Особенности перевозки скоропортящихся продуктов и хлебобулочных изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:23, реферат

Краткое описание

Железнодорожный хладотранспорт является неотъемлемой частью железнодорожного транспорта. Выделение эксплуатации хладотранспорта в отдельную дисциплину вызвано рядом особенностей:
- необходимость обеспечения при перевозках скоропортящихся грузов условий, эквивалентных условиям хранения продовольственных товаров на стационарных холодильниках и складах;

Вложенные файлы: 1 файл

отп1.docx

— 43.86 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Железнодорожный хладотранспорт является неотъемлемой частью железнодорожного транспорта. Выделение эксплуатации хладотранспорта в отдельную  дисциплину вызвано рядом особенностей:

- необходимость обеспечения  при перевозках скоропортящихся  грузов условий, эквивалентных  условиям хранения продовольственных  товаров на стационарных холодильниках  и складах;

- потери массы (в ряде  случаев достигают 2% и более  от массы нетто) и качества  дорогостоящих продуктов питания.  Эти потери находятся в прямой  зависимости от продолжительности  перевозок. Требуется выполнение  ускоренных перевозок для скоропортящихся  грузов;

- высокая стоимость и  дефицит скоропортящихся грузов. Стоимость этих грузов в 7-8 раз превышает среднюю стоимость  грузов, перевозимых по железной  дороге;

- сезонность перевозок,  вызванная особенностью заготовок  и производства продуктов питания;

- необходимость создания  при выполнении погрузочно-разгрузочных  работ особых условий, связанных  с сокращением воздействия неблагоприятных  факторов на скоропортящиеся  грузы (воздействие внешней среды,  механических повреждений), для чего  строятся специальные платформы,  используются нетрадиционные средства  механизации.

Все эти особенности приводят к необходимости своеобразного  подхода к решению технических, технологических, экономических и  управленческих вопросов эксплуатации железнодорожного транспорта.

К скоропортящимся грузам относятся продукты, которые при  перевозке и хранении требуют  защиты от воздействия на них высоких  или низких температур наружного  воздуха, ухода или особого обслуживания в пути следования. По железным дорогам перевозят следующие скоропортящиеся грузы: мясопродукты, рыбопродукты, плодоовощи свежие и картофель, масло животное и пищевые жиры, молочные продукты, консервы, фрукты, фруктовые соки, пиво, минеральные воды и др. Скоропортящиеся грузы перевозятся в изотермических вагонах (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы, цистерны-термосы, изотермические вагоны-цистерны), крытых вагонах, универсальных и рефрижераторных контейнерах.

По железным дорогам скоропортящиеся  грузы перевозятся в следующих  видах транспортной тары: деревянных, дощатых, картонных и полимерных ящиках, ящиках-лотках, бочках, мешках, сетках, бидонах, флягах, специализированных стоечных поддонах. Указанная тара должна быть исправной, прочной, чистой без следов течи, обеспечивать возможность погрузки, выгрузки и штабелирования груза механическим способом.

Основной задачей хранения и перевозки скоропортящихся  грузов является обеспечение сохранности  груза, что достигается соблюдением  условий, при которых продукты не подвергались бы вредному воздействию  физико-химических и биологических  факторов. На сохранность скоропортящихся  грузов оказывают большое влияние  следующие факторы:

- качество, состояние и  подготовка продукта к хранению  или перевозке, его тара и  упаковка;

- температура, влажность,  циркуляция и вентиляция воздуха  помещения, где хранится или  перевозится продукт, а также  чистота воздуха в камерах  и вагонах;

- санитарное состояние  камер и вагонов, способы размещения  в них продуктов и длительность  перевозки.

Скоропортящиеся грузы перевозят  по плану, разрабатываемому с учетом удовлетворения потребностей в перевозках продуктов питания, эффективного использования  технических средств. Перевозки  планируют по следующей номенклатуре:

1.  Овощи свежие;

2.  Фрукты и ягоды;

3.  Масло животное;

4.  Консервы;

5.  Пиво, минеральные воды;

6.  Мясо охлажденное и мороженое.

7.  Яйца

Основными условиями правильной организации перевозок скоропортящихся  грузов, обеспечивающими доставку их в пункты назначения в установленные  сроки и в полной сохранности, являются:

- подготовка груза к  перевозке отправителем полностью  в соответствии с ППГ;

- предъявления к перевозке  только доброкачественных грузов  в стандартной таре и упаковке;

- выбор, подготовка и  подача под погрузку исправных  вагонов;

- погрузка и укладка  груза в вагоне в соответствии  с ППГ;

- отгрузка скоропортящихся  грузов маршрутами и укрупненными  группами вагонов;

- ускоренное продвижение  поездов и надлежащее обслуживание  вагонов в пути.

При выборе способа перевозки  скоропортящегося груза грузоотправитель должен учитывать продолжительность  его перевозки, а также наиболее неблагоприятный для обеспечения  сохранности качества груза период года в разных климатических зонах  нахождения железных дорог следования. Еще одной особенностью перевозок  скоропортящихся грузов является резко  выраженный сезонный характер предъявления их к перевозке.

Сложная технология перевозочного  процесса, содержания технической базы определяют высокую себестоимость  перевозок скоропортящихся грузов. Трудность компенсации убыточных  перевозок со стороны железных дорог  приписки подвижного состава вызвали  необходимость выделения железнодорожного хладотранспорта в самостоятельное  государственное унитарное предприятие  «Рефсервис».

В данном курсовом проекте  необходимо организовать перевозку  скоропортящихся грузов, а именно выбрать способы их перевозки, рассчитать потребное количество подвижного состава, произвести теплотехнический расчет рефрижераторного подвижного состава, определить пункты экипировки РПС и осветить вопросы  обслуживания и эксплуатации РПС.

  1. Температурный режим перевозки  и сроки хранения СПГ:

продукты срок хранения 

температура хранения,

Мясо охлажденное 10-20 суток +1…-1

Мясо мороженое (Говядина) 5-12 месяцев -9…-18

Масло животное несоленое 7-9 месяцев -9…-18

Яйца 8-10 месяцев -0,5…-1,5

овощи свежие:

морковь

2-4 месяца 0

свекла 3-6 месяцев 0

капуста 3-5 месяцев -1…0

лук-репа 4-8 месяцев -2

помидоры до 15 суток +1,5

огурцы 5-15 суток +8…+10

картофель 4-8 месяцев +3

фрукты и ягоды:

яблоки

4-8 месяцев -2…+3

черешня и вишня 5-10 суток -0,5

груши 3-5 месяцев -1…0

абрикосы и слива 10-30 суток -0,5…0

персики 15-30 суток -1…+1

ягоды 3-7 суток -0,5…0

виноград 1-6 месяцев -1…0

мандарины 2-4 месяца +3

апельсины и лимоны, ананасы 2-6 месяцев +4

бананы 10-20 суток +12

гранаты 2-3 месяца +2

арбузы 1-2 месяца +3

дыни 2-3 месяца 0…+1

Пиво 1-5 месяцев +8…+12

Минеральные воды 4-8 месяцев +5…+15

Консервы мясные 9-12 месяцев 0…+10

Перевозка мяса

Погрузка в вагоны мяса и мясопродуктов разрешается  после осмотра их специалистами  органа Госнадзора. Туши крупного рогатого скота и прочих крупных животных должны быть разделаны на продольные полутуши или четвертины; туши свиней – на продольные полутуши или целые  туши без голов; баранина и мясо прочих мелких домашних животных предъявляются  к перевозке целыми тушами без  голов. На тушах, полутушах и четвертинах  не должно быть остатков внутренних органов, сгустков крови, загрязнений, а также  льда и снега. Туши, полутуши и четвертины не должны иметь повреждений поверхности, выхватов подкожного жира, кровоподтеков и побитостей. У замороженного мяса, выпускаемого для реализации, допускается наличие зачисток, выхватов подкожного жира на площади, не превышающей 15% поверхности. Температура мяса говядины, баранины и козлятины в толще мышц у костей не должна превышать при погрузке в рефрижераторные вагоны и в рефрижераторные контейнеры минус 8°С, а мяса свинины – не выше минус 10°С.

Замороженные мясные блоки  должны быть завернуты в пергамент, подпергамент, целлофан или другие полимерные пленки, упакованы в ящики из гофрированного картона или специализированных изотермические картонные контейнеры, размещенные на стоечных или плоских поддонах.

Охлажденное мясо принимается  к перевозке с послеубойным сроком хранения не более 4 суток. При погрузке оно должно иметь температуру  в толще мышц у костей  от 0 до +4°С, сухую поверхность и корочку подсыхания без следов плесени, ослизнения и увлажнения.

Подмороженное мясо при погрузке в рефрижераторный вагон должно иметь температуру минус 3..5°С на глубине 1 см от поверхности. Подмороженное мясо должно быть упругим и не прогибаться при поднятии.

Замороженное мясо, перевозимое  без упаковки, укладывается в изотермические вагоны плотным штабелем с предварительной  застилкой напольных решеток  и стен на высоту погрузки бумагой. Между решетками и стенами  оставляют щели для циркуляции наружного  воздуха. Мясо охлажденное и остывшее перевозится в РПС в подвешенном состоянии на балках с крючьями так, чтобы туши, полутуши и четвертины не соприкасались между собой, с полом и со стенами вагона, правые половины полутуш и четвертин находились в одной стороне от двери, а левые в другой.

Перевозка овощей свежих, фруктов  и ягод:

Овощи свежие, фрукты и ягоды  предъявляются к перевозке свежими, чистыми, без механических повреждений  и без повреждения вредителями, однородными по степени зрелости в каждой повагонной партии, упакованными в соответствующую для каждого вида плодов и овощей тару, если перевозка их без тары не предусмотрена стандартами или техническими условиями. Перевозка плодоовощей в изотермических вагонах допускается только в таре, в которую они укладываются плотно, в уровень с краями тары так, чтобы они не бились, не терлись, не мялись. При перевозке без тары овощи грузят в вагон навалом. Цитрусовые плоды и кукурузные початки перевозят только в рефрижераторных секциях. Бананы должны предъявляться к перевозке жесткими. В удостоверении о качестве грузоотправитель обязан дополнительно указать точное наименование сортов, дату сбора и упаковки, а также приложить к накладной карантинный сертификат, выданный органами Министерства сельского хозяйства.

Способ перевозки масла  животного:

Масло сливочное (монолитом  или расфасованное) принимается  к перевозке упакованными в ящики. Ящики при перевозке монолитом должны быть выстланы пергаментом или полимерной пленкой. Дощатые ящики забиваются и по торцам скрепляются стальной лентой или проволокой.

Масло топленое перевозится  упакованным в деревянные бочки с вкладышами из полимерной пленки или в стеклянные или жестяные банки, уложенные в ящики. Внутренняя поверхность бочек без вкладыша должна быть покрыта казеиновой эмалью или др.

Масло сливочное должно иметь  чистый, характерный для данного  вида масла вкус и запах, однородную и плотную консистенцию, цвет от белого до желтого однородный по всей массе, поверхность на разрезе слабо  блестящую и сухую или с  наличием однородных мельчайших капелек  влаги.

Топленое масло должно иметь мягкую зернистую консистенцию.

Масло сливочное и топленое при предъявлении к перевозке  должно иметь температуру не выше минус 60С. Масло сливочное перевозится  в изотермических вагонах. Перевозка  масла топленого в зимний период и в переходный при температуре  наружного воздуха ниже минус 60С  допускается в крытых вагонах.

Перевозка пива, мин. Воды, вина:

Вода минеральная, пиво расфасованное в полимерные бутылки (ПЭТ-бутылки) и жестяные банки могут быть сформированы в обтянутый термоусадочной пленкой блок с последующим формированием в транспортные пакеты. Высота транспортных пакетов из полимерных бутылок не должна превышать 180 см, а из жестяных банок – 110 см. Между горизонтальными рядами блоков в транспортном пакете прокладывается картон. Пиво перевозят в бочках или в бутылках, упакованных в ящики. Перевозка мин. воды в бутылках допускается как в ящиках, так и без них, но с перекладкой бутылок сеном, соломой или бумагой в крытых или изотермических вагонах.

Способ перевозки консервов:

В общем объеме перевозок  скоропортящихся грузов консервная продукция составляет около 20 %. Рыбные и мясные консервы перевозят равномерно в течение года. Перевозка плодоовощных консервов имеет ярко выраженную сезонность. В зависимости от времени  года консервы перевозят в изотермических вагонах без утепления, с утеплением, с отоплением.

Консервированная продукция  в металлической и стеклянной упаковке перевозится в ящиках, а  неупакованная – в бочках с  полиэтиленовыми вкладышами. Банки  и бочки с продукцией должны быть плотно укупорены, и не давать течи. Стеклянные банки ставятся в ящики, имеющие поперечные и продольные перегородки, образующие клетки. Горизонтальные ряды металлических банок в ящиках должны быть переложены картонными или плотными бумажными прокладками. Допускается перевозка консервированной продукции в жестяных банках в виде блоков, обтянутых термоусадочной пленкой. Блоки перевозятся только объединенными в пакеты на поддонах с обвязкой пакета термоусадочной пленкой.

Стерилизованные соки овощные, фруктовые и нектары в стеклянной, жестяной упаковке, а также в пакетах  ТБА перевозятся в изотермических и крытых вагонах.

Способ перевозки яиц

Яйца перевозят упакованными в деревянные ящики с прокладкой между рядами сухой стружки, тисненного или гофрированного картона. Мороженые яичные продукты предъявляют к перевозке с температурой не выше –6оС, упакованными в герметически запаянные банки, уложенные в плотные деревянные ящики.

2  Правила и условия перевозки скоропортящихся грузов железным транспортом

 Предъявляемые к перевозке  скоропортящиеся грузы должны  соответствовать требованиям, установленным  нормативными документами (стандарты,  технические условия и иные  документы, содержащие требования  к качеству груза и упаковки).

Если заданные грузоотправителем  температурный режим или какие-либо другие условия перевозки не могут  быть обеспечены имеющимися транспортными  средствами, то железная дорога имеет  право не принять такой груз к  перевозке.

Информация о работе Особенности перевозки скоропортящихся продуктов и хлебобулочных изделий