Организация обеспечения сохранности ТМЦ в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы объясняется тем, что, знание основ и правил хранения товаров в магазинах, а также эффективное применение на практике основных профилактических мер, направленных на уменьшение потерь товаров при их хранении в магазинах, может в значительной мере способствовать эффективной деятельности предприятия, связанной с увеличением получаемой прибыли и сокращение издержек.
Целью данной курсовой работы является изучение мероприятий сохранения товарно-материальных ценностей в магазинах и разработки рекомендаций, направленных на совершенствование сохранности товарно-материальных ценностей с целью сокращение и предотвращение товарных потерь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1. Организация обеспечения товарно-материальных ценностей в магазине…………………………………………………………………………
1.1. Организация хранения товаров в магазине………………………………
1.2. Размещение в выкладка товаров в торговом зале………………………..
1.3. Организация материальной ответственности за сохранность ценностей в магазине………………………………………………………………………...
2. Обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей в магазине…………………………………………………………………………..
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина……………...
2.2. Организация обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей в магазине……………………………………………………………
2.3. Направления совершенствования сохранности товарно-материальных ценностей в торговле……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………

Вложенные файлы: 1 файл

орган обесп-ия сохра-ти тмц в магазине.docx

— 148.95 Кб (Скачать файл)

– руководители организаций, их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители – в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше трехкратного среднего месячного заработка, если ущерб причинен неправильной постановкой учета и хранения материальных или денежных ценностей.

При этом следует иметь в виду, что если для работников законодательством предусмотрена полная материальная ответственность (ст. 404 Трудового Кодекса Республики Беларусь), то коллективными договорами, соглашениями ограниченная материальная ответственность установлена быть не может.

В гл. 1 Методики отражения товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденной Министерством торговли Республики Беларусь от 29.03.1999 № 38, приведены принципы ведения отчетности материально ответственных лиц. Форма отчетности материально ответственного лица (бригады) и сроки ее представления определяются администрацией организации исходя из особенностей ее деятельности, степени автоматизации участка счетной работы и иных условий. Отчетность материально ответственных лиц может быть как ежедневной, так и охватывать более длительные сроки (5–7 дней). Удлинение сроков отчетности нежелательно, так как это нарушает ритмичность работы бухгалтера, отодвигает сроки составления им бухгалтерской и статистической отчетности.

Отчеты (реестры, товарные отчеты, товарно-денежные отчеты и т.п.) составляются материально ответственными лицами в 2 экземплярах (под копирку). В отчет записывается каждый документ в отдельности с указанием даты, номера, названия, суммы (стоимости товара по учетным ценам); в отдельной графе может отражаться движение тары. Отчеты материально ответственного лица нумеруются последовательно с начала и до окончания года (с начала его работы и до конца года). Все документы, на основании которых составлен отчет, прикладываются к первому экземпляру отчета и передаются бухгалтеру под его расписку на втором экземпляре, остающемся у материально ответственного лица [2].

Материальная ответственность в торговых организациях может быть индивидуальной или бригадной (коллективной).

Полная индивидуальная материальная ответственность работников торговли предусматривает обязанность работника возместить причиненный ущерб нанимателю в полном размере. В соответствии со ст. 404 Трудового Кодекса Республики Беларусь работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине нанимателю, в случаях, когда:

– между работником и нанимателем заключен письменный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей;

– имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;

– ущерб причинен преступлением. Освобождение работника от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям не освобождает его от материальной ответственности;

– ущерб причинен работником, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

– ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем работнику в пользование для осуществления трудового процесса;

– ущерб (с учетом неполученных доходов) причинен не при исполнении трудовых обязанностей.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2000 № 764 утвержден примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности (далее – Перечень № 764), и примерный договор о полной индивидуальной материальной ответственности. С учетом Перечня № 764 наниматель вправе на основании коллективного договора, а при его отсутствии – самостоятельно утвердить примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности.

