Синтетические моющие средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Жизнь современного человека невозможно представить без химических товаров. Они облегчают быт, сохраняют потребительские свойства одежды, предметов домашнего обихода. Ассортимент синтетических моющих средств постоянно обновляется и расширяется за счет как отечественной, так и зарубежной продукцией. К моющим средствам традиционно относят синтетические моющие средства (СМС) и мыло. Синтетические моющие средства (СМС) - это жидкие, пастообразные и порошкообразные вещества, которые содержат поверхностно-активные вещества, а также другие органические и неорганические вещества, повышающие эффективность поверхностно-активных веществ. Все вышеизложенное и обусловило выбор темы настоящей курсовой работы и ее основную цель: изучить товароведную характеристику СМС, рассмотрение ассортимента, производства СМС.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач по непродам СИНТЕТИЧЕСКИЕ МОЮЩИЕ СРЕДСТВА.doc

— 978.50 Кб (Скачать файл)

В СМС вводят также нейтральные соли- сульфат и фосфат натрия. Сульфат натрия используется для улучшения сыпучести порошка и растворимости его в воде, увеличивает моющую способность моющих средств, он входит во все виды СМС. Моющие средства содержат также до 30% фосфорных солей - тринатрийфосфатов и полифосфатов для снижения щелочности моющих растворов до рН=7.

В состав СМС для льняных и хлопчатобумажных тканей вводят карбоксиметилцеллюлозу - натриевая соль простого эфира целлюлозы и гликолевой кислоты. Она предотвращает повторное осаждение загрязнений на поверхность хлопчатобумажных тканей. Для предотвращения ресорбции грязи на шерстяных и шелковых тканях в СМС добавляют поливинилпирролидон.

Для сохранения белизны изделий белого цвета в состав СМС вводят химические и физические (оптические) отбеливатели. Из химических отбеливателей, которые используют в СМС для льняных и хлопчатобумажных тканей, обычно применяют соли перекисных кислот (персоли). При температуре моющего раствора свыше 60°С это вещество гидролизуется, выделяя атомарный кислород, который и является отбеливающим и дезинфицирующим агентом.

Современные моющие средства содержат специальные биодобавки для удаления загрязнений жирового происхождения и белковых веществ, содержащих протеин (следы крови, яичного белка, молока) - ферменты (энзимы).

В последнее время признано целесообразным введение в состав синтетических моющих средств в качестве добавки хозяйственного мыла, которое стабилизирует пенообразование и улучшает моющее действие.

В состав СМС для стирки синтетических волокон иногда дополнительно вводят антистатики, которые снимают заряды статического электричества. В качестве антистатиков обычно используют неионогенные и катионоактивные поверхностно-активные вещества.

Неприятный запах в порошкообразных СМС, особенно содержащих ферменты, устраняется введением отдушек, например, парфюмерные отдушки с использованием недорогих эфирных масел с запахом свежести, цитрусовых, цветочных ароматов. В качестве дезинфицирующих добавок чаще всего применяются вещества, обладающие противогрибковым, бактерицидным или бактериостатическим действием. [5, 6, 7]

 

 

1.3 АНАЛИЗ РЫНКА СИНТЕТИЧЕСКИХ  МОЮЩИХ  СРЕДСТВ

Синтетические моющие средства – это моющие средства для стирки, а также средства, дополняющие их действие: отбеливатели, кондиционеры, соли для стирки, восстановители цвета, средства для замачивания, средства для удаления пятен. Российский рынок синтетических моющих средств в последние годы демонстрирует значительный рост, причинами которого является рост уровня доходов населения и изменения в культуре потребления товаров бытовой химии. В период с 2005 по 2010 год рынок вырос в 1,5 раза, и по прогнозам экспертов, будет продолжать расти.

 Тем не менее, уровень  потребления синтетических моющих  средств в России остается одним из самых низких в Европе. Так, по данным социологов и медицинских работников, уровень потребления моющих средств в различной товарной форме должен составлять не менее 7 кг в год. В России потребление на душу населения составляет около 4 кг., в то время как среднее потребление стирального порошка в Германии составляет 10-12 кг в год, в Великобритании - 14,2 кг, во Франции - 15,6 кг, в странах Северной Америки - 28 кг.

В настоящее время развитие рынка обеспечивается за счет роста производства продукции в России. По данным консалтинговой компании CREON, продажи стирального порошка в России в 2009 году выросли на 10% по сравнению с предыдущим годом и спрос на эту продукцию продолжает расти: по прогнозам экспертов, до 2011 года сохранится устойчивая тенденция роста спроса.

