Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 16:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование товароведной характеристики жевательной резинки.
Для осуществления поставленной цели решили следующие задачи:
провели анализ научной и нормативной информации, касающейся анализа рынка и товароведной характеристики жевательной резинки;
исследовали потребительские предпочтения в отношении жевательной резинки на рынке г. Кемерово.
Изделия хорошего качества имеют хрупко-пластичную консистенцию