Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:34, курсовая работа
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования системы подбора и найма кадров для магазина «Звездный» и дать практические рекомендации по её оптимизации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты организации труда работников магазина;
проанализировать специфику работы с персоналом магазина «Звездный»;
рассмотреть основные направления совершенствования организации труда работников магазина «Звездный».
Введение 3
1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание 6
1.1. Организация материальной ответственности в магазине 13
1.2. Режим работы и условия труда в магазине 16
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина 22
2. Организация трудовых процессов в магазине 28
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели 28
2.2. Организация труда в супермаркете 30
3. Пути совершенствования трудовых процессов в супермаркете 39
Заключение 40
Список использованных источников 42
В рабочее время включается время, затрачиваемое на подготовительно-заключительные операции. Так, для продавца это время слагается из затрат времени на получение и подготовку товаров к продаже, их размещение и выкладку, подготовку инвентаря и упаковочного материала, проверку весоизмерительного оборудования, подсчет чеков, уборку инвентаря, упаковочных материалов, передачу товарно-материальных ценностей и т.д. На эти операции отводится, как правило, не менее 15-30 мин, но не более 60 мин в смену.
При семичасовом рабочем
дне устанавливают шестидневную
рабочую неделю с одним выходным
днем. В магазине с восьмичасовым
рабочим днем продолжительность
рабочей недели составляет обычно пять
дней с двумя выходными днями.
Общая продолжительность
Если в магазине полуторасменный
режим работы (11 ч в день), то для
работников устанавливается рабочий
день продолжительностью 8 ч с двумя
выходными днями. В исключительных
случаях, когда невозможно установить
рабочий день нормальной продолжительности,
для продавцов и контролеров-
В том случае, если магазин
работает в полторы или две
смены и в течение дня имеет
неравномерный поток
Расчет плановой численности работников производится с учетом режима работы предприятия. При этом учитываются коэффициенты увеличения численности, необходимой для замены временно отсутствующих работников (отпуск, болезнь). При планировании численности продавцов, кассиров, контролеров-кассиров определяют явочную и среднесписочную численность. При расчете численности этих работников используется показатель условного рабочего места. При его определении могут быть взяты показатели средней площади одного условного рабочего места (в продовольственной торговле – 20 кв. м, в непродовольственной – 21,5 кв.м). В явочную численность входят работники, которые ежедневно должны быть на работе в течение рабочего времени с учетом времени, затрачиваемого на подготовительно-заключительные операции. Расчет явочной численности производится по формуле:
Чя = [Рм * (Тр+Тпз)] / Тм,
где Чя – явочная численность работников, чел;
Рм – условное количество рабочих мест, ед.;
Тр – время работы магазина в неделю, ч;
Тпз – время заключительно-
Тм – плановая продолжительность рабочей недели одного работника, ч.
Для расчета среднесписочной численности используется формула:
Чсс = Чя * Тнф / Тпф,
где Чсс – списочная численность работников, чел.;
Чя – явочная численность работников, чел.;
Тнф – полное число рабочих дней на одного работника в год (номинальный фонд);
Тпф – плановый полезный фонд рабочего времени на одного работника в год.
Рассчитанная среднесписочная
численность продавцов может
быть уменьшена с учетом того, что
часть их работы может выполняться
заведующими отделами, их заместителями.
Численность работников мелкорозничной
сети определяется с учетом режима
их работы. Но при этом следует иметь
в виду, что при определении
численности продавцов и
На основе расчета плановой численности работников составляется штатное расписание и производится расчет фонда заработной платы. Штатное расписание представляет перечень всех должностей с указанием количества работников и предусмотренных ставок и окладов (при тарифной системе оплаты труда) либо коэффициентов возрастания заработной платы (при бестарифной системе оплаты труда).
В торговле рынок труда имеет свои особенности, которые выражаются в следующем:
потребность в работниках
торговли растет более быстрыми темпами
по сравнению с другими отраслями,
что свидетельствует о
торговля привлекает большое число работников из других сфер, поэтому здесь работает много людей без специальных знаний, но имеющих опыт работы в различных отраслях экономики;
привлекательность труда в торговле обусловлена более высокой доходностью по сравнению с другими отраслями;
потребность в рабочих профессиях в торговле имеет свою специфику, обусловленную тем, что выявляется устойчивая тенденция спроса на молодых работников. Эта тенденция рынка труда в торговле ставит задачу создавать новый мотивационный механизм стимулирования труда.
Совершенствование организации
труда в магазине неразрывно связано
с улучшением условий труда работников,
которые в значительной мере определяют
их работоспособность и
Улучшению условий труда
работников магазина во многом способствует
широкое применение тары-оборудования
для доставки товаров в розничную
торговую сеть, внедрение средств
механизации погрузочно-
Условия труда работников
магазина во многом зависят от вентиляции
и отопления. В торговом зале и
других помещениях магазина должен поддерживаться
нормальный воздухообмен и температура
воздуха. Температура воздуха в
торговом зале и подсобных помещениях
магазина в холодный период года должна
быть в пределах 17-22°"С, в теплый
период — не превышать 28°С. Согласно
санитарным нормам скорость движения
воздуха в помещениях в теплый
период года может быть в пределах
от 0,3 до 0,5м/с, в холодный — не более
0,3м/с. Превышение этих норм может привести
к возникновению простудных заболеваний
работников магазина. Система вентиляции
и отопления должна предусматривать
равномерное распределение
Особые требования предъявляются к освещению магазинов. Оно должно быть равномерным, достаточно интенсивным, но не ослепляющим. Важно, чтобы освещение не искажало фактический цвет товаров. Рабочие места фасовщиков, продавцов гастрономических товаров, контролеров-кассиров должны освещаться в 1,5-2 раза интенсивнее, чем остальная часть торгового зала.
В рабочих помещениях магазина концентрация пыли в воздухе не должна превышать Юмг/м3. Снизить концентрацию пыли можно при помощи вытяжной вентиляции. Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах и т. д., используют пылесосы.
Неблагоприятное воздействие на организм человека оказывает шум. Он приводит к переутомлению работников, развитию различных заболеваний. Основными источниками шума в магазинах являются транспортеры, холодильные и вентиляционные установки, а также некоторые другие виды торгово-технологического оборудования. Шум оказывает отрицательное воздействие не только на работников магазина, но и на покупателей. Предельно допустимый уровень шума для торговых залов магазинов составляет 50-60 дБ.
Улучшению условий труда работников торговли, повышению культуры обслуживания покупателей способствуют также соблюдение требований технической эстетики при организации рабочих мест и оформлении интерьеров, а также строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий труда. Магазины должны располагать необходимыми санитарно-техническими устройствами и бытовыми помещениями.
На производительность труда
работников магазина, качество обслуживания
покупателей существенное влияние
оказывает микроклимат в его
коллективе. Благоприятный микроклимат
в коллективе предполагает доброжелательное
отношение работников друг к другу,
дружную работу, взаимовыручку и
т. д. Он во многом зависит от характера
и стиля руководства
1.3. Оплата и анализ
производительности труда
Заработная плата является частью дохода собственника торгового предприятия, расходуемого для оплаты труда наемного работника в соответствии с условиями найма. Организация заработной платы включает следующие элементы: тарифную систему, формы и системы оплаты труда.
Организация заработной платы в торговле осуществляется в соответствии со следующими принципами:
В условиях различных организационно-
Системы оплаты труда |
Повременная |
Сдельная |
Гибкая | ||
Простая повременная |
Прямая сдельная |
Остаточная | ||
Повременно-премиальная |
Сдельно-премиальная |
Бестарифная | ||
Повременная с контролируемой выработкой |
Сдельно-прогрессивная |
Контрактная | ||
Система плавающих окладов |
Комиссионная |
|||
Рис. 1. Формы и системы оплаты труда
При повременной оплате труда заработная плата работнику начисляется в соответствии с окладом за фактически отработанной время. Сдельная система представляет собой оплату в зависимости от объема работ по установленным расценкам. В последнее время получили широкое распространение гибкие системы, в которых заработная плата увязывается с конечным результатом.
Сдельная оплата труда в зависимости от способа учета выручки и поощрения имеет следующие системы: прямую сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, комиссионную.
Гибкие системы оплаты
труда в современных условиях
тесно увязываются с конечными
результатами деятельности предприятия.
Широко применяется остаточная системы,
при которой заработная плата
работников находится в тесной связи
с суммой полученной прибыли как
в отдельном подразделении (отделе,
секции), так и в целом на предприятии.
Такая система оплаты труда способствует
возникновению профессиональной конкуренции
между работниками, что, в свою очередь,
влияет на культуру обслуживания. При
этой форме оплаты труда каждому
работнику устанавливается
Для повышения трудовой активности персонала широко используется система материального стимулирования, в которой используются различные формы – премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности, доплаты и надбавки, различные единовременные поощрения за результаты труда и социальные выплаты. На предприятиях разрабатывается положение о материальном стимулировании, которое содержит общие положения, порядок и размеры премирования, лишения и снижения размера премий, правила выплаты надбавок за выслугу лет. Основанием для начисления премий являются данные бухгалтерской и статистической отчетности предприятия за отчетный месяц.
Структура и численность
персонала на торговых предприятиях
в значительной степени зависят
от форм собственности. В связи с
этим выделяют работников – собственников
имущества и наемных