Выпуском синтетических моющих средств в нашей стране занимаются около 70 предприятий. Имеющиеся на них производственные мощности составляют, по разным оценкам от 940 тыс. тонн до 1,2 млн. тонн, перспектива роста мощности составляет 10-15% в год. При этом среди производителей заметно выделяются пять крупнейших, на которые приходится максимальная доля мощностей (рисунок 2).


 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Распределение имеющихся производственных мощностей по выпуску синтетических моющих средств на предприятиях России, % [20]

Так, на P&G приходится 25% всех мощностей, «Хенкеля» — 18%, сильны позиции трех российских предприятий - «Нэфис Косметикс» принадлежит 6%, за ней следуют «Сода» (5%) и «Аист» (4%)

 В настоящее время  рынок бытовых средств делят между собой международные и российские производители. В России, как и на мировом рынке бытовых моющих средств, наблюдается устойчивая тенденция расширения зоны присутствия ведущих мировых производителей. Наиболее типичной стратегией вхождения в новые рынки стало приобретение небольших убыточных предприятий. В 2010 году, по экспертным данным, в общероссийском производстве доля отечественных производителей составила 30,8%, доля предприятий с участием иностранного капитала составила 69,2% (рисунок 3), в то время как в 2009 году отечественным предприятиям принадлежало более двух третей рынка, иностранным – треть.


 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Структура российского рынка синтетических моющих средств в 2010 году, % [20]

 

Необходимо отметить, что разделение всей совокупности синтетических моющих средств на средства отечественного производства и зарубежного весьма условно, так как крупные зарубежные компании-производители располагают свои производственные мощности на территории нашей страны.

 Так, в начале 90-х гг. в Россию пришел сначала Procter & Gamble, выкупив крупнейшее предприятие по производству моющих средств - Новомосковскбытхим, а затем Henkel, купивший предприятия “Эра” в г. Тосно и г. Энгельсе, а также ОАО “Пемос” в г. Пермь. Еще один крупный иностранный игрок – “Unilever” владеет ЗАО “Аист”. Импортная продукция поставляется прежде всего компаниями Reckitt Benckiser и Cussons. [21]

 Из российских предприятий  выдерживают конкуренцию с мировыми  гигантами лишь те, кто вовремя  разрабатывает грамотную маркетинговую  политику, следует тенденциям рынка, изучает потребительский спрос. Чтобы отвоевать несколько процентов рынка, наши производители вынуждены разрабатывать собственные бренды или копировать известные иностранные. Ряд таких предприятий - ООО “Нэфис” г. Казань, ОАО “Весна” г. Самара, - продолжают увеличивать производство, как по объему, так и по ассортименту. Другие отечественные предприятия, допустившие маркетинговые просчеты, не выдерживают конкуренции и терпят банкротство. Так, косметический концерн «Калина» закрыл и выставил на продажу завод по производству порошка в Омске. «Московский завод СМС» продал свой бренд «Биолан» компании «Нэфис косметикс» и свернул производство.

В десятку самых популярных брендов по объемам розничных продаж входят (в алфавитном порядке): Ariel (P&G), Deni (Henkel), Dosia (Reckitt Benckiser), Persil (Henkel), Sorti («Нефис Косметике»), Tide (P&G), «Лоск» (Henkel), «Миф» (P&G), «Пемос» (Henkel). По данным компании ACNielsen, их суммарная доля в натуральном выражении составляет 73,2%, в стоимостном — 76,8%.

 По мере роста и  развития рынка, российский покупатель  постепенно привыкает не экономить  на средствах для стирки. Дополнительные  средства для стирки - отбеливатели, пятновыводители, кондиционеры, смягчители  для воды стали привычными и необходимыми. Набирает популярность использование новых многофункциональных средств, обеспечивающих хорошее качество стирки, выведение даже самых устойчивых пятен, сохраняющих цвет и форму изделия. Так, в последние годы зафиксирован рост во всех сегментах рынка моющих средств. Рост группы стиральных порошков в натуральном выражении с января 2010 года по январь 2011-го составил 26%. Рост группы дополнительных средств для стирки (отбеливатели, кондиционеры) в натуральном выражении за аналогичный период составил 43%, причем рост продаж отбеливателей и пятновыводителей - 23%, а кондиционеров - 58% .[22]

 По данным компании  КОМКОН, в 2006 году доля домохозяйств, пользующихся стиральными порошками, составила 98,8%, отбеливателями – 77,4%, кондиционерами – 43,6% (рисунок 4). В 2002 году, по данным этой же компании, порошки покупали 98,2%, отбеливатели – 77,9%, кондиционеры – 25,7%.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 – Доли домохозяйств, использующих синтетические моющие средства, % [20]

 

Как видно из рисунка 4,рост сегмента стиральных порошков составил 0,6%, доля пользователей приближается к 100%, а это значит, что рынок заполнен. В то же время культура потребления дополнительных средств для стирки возрастает, и сегменты отбеливателей и кондиционеров являются достаточно перспективными.

Эксперты отмечают, что объемы продаж синтетических моющих средств подвержены небольшим сезонным колебаниям. В весенне-летний сезон колебания характерны в сегменте моющих средств для цветных тканей, и отбеливающих средств, что связано с летним увеличением количества стирок. В осенне-зимний сезон возрастает спрос на моющие средства для изделий из шерсти, причем пик покупок приходится на апрель, когда происходит смена гардероба и зимняя одежда стирается и убирается до следующего сезона.

 Рынок синтетических моющих средств высококонкурентный, поэтому важность рекламной поддержки на данном рынке очень велика. Для успешной конкурентной борьбы необходимо строить сильные бренды, а одним из основных инструментов этого строительства выступает реклама. По данным TNS Gallup AdFact, крупнейшими рекламодателями на рынке синтетических моющих средств, являются Procter & Gamble, Henkel, Reckitt Benckiser. Игроки рынка отмечают, что уровень продаж рекламируемых средств растет, так как реклама вызывает у потребителя желание попробовать новинку. В результате этого происходит дисбаланс на рынке, поэтому конкуренты тут же реагируют ответным выходом роликов.  «Сильные игроки рынка» много инвестируют в рекламу на телевидении, которое в принципе является основным коммуникационным каналом, использующимся для рекламы моющих средств. Объем наружной рекламы, рекламы на радио и в прессе чаще всего не превышает 0,5% от всего рекламного бюджета. Большую роль при выборе потребителем моющего средства играет и мерчендайзинг, все крупные компании имеют строгие критерии по выкладке средств в магазине.

 Одной из причин  успеха участников рынка синтетических  моющих средств является использование  всех возможных каналов продаж. Задействуются все формы розничной  торговли, начиная от открытых рынков и заканчивая торговыми сетями. Кроме того, у крупных игроков хорошо развита сеть официальных дистрибьюторов. По данным компании КОМКОН, в последние годы в целом по России, и в Москве особенно, покупатели постепенно переориентируются на более цивилизованные форматы продаж (рисунок 5).

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 – Структура форматов продаж синтетических моющих средств в 2010 и 2011 годах, % [20]

 

Из рисунка 5 видно, что доля покупателей моющих средств в специализированных магазинах, супер- и гипермаркетах неуклонно растет, а на рынках – снижается.

Российский рынок синтетических моющих средств растет значительными темпами. Основными причинами роста рынка является увеличение платежеспособности населения и изменения в культуре потребления товаров бытовой химии. В связи с этим, российский рынок обладает огромным потенциалом для интенсивного роста. В настоящее время развитие рынка обеспечивается за счет роста производства продукции в России. Однако среди производителей на рынке доминируют крупные международные компании, которые, выкупив отечественные предприятия, производят продукцию на территории России. За счет активной маркетинговой стратегии и массированной рекламной поддержки своих марок компании вытесняют отечественных производителей.

Участниками рынка используются все формы розничной торговли, начиная от открытых рынков и заканчивая торговыми сетями. На рынке синтетических моющих средств наблюдается общая для товаров народного потребления тенденция - доля покупателей моющих средств в специализированных магазинах, супер- и гипермаркетах растет, а на рынках – снижается, также присутствует доля потребителей осуществляющие  онлайн покупки.

В настоящее время рынок моющих средств России обеспечивается в основном за счет внутреннего производства. При этом различные моющие средства бытового и технического применения производят более 70 предприятий, которые расположены в 30 регионах России, из них около 50 предприятий выпускают продукцию в мелкой таре.

Ведущим производителем моющих средств в России является американское предприятие «Procter&Gamble», на ее долю приходится около 44% от общего объема производства. Второе место занимает «Henkel KGaA» (Германия), ее доля составляет 26% производства.

Среди отечественных производителей успешно развивается предприятие ОАО «Нэфис Косметикс» (занимает около 7% общероссийского производства). Крупными российскими производителями моющих средств также являются ЗАО «Аист» и ЗАО «Невская косметика». [3, 4]

 

 

  • 1.4 МАРКИРОВКА, УПАКОВКА,ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ  ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
  •  

    Для упаковки синтетических моющих средств применяют красочно

    оформленную тару (пачки, банки, пакеты из полимерных материалов), размеры и форму которой утверждает художественный совет. Упаковываются порошкообразные СМС в прочные, аккуратно изготовленные коробки или герметичные пакеты, жидкие и пастообразные - в банки и бутылки. Упаковка должна быть стойкой к внешним воздействиям и самой продукции.

    Информация о работе Синтетические моющие средства