Особенности перевозки скоропортящихся продуктов и хлебобулочных изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:23, реферат

Краткое описание

Железнодорожный хладотранспорт является неотъемлемой частью железнодорожного транспорта. Выделение эксплуатации хладотранспорта в отдельную дисциплину вызвано рядом особенностей:
- необходимость обеспечения при перевозках скоропортящихся грузов условий, эквивалентных условиям хранения продовольственных товаров на стационарных холодильниках и складах;

Вложенные файлы: 1 файл

отп1.docx

— 43.86 Кб (Скачать файл)

При выборе способа перевозки  скоропортящегося груза грузоотправитель должен учитывать продолжительность  перевозки, а также наиболее неблагоприятный  для обеспечения сохранности  качества груза период года в разных климатических зонах нахождения железных дорог следования.

В случаях, когда в соответствии с настоящими Правилами способ перевозки  устанавливает грузоотправитель, он обязан сделать об этом отметку в  транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) в графе «Особые  заявления и отметки отправителя».

Скоропортящиеся грузы перевозятся  по железным дорогам в следующих  видах транспортной тары: деревянных, дощатых, картонных и полимерных ящиках, ящиках-лотках, бочках, мешках, сетках, бидонах, флягах, специализированных стоечных поддонах. Плодоовощи в ящиках в вагоне размещаются одним из следующих способов.

При шахматной укладке  ящики в нечетных ярусах размещают  вдоль вагона с просветами между  ящиками 4-5 см, на расстоянии 7-8 см от одной  продольной стены вагона и 2-3 см - от другой. Ящики четных ярусов размещаются  в таком же порядке, но с перекрытием  интервалов нижерасположенных нечетных ярусов внахлест на рядом расположенные  ящики не менее чем на 2-3 см. Свешивание крайних ящиков допускается не более чем на одну треть их ширины.

При вертикальной укладке  дощатые ящики размещаются по длине вагона плотно один к другому  и к торцевым стенам вагона, а  по ширине - с просветами 4-5 см между  ящиками, а также штабелем груза  и продольными стенами. Через  каждые два яруса на головки ящиков накладываются рейки толщиной 2-3 см, концы которых должны упираться  в продольные стены вагона. В двух верхних ярусах ящики обязательно  устанавливаются на рейки. Ящики  следующих ярусов точно укладываются на ящики нижнего ряда.

При перекрестной укладке  ящики размещаются в первом ярусе  вдоль вагона, во втором ярусе - поперек  вагона и т. д. с просветами между  рядами ящиков 4-5 см.

При правильном размещении ящики  перекрываются между собой. Между  ящиками нечетных ярусов образуются прямые каналы вдоль вагона, а между  ящиками четных ярусов - каналы поперек  вагона.

При длине ящиков, некратной  ширине вагона, остающееся свободное  пространство менее длины одного ящика равномерно распределяется между  ящиками.

Ящики-лотки и картонные  ящики в вагонах устанавливаются  плотным штабелем без применения реек. При этом ящики-лотки размещаются  длиной вдоль вагона плотно один к  другому и к продольным стенам так, чтобы все стойки (головки) нижних ящиков-лотков точно входили в  имеющиеся для них пазы верхних  ящиков.

Стойки смежных ящиков-лотков верхнего яруса увязывают между  собой проволокой или шпагатом.

Если у продольной стены  вагона будет оставаться промежуток, кратный длине ящика-лотка, то в  этот промежуток ящик-лоток устанавливается  по его длине поперек вагона. Если этот промежуток будет недостаточным  для размещения ящика-лотка, то оставляется  свободное пространство поочередно, то у одной, то у другой продольной стены вагона. При этом для возможности  увязки четырех стоек смежных  ящиков-лотков смещение лучше производить  через два ряда.

Указанная тара должна быть исправной, прочной, чистой, без следов течи, обеспечивать возможность погрузки, выгрузки и штабелирования груза механизированным способом.

По просьбе железной дороги грузоотправитель для проверки состояния  груза или тары предъявляет принятые в установленном порядке нормативные  документы (ГОСТ, ОСТ, ТУ). При несоответствии груза и тары нормативным документам или непредъявлении этих документов железная дорога вправе отказать грузоотправителю в перевозке.

Железные дороги имеют  право выборочно проверить качество предъявляемых к перевозке скоропортящихся  грузов, состояние тары и соответствие их нормативным документам.

Проверка производится в  процессе предъявления груза к перевозке. Температура грузов измеряется в  момент погрузки в вагон. Вскрытие отдельных  мест с грузом и последующая упаковка груза после проверки, а также опломбирование вагона, контейнера осуществляются грузоотправителем.

Качество груза в целой  герметической упаковке (банки, бутылки, бочки) при предъявлении к перевозке  и выдаче не проверяется.

При предъявлении скоропортящихся  грузов, в том числе экспортно-импортных, к перевозке вместе с перевозочными  документами грузоотправитель представляет железнодорожной станции (далее - станция) отправления документ о качестве груза (удостоверение, сертификат качества). На оборотной стороне накладной  в графе "Особые заявления и  отметки отправителя" грузоотправитель указывает наименование, номер и  дату выдачи прилагаемого документа  о качестве и срок транспортабельности груза.

При перевозке плодоовощей грузоотправителем дополнительно прикладывается документ о содержании токсикантов в продукции растениеводства и соблюдении регламентов применения пестицидов.

При перевозке продуктов  и пищевого сырья животного происхождения  грузоотправителем дополнительно  прикладывается ветеринарное свидетельство  или ветеринарный сертификат.

При отгрузке плодоовощей, растений живых, семенного и посадочного материала из зон, объявленных под карантином, а также при экспортно-импортных перевозках таких грузов грузоотправителем дополнительно прикладывается фитосанитарный (карантинный) сертификат.

На расфасованные минеральные  воды, виноградные и плодово-ягодные  вина предъявление документов о качестве не требуется.

Скоропортящиеся грузы не принимаются к перевозке, если срок транспортабельности, указанный в  накладной, менее срока доставки, установленного в соответствии с  правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.

Железная дорога должна предоставить под погрузку скоропортящихся грузов исправные вагоны, контейнеры, а  при необходимости – вагоны, удовлетворяющие  ветеринарно-санитарным требованиям.

Соответствие вагонов, контейнеров  ветеринарно-санитарным требованиям  при перевозке скоропортящихся  грузов определяется грузоотправителем.

Железная дорога при выдаче скоропортящегося груза на станции  назначения проверяет его состояние, массу и количество мест в случаях прибытия груза с нарушением срока его доставки, несоблюдения температурного режима при перевозке в рефрижераторных вагонах.

При составлении коммерческого  акта на порчу скоропортящихся грузов, перевозимых в рефрижераторных  вагонах c поддержанием температурного режима, к этому акту прикладывается выписка из рабочего журнала о  температурном режиме в пути следования, заверенная подписью руководителя обслуживающей  бригады.

По заявке грузоотправителя для перевозки повагонными отправками скоропортящихся грузов с печным отоплением железная дорога предоставляет крытые вагоны. Печи и печное оборудование предоставляются и устанавливаются грузоотправителем за свой счет.

Перевозка скоропортящихся  грузов с проводником осуществляется в соответствии с правилами перевозок  грузов в сопровождении на железнодорожном  транспорте. Железная дорога может  предоставить грузоотправителю по его  заявке отдельный вагон для проезда  проводников с оплатой согласно тарифному руководству.

В отдельных случаях на договорных условиях и с разрешения МПС России проводник может следовать  в служебном вагоне рефрижераторных  секций.

После выгрузки скоропортящихся  грузов грузополучатель должен тщательно  очистить вагоны, контейнеры, а пол  и стены изотермических вагонов, контейнеров при необходимости  протереть.

Промывка и в необходимых  случаях дезинфекция вагонов  после перевозки скоропортящихся  грузов, сырых продуктов животного  происхождения, животных проводится железной дорогой за счет грузополучателя. Эта работа производится согласно требованиям инструкции по ветеринарно-санитарной обработке вагонов.

Обеззараживание подкарантинных грузов, вагонов, контейнеров производится органами Госинспекции по карантину растений.

На вагоны, прошедшие ветеринарно-санитарную обработку, в установленном порядке  выдается соответствующий документ.

Требования к размещению и креплению скоропортящихся  грузов

Грузоотправитель при  погрузке скоропортящихся грузов должен размещать и укладывать их в вагоне без загрязнения мест, повреждения  тары и внутреннего оборудования вагона.

При наличии на стенах вагона вертикальных брусков или гофр скоропортящиеся  грузы укладывают вплотную к ним, а при отсутствии брусков и  гофр - на расстоянии 4-5 см от торцевых и продольных стен.

Скоропортящиеся грузы в  ящиках, высота погрузки которых в  ППГ не указана, укладывают до такой  высоты, чтобы масса загруженного груза не превышала трафаретной  грузоподъемности вагона. Между верхом штабеля груза и потолком вагона, не имеющего оборудования, должен оставаться промежуток не менее 70 см. При наличии  в вагоне воздуховодов и балок  с крючьями расстояние между ними и грузом должно быть  не менее 40 см.

Размещение мест с такими грузами в междверном пространстве при необходимости допускается вдоль, поперек или по диагонали вагона с установкой в дверных проемах на высоте двух верхних ярусов штабеля досок, предупреждающих навал груза на двери, а также с учетом обеспечения устойчивости всего штабеля.

Грузоотправитель должен иметь оборудование, материалы и  иные приспособления, необходимые для  погрузки, крепления и перевозки  скоропортящихся грузов.

Установка таких приспособлений при погрузке и снятие их при выгрузке производится соответственно грузоотправителем  и грузополучателем.

Все приспособления, принадлежащие  грузоотправителю, выдаются на станции  назначения грузополучателю вместе с грузом.

Междверное пространство крытых вагонов при перевозке в них овощей, картофеля и бахчевых культур навалом должно быть ограждено грузоотправителем овощными щитами.

Вода минеральная, напитки  безалкогольные и слабоалкогольные, в том числе газированные, пиво расфасованное в полимерные бутылки (ПЭТ-бутылки) и жестяные банки могут быть сформированы в обтянутый термоусадочной пленкой блок.

Требования предъявляемые к свежим фруктам и овощам.

Плодоовощи предъявляются к перевозке свежими, чистыми, без механических повреждений и повреждений вредителями и болезнями, без излишней внешней влажности, а также однородными по степени зрелости в каждой повагонной партии.

Содержание в плодах токсичных  элементов, пестицидов и нитратов не должно превышать допустимые уровни, установленные медико-биологическими требованиями и е  санитарными  нормами качества продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Плодоовощи должны быть упакованы в соответствующую для каждого вида тару, если перевозка их без тары не предусмотрена стандартами или техническими условиями:

картофель поздний — в  ящики, ящичные поддоны, тканевые и  сетчатые мешки, а картофель ранний — в жесткую тару;

свекла и морковь столовые — в ящики, мешки тканевые и  ящичные поддоны;

лук репчатый — в ящики  дощатые, сетчатые и тканевые мешки;

чеснок — в ящики;

огурцы, баклажаны, кабачки, капуста цветная — в ящики  дощатые;

капуста белокочанная раннеспелая  — в ящики дощатые, а среднеспелая, среднепоздняя и позднеспелая —  в ящики дощатые и ящичные  поддоны;

дыня мелкоплодная — в  ящики дощатые, а дыня крупноплодная  и тыква продовольственная —  в специализированных контейнеры и клетки;

арбузы продовольственные  — в ящичные поддоны;

томаты — в ящики  дощатые и ящики-лотки;

перец сладкий — в дощатые  ящики;

яблоки, груши, айва — в  ящики дощатые, а яблоки поздних  сроков созревания, кроме того,—  в ящитси из гофрированного картона;

гранаты свежие и хурма  — в ящики дощатые;

виноград, абрикосы, персики, алыча, слива, вишня и черешня  — в ящики дощатые и ящики-лотки;

смородина и крыжовник  — в ящики-лотки;

земляника — в ящики-лотки  и кузовки с укладкой в обрешетку;

цитрусовые плоды (апельсины, мандарины, лимоны, грейпфруты) — в  ящики дощатые и картонные.

Плодоовощи укладываются в закрытую тару плотно вровень с краями тары так, чтобы они не бились, не терлись и не мялись. В каждый ящик укладываются плоды одной помологической или ботанической группы и одной размерной категории.

В период массовых заготовок  по согласованию с грузоотправителем  и грузополучателем допускается  перевозка навалом в крытых вагонах  позднего картофеля, свеклы столовой, арбузов поздних, тыквы продовольственной, белокочанной капусты среднепоздних  и позднеспелых сортов, а также  картофеля, предназначенного для производства спирта, крахмала и патоки. Картофель  для длительного хранения перевозится  только в таре. Плодоовощи в рефрижераторных вагонах перевозятся только в таре.

Бананы должны предъявляться  к перевозке жесткими, с кожурой  и плодоножкой зеленого цвета, с  достаточно развитыми плодами, с  типичной для вида формой и размерами.

Бананы, предварительно уложенные  в мешки из полимерной пленки с  плотной увязкой горловины мешка, должны быть упакованы в картонные  коробки.

Бананы перевозятся только в рефрижераторных секциях или  АРВ-Э. Во время перевозки вентилируются  при положительной температуре  наружного воздуха два раза в  сутки, при отрицательной температуре  — один раз в сутки включением вентиляторов на 15-20 минут.

При отрицательной температуре  наружного воздуха погрузка бананов  со склада в рефрижераторные вагоны осуществляется только через отапливаемые тамбуры.

Информация о работе Особенности перевозки скоропортящихся продуктов и хлебобулочных изделий