Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель проведения исследования – определить перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь, раскрыть перспективы повышения результативности ее использования
Задачи исследования – показать виды розничной торговой сети, дать им характеристику, определить состояние розничной торговой сети потребительской кооперации.
В курсовой работе проведен анализ развития розничной торговой сети Республики Беларусь, в том числе потребкооперации, за 2009-2011 годы.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………..……3
1.Виды розничной торговой сети, их характеристика …………….……............5
2.Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации
Республики Беларусь …………...........................................................................13
3. Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение результативности её использования………………………………………………………………….……21
Заключение…………………………………………………………………..….….26
Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 85.00 Кб (Скачать файл)

   Так, с 2009 по 2011 годы доля рынка, занимаемая  частной торговлей, увеличилась на 22995 млрд. руб. Соответственно, доля потребительской кооперации, входящей в частную торговлю, увеличилась на   4491 млрд. руб., а доля рынка, занимаемая иностранной торговлей, также увеличилась за этот же период на 4441 млрд. руб. Но,  доля рынка, занимаемая государственной торговлей,  за период    2009-2011 годы возросла на 4862 млрд. руб. А это говорит о том, что потребительская кооперация уступает государственной   торговле уже на протяжении 2009-2011 года.

        Значительные изменения происходили и в развитии сети предприятий розничной торговли. Она занимает основное место в материально-технической базе всей системы торговли, От состояния и развития торговой сети во многом зависят как степень удовлетворения потребностей населения в товарах, так и культура торгового обслуживания.

        В условиях развития рыночных  отношений численность предприятий  розничной торговой сети определяется прежде всего потребностями населения. Рост товарооборота и резкое расширение ассортимента реализуемых товаров обусловит в дальнейшем расширение торговой сети и торговых площадей за счет различных источников финансирования.

        Динамика развития розничной  торговой сети приведена в  таблице 2.2

 Таблица  2.2 –Динамика развития розничной торговой сети Республики     Беларусь за 2009-2011 гг.

 

Показатели 

Годы

Динамика, %

Отклонение(+;-)

2009

2010

2011

2011 к 2009

2011 к 2010

2011 от 2009

2011 от 2010

1.Число объектов розничной торговли (магазинов и палаток), всего, тыс. единиц

43,4

45,7

47,1

108,52

103,06

3,7

1,4

В том числе:                  1.1.Объектов розничной торговли (магазинов и палаток) потребительской кооперации, тыс. единиц

10,9

10,6

10,1

92,66

95,28

-0,8

-0,5

1.2 .Доля объектов розничной торговли  потребительской кооперации, %

25,1

23,2

21,5

-

-

-3,6

-1,7

2.Число магазинов, всего, тыс. единиц

37,8

40,4

47,2

124,87

116,83

9,4

6,8

В том числе:                  2.1. Магазинов потребительской кооперации, тыс. единиц

10,6

10,3

10,1

95,28

98,06

-0,5

-0,2

2.2.Доля магазинов потребительской  кооперации, %

28,04

25,50

21,44

-

-

-6,6

-4,06

3.Торговая площадь магазинов, всего,  тыс. м²

3496

3705

3941

112,73

106,37

445

236

В том числе:                   3.1. Торговая площадь магазинов потребительской  кооперации, тыс. м²

1010

1000

987

97,7

98,7

-23

-13

3.2. Доля торговой площади  магазинов  потребительской кооперации, %

28,89

26,99

25,04

-

-

-3,85

-1,95


 

  Источник: Примечание - Источник: составлено автором на основe [20, 21, 22]

 Данные таблицы 2.2 свидетельствуют о росте числа объектов розничной торговли на период с 2009 по 2011 гг. на 9,4 тыс.ед. В том числе за счет площадь магазинов увеличилась на 445 тыс. м²  за аналогичный период.

          Что касается потребительской  кооперации, то здесь  мы видим,  что доля объектов розничной  торговли уменьшается. На период с 2009 по 2011 гг. количество магазинов уменьшилось на 500 единиц, также сократилась торговая площадь на 23 тыс. м².

          Рассмотрим структуру торговой сети потребительской кооперации.

 

Таблица 2.3 – Структура розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь за 2009-2011 гг.

 

Показатели

Годы

 

Динами-ка, %

Отклонение (+;-) 2011 г.

от 2009 г.

2009

2010

2011

 

2011 г.

к

2009 г.

по количеству, ед.

по удель-ному весу, %

Коли-чество, ед.

Удель-ный вес, %

Коли-чество, ед.

Удель-ный вес, %

Коли-чество, ед.

Удель-ный вес, %

1. Стационарная торговая сеть

В том числе:

11046

94,86

10853

95,12

10505

94,93

95,10

-481

+0,07

1.1. Магазины

10747

92,27

10574

92,67

10309

92,63

95,92

-438

+0,36

1.2.Мелкорозничная торговая сеть (палатки, ларьки, киоски)

299

2,6

273

2,4

251

2,3

83,95

-48

-0,3

2. Передвижная торговая сеть

В том числе:

482

4,1

557

4,9

564

5,1

117,01

+82

+1

2.1.Автомагази-ны

475

4,1

548

4,8

555

5,

116,84

+80

+0,9

3.Всего  рознич-ных торговых объектов

11644

100

11410

100

11129

100

95,58

-515

-


 Примечание - Источник: составлено автором на основе [15, 16, 17]

          Как показывают данные, наибольший удельный вес в торговой сети потребительской кооперации занимает стационарная торговая сеть.

     Количество объектов стационарной  торговой сети  потребительской кооперации за период  2009-2011 гг. сократилось на 481 единиц, за счет уменьшения количества  магазинов на 438 единиц и мелкорозничной торговой сети на 48 единиц. Но следует отметить, что количество передвижной торговой сети за этот период увеличилось на 82 единиц, в основном   за счет ввода новых автомагазинов.

          Это привело к  уменьшению общего количества  розничных торговых объектов потребительской кооперации за 2009-2011 гг. на 515 единиц.

         Так как торговая сеть потребительской кооперации неотъемлемая часть розничной торговой сети Республики Беларусь приведем данные о развитии розничной торговой сети по областям.

 

Таблица 2.4- Динамика развития розничной торговой сети Республики Беларусь по областям за 2009-2011 гг.

 

Области

Число объектов розничной торговой

 сети, ед.

Магазинов, единиц

Торговая площадь

магазинов, тыс. м2

2009

2010

2011

2011

в % к

2009

2009

2010

2011

2011

в % к

2009

2009

2010

2011

2011

в % к

2009

 Брестская

7381

7672

8554

115,89

6702

7049

7818

116,65

503,8

526,9

571,2

113,38

 Витебская

6350

6703

6929

109,12

5616

6059

6208

110,54

476,0

498,4

520,8

109,41

 Гомельская

6376

6597

6791

106,51

5539

5825

6024

108,76

522,7

549,5

583,7

111,67

             Гродненская

5363

5678

5777

107,72

4787

5121

5236

109,38

395,9

414,6

428,4

108,21

 Минская

7362

7758

7567

102,78

6419

6867

6796

105,87

553,0

577,4

620,0

112,12

  Моги-

 левская

6059

6322

6395

105,55

5082

5466

5523

108,68

425,3

449,4

466,3

109,64

Итого по Республике Беларусь

43355

45657

47149

108,75

37787

40402

41930

110,96

3495,6

3705,2

3940,5

112,73


Примечание - Источник: составлено автором на основе [18 ]

        Данные таблицы 2.4 показывают положительную тенденцию роста количества объектов розничной торговой сети и магазинов. На протяжении 2009-2011 гг. число объектов розничной торговли по Республике в целом увеличилось на 8,75% , что связано с увеличением количества магазинов на 10,96% . Это в свою очередь привело к расширению торговой площади на 12,73%.

