Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 17:13, курсовая работа
Целью существования любого предприятия является получение прибыли. А как только оно получает прибыль, ему хочется увеличить ее. Этого можно добиться многими способами. Одним из них является создание эффективной выкладки и размещения товаров в торговом зале.
Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия давно уже осознали необходимость уделять должное внимание данным аспектам своей деятельности.
Содержание
Введение …………………………………………………………………...
3
Глава 1.
Размещение и выкладка товаров – важный этап торгового процесса в магазине …………………………………………...
5
1.1
Роль размещения и выкладки товаров в деятельности торгового предприятия …………………………………..
5
1.2
Основные принципы размещения и выкладки товаров на торговом оборудовании и в торговом зале …………
9
Глава 2.
Изучение и анализ работы ООО «Волтекс» по размещению и выкладке товаров, пути ее совершенствования …………..
16
2.1
Организационно-экономическая характеристика ООО «Волтекс» ………………………………………………...
16
2.2
Анализ основных принципов размещения и выкладки товаров в ООО «Волтекс», их преимущества и недостатки ………………………………………………..
21
Заключение ………………………………………………………………...
29
Приложение 1……………………………………………………………33
Приложение 2……………………………………………………………34
Приложение 3……………………………………………………………35
Приложение 4……………………………………………………………36
Список использованных источников ………………………………….
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 (прогноз) |
Отклонение 2012 от 2010 (+;-) |
Темп роста, % |
Товарооборот, тыс. руб. |
19987,93 |
20717,12 |
21424,31 |
1436,38 |
107,19 |
Общая численность работников, чел. |
34 |
34 |
33 |
-1 |
97,06 |
Численность продавцов, чел. |
12 |
12 |
12 |
0 |
100 |
Товарооборот на 1 работника, тыс.руб. |
587,88 |
609,33 |
649,22 |
61,34 |
110,43 |
Товарооборот на 1 продавца |
1665,66 |
1726,43 |
1785,36 |
119,70 |
107,19 |
Качество обслуживания покупателей в значительной мере зависит от режима работы розничного торгового предприятия. В свою очередь, на режим работы магазина влияют интенсивность покупательских потоков, распределение товарооборота по часам дня, дням неделе, сезонам. При этом следует также учитывать необходимость создания оптимального режима труда и отдыха торговых работников, предоставления им пятидневной рабочей недели, составления удобного графика выхода на работу.
Согласованности режима работы магазина с режимом труда и отдыха его работников достигают путем разработки рациональных графиков выхода на работу. Они должны основываться на соблюдении предусмотренной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и обеспечении ритмичности чередования времени труда и отдыха работников магазина в течение дня и рабочей недели. Следует предусматривать время на подготовительно-заключительные операции. Графики должны соответствовать изменению покупательских потоков в различные часы дня и дни недели. Графики выхода на работу ООО «Волтекс» представлены в Приложении 1.
Немаловажным элементом в
Таблица 2.3. Динамика показателей
эффективности использования
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
Отклонение 2012 от 2010 (+;-) |
Темп роста, % |
Товарооборот, тыс. руб. |
19987,93 |
20717,12 |
21424,31 |
1436,38 |
107,19 |
Общая площадь, м2 |
355 |
355 |
355 |
0 |
100 |
Торговая площадь, м2 |
187 |
201 |
190 |
3 |
101,60 |
Товарооборот на 1м2 общей площади, тыс. руб. |
56,30 |
58,36 |
60,35 |
4,05 |
107,19 |
Товарооборот на 1 м2 торговой площади, тыс. руб. |
106,89 |
103,07 |
112,76 |
5,87 |
105,49 |
Итак, торговая площадь магазина в 2011 году увеличилась на 14м2, но затем уменьшилась на 11м2. Поэтому ее значение в 2012 году по сравнению с 2010 увеличилось всего лишь на 1,6%.Товароборот на 1м2 общей площади магазина увеличивался с каждым годом, благодаря увеличению значения общего товарооборота, а товарооборот на 1м2 торговой площади увеличился на 5,49% еще и благодаря увеличению торговой площади. Впрочем, увеличение торговой площади, вероятно явилось одним из факторов, повлекших за собой увеличение товарооборота в 2010 году.
Рассмотрим динамику экономических показателей.
Таблица 2.4. Основные динамические показатели ООО «Волтекс»
за 2010-2012 г.
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
Отклоне-ние 2012 от 2010 (+;-) |
Темп роста, % |
Товарооборот, тыс. руб. |
19987,93 |
20717,12 |
21424,31 |
1436,38 |
107,19 |
Валовой доход, тыс. руб. |
13391,91 |
14501,98 |
15639,75 |
2247,83 |
116,79 |
Уровень валового дохода, % |
0,67 |
0,70 |
0,73 |
0,06 |
108,96 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
2111,47 |
2324,55 |
2387,81 |
276,34 |
113,09 |
Уровень издержек обращения, % |
0,11 |
0,11 |
0,12 |
0,01 |
105,51 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. |
11280,44 |
12177,43 |
13251,94 |
1971,49 |
117,48 |
Рентабельность продаж, % |
56,44 |
58,78 |
61,85 |
5,42 |
109,60 |
Кроме увеличения значения товарооборота за три года, мы видим также и увеличение валового дохода на 16,79%. В 2012 году уровень валового дохода составил 73% от товарооборота вместо 67% в 2010 году. Среди причин такого увеличения данного значения, может присутствовать и снижение себестоимости продаваемых товаров.
Увеличение издержек обращения в 2010 году можно объяснить тем, что увеличивался и общий товарооборот, а это значит, что увеличивались и затраты на перевозку товаров от поставщика в магазин и другие издержки, связанные с продажей товаров.
Также, мы видим увеличение прибыли от продаж. В 2012 году она увеличилась довольно значительно – на 17% по сравнению с 2010 г. В связи с этим, увеличилась и рентабельность продаж (на 9,6%).
Рассмотрим организационную структуру управления ООО «Волтекс»:
Итак, магазин «Волтекс» реализует населению бытовую технику. В ассортимент магазина входит бытовая техника для кухни, мелкая бытовая техника, аудио- и видео-техника.
В магазине работает 33 человека. За последние 3 года в магазине не наблюдалось большой текучести кадров. В структуре персонала наибольший удельный вес занимает торгово-оперативный персонал.
Что касается экономических показателей работы магазина, мы наблюдаем тенденцию к увеличению всех показателей. Таким образом, можно сделать вывод, что экономические результаты работы магазина из года в год улучшаются, магазин увеличивает свой товарооборот, становясь все более успешным.
Традиционно считается, что мерчандайзинг не работает в магазинах, торгующих техническими товарами, так как они являются дорогостоящими и приобретаются на большой срок. Здесь покупатель долго оценивает и сравнивает варианты, анализирует технические характеристики и «взвешивает» цены.
Это не так. Во-первых, даже среди товаров бытовой техники найдется множество товаров, стоящих недорого и приобретаемых на короткий срок – эпиляторы, диски. Во-вторых, мерчандайзинг в подобных магазинах работает потому что именно от того, как хорошо «показывает себя» товар, зависит, купит ли его покупатель. И чем более разумно продумано размещение дорогой техники от известного производителя, тем более предпочтительным перед более дешевыми брендами этот товар становится для покупателя.
Рассмотрим кратко ассортиментный перечень ООО «Волтекс»:
Более подробный ассортиментный перечень ООО «Волтекс» представлен в Приложении 2.
ООО «Волтекс» закупает почти все основные группы товаров напрямую у поставщиков - изготовителей.
Основными поставщиками данных групп товаров являются санкт-петербургские фирмы-производители и оптовые фирмы, представленные в Приложении 3.
Доля разных поставщиков в общем объеме поставок различна. Из Приложения видно, что наибольшее количество товаров поставляют «Интернет-торг» и «TN220».
В таблице «Характеристики постав
Проанализируем структуру продаж магазина «Волтекс».
Таблица 2.5. Структура товарооборота ООО «Волтекс» за 2010-2012 г.
Группа товаров |
2010 |
2011 |
2012 |
Отклонение 2012 от 2010 (+;-) |
Темп роста, % |
Аудиотехника |
3145,22 |
3278,55 |
3366,47 |
221,25 |
107,03 |
Видеотехника |
7115,71 |
6987,12 |
7045,81 |
-69,9 |
99,02 |
Бытовая техника для кухни |
3377,85 |
4100 |
4112,7 |
734,85 |
121,75 |
Бытовые аксессуары и мелкая бытовая техника |
6349,15 |
6351,45 |
6899,33 |
550,18 |
108,67 |
Итого товарооборот |
19987,93 |
20717,12 |
21424,31 |
1436,38 |
107,19 |
Мы видим рост объема продаж по трем товарным категориям, продажи же видеотехники не имеют стабильной тенденции к росту. Так, в 2012 году, продажи оказались даже меньше, чем в 2010. Тем не менее, объемы продаж видеотехники и бытовых аксессуаров имеют наибольший вес в общем объеме продаж. То, что мелкая бытовая техника и бытовые аксессуары так хорошо продаются можно объяснить быстрой изнашиваемостью этих товаров, то есть их высокой оборачиваемостью в магазине (подробные расчеты структуры товарооборота см. Приложение 4).
Рассмотрим, план помещения магазина и обозначим на нем зоны продаж определенных групп товаров.
Рисунок 2. План магазина ООО «Волтекс»
Цифрами «1» и «2» обозначены вход в магазин и вход в складские и административные помещения соответственно.
Красным цветом подписаны те категории товаров, которые имеют большую долю в структуре продаж магазина.
Направление покупательского потока в магазине происходит по схеме:
Вход – Аксессуары для быта – DVD-плееры и рекордеры – Мелкая бытовая техника – Аудиотехника – Телевизоры – Кассовый узел, где заодно можно приобрести товар импульсивного спроса.
При этом сначала слева, а потом справа от себя покупатель может видеть образцы крупногабаритных товаров (стиральные машины, плазменные панели), выставленные в центре зала.
Мы считаем такое размещение товаров по ходу движения покупательского потока рациональным. Небольшие бытовые товары, приобретаемые по невысокой цене можно купить, не углубляясь в торговый зал магазина, практически рядом с кассовым узлом. Таким образом, покупатели, пришедшие за более серьезной покупкой, например, стиральной машиной и покупатели, «забежавшие» купить пару дисков, не мешают друг другу.
Надо сказать, что мелкая бытовая техника выставлена в магазине в двух стеллажах, имеющих сверху стеклянные дверцы, а снизу глухие закрытые полки. Это удобно тем, что в нижних полках, хранятся запасы товаров, продающихся на верхних полках. Таким образом, продавцам не нужно постоянно пополнять запасы этих мелких товаров, перетаскивая их со склада. Кроме того, подобное размещение товаров помогает решить проблему «мертвой зоны», так как в нижней части стеллажей, куда покупатели не смотрят нет товаров.
Товары импульсивного спроса, куда относятся CD и DVD-диски, сменные насадки для бритв, товары для ухода за техникой, также выложены в магазине в стеклянном стеллаже с глухими дверцами у полок внизу.
Образцы вышеперечисленных групп товаров выставлены в стеллажах в довольно большом ассортименте. У покупателей, создается ощущение изобилия, что положительно влияет на них при принятии решения о покупке. И все же, товары, продающиеся возле кассового узла, слишком плотно разложены на полках стеллажа, так, иногда сложно понять какой ценник какому товару принадлежит, некоторые образцы товаров сложно разглядеть.
Что касается крупногабаритных товаров, таких как стиральные и посудомоечные машины, плазменные панели, то все эти товары выставлены прямо на полу торгового зала, кроме телевизоров. Так как плазменные панели (Thomson) являются дорогим товаром, а также имеют изысканный дизайн, они стоят на подиумах из металла и стекла. Плазменные панели в стиле «металлик», стоящие на металлических тумбах смотрятся очень гармонично и «по-домашнему». Подобное размещение товаров позволяет значительно увеличить продажи. Принимая решение о покупке дорогой плазменной панели, покупатель неизменно будет ассоциировать товар с тем, на чем он стоит; таким образом, экономя на торговом оборудовании и приобретая дешевые и непрезентабельные тумбы под видеотехнику, руководство магазина экономит на своих доходах.
Информация о работе Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина