Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 15:27, курсовая работа
Трудно найти точное определение упаковки, даже если рассматривать ее в очень узком смысле. В первую очередь упаковка используется как тара, а уж потом говорится о таких ее достоинствах, как пригодность к обработке, облегчение транспортировки, внешняя привлекательность и удобство употребления. Цель данной работы – исследовать упаковочные материалы и их влияние на сохранность товара в процессе хранения. Исходя из поставленной цели, поставленные следующие задачи: - виды упаковки и их анализ; - характеристика существующих видов упаковки; - характеристика товарных знаков представленных на упаковке; - разработка этикетки для молока.
Введение 4
1. Виды упаковки и их анализ 5-11
2. Характеристика существующих видов упаковки 12-16
3. Влияние упаковки на сохранность продукции 17-20
4. Характеристика товарных знаков представленных на упаковке 21-26
5. Разработка этикетки для молока 27-28
Заключение 29
Список литературы
министерство
сельского хозяйства рф департамент
кадровой политики и
Кафедра «технологии переработки, хранения и товароведения сельскохозяйственной продукции»
Курсовая работа
На тему: «потребительская тара для молочной
продукции»
Мишин Н.Н.
Проверил: старший преподаватель кафедры Чумакова Е.Н.
Дата
Оценка
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Виды упаковки
и их анализ
2. Характеристика
существующих видов упаковки
3. Влияние упаковки
на сохранность продукции
4. Характеристика
товарных знаков
5. Разработка
этикетки для молока
Заключение
Список
литературы
Введение
Предназначение упаковки многообразно. Она выполняет защитную функцию, позволяя провозить товары на далекие расстояния в целости и сохранности. Упаковка гарантирует качество и свежесть молочного продукта.
Трудно найти точное
определение упаковки, даже если рассматривать ее в очень
узком смысле. В первую очередь упаковка
используется как тара, а уж потом говорится
о таких ее достоинствах, как пригодность
к обработке, облегчение транспортировки,
внешняя привлекательность и удобство
употребления. Цель данной работы – исследовать упаковочные
материалы и их влияние на сохранность
товара в процессе хранения. Исходя из
поставленной цели, поставленные следующие
задачи: - виды упаковки и их анализ; - характеристика
существующих видов упаковки; - характеристика
товарных знаков представленных на упаковке; -
разработка этикетки для молока.
Упаковочные средства
для молочных продуктов должны обладать
высокой механической прочностью,
стойкостью к старению, жесткостью или
эластичностью, способностью к сварке,
необходимой для формирования герметичных
соединений. Естественно, что эстетическое
оформление упаковки должно привлекать
покупателя и соответствовать требованиям
ГОСТ 51074-97 «Продукты пищевые». Для предотвращения
порчи молочных продуктов, упаковочные
материалы должны обладать барьерностью,
т. е. газо- , паро- , водо-, ароматонепроницаемостью.
Они должны быть влагопрочными и жиро-стойкими.
Материалы должны обладать эксплуатационной
надежностью, не расслаиваться, не деформироваться.