Увеличение  количества розничных объектов и  магазинов по областям происходило неравномерно. За период  2009-2011 гг. наибольший прирост объектов розничной торговой сети и количества магазинов в Бресткой области. Этот показатель равен 16,65%. Наибольший прирост торговой площади приходится на   Брестскую область. Он равен 13,38%. Наименьший прирост числа объектов розничной торговой сети и  количества магазинов   приходится на Минскую область, а торговой площади на Гродненскую область.

Автомагазины имеют важное значение  для торгового обслуживания населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети, в местах заготовок, местах осуществления торгового обслуживания массовых мероприятий (ярмарок, базаров, выставок - продаж, мест массового отдыха населения и т.д.). Рассмотри динамику развития автомагазинов потребительской кооперации.

 

Таблица 2.5 - Динамика развития автомагазинов потребительской        кооперации Республики Беларусь за 2009-2011 гг.

 

 

 

 

Облпотреб

союзы

Годы

Отклонение (+;-)

2009

2010

2011

2011 от 2009

2010 от 2009

Ко-

личе-

ство, еди-ниц

Удельный  вес, %

Коли-чес-тво, единиц

Удельный  вес, %

Ко-личе-ство, еди-ниц

Удельный  вес, %

По количеству, еди-ниц

По удельному  весу, %

По коли-че-ству, еди-ниц

По удельному  весу, %

Брестский

36

7,58

46

8,39

48

8,65

+12

+1,07

+10

+0,81

Витебский

135

28,42

144

26,28

145

26,13

+10

-2,29

+9

-2,14

Гомельский

61

12,84

74

13,50

76

13,69

+15

+0,85

+13

+0,66

Гродненский

75

15,79

85

15,51

88

15,86

+13

+0,07

+10

-0,28

Минский

103

21,68

123

22,45

122

21,98

+19

+0,3

+20

+0,77

Могилевский

65

13,68

73

13,32

76

13,69

+11

+0,01

+8

-0,36

Предприятия Белкоопсою-за

-

-

3

0,55

0

-

-

-

-

-

Итого по Белкоопсою-зу

475

100

548

100

555

100

+80

-

+73

-


 

  Примечание - Источник: составлено автором на основе [15, 16, 17]

          Данные таблицы 2.5 свидетельствует, что наибольший удельный вес по количеству автомагазинов потребительской кооперации  занимает на протяжении 2009-2011 гг. Витебский облпотребсоюз, наименьший - Брестский облпотребсоюз.  Количество автомагазинов за период 2009-2011 гг. увеличилось на 80 единиц.  Наибольшее увеличение количества автомагазинов приходится на Минский облпотребсоюз. Этот показатель равен 19 единицам. Наименьшее увеличение количество автомагазинов приходится на Витебский облпотребсоюз. Этот показатель равен 10 единицам.

     Так как, сеть магазинов потребительской кооперации, расположенных в сельской местности, занимают значительный удельный вес в общем количестве магазинов потребительской кооперации, необходимо  рассмотреть её  в динамике.

 

Таблица 2.6 – Динамика развития сети магазинов потребительской кооперации, расположенных в сельской местности за 2009-2011 гг.

 

Годы

Количество магазинов, расположен-ных в сельской местности

Удельный вес в общем  количестве магазинов, %

Отклоне-ние по удельному весу

(+;-) от 2009 г., %

Торговая площадь магазинов, расположенных в сельской местности

Удельный вес в торговой площади магазинов, в целом по Республике Беларусь, %

Отклонение по удельному  весу (+;-) от 2009 г., %

в едини-цах

в % к 2009 г.

тыс. м2

в % к

2009 г.

2009

7687

100

72,56

-

611,8

100

60,57

-

2010

7424

96,58

71,94

-0,62

598,7

97,97

59,87

-0,7

2011

7020

91,32

70,82

-1,12

576,0

94,15

58,36

-2,21


Примечание - Источник: составлено автором на основе [18, 19]

Данные  таблицы 2.6 показывают, что количество магазинов, расположенных в сельской местности за 2009-2011 гг. уменьшилось

Информация о работе Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь