Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель проведения исследования – определить перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь, раскрыть перспективы повышения результативности ее использования
Задачи исследования – показать виды розничной торговой сети, дать им характеристику, определить состояние розничной торговой сети потребительской кооперации.
В курсовой работе проведен анализ развития розничной торговой сети Республики Беларусь, в том числе потребкооперации, за 2009-2011 годы.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………..……3
1.Виды розничной торговой сети, их характеристика …………….……............5
2.Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации
Республики Беларусь …………...........................................................................13
3. Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение результативности её использования………………………………………………………………….……21
Заключение…………………………………………………………………..….….26
Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 85.00 Кб (Скачать файл)

          Учреждение образования

               «Белорусский торгово-экономический университет

                 потребительской кооперации»

 

 

 

                              Кафедра коммерции и технологии торговли

 

 

                          КУРСОВАЯ РАБОТА

 на тему «Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

коммерческого факультета

группы К-31

Хоронеко С.А.

 

Научный руководитель:

Юркова И. Б.

 

 

 

 

 

                                  Гомель 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………….………..……3

1.Виды розничной  торговой сети, их характеристика  …………….……............5

2.Состояние  розничной торговой сети потребительской  кооперации 

Республики  Беларусь …………...........................................................................13

3. Перспективы  развития розничной торговой  сети потребительской кооперации  Республики Беларусь и повышение  результативности её использования………………………………………………………………….……21

Заключение…………………………………………………………………..….….26

Список использованных источников……………………………………..………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие  торговли, прежде всего, показывает способность  общества решать важнейшие социально-экономические  проблемы. Торговля в условиях рыночных отношений превращается в сложную  динамичную систему, функционирующую  в рамках чрезвычайно крупномасштабной, быстроменяющейся социально-экономической  рыночной среды. Весь спектр сложных  позитивных и негативных процессов, происходящих в экономической и  социальной жизни, как страны, так  и регионов, находит отражение  и в торговле.

Розничная торговля является важным звеном на рынке  товаров, которое предназначено  для обслуживания населения и  оказания услуг покупателям.

В условиях рыночной экономики доминирует обращение  товаров, поэтому роль торговли как  связующего звена между сферой производства и сферой потребления увеличивается. От торговли производители получают достоверную информацию о требованиях  потребителей и изменении спроса на производимую продукцию. В соответствии с полученной информацией осуществляется производство товаров, необходимых  потребителю. Торговля выступает посредником  между производством и потреблением, обеспечивая воспроизводственный  процесс, при этом розничная торговля завершает процесс обращения товаров.

Характеризуя  место торговли в экономике страны, следует отметить, что торговля –  одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Около 90 % своих доходов  население расходует на приобретение предметов потребления в розничной  торговой сети.

Одним из хозяйственных субъектов рынка, осуществляющим розничную торговлю, является потребительская кооперация. Торговля является основной отраслью потребительской кооперации.

Потребительская кооперация является преимущественно  сельской торговой системой, так как  занимается торговым обслуживанием  в основном сельского населения. Поэтому потребительская кооперация в экономике страны имеет большое  значение, как сельская торговая система.

Осуществляя свою деятельность в сельской местности, кооперативная торговля обслуживает  не только своих членов, но и других жителей, что определяет ее социальную значимость. Услугами торговых предприятий  потребительской кооперации в настоящее  время пользуются 40 % населения Республики. В этом состоит значимость и актуальность выбранной темы.

  Объектом исследования выступает розничная торговая сеть потребительской кооперации Республики Беларусь. Предмет исследования - это состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь.

Цель  проведения исследования – определить перспективы  развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь, раскрыть  перспективы повышения результативности ее использования

  Задачи исследования – показать виды розничной торговой сети, дать им характеристику, определить состояние розничной торговой сети потребительской кооперации.

В курсовой работе проведен анализ развития розничной торговой сети Республики Беларусь, в том числе потребкооперации, за 2009-2011 годы.

При написании курсовой работы были использованы труды отечественных авторов: С.Н Виноградовой, В.Н. Платонова.

Основными источниками, на которые опирается теоретическая часть работы, является учебник «Организации и технология торговли» по редакцией С.Н. Виноградовой , статьи “Стратегические направления развития розничной торговли потребительской кооперации Республики Беларусь на период до 2010 года” автора Трусова Р.А., “ Состояние и направления развития торговли потребительской кооперации на 2011 год и перспективы до 2015 года” автора   Кохно П.А.

При написании курсовой работы были использованы как общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, наблюдение, так и специфические.

Объем   курсовой работы составляет 29 страниц, использовано 6 таблицы,14 литературных источников и 8 статистических.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Виды  розничной торговой сети, их характеристика

 

         Торговля - одна из крупных отраслей экономики Республики Беларусь.

В 2010 г. розничный товарооборот торговых организаций, включая общественное питание,  в стране составил  50885 млрд. руб. в фактически действующих  ценах, или примерно 7179 тыс. руб. в  расчете на душу населения.

Торговля  представляет собой обособившуюся  на основе общественного разделения труда совокупность предприятий, реализующих  товары народного потребления путем  купли-продажи. Расширение торговой деятельности приводит к экономии живого и овеществленного  труда, связанного с реализацией  товаров, ускоряет оборот общественного  продукта, способствует удовлетворению личных потребностей.

         Торговля подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

 Внутренняя  торговля осуществляет реализацию  товарной продукции на внутреннем  рынке страны. Она охватывает  оптовую и розничную торговлю. Именно розничная торговля завершает  процесс товарного обращения,  так как с ее помощью товары, произведенные в других отраслях  экономики, доводятся до потребителей. [13, с. 399-400]

Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли. В ней завершается процесс  обращения товаров.

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых предприятий и торговых единиц. Магазины, имеющие статус торгового  предприятия, должны обладать экономическими, организационными и правовыми признаками. Они наделены основными и оборотными средствами, состоят на хозяйственном  расчете, имеют самостоятельный  баланс, свою внутреннюю структуру, единое управление, пользуются правом юридического лица. Структурные подразделения  торговых предприятий объединены экономически. Их деятельность регламентируется уставом  или положением. Таким образом, к  магазинам – торговым предприятиям могут быть отнесены только крупные  магазины, их объединения.

Переход к рыночным отношениям ведет к  демонополизации розничной торговли и появлению торговых предприятий  различных форм собственности. В  сфере торговли имеются наиболее благоприятные условия для развития частной собственности. Это приводит к появлению большого числа хозяйствующих  субъектов торговли, имеющих право  юридического лица. На смену монопольной  системе государственной и кооперативной  торговли медленно, но неизбежно проходит система свободного предпринимательства, основанная на самостоятельности и  независимости хозяйствующих субъектов.

         Розничная торговля осуществляется через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автомагазин и иные ).

С учетом особенностей торгового обслуживания населения розничная торговая сеть делится на стационарную, передвижную, посылочную.

Ведущая роль в обслуживании населения принадлежит стационарной сети, к которой относятся магазины и мелкорозничная сеть.   

Через магазины реализуется основная часть товаров. Они занимают наибольший удельный вес в общем количестве розничной торговой сети. Такое положение обусловлено тем, что магазины имеют ряд преимуществ: в них концентрируется более широкий ассортимент товаров, расширяется возможность предоставления дополнительных услуг, внедрение современной технологии и механизации торговых процессов, улучшений условий труда, повышения культуры обслуживания населения.

К мелкорозничной торговой сети относятся павильоны, палатки, ларьки, киоски, а также торговые автоматы. В отличие от магазинов они не имеют торговых залов и сооружены из легких конструкций. Мелкорозничная торговая сеть обладает большой гибкостью, возможностью быстрого развертывания и максимального приближения к населению, не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации. Она дополняет сеть магазинов в период сезонной торговли овощами, фруктами, цветами, напитками. Как  самостоятельная сеть павильоны, платки, киоски, ларьки используются для торговли табачными, кондитерскими изделиями, книжной, журнальной продукцией, газетами, мороженым.

Недостатками  мелкорозничной торговой сети являются узость ассортимента, отсутствия удобств для покупателей при выборе товара, сложность в создании надлежащих условий для хранения товаров и для торгового персонала. Разновидностью мелкорозничной торговой сети являются торговые автоматы. Торговые автоматы могут быть использованы для продажи штучных, фасованных товаров, жидких продуктов, напитков в местах скопления людей: в школах, в местах отдыха, на предприятиях, крупных фирмах, на территориях рынков, центральных улицах и площадях городов и поселков.

Передвижная торговая сеть имеет важное значение при обслуживании сельских тружеников. Они подразделяются на развозную (автомагазины, судолавки) и разносную. Используется она для обслуживания малых сел и деревень, не имеющих стационарной торговой сети.

Автомагазины используются для торгового обслуживания населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети; работников в местах проведения сельскохозяйственных работ во время посевных, уборочных; на фермах и отгонных пастбищах; в местах заготовок; осуществляют торговое обслуживание массовых мероприятий (ярмарок, базаров, выставок-продаж, мест массового отдыха населения и т.д.)

Для обслуживания рыбаков во время путины, экспедиций, речников

 используют  судолавки, небольшие суда, приспособленные к торговли. Их ассортимент состоит из продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости. Могут быть предложены и необходимые виды услуг.

Для продажи  кондитерских, табачных изделий, мороженного, книг, газет, и других товаров применяется разносная торговля.

Розничная посылочная торговля осуществляется предприятиями-изготовителями, оптовыми базами, оптово-торговыми фирмами через почту. Это удобная для населения форма продажи товаров, и в перспективе она должна получить широкое развитие. Выбор товаров при такой форме их продажи осуществляется по специальным каталогам, выполняющим рекламную роль и имеющим всю необходимую информацию. Удовлетворение индивидуального заказа населения должно осуществляться в достаточно короткие сроки, точно в соответствии с требованиями заказчика, наложенным платежом.

Все рассмотренные  виды торговой сети должны применяться  в комплексе. Они дополняют друг друга, позволяют повысить уровень  торгового обслуживания, учитывать  условия труда и быта сельского  населения.

Основными показателями, характеризующими розничную  сеть, являются:

  • фактическая обеспеченность населения торговой площадью в квадратных метрах на 1000 жителей;
  •   плотность розничной торговой сети ( количество магазинов на 100 территории);
  •   уровень специализации;
  •   средний размер магазина
  •   пропускная способность магазина
  •   радиус обслуживания.[1,c.307-309]

Таким образом,   розничная     торговля - вид     торговли   товарами, предназначенными для личного,  семейного,  домашнего  потребления  и иного  подобного      использования,  не связанного с предпринимательской  деятельностью.

          Розничная (торговая) сеть - торговая сеть, представленная розничными торговыми объектами. [12]

         Торговый объект - имущественный комплекс, а также иное имущество, используемое для осуществления торговли, принадлежащие на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или на ином законном основании торговым организациям и (или) индивидуальным предпринимателям

         Товародвижение - процесс физического перемещения товара от

производителя в места продажи или потребления.[9]

     На процесс товародвижения оказывают влияния различные факторы, которые можно объединить в следующие группы: социально-экономические, производственные, транспортные и торговые.

Информация о работе Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь