Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:31, курсовая работа
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
- изучить материалы литературных источников по теме работы;
- дать понятие об экспертизе и классификацию;
- описать факторы факторы влияющие на формирование ассортимента и качества керамических изделий;
- охарактеризовать требования к качеству бытовых керамических изделий;
- рассмотреть классификация ассортимента керамических изделий;
- проанализировать тенденции в развитии ассортимента керамических изделий;
Введение………………………………………………………………….2
Раздел 1. Теоретические предпосылки экспертизы керамических изделий………………………………………………………………………….4
1.1. Понятия об экспертизе, классификация товарных экспертиз…………………………………………………………………4
1.2. Факторы влияющие на формирование ассортимента и качества керамических изделий……………………………………….26
1.3. Требования к качеству бытовых керамических изделий………………………………………………………………….29
Раздел 2. Анализ товарного предложения на рынке керамических изделий бытового назначения………………………………………………..32
2.1. Классификация ассортимента керамических изделий…………………………………………………………………………32
2.2. Структура товарного предложения и спроса на рынке керамических изделий………………………………………………………..35
2.3. Тенденции в развитии ассортимента керамических изделий………………………………………………………………………...37
Раздел 3. Особенности проведения экспертизы керамических изделий бытового назначения и анализ его результатов……………………………35
3.1. Ключевые этапы проведения экспертизы качества керамических изделий………………………………………………………………………..35
3.2. Характеристика общих методов и частной методики экспертизы качества………………………………………………………………………..40
3.3. Анализ результатов экспертизы……………………………..
Выводы и предложения………………………………………………..43
Список использованной литературы
По размерам фарфоро-фаянсовые изделия подразделяют следующим образом: мелкие диаметром или длиной до 175 мм, вместимостью до 250 см3 включительно; средние диаметром или длиной от 175 до 250 мм, вместимостью от 250 до 600 см3 включительно; Крупные диаметром или длиной от 250 мм и более, вместимостью 600 см3 и более.
По видам разделок различают посуду, украшенную печатью, трафаретом, деколью, живописью и др. Разделки фарфоро фаянсовой посуды и соответственно изделия подразделяют на групповые и вне групповые. Групповые разделки фарфоровых изделий по сложности делят на 10 групп--с 1-й по 10-ю, фаянсовых - на 7 групп с 1-й по 7-ю. Разделки посуды из керамики других типов на группы не подразделяют. Фасоны и рисунки вне групповых изделий отличаются своеобразием. Вне групповые изделия относятся к высоко художественным; в прейскуранте дается индивидуальное описание их [12].
По комплектности различают посуду штучную (одиночную), парную (чашку с блюдцем) и комплектную в виде приборов, наборов, подарочных и иных комплектов, сервизов и гарнитуров. Больше всего предметов входит в гарнитуры, которые представляют собой совокупность сервизов, наборов или комплектов, объединенных единым стилевым решением. Столовые, чайные, кофейные сервизы содержат обязательные виды посуды для конкретного числа человек. Наборы - это совокупность одного вида посуды, например наборы тарелок разного размера. Комплекты - несколько видов посуды одного назначения, например подарочный комплект из чашки с блюдцем и тарелки. Приборы представляют собой набор или комплект для индивидуального пользования [11].
Художественно-декоративные изделия изготовляют из керамики всех типов. Это могут быть уникальные (авторские), мало серийные и массовые изделия. Их подразделяют на декоративные - скульптура (бюсты, фигуры людей, животные, птицы), настенные тарелки, блюда и барельефы, декоративные вазы и художественные изделия утилитарного характера - вазы для цветов, графины и приборы для вина и ликера, бокалы, пудреницы, пепельницы и т. п. Номенклатура, форма, декор художественных изделий специфичны для каждого завода изготовителя.
Качество керамических
изделий нормируется
В нормативно-технической документации регламентируется ряд физико-технических показателей и конструктивных особенностей, обусловливающих потребительские свойства изделий, габаритные размеры, вместимость посуды, толщина черепка, механическая прочность, водопоглощение, белизна и просвечиваемость (для фарфора) и др.
Посуда должна быть прочной. Тарелки и блюдца из твердого фарфора не должны разрушаться при хранении в течение 5 дней. Приставные детали (ручки, носики) должны выдерживать нагрузку, которая вдвое превышает массу воды, заполняющую изделие [13].
1.3. Требования к качеству бытовых керамических изделий.
Требования к качеству рассматриваются на примере изделий из фарфора и фаянса. Основные стандарты, регламентирующие качество керамических бытовых товаров, следующие.
Действующие стандарты предъявляет к фарфоровым изделиям ряд требований, основными из которых являются требования безопасности. К показателям безопасности относят: возможное выделение свинца и кадмия и кислотостойкость черепка. Именно по этим показателям проводится обязательная сертификация [17].
ГОСТ 28390-89 нормирует требования к физико-химическим и эксплуатационным показателям (белизна; просвечиваемость; термостойкость; механическая прочность; водопоглощение; устойчивость на горизонтальной поверхности; соответствие форме). У изделий, предназначенных для выливания жидкости, конструкция не должна допускать разбрызгиваний и подтеканий; крышки изделий не должны падать до полного выливания жидкости из них.
Дефекты внешнего вида подразделяются на дефекты черепка, глазури и дефекты декорирования.
К дефектам черепка и глазури относят:
- деформацию — искажение формы и размера изделия;
- цек — мельчайшая сетка трещин на глазурном слое;
- осевое смещение деталей;
- подрыв приставных деталей;
- трещины (заглазурованные и не заглазурованные);
- потеки глазури;
- наколы — точечные углубления на поверхности глазури;
- плешины — участки на поверхности изделий, не покрытые глазурью;
- засорки — инородные включения (подглазурные и над-глазурные; царапающие);
- мушки и выплавки — темно-серые или темно-коричневые точки или пятна (образуются примесями соединений железа);
- задувки — участки серо-коричнев ого цвета (от прямого воздействия пламени и золы);
- пузыри и прыщи (вызваны запоздалым выделение газов);
- выбоины, щербины, сколы;
- следы от снятия засорки.
Группа дефектов декорирования включает такие виды:
- сборку деколи;
- разрыв красок;
- недожог и пережог красок и деколи;
- отслоения краски и деколи;
- царапины на рисунке;
- помарки золотом или краской;
- вскипание краски.
Дефекты данной группы обычно допустимы при условии, что они не портят товарного вида изделия.
Изделия из фаянса могут иметь следующие специфические дефекты:
- сухость глазури — шероховатая, матовая поверхность отдельных участков изделия;
- летелый край — отсутствие глазури на небольших участках изделия, характеризуемые резкими не оплавленными границами отскока глазури;
- следы от кассет, полозков, крестиков — наблюдаются данные дефекты на ребрах или оборотной стороне изделий.
В соответствии с действующими стандартами керамическая посуда подразделяется на два сорта — 1-й и 2-й [7].
РАЗДЕЛ 2. Анализ товарного предложения на рынке керамических изделий бытового назначения.
2.1. Классификация ассортимента керамических изделий.
Ассортимент керамических
товаров формируется под
Ассортимент изделий тонкой керамики классифицируют по типу керамики, назначению, виду изделий, фасонам, размерам, видам и сложности декорирования, комплектности [11].
По типу керамики различают фарфоровые, тонко каменные, полуфарфоровые, фаянсовые м майоликовые изделия. Фарфоровые изделия составляют 60-65% общего производства тонкой керамики, фаянсовые –32, майоликовые 2%.
По назначению выделяют посуду для предприятий общественного питания и изделия бытового назначения. Посуда для предприятий общественного питания специализируется по типам предприятий (рестораны, кафе, детские сады и т. п.); она должна быть строго функциональной, удобной в складировании, мойке.
Изделия бытового назначения подразделяют на посуду (чайную, кофейную, столовую, кухонную) и художественно – декоративные изделия (скульптура, вазы для цветов и декоративные настенные украшения и др.) Среди посуды различают также изделия повседневного и праздничного характера. Соотношение изделий различного назначения в ассортименте определяется типом керамики [13].
Виды (наименования) посуды различны. Названия изделий обычно связаны с их назначением (чайник, сахарница и т. п.).
Фасон изделий определяется формой корпуса (шар, овал, конус и т. п.), конструкцией (на ножке, поддоне, с ручками, крышкой), характером поверхности (гладкая, с рельефным рисунком) и края изделия (ровный, вырезной), видом борта (сплошной, ажурный). В соответствии с формой корпуса и отношением высоты (h) к диаметру (d) посуду подразделяют на 0,5. Фасонам присваивают> 0,5 или полную h/d £плоскую h/d индивидуальные названия («Нарцисс», «Горнятко» и др.) или номера.
По размерам фарфоровую посуду подразделяют на мелкую – диаметром или длиной до 175 мм, вместимостью до 0,25 л., среднюю диаметром или длиной дл 250 мм и вместимостью до 0,6 л. и крупную диаметром диаметром или длиной от 250 мм и вместимостью 0,6 л. и более. По толщине черепка посуду из твердого фарфора разделяют на посуду с обычным, утолщенным черепком и тонкостенную [16].
По видам разделок различают посуду, украшенную деколью, печатью, живописью и др [6].
Разделки и соответственно изделия подразделяют на групповые и вне групповые. Сложность и номер группы разделки зависят от ее вида, используемых красок (подглазурные, надглазурные, золото и т. д.), композиции рисунка (сплошной, букетом и т. д.). Групповые разделки фарфоровых изделий делят на десять групп - с 1-й по 10-ю, фаянсовых на семь групп – с 1-й по 7-ю [14].
Разделки посуды из керамики других типов на группы не подразделяют.
Вне групповые изделия относят к высокохудожественным, их фасоны и разделки отличаются высокой сложностью и оригинальностью. В прейскуранте они имеют индивидуальные описания.
Перспективными направлениями в декоре фарфоровых изделий являются использование цветных масс, комбинированных и золотосодержащих деколей, люстров. В декоре наряду с традиционными цветочными применяют пейзажные, охотничьи и другие сюжеты.
2.2. Структура товарного предложения и спроса на рынке керамических изделий.
Емкость украинского рынка керамической посуды можно оценить достаточно условно, поскольку он является одной из составляющих рынка товаров для дома. На посуду приходится порядка трети от объемов рынка всех товаров для дома. Если объем рынка товаров для дома ежегодно составляет 1,6 - 1,8 млрд. долларов США, то на рынок посуды приходится 550 - 600 млн. долларов США [1].
Доля керамической и фарфоровой посуды составляет более 72% в общем объеме производства посуды в Украине. В последнее время на рынке наблюдается незначительное снижение объемов отечественного производства керамической посуды в натуральном выражении (более 2%), наряду с незначительным увеличением общей стоимости произведенных изделий (более 14%). Увеличение стоимости конечной продукции связывают с ростом цен на сырье, темпы которого в среднем составляют около 30% в год [3].
В Украине с 2004 года и по настоящее время наблюдается
последовательный спад объемов отечественного
производства фарфоровой посуды. Всего
в Украине в 2010 году было произведено 142466
тыс. шт. фарфорофаянсовой посуды, в 2011
году - уже 122523 тыс. шт.
Увеличение
стоимости конечной продукции керамической
посуды для отечественных производителей
во многом связано с ростом цен на сырье
(темпы которого в последние годы составляют
25-30%). Увеличение стоимости сырья, в свою
очередь, в значительной мере вызвано
ростом цен на энергоресурсы, транспортные
перевозки, инфляцией.
На сегодняшний
день 10-12% сырьевой базы для производства
керамической посуды составляет импорт,
практически целиком обеспечиваемый Россией
[2].
Так, если на территории Украины отпускная цена на
тонну глины колеблется в пределах 10-60
долларов США (в зависимости от количества
примесей), то российская глина поставляется
по цене 30-35 долларов США за тонну. При
этом, как отмечают эксперты, глины российских
месторождений зачастую уступают по качеству
(содержанию вредных примесей, негативно
влияющих на качество керамической посуды)
глинам месторождений Украины.
Конкурентоспособность
украинских поставщиков сырья обеспечивается
также имеющимися у них льготами на железнодорожные
перевозки по территории Украины. Этот
фактор является весьма значимым, поскольку
годовые затраты на транспорт привозных
глин, потребляемых, например, производственными
предприятиями по выпуску керамической
посуды в Московской области, составляют
73,6% от общей стоимости поставляемых глин
[2].
В настоящее время в Украине керамическая посуда производится на нескольких десятках предприятий, в том числе и на таких, где изготовление посуды является побочным производством. Ассортимент керамических изделий, выпускаемых в Украине, превышает 2500 наименований.
Керамическая посуда украинского производства экспортируется более чем в двадцать зарубежных стран. Основными странами-импортерами являются, Казахстан, Узбекистан, Германия, США, Турция. Также в числе стран, куда осуществляются поставки украинской посуды, необходимо отметить Россию, Данию, Польшу, Финляндию, Швейцарию. По оценкам экспертов, стоимость экспорта украинской керамической и фарфоровой посуды составляет примерно три четверти стоимости посуды, импортируемой в нашу страну.
Таблица 1 - Рейтинг украинских производителей за 2010г.
Наименование предприятия |
Количество посуды за год |
Ед.измерения |
ООО «ТД «Фарфор Украины» г. Киев, ул. Василенко, 1 |
54161 |
Шт. |
« Канопус» г. Киев, ул. Радистов, 76 |
32191 |
Шт. |
«Ависта» г. Луганск, ул. 1-я Славянская, 29-а |
27078 |
Шт. |
«Киевский фарфор» г. Вишневый, ул. Киевская, 4 |
10147 |
Шт. |
"Украинская керамика" г. Славянск, ул. Дзержинского, 28 |
6729 |
Шт. |
2.3. Тенденции в развитии
ассортимента керамических
На стекольных заводах и «Ависта» ООО «ТД «Фарфор Украины» увеличилось производство керамических товаров бытового назначения. [14].