Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:18, курсовая работа
Для того, чтобы более эффективно формировать ассортимент, необходимо иметь информационную базу о потребностях в товаре и наличии его на складе, контролировать и управлять товарными запасами, иметь информацию о конкурентах, и в том числе об их финансовом положении, постоянно отслеживать и учитывать ее при принятии решения.
Введение 2
Глава I. Теоретические основы управления ассортиментом реализуемых товаров 4
1.1. Понятие товарного ассортимента и факторы, на него влияющие 4
1.2. Цель, задачи и принципы управления ассортиментом товаров 6
1.3. Методика анализа ассортимента товаров 9
Глава II. Разработка оптимального ассортимента товаров на примере ООО «Глория» 14
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия 14
2.2. Анализ ассортимента товаров 16
2.3. Оптимизация ассортимента товаров 23
Заключение 32
Разработка оптимального ассортимента товаров (на примере ООО «Глория»)
Содержание
Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Сейчас, когда появилась жесткая конкуренция, торговым компаниям приходится чутко улавливать изменения потребностей покупателя и понимать, что захочет потребитель завтра. Уже сегодня для многих организаций актуально формирование товарного ассортимента с учетом того, что ждет рынок через один-два года. При долгосрочном планировании ассортимента особенно важно знать, какие факторы (конкуренты, рынки, мода и многое другое) влияют на спрос, и только на основании их анализа давать по возможности наиболее точный прогноз.
Ассортимент магазина способен активно влиять на уровень продаж товара. Широкий ассортимент товара, может удовлетворить самые неожиданные запросы покупателей, однако неоправданное расширение ассортимента может привести к оседанию товара в магазине, снижению оборачиваемости средств, а то и вовсе к «замораживанию» денег. Естественно желание каждого продавца охватить весь спектр ассортимента, что бы удовлетворить потребности всех категорий покупателей, однако при этом возникает ряд проблем, связанных с нехваткой рабочего пространства витрин, стеллажей и прилавков.
Ассортиментная политика является одним из важнейших инструментов и составляющих менеджмента в борьбе компании с конкурентами. В современных рыночных условиях потребители диктуют участникам рынка правила игры, и в том числе определяют те продукты и услуги, которые обеспечат компании необходимый уровень конкурентоспособности. Ассортиментная политика является одним из важнейших инструментов и составляющих системы управления в борьбе компании с конкурентами.
Для того, чтобы более эффективно формировать ассортимент, необходимо иметь информационную базу о потребностях в товаре и наличии его на складе, контролировать и управлять товарными запасами, иметь информацию о конкурентах, и в том числе об их финансовом положении, постоянно отслеживать и учитывать ее при принятии решения.
Товар – это главный объект на рынке. Товарный ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли. Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности товарного предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах. Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли. [25, с. 138]
Формирование ассортимента
Основные факторы формирования ассортимента:
Спрос является основным
Сущность управления ассортиментом торгового предприятия заключается в том, чтобы своевременно предлагать определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его торговой деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.
Цель управления товарным
- поддержание оптимального соотношения между видами и группами товаров;
- максимальное
использование торговых
- удовлетворение спроса покупателей;
- обеспечение конкурентоспособности товаров по различным показателям. [15, с. 152]
В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров необходимо руководствоваться рядом общих принципов.
Важнейшим принципом
Рациональное построение
Несмотря на то, что изучение ассортимента товаров – очень важная проблема, до сих пор не разработано единых стандартов, регламентирующих его показатели. Специалисты и научные работники торговли еще не пришли к единому взгляду на номенклатуру и сущность показателей ассортимента товаров.
Оптимально подобранный
Для проведения полноценного анализа ассортимента можно совместить несколько известных и универсальных методов, возможных для адаптации к ситуации в конкретной компании. Результаты анализа продуктового портфеля, полученные по различным методам, сравниваются между собой и на основании полученной информации формируются предложения по изменениям ассортимента.
1. Этап - АВС анализ. Идея метода АВС анализа строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более известного как «правило - 20 на 80». Данный метод анализа получил большое развитие, благодаря своей универсальности и эффективности. С помощью этого анализа группы продукции разбиваются по степени влияния на общий результат. Причем принципом группировки может быть величина выручки, получаемая от конкретной группы продуктов, объем продаж или какие-либо другие параметры.
Часто выручка более показательна в качестве критерия группировки. Группировка по объему продаж может быть адекватна в том случае, если анализируемые группы продукции однородны по составу и цене.
Таким образом, изучая розничные продажи, выделяют группы:
Общество
с ограниченной
1) организация розничной торговли продуктами питания, товарами народного потребления;
2) закупка товаров народного потребления как у поставщиков России, так и международного экономического сотрудничества;
3) содействие наиболее полному использованию производственного торгового потенциала учредителей Общества путем расширения деловых и партнерских контактов на основе взаимовыгодного экономического сотрудничества;
4) осуществление других работ и оказание других услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству РФ как на территории России, так и за ее пределами.
Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ. Остальными видами деятельности, перечень которых определяется специальными федеральными законами, ООО «Глория» может заниматься только при получении специального разрешения (лицензии).
В табл. 2.1 приведен перечень отделов ООО «Глория» и их должностные обязанности.
Управление ассортиментом в
- отдел закупок;
- распределительный центр;
- непосредственно отделы
продаж каждого магазина
Управление ассортиментом товаров в ООО «Глория» ориентировано главным образом на покупательский спрос. С одной стороны, это можно оценить положительно, поскольку именно спрос на товары является важнейшим фактором формирования товарного ассортимента. Однако отрицательной оценки заслуживает тот факт, что на предприятии не анализируется рентабельность продаж и товарооборачиваемость по каждой ассортиментной группе товаров. Кроме того, не осуществляется операционный анализ ассортимента товаров.
Анализ ассортимента товаров ООО «Глория» целесообразно начать с изучения динамики товарооборота и прибыли за последние пять лет (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Динамика прибыли и товарооборота ООО «Глория» за 2003-2007 г.г.
тыс.руб.
Год |
Прибыль от продаж тыс. руб. |
Темпы роста, % |
Объем товарооборота, тыс. руб. |
Темпы роста, % | ||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные | |||
2003 |
173652 |
100.0 |
100.0 |
7326502 |
100.0 |
100.0 |
2004 |
207765 |
119.6 |
119.6 |
8236587 |
112.4 |
112.4 |
2005 |
221701 |
127.7 |
106.7 |
10616282 |
144.9 |
128.9 |
2006 |
608562 |
350.4 |
274.4 |
14531543 |
198.3 |
136.9 |
2007 |
1810332 |
1042.5 |
297.5 |
20505364 |
279.9 |
141.1 |
Из табл. 2.3 видно, что в 2007 г. объем товарооборота ООО «Глория» в сопоставимых ценах возрос по сравнению с 2003 г. почти в 2.8 раза (на 13178862 тыс.руб.), а по сравнению с прошлым годом – на 41.1 % (на 5973821 тыс.руб.). Прибыль магазина также увеличилась, однако более быстрыми темпами – в 10 раз (1201770 тыс.руб.) по сравнению с 2003 г. и на 197.5 % (1201770 тыс.руб.) по сравнению с прошлым годом.
Расчеты показывают, что среднегодовой темп роста товарооборота ООО «Глория» ниже среднегодового роста прибыли. Данный факт можно оценить
Для формирования ассортимента товаров ООО «Глория» необходимо провести группировку товаров по степени привлекательности их ля анализируемого предприятия. Основными показателями, характеризующими привлекательность ассортиментных групп товаров для ООО «Глория» по степени убывания значимости являются объем выручки от продажи; рентабельность продаж и коэффициент оборачиваемости.
Информация о работе Разработка оптимального ассортимента товаров