Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:12, курсовая работа
Актуальность проблемы товароснабжения розничной торговли потребительской кооперации связана с ужесточением конкурентной борьбы и ухудшением платежеспособности сельского населения. Период реформирования экономики России сопровождался разрывом хозяйственных связей кооперативных организаций с поставщиками. В большинстве организаций потребительской кооперации ликвидировано оптовое звено, что привело к изменению системы товароснабжения розничных торговых предприятий и снижению эффективности кооперативной розничной торговли. Совершенствование управления товароснабжением розничной кооперативной торговли будет способствовать реализации социальной миссии потребительской кооперации – удовлетворению потребностей населения в товарах высокого качества.
Введение …………………………………………………………………………..2
1. Теоретические аспекты организации товароснабжения предприятий
розничной торговли ……………………………………………………………5
1.1. Формы товароснабжения магазинов ………………………………………… 5
1.2. Организация доставки товаров в магазины……………………………………9
2. Анализ управлением товароснабжения Новоусманского райпо …………. 12
2.1. Организационно-экономическая характеристика
Новоусманского райпо ……………………………………………………….12
2. 2. Анализ коммерческих аспектов организации товароснабжения в Новоусманском райпо …………………………………………………………….19
3. Пути совершенствования организации системы товароснабжения в Новоусманском райпо …………………………………………………………….25
Заключение ……………………………………………………………………...33
Список использованных источников ……
Товароведы, сопровождающие грузовой автотранспорт от распределительного склада до магазинов, находящихся на данном маршруте (каждый товаровед обслуживает 10-11 магазинов), после разгрузки и передачи в магазин товаров собирают заявки и составляют сводную заявку на поставку товаров, в соответствии с которой завезенный на распределительный склад товар развозится грузовым автотранспортом в магазины в ближайшие населенные пункты ежедневно, а в отдельные – через один или два дня. В следствии большой нагрузки товароведы не успевают обработать всю информацию и часть товара завозится фиксированными поставками с определенной периодичностью.
В результате по таким видам товаров, как: фрукты, колбаса, селедка и мясная продукция, молоко и молочная продукция и др. периодически появляются излишние запасы (часть которых списываются из-за порчи) либо возникает нехватка.
Все операции по обработке информации об имеющихся товарных остатках на складе, формированию и обработке заявок, поисков поставщиков, как правило, производятся в ручную, без использования компьютерных информационных технологий, что затрудняет процесс товароснабжения розничной кооперативной торговли.
3. Пути совершенствования организации системы товароснабжения
В Новоусманском райпо
Переход к рыночным отношениям, связанных с изменениями в формах и методах хозяйствования, оказалась для системы потребительского общество очень сложным и затянулся на длительный период. В итоге, системой утеряна значительная доля рынка, и одной из главных причин этого стала неподготовленность практических работников системы. Конкуренция со стороны коммерческих структур. Охват денежных средств сельского населения, направленных на покупку товаров в системе потребительского общества снизился.
В деятельности кооперативной организации существует ряд нерешенных проблем. Важной проблемой является сокращение объемов продаж необходимых обслуживаемому населению товаров. На недостаточном уровне организована торговля такими товарами, как: жиры, сыры, консервы мясные и плодоовощные, яйцо, варенье и т.п.
В системе потребительской кооперации недостаточно используются возможности реализации сельхозпродуктов, закупаемых у населения, через собственную розничную торговую сеть. В большинстве магазинов ассортимент сельхозпродуктов крайне узок. Недостаточно используются кооперативной организацией возможности расширения ассортимента в продовольственных магазинах за счет продукции, производимой предприятиями кооперативного общества питания.
Существенным резервом в увеличении объемов оборота розничной кооперативной торговли является продажа культурно-бытовых и хозяйственных товаров. Особое затруднение испытывают сельские жители при покупке промышленных товаров, как одежда, белье, чулочно-носочные изделия, обувь, головные уборы. Несмотря на то, что сельские жители тратят свои доходы на непродовольственные товары: мебель, ковры, телевизоры, холодильники, стиральные машины, поставка находится на низком уровне. Значительно снизился объем продаж велосипедов и мотоциклов, пользующихся спросом у сельского населения, игрушек, школьно-письменных принадлежностей.
Наблюдается недостатки в торговле строительными материалами, их ассортимент, в основном ограничен цементом, шифером и деловой древесиной. Сократилась продажа керамической плитки, линолеума, оконного стекла, пиломатериалов, кирпича и мягкой кровли. Причина сужения ассортимента непродовольственных товаров является утрата кооперативного оптового звена, без которого поставка товаров сложного ассортимента в розничную сеть затруднена.
Снижение объемов деятельности в розничной торговле обусловлено влиянием ряда внешних и внутренних факторов. К относится неподготовленность специалистов в потребительской кооперации к работе в условиях рынка; недостаток собственных оборотных средств в результате либерализации цен и экономического кризиса; снижение покупательской способности населения (в первую очередь – сельского); усиление конкуренции со стороны частных структур.
К числу субъективных
факторов, оказавших негативное
воздействие на состояние оптовой
торговли потребительской
Процессы товароснабжения розничной кооперативной торговли в потребительском обществе протекает в специфических условиях. Основными факторами, влияющими на эффективность товароснабжения, являются следующие:
- обеспеченность средствами материально - технической базы;
- наличие собственных
производственных и
- роль опта в системе товароснабжения;
- организация взаимоотношений
и соблюдение платежной
- выбор источников товароснабжения, каналов и форм товароснабжения.
Проведенный анализ позволит выявить проблемы и различия в уровне обеспеченности материально-технической базой потребительское общество. Однако для совершенствования товароснабжения розничной кооперативной торговли необходимо выяснить, откуда поступают товары и какая из форм товародвижения наиболее целесообразна в сложившихся условиях, а также степень влияния перечисленных факторов на эффективность товароснабжения.
Недостатком товароснабжения является завоз некоторых социально значимых товарных групп не по заявкам, а фиксированными поставками.
Реализация товаров населению зависит от изменения потребностей и доходов населения, практика завоза товарных групп фиксированными поставками экономически не выгодна. В основе этой практики лежат следующие проблемы: большой объем информации об объемах и ассортименте реализуемых товаров в розничной торговой сети; несовершенная система учета и документооборота, малочисленный штат работников торговых отделов, ручная обработка коммерческой информации.
Ряд проблем (организация платежной дисциплины внутри системы и др.), возникающие в процессе товароснабжения и могут быть решены с помощью организаторских мероприятий.
Проведенный анализ показа, что в розничной торговле серьезной проблемой является недостаточно высокий уровень коммерческой работы при организации завоза товаров в магазины – несвоевременное составление и предоставление заявок в торговый отдел райпо требует реорганизации системы управления закупками (изменение организационной структуры торгового отдела и функций отдельных работников, совершенствование документооборота). Недостаточное применение средств компьютерной техники при осуществлении учета также не позволяет решить проблемы завоза товаров в магазины по каждой товарной группе в объеме, соответствующем спросу населения.
Следовательно, важной задачей в настоящее время является разработка направлений совершенствования товароснабжения в розничной торговой сети потребительской кооперации.
Для решения проблем определены основные направления развития товароснабжения розничной торговли:
- охват товарооборота не менее 50 % денежных доходов сельского населения, направляемых на покупку товаров в сельской местности;
- формирование спроса, увеличение доли продукции собственного производства в розничном товарообороте;
- проникновение на рынки в городах;
-внедрение электронной торговли;
- расконсервация и включение
в активность деятельность
- возвращение торговых предприятий, ранее сданных в аренду;
- эффективное использование
предприятий розничной
- реконструкция и техническое перевооружение предприятий розничной торговли с целью создания условий для закупки от населения сельхозпродуктов (дробление зерна) и сепарирования молока, реализации продуктов предприятий общественного питания, аптечной торговли, оказания населению парикмахерских, ремонтных, ритуальных и других бытовых услуг;
- использование свободных
площадей в магазинах для
- изучение и прогнозирование спроса населения на товары и услуги, разработка и утверждение для каждого типа торгового предприятия обязательного ассортиментного перечня товаров, согласованного с органами местного самоуправления, осуществление контроля за соблюдением товарными предприятиями утвержденных ассортиментных перечней товаров;
- улучшение торгового обслуживания населения путем организации торговли по образцам, предварительным заказам с доставкой на дом, продажа товаров на полевых станах, в бригадах, на фермах;
- расширение товарного ассортимента, включая предложение товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, строительных и отделочных материалов, в том числе по предварительным заказам населения;
- организация продажи товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения в счет оплаты за сданную сельскохозяйственную продукцию;
- установление удобных
для покупателей режимов
Формирование и развитие розничной торговой сети потребительской кооперации направлено на создание полноценной социально ориентированной рыночной среды. Каждый житель любого сельского населенного пункта должен иметь возможность совершить покупку товаров первой необходимости (основных продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса) в пределах пешеходной доступности и по приемлемым ценам.
Товары периодического спроса должны быть представлены в ассортименте (широта и глубина которого определяются особенностями обслуживаемого сегмента рынка) как минимум одного магазина в рядовом пункте и нескольких – в более крупном.
Продажу товаров редкого и эпизодического спроса целесообразнее осуществлять в крупных населенных пунктах, райцентрах, а также при наличии стационарной сети – в городах, в любых населенных пунктах – по заказам.
Расширение торговой сети возможно за счет: задействования ранее закрытых предприятий, реконструкции и переспециализации существующей сети, возвращение торговых предприятий, ранее сданных в аренду, нового строительства.
Исключительно важно исследовать особенности деятельности конкурентов: выбор ими места расположения торгового предприятия, предлагаемый ассортимент, цены, технологию торговли, работу персонала с покупателями, рекламную деятельность, стимулирование продаж, формирование имиджа и др.
Предприятия розничной торговли целесообразно располагать в местах концентрации потенциальных покупателей (на автотрассах, рядом с крупными учреждениями, в зонах отдыха и т.п.). Следует занять выгодные ниши на территориях дачных кооперативов, в пригородах для розничной продажи товаров повседневного спроса. Целесообразно совмещать магазины с мини-пекарнями и предприятиями питания.
Режим работы торговых предприятий должен быть гибким. В райцентрах целесообразен круглосуточный и удлиненный график работы, в больших населенных пунктах – по желанию обслуживаемого контингента, например, в магазинах на дому – кнопка вызова продавца.
Магазины потребительского общества фактически являются единственной весомой структурой для удовлетворения материальных и иных потребностей пайщиков и сельского населения во многих сельских населенных пунктах.
Улучшение организации товароснабжения возможно на основе усиления расчетной дисциплины, оперативного обмена информацией между участниками процесса товароснабжения, анализе информации о поставщиках, тесного сотрудничества между оптовыми и розничными звеньями.
В целях информатизации торговой деятельности потребительского общества необходимо:
- повысить укомплектованность штатов квалифицированными специалистами в области современных информационных технологий проводить систематически обучение пользователей методами работы с современными средствами информационных технологий;
- развивать электронную
торговлю на основе Интернет-
- обеспечение потребительского общества современной компьютерной техникой, обновлять материально-техническую базу информационных технологий.
Основными задачами для повышения эффективности управления складскими операциями является:
- разделение склада на основные рабочие зоны;
- сокращение количества складских операций;
- учет особенностей
входящих и исходящих
техническая оснащенность склада должна учитывать особенности перерабатываемого груза;
- применение универсального оборудования.
Основными показателями работы склада является: полезно используемая вместимость склада, оборачиваемость запасов и величина затрат на грузопереработку.
Информация о работе Пути совершенствования организации системы товароснабжения в Новоусманском райпо