Оценка конкурентоспособности молока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Молоко - полноценный продукт питания. Академик И. П. Павлов сказал: «Между сортами человеческой еды в исключительном положении находится молоко... как пища, приготовленная самой природой».
Легкая усвояемость - одно из наиболее важных свойств молока как продукта питания. Более того, молоко стимулирует усвоение питательных веществ других пищевых продуктов. Ежегодно в мире пьют более 600 млн л молока, потребление которого вносит разнообразие в питание, улучшает вкус других продуктов.
Так, в 2012 г. производство молока в мире по предварительным данным составило 600 млн т, что на 1,1 % больше, чем в предыдущем году.

Вложенные файлы: 1 файл

МОЛОЧКО.docx

— 223.29 Кб (Скачать файл)

Эстетические свойства занимают особое место при оценке качества одежды как предмета личного потребления. Эстетическая потребность определяется как нужда человека в красоте  и в творчестве по законам красоты.

Вторая проблема состоит в определенном несовпадении оценки качества товара, проектируемого на этапе разработки, сформированного на этапе производства и проверенного при окончательном  контроле перед реализацией с  потребительской оценкой качества. Разрыв между реальным качеством  и требованиями к нему потребителей оказывает существенное влияние  на потребительские предпочтения, а следовательно, и на конкурентоспособность. Чем меньше этот разрыв, тем выше конкурентоспособность товаров.

Сложность заключается в том, что  потребитель при оценке качества товаров ориентируется в значительной мере не на регламентируемые нормативными документами показатели качества, а  на собственные вкусы и представления  о том, каким должен быть товар. Причем иногда представления о товаре у  многих потребителей очень поверхностные, на уровне в основном органолептических  показателей, которые не всегда достаточно полно и объективно характеризуют  полезность товара для них.

Качество тесно связано с  другим критерием конкурентоспособности - ассортиментом. Более того, целый  ряд показателей качества одновременно применяется для формирования ассортимента товаров. К числу таких показателей  относятся органолептические (внешний  вид), иногда - конструкция (внутреннее строение) одежды. Ассортиментная характеристика товара конкретного наименования и/или  товарной марки устанавливается  по функциональному назначению.

Отличительные признаки между товарами разных ассортиментных групп и наименований также определяются с помощью  показателей качества и влияют на их конкурентоспособность. Говоря об ассортименте как критерии конкурентоспособности, мы невольно говорим снова о качестве. Однако объединение этих двух основополагающих характеристик товара было бы ошибочным, поскольку именно на уровне ассортиментной характеристики зарождаются конкурентные отношения между товарами.

Повышенная значимость показателей  ассортиментной идентификации (функционального  назначения, внешнего вида и других) обусловливает большую роль ассортимента как критерия конкурентоспособности. Ассортиментная принадлежность товара имеет важнейшее значение для  принятия решения о его покупке, особенно если она не импульсивная, а заранее запланированная и  служит средством удовлетворения неотложных потребностей. Например, потребитель, которому нужны зимние сапоги, не купит  летнюю обувь, даже если ее качество и  цена привлекательны для него.

Следовательно, по степени значимости критерии конкурентоспособности - ассортимент  и качество - могут быть равнозначными, а в некоторых случаях ассортимент  может оказаться наиболее весомой  характеристикой. Однако при наличии  товаров-конкурентов одного вида потребитель  чаще всего отдаст предпочтение качеству.

Следует учесть, что в условиях конкурентной среды повышение конкурентных преимуществ требует постоянного расширения, обновления и углубления ассортимента товаров. При реализации этих направлений ассортиментной политики неизбежно возникают конкурентные отношения между товарами.

Важным критерием конкурентоспособности  является новизна модели. Современные  рыночные отношения требуют постоянного  обновления товарного предложения, поэтому весьма актуальна проблема производства и выпуска на рынок  новых и/или модифицированных товаров, что во многом способствует сбалансированности спроса и предложения. Если потребительское  качество нового товара отвечает требованиям  субъектов рынка - потребителей этого  товара, то он завоевывает прочное  место на рынке, являясь при этом условием увеличения емкости рынка  за счет вовлечения дополнительных денежных вложений из средств, находящихся у потребителей.

Еще одним условием обеспечения  конкурентоспособности товаров  является формирование имиджа товара. Имидж -это известность и репутация предприятия как надежного партнера, способного обеспечить качество товаров, а также в срок выполнять свои обязательства. Имидж предприятия переносится и на его продукцию и проявляется через торговую марку или товарный знак.

В условиях рыночных отношений обеспечению  конкурентоспособности способствует информационное обеспечение товаров: совокупность знаний о ее фактических  данных. По существу, информация приравнялась к таким важным ресурсам, как материал и энергия. Сообщения о товаре целенаправленно перемещаются от их создателя к потребителю посредством  соответствующих коммуникаций.

Важнейшим экономическим критерием  конкурентоспособности товаров  является цена. Для разных категорий  потребителей и групп товаров  конкурентоспособность обеспечивается различными видами цен: закупочными, реализационными  и потребления.

Закупочная цена определяется в  значительной мере конкурентоспособностью товаров производственного назначения и создает потребительские предпочтения для изготовителей продукции  и исполнителей услуг, в том числе  посредников. Причем привлекательность  цены устанавливается в комплексе  с основополагающими характеристиками потребительной стоимости. Так, низкая закупочная цена товара за счет пониженного  качества может оказаться неприемлемой для предприятия-изготовителя, который  выбрал направление товарной политики на улучшение качества. Зачастую гибкая система скидок, снижающих закупочную цену в зависимости от размера товарной партии, обеспечивает конкурентоспособность товара, а также массовость его продаж.

Реализационная цена влияет на конкурентоспособность  товаров непосредственного использования, а также услуг. Доступность реализационной цены создает потребительские предпочтения для индивидуальных потребителей товаров  и услуг, которые не требуют дополнительных затрат на использование по назначению.

Следует иметь в виду, что довольно часто индивидуальный потребитель  связывает цену реализации с основополагающими  характеристиками товара, особенно с  качеством. У многих потребителей высокие  цены на товар ассоциируются с  высоким качеством. Однако это не всегда правильно, так как цена реализации определяется следующими факторами: закупочной ценой, транспортными расходами, затратами  на хранение, издержками обращения, торговыми  наценками и т. п. От их размера  и будет зависеть цена. Качество реализуемого товара является лишь одним, хотя и важным, фактором, заложенным в реализационную цену, в частности  в затраты на его обеспечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ основных методов оценки конкурентоспособности питьевого молока

При оценке конкурентоспособности  товаров могут применяться дифференциальный, комплексный и смешанный методы.

Дифференциальный метод  оценки конкурентоспособности основан  на использовании единичных (технических  и экономических) параметров анализируемой  продукции и потребностей (или  образца-изделия) и их сопоставлении. При этом способе оценки можно  установить, достигнут ли анализируемой  продукцией необходимый уровень  параметров в целом, по каким параметрам он не достигнут, какие из них наиболее сильно (в ту или иную сторону) отличаются от базовых.

В целом дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой  продукции или наличие у нее  недостатков или преимуществ  по сравнению с товаром-аналогом. С его помощью трудно решать более сложные задачи, а также разрабатывать варианты оптимального изменения продукции по критерию затрат, поскольку для этого необходимо знать важность или весомость каждого параметра с точки зрения его влияния на предпочтение потребителя при выборе товара. Тем не менее, он может использоваться на всех этапах жизненного цикла продукции при сравнении ее с образцом, в том числе гипотетическим.

Комплексный метод оценки конкурентоспособности продукции  основан на применении комплекса  показателей (групповых, обобщенных, интегральных) или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции  и образца. При этом осуществляется подсчет групповых показателей  по нормативным, техническим и экономическим  параметрам и рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности  продукции относительно потребности, образца-изделия или группы образцов. Групповой показатель по нормативным  параметрам говорит о конкурентоспособности  или неконкурентоспособности исследуемого образца на рассматриваемом рынке, а групповые показатели по техническим и экономическим параметрам характеризуют степень соответствия исследуемой продукции потребности покупателя по всему набору технических параметров и соотношение полных затрат потребителя на приобретение и эксплуатацию данной продукции и товара-образца. Интегральный показатель отражает различие между сравниваемыми товарами в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по их приобретению и использованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Объекты, субъекты  и методы исследования

Объектами  исследования являются 3 образца питьевого молока реализуемые  универсамом « Перекресток ».

            1) молоко питьевое пастеризованное «Ядринмолоко»

2) масло растительное  «Слобода»

3) масло растительное  «Злато»

Объекты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Объекты исследования

Признаки

образец №1

образец №2

образец №3

1

2

3

4

Наименование

Масло подсолнечное «Золотая семечка»

Масло подсолнечное «Слобода» 

Масло подсолнечное «Злато»

Энергетическая ценность

900 ккал

899 ккал

899 ккал

Товарный знак

Юг Руси

Слобода

Злато

       

Объём, л

0,5

0,5

0,5

Пищевая ценность

жира – 99,9 г, белка – 0 г, углеводов – 0 г

жира – 99,9 г, белка – 0 г, углеводов – 0 г

жира – 99,9 г, белка – 0 г, углеводов – 0 г

1

2

3

4

Условия хранения

при t не выше 18 °С, в закрытых затемненных помещениях

при t не выше 18 °С, в закрытых затемненных помещениях

при t не выше 18 °С, в закрытых затемненных помещениях

Срок хранения

360 суток

720 суток

720 суток

Нормативные документы

ГОСТ Р 52465-2005

ГОСТ Р 52465-2005

ГОСТ Р 52465-2005


 

Методы исследования конкурентоспособности  растительного масла:

- анкетирование покупателей  магазина «Перекресток»

- оценка конкурентоспособности  5 образцов растительного масла  экспертами  Субъектом исследования  являются:

1)Эксперт №1 –Павлова Ольга  Андреевна, студент ЧКИ гр. ТЭ-91Д;

2)Эксперт №2 –Еремеева Ксения Юрьевна, студент ЧКИ гр.ТЭ-91Д;

3)Эксперт№3–Чебослаева Анна Александровна, студент ЧКИ гр.ТЭ91Д.

4)Эксперт №4-Васильева Ольга  Геннадьевна, студент ЧКИ гр.ТЭ-91Д

5)Эксперт№5-Казакова Анжелика Владимировна ,студент ЧКИ гр.ТЭ-91Д

 

 

 

 

 

3. Современный рынок питьевого молока

3.1 Основные тенденции развития рынка питьевого молока в РФ и ЧР

 

Молоко и  молочные продукты традиционно являются жизненно важным звеном в рационе  россиян. В стоимости потребительской  корзины их доля составляет 16%. При  этом Россия существенно отстает  от развитых стран в потреблении  молока и молочных продуктов. На сегодняшний  день на среднестатистического жителя нашей страны приходится примерно 230 кг этой продукции ежегодно, что  почти в два раза ниже норм, рекомендованных  специалистами по питанию. Вместе с  тем рынок демонстрирует стабильные темпы роста - 4-5% в год, его общий  объем достиг 40 миллионов тонн в  натуральном выражении.

Объем молочного  рынка России - 40 миллионов тонн. 
Молочный рынок России в настоящее время достаточно успешно и стабильно развивается. По данным Молочного союза России, объем рынка составляет почти 40 млн. тонн молока в год, при этом ежегодные темпы его роста оцениваются экспертами в 4-5%.

Несмотря на снижение поголовья  коров в России, рост производства молока продолжается с 2004 года. В 2010 году производство молока в хозяйствах всех категорий составило 32,5 млн. тонн, что на 354 тыс. тонн, или на 1,1% больше уровня 2009 года. Прирост обеспечен за счет устойчивого роста молочной продуктивности коров. В рамках Госпрограммы поставлена задача увеличить производство молока к 2012 году почти на 18% и довести его объемы до 37 млн. тонн.

На рынке молока и молочных продуктов  существует два основных типа упаковки: асептическая (для длительного срока  хранения продукции) и обычная. Объем  сегмента молока в асептической упаковке превысил 1 млн. литров.

В стоимостном выражении структура  Рынка молочной продукции выглядит следующим образом: наибольшая доля на Рынке - 32,3% в стоимостном выражении - принадлежит цельномолочной продукции, сегменты жирных сыров и масла  занимают около 15% и 11% соответственно. Доля остальных видов продукции  Рынка в стоимостном выражении составляет около 42%.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности молока