выступает действенным средством стимулирования продаж, может являться элементом образа предприятия и постоянной составляющей культуры обслуживания. Именно поэтому вопросу организации и технологии выкладки менеджерами уделяется столь серьезное внимание.

Под выкладкой товаров следует понимать определенные способы укладки и показа товаров на демонстрационной площади торгового зала. Для каждого товара должен быть определен наиболее целесообразный  способ его выкладки. Этот выбор зависит от особенностей товара, его формы, размеров, потребительских свойств, упаковки, методов продажи и других факторов [17, с. 392].

Выкладка товаров должна обеспечить привлечение внимание покупателей, удобство при отборе, сохранность товара, эффективное использование демонстрационной площади и емкости торгового оборудования. В торговой практике широко применяется выкладка товара рядами, стопками, штабелями, поштучно, парами, комплектами, навалом.

В магазинах применяют вертикальную и горизонтальную системы выкладки товаров.

Наиболее рациональной является вертикальная система выкладки, когда однородные товары выкладываются на всех полках горки по вертикали. При этом достигается хорошая обозримость товаров, что позволяет покупателям быстро ориентироваться во всем ассортименте и совершать покупку. Таким образом, целесообразно выкладывать товары массового спроса.

При горизонтальной системе определенный товар занимает одну или две полки, которые находятся в поле зрения покупателей. Так обычно размещают товары, требующие мало площади.

Реже используется комбинированная система, сочетающая элементы двух предыдущих систем. Комбинированный способ позволяет эффективно использовать площадь выкладки оборудования и разместить больше товаров в торговом зале.

Упакованные товары и товары, пригодные для продажи россыпью, выкладывают «навалом». Этот способ выкладки оказывает стимулирующее воздействие на покупателя, так как создается эффект максимальной доступности товара. Этот способ требует меньших затрат труда на выкладку и позволяет более эффективно использовать площадь выкладки.

При выкладке товаров в упаковке рекомендуется отдельные образцы оставлять без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомится с ними. На высоте 110-160 см от пола следует размещать товары-новинки, пользующиеся повышенным спросом, а также товары, в реализации которых магазин особенно заинтересован. На нижних полках горок обычно располагают товары с устойчивым высоки покупательским спросом. Внимание покупателей к нижним полкам привлекается «стандартным» способом выкладки. При этом отдельные товары укладывают штабелем, выступающим на несколько сантиметров за габариты оборудования.

Полки горок и другого оборудования не должны иметь пустующие площади, но в то же время не рекомендуется перегружать товаром площадь выкладки. Товары, на которые следует обратить внимание покупателей, располагают справа от основного направления движения покупателей, так как они лучше обозреваются и покупатели берут их правой рукой. Таким образом, можно выделить следующие  основные принципы, которые нужно учитывать при выкладке товаров на торговом оборудовании:

  • однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая их лучшую обозримость;
  • целесообразны в использовании простейшие приемы выкладки товаров;
  • декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;
  • элементы оборудования для выкладки товаров не следует переполнять товаром, но при этом обеспечивается насыщенность выкладки;
  • в оптимальной зоне обозреваемости (110-160 см от пола) необходимо размещать товары, быстрая реализация которых предпочтительна;
  • сопутствующие (а также родственные) товары следует размещать навалом в различных местах торгового зала (у торцовых стенок, расчетных узлов и т.д.), используя корзины, кассеты или другие специальные приспособления.

 

 

 

 

1.3.Организация  материальной ответственности за  сохранность ценностей в магазине

 

 

Материальная ответственность работника по трудовому праву − это обязанность возместить ущерб, причиненный нанимателю в пределах и порядке, установленных законодательством. Материальная ответственность наступает независимо от привлечения работника за этот ущерб к дисциплинарной или иной ответственности [1, с. 352].

В гл. 37 Трудового кодекса Республики Беларусь изложены нормы материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей. Так, руководствуясь ст. 400 ТК, работник может быть привлечен к материальной ответственности при одновременном наличии следующих условий:

– ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей;

– противоправности поведения (действия или бездействия) работника;

– прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;

– вины работника в причинении ущерба.

По общему правилу обязанность по доказыванию наличия вышеперечисленных и иных условий материальной ответственности возложена на нанимателя. Работники, которые несут полную материальную ответственность, должны доказать отсутствие своей вины в причинении вреда.

При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, т.е. утрата, ухудшение или понижение ценности имущества, влекущие необходимость для нанимателя произвести затраты на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо произвести излишние выплаты, к которым, в частности, относятся: заработная плата, выплаченная незаконно уволенному работнику; штрафы, взысканные с нанимателя по вине работника; потери нанимателя в связи с неудовлетворением исковых требований по причине пропуска исковой давности, экспертизой поставленной в торговую сеть некачественной продукции (товара). Неполученные доходы при определении размера ущерба не учитываются, за исключением случая причинения ущерба не при исполнении трудовых обязанностей (п. 6 ст. 404 Трудового Кодекса Республики Беларусь).

Как правило, работники несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный по их вине нанимателю. Однако согласно ст. 402 Трудового Кодекса Республики Беларусь коллективными договорами, соглашениями может устанавливаться и ограниченная материальная ответственность.

При этом ст. 403 Трудового Кодекса Республики Беларусь определено, что ограниченную материальную ответственность несут:

– работники – в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка за порчу или уничтожение по небрежности инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем работнику в пользование для осуществления трудового процесса;

Информация о работе Организация обеспечения сохранности ТМЦ в магазине