Что касается торговли, то в Перечне № 764 значатся следующие должности: контролеры-кассиры всех категорий; контролеры всех категорий; кассиры всех категорий; работники, выполняющие обязанности кассиров; продавцы всех категорий; директора (заведующие) предприятий торговли и их заместители; заведующие секциями, отделами (товарными, заказов) и их заместители; заведующие приемными пунктами.

К работам, выполняемым работниками, в торговых организациях с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, относятся работы по продаже (отпуску) товаров (продукции), их подготовке к продаже независимо от форм торговли и профиля организации.

С учетом утвержденной примерной формы договор о полной индивидуальной материальной ответственности в заполненном виде выглядит следующим образом (Приложения 1, 2).

В соответствии со ст. 406 Трудового Кодекса Республики Беларусь при совместном выполнении работниками отдельных видов работ, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника и заключить с ним договор о полной индивидуальной материальной ответственности, в организациях может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность. Необходимость ее введения определяется нанимателем. Письменный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности заключается между нанимателем и всеми членами коллектива (бригады).

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.04.2000 № 54 утверждено Положение о коллективной (бригадной) ответственности (далее – Положение № 54), примерный перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность (далее – Перечень работ № 54), а также примерный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности. С учетом Перечня № 54 наниматель вправе на основании коллективного договора, а при его отсутствии – самостоятельно утверждать перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности.

Руководствуясь Перечнем работ № 54, на выполняемые работы по продаже (отпуску) товаров (продукции), их подготовке к продаже независимо от форм торговли и профиля в организации может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность.

Согласно пп. 4, 5 Положения № 54 решение нанимателя об установлении коллективной (бригадной) материальной ответственности оформляется приказом (который впоследствии прилагается к договору) и объявляется коллективу (бригаде) на общем собрании. Данный вид договора заключается при приеме на работу или при необходимости в процессе работы. В случае отказа работника от заключения договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности наниматель может предложить ему другую работу, соответствующую его профессии, специальности, квалификации, должности, не связанную с заключением такого договора. Однако при ее отсутствии или отказе работника от предложенной ему другой работы наниматель вправе уволить работника в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. [Гатальская]

В соответствии со статьей 405 Трудового кодекса Республики Беларусь, письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими восемнадцати лет, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей. При этом нельзя принимать на работу, связанную с материальной ответственностью, лиц, ранее судимых за растраты и хищения. Договор подписывается руководителем предприятия (организации) и лицом, принявшим на себя материальную ответственность

В магазинах с большим числом работников может применяться бригадная материальная ответственность ограниченного круга лиц. В состав бригады при этом включаются заведующие секциями, их заместители, продавцы, контролеры-кассиры. За товары, хранящиеся в кладовых, отвечают специальные бригады работников.

В пп. 11 и 12 Положения № 54 оговорены обязанности членов коллектива (бригады) и нанимателя, к которым, в частности, относятся обязанности, перечисленные в таблице 1.2:

Таблица 1.2 – Сравнительная характеристика обязанностей членов бригады и нанимателя

Обязанности членов коллектива (бригады)

Обязанности нанимателя

– бережно относиться к ценностям;

– вести учет, составлять и своевременно представлять отчеты о движении и остатках ценностей;

– списывать (при необходимости) пришедшие в негодность ценности (с извещением об этом нанимателя и бухгалтерской службы);

– ставить в известность нанимателя о всех обстоятельствах, угрожающих сохранности ценностей;

– вносить предложения нанимателю по реконструкции и ремонту складских сооружений, помещений в целях улучшения их приспособленности к хранению материальных ценностей

– создавать коллективу (бригаде) условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения сохранности вверенных ему ценностей;

– своевременно принимать меры к выявлению и устранению причин, препятствующих сохранности ценностей, выявлять конкретных лиц, виновных в причинении ущерба, и привлекать их к установленной законодательством ответственности;

– знакомить коллектив (бригаду) с действующим законодательством о материальной ответственности за ущерб, причиненный нанимателю, а также с действующими инструкциями и правилами приемки, хранения, обработки, продажи (отпуска) ценностей и их учета;

– обеспечивать коллективу (бригаде) условия, необходимые для своевременного учета и отчетности о движении и об остатках переданных ему ценностей;

– рассматривать в присутствии работника заявленный ему отвод и в случае обоснованности отвода принимать меры к выводу его из состава коллектива (бригады) и решать вопрос о его дальнейшей работе в соответствии с законодательством;

– рассматривать сообщения членов коллектива (бригады) об обстоятельствах, угрожающих сохранности ценностей, и принимать меры к устранению этих обстоятельств


 

Примечание – таблица составлена автором на основе научных публикаций [2].

 

Состав бригады формируется директором (заведующим) магазина. Один из членов бригады назначается бригадиром. При выбытии отдельных членов бригады или приеме новых работников (кроме бригадира) договор, как правило, не переоформляется. О выбытии членов бригады (не более 50%) в договоре делается отметка. Вновь принятый член бригады дает подписку на данном договоре о принятии материальной ответственности. При выбытии более половины членов бригады, а также при смене бригадира договор подлежит переоформлению.

При приеме в бригаду новых работников или выбытии из ее состава отдельных членов (кроме бригадира), а также при уходе в отпуск и возвращении их из отпуска вопрос о необходимости проведения инвентаризации решается бригадой совместно с этими работниками и по согласованию с администрацией.

Если по решению бригады, согласованному с администрацией, инвентаризация не проводится, то работник должен дать письменное согласие о принятии полной материальной ответственности без проведения инвентаризации.

Согласие бригады о принятии материальной ответственности без проведения инвентаризации оформляется протоколом собрания членов бригады или их соответствующей подпиской.

При смене бригадира или при уходе его в очередной отпуск инвентаризация проводится обязательно. Ее проведение обязательно и при возвращении бригадира из отпуска, если бригада состоит из двух человек. В других случаях проведение инвентаризации обязательно, если этого требует администрация, бригадир или члены бригады (в письменном виде).

При обнаружении в магазине недостачи или порчи товаров члены бригады несут не солидарную, а долевую ответственность. Если же установлена виновность отдельных членов бригады в причинении ущерба, то остальные члены освобождаются от материальной ответственности. Бригада не несет ответственности за ущерб, происшедший не по ее вине.

Члены бригады имеют право участвовать в обсуждении вопросов организации работы бригады, состава ее членов, назначения бригадира и его заместителя, приема новых членов в бригаду. Они вправе потребовать при необходимости проведения внеочередной инвентаризации ценностей, за которые несет ответственность бригада. С разрешения руководителей бригада имеет право самостоятельно проводить проверки ценностей, находящихся в подотчете. Бригада вправе заявить отвод тем членам коллектива, которые, по ее мнению, не в состоянии выполнять порученную работу и обеспечить сохранность товарно-материальных ценностей.

Бригадная форма материальной ответственности позволяет рациональнее использовать рабочее время работников магазина, способствует ускорению обслуживания покупателей. Внедрение бригадной материальной ответственности способствует также воспитанию у работников магазина чувства честного и добросовестного отношения к работе, содействует укреплению трудовой дисциплины.

В системе потребительской кооперации применяется, в основном, полная материальная ответственность. Договор о заключении такой формы ответственности подписывают отдельные материально ответственные лица и члены бригады с одной стороны, и руководитель потребительского общества.

Порядок возмещения причиненного работником нанимателю ущерба установлен ст. 408 ТК. Так, возмещение ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению нанимателя путем удержания из заработной платы работника. Такое распоряжение должно быть сделано не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не ранее 10 дней со дня сообщения об этом работнику. До издания распоряжения нанимателя об удержании из заработной платы от работника должно быть затребовано письменное объяснение. В случае несогласия работника с вычетом или его размером трудовой спор по его заявлению рассматривается в порядке, предусмотренном законодательством.

Информация о работе Организация обеспечения сохранности ТМЦ в магазине