Первая молочная
бутылка была изобретена доктором Гарвеем
Д. Тагером в 1884г. В нашей стране до
недавнего времени действовала мощная
производственная база для выпуска многооборотной
стеклянной тары. В 70-е годы стеклянные
молочные бутылки производили 76 стеклозаводов
и предприятий. Ежегодно потреблялось
около 50 млрд. шт. (в условном исчислении
емкостью 0,5 л). Сегодня потребляется не
более 1,5 млрд. шт., и эти объемы неукоснительно
сокращаются. В целом, ликвидирована материально-техническая
база производства и применения, система
сбора и возврата. В 90-е годы были созданы
последние перспективные виды молочной
бутылки усовершенствованной
Наиболее используемым полимерным материалом в молочной промышленности является пленка полиэтиленовая наполненная. Для придания ей светозащитных свойств в ее состав вводят мелкодисперсную двуокись титана, что и обеспечивает белый цвет. Добавки вносят в базовый полиэтилен в виде концентратов либо суперконцентратов. При этом используется метод «пьяной бочки» (механическое смешивание) или уже готовые композиции. Пленку используют для изготовления мягких пакетов и туб, в которые расфасовывают молоко, молочные напитки, диетический творог, сметану низкой жирности. Обычная «молочная» пленка изготавливается на базе полиэтилена высокого давления, обладающего ограниченной жиростойкостью, поэтому в нее нельзя расфасовывать высокожирную сметану, майонезы, соусы, даже полученные по новым нетрадиционным технологиям с использованием компонентов молочного сырья. Совместно с рядом тарных предприятий России, ГУ ВНИМИ разработаны различные виды этого материала: одно-, двух-, трехслойные, обладающие повышенной чистотой, повышенной жиростойкостью, в т. ч. для молочных продуктов детского питания. При этом использование технологий соэкструзии позволяет за счет варьирования состава слоев производить пленки с прогнозируемым комплексом свойств. Потребительская полимерная тара
Для расфасовки
молочной продукции пастообразной
консистенции — сметаны, диетического
творога, паст, кремов, йогуртов, комбинированных
продуктов — широкое распространение
получила потребительская термоформованная
тара (коробочки и стаканчики различной
вместимости и конфигурации). Для производства
упаковочных единиц используют рулонные
материалы на основе термопластичных
полимеров: ударопрочного полистирола;
пластифицированного поливинилхлорида;
полипропилена. Основными видами оборудования
для производства термоформованной тары
в молочной промышленности являются пневмо-и
вакуумформующие автоматы, работающие
по принципу негативного термоформования.
При этом процесс заключается в последовательном
нагреве материала до температуры, близкой
к температуре текучести материала, деформации
до заданной конфигурации, фиксации формы,
охлаждения до температуры ниже температуры
стеклования или плавления термопласта,
извлечения из формы и высекания. Процессы
упаковывания молочных продуктов в термоформованную
тару можно разделить на два типа: прерывный
и непрерывный. Стадии первого этапа: 1.
Производство ленты — 2. Термоформование
изделий — 3. Дозирование — 4. Фасование
— 5. Укупоривание. Стадии 1 и 2 могут осуществляться
на одном или разных предприятиях; 3, 4,
5 — на молочном предприятии. Стадии второго
этапа: производство ленты, формование,
дозирование, фасование, укупоривание.
Вся вторая стадия осуществляется на одном
автомате. Для негерметичного укупоривания
потребительской тары используются крышки
из основного материала, для герметичного
— рулонные метериалы, например, фольга
с термоадгезионнным (термолаковым) покрытием
либо высечки под термозаварку из данного
материала. Определенные перспективы наблюдаются
во внедрении выдувной полиолефиновой
тары: как для пастеризованной, так и для
стерилизованной молочной продукции,
в т. ч. детского ассортимента. Этот вид
тары относительно дешев и может иметь
различное отношение площади поперечного
сечения горловины к площади поперечного
сечения изделия, и это отношение может
изменяться в широком диапазоне — от 3
до 100%. У выдувной тары большие возможности
для совершенствования. В зависимости
от используемого сырья, бутылка может
быть белой или окрашенной; от применяемой
оснастки экструзионно-выдувного оборудования
— различной формы, конфигурации и вместимости.
В последние два года молочные предприятия
проявляют активный интерес к данному
виду тары и соответствующим комплектным
линиям для молочных производств.
Комбинированные материалы на основе бумаги и картона предназначены для изготовления упаковочных единиц в виде пакетов различной конфигурации (типа «Тетра-Брик», «Тетра-Брик-асептик», «Пюр-Пак» и пр.) для молока и кисломолочных напитков и изготавливаются методом экструзионного ламинирования. Наличие в составе комбинированных материалов слоя бумаги или картона позволяет обеспечить необходимый комплекс физико-механических и потребительских свойств (жесткость, каркасность и др.), а использование алюминиевой фольги — полностью решить проблему обеспечения высоких барьерных свойств упаковки. Внутренний полиэтиленовый слой обеспечивает санитарно-гигиеническую чистоту и термосвариваемость. Для негерметичного упаковывания продукции на автоматах, например, APT и АРМ широко используются различные виды фольги алюминиевой, кашированной пергаментом либо влагожиропрочными бумагами. При этом используются, в зависимости от технологии производства, микровосковые составы, адгезивы, расплав полиэтилена. Институтом, совместно с ТОО «Мост-1» разработана технология производства упомянутого материала методом кэширования расплавом полиэтилена. Внутренний полиэтиленовый слой в этом материале не только выполняет функции адгезива, но и обеспечивает дополнительную защиту продукции. Разработанная кашированная фольга достаточно универсальна и предназначена для упаковывания сливочного масла, сырково-творожных изделий, мороженого, маргарина, животных жиров, мясного фарша, халвы, жевательной резинки, чая, табака и многих других пищевых продуктов. В последние годы для указанных целей определенное применение находят металлизированные бумаги. По данным отдела развития молочной промышленности департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания Минсельхозпрода РФ, производство молочной продукции в расфасованном виде по сравнению с 1995 годом возросло на 15%, при этом ее удельный вес увеличился с 68 до 71% (табл. 1,2 и З). Комплекс научных и опытно-технологических работ, выполненных в последние годы ГУ ВНИМИ совместно с рядом тарных предприятий и других организаций, позволил развить принципиально новые направления научно-технического прогресса в области создания тароупаковочных материалов для молочной и пищевой промышленности. Вся гамма модифицированных упаковочных, укупорочных средств и потребительской тары уже выпускается предприятиями РФ. Созданы научные и технологические предпосылки производства новых для молочной промышленности упаковочных материалов. Разработана группа материалов для молочных продуктов длительного хранения, обладающих повышенными барьерными свойствами. Формирование непроницаемости в них осуществляется за счет нанесения на рулонные полимерные субстраты комбинации тончайших многослойных покрытий различных металлов. При этом используется вакуумная технология магнетронного напыления. Процесс магнетронного распыления принципиально атомарный, т. е. при нем в покрытии не образуется микрокапель. Получен упаковочный материал с комбинированным медно-алюминиевым покрытием, который по уровню барьерности аналогичен лучшим импортным образцам, предназначенным для продукции длительного хранения, в состав которых входит слой алюминиевой фольги. При стократной экономии металла обеспечивается необходимый комплекс непроницаемости. Возможности метода далеко не исчерпаны, поскольку возможно нанесение не только комбинации металлов, но и неметаллов — оксидов, нитритов и пр.
2. Характеристика существующих видов упаковки
Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающие защиту продукции от повреждений и потерь, окружающую среду от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции. Таким образом, упаковка обеспечивает сохранность качества продукции, увеличение сроков ее хранения, защиту от инфицирования микроорганизмами, воздействие солнечного света и т.п. Экологическое значение упаковки важно для защиты окружающей среды от вредных или токсичных веществ. Понятие «упаковка» может быть синонимом понятия - единица готовой продукции. Упаковывание - технологический процесс, заключающийся в подготовке продукции к транспортированию, хранению, реализации и потреблению, с применением упаковочных средств. К упаковочным материалам относятся оберточная, пакетная и жиронепроницаемая бумаги (пергамент, подпергамент, пергамин), бумага с пропиткой (вощеная, бактерицидная) и с покрытием (бумага тетра и др.). В зависимости от места упаковывания товара различают производственную (технологическую) и торговую упаковку. Производственную упаковку выпускают в результате технологической операции, которая является завершающей стадией изготовления товара и его упаковывания в виде, предназначенном для розничной или оптовой торговли. Упаковывание осуществляет производитель или фасовщик товара. Новые виды упаковочных материалов в настоящее время изготавливают в основном из синтетических полимерных масс (таблица 1):
Таблица 1
Основа полимерной массы |
Название упаковочного материала |
Вид упаковочных материалов |
|
Целлюлоза |
Целлофан, этилцеллюлоза, ацетилцеллюлоза |
Пакеты, покрытие продукта пленкой, коробки, баночки, стаканчики |
|
Полиолефины |
Полиэтилен, полипропилен |
Мешки, пакеты, баночки, стаканы, ящики |
|
Поливиниловые полимеры |
Поливинилхлорид, саран |
Тубы, банки, стаканы, бутылки, ящики, термоусадочные пленки |
|
Поливиниловый спирт |
_ |
Нанесение на поверхность продукта покрытия в виде пленки |
|
Комбинированные многослойные материалы |
Полиэтилен - целлофановые пленки, лавсан-полиэтилен и др. |
Пакеты, упаковка под вакуумом или в среде инертного газа |
|
Информация о работе Потребительская тара для молочной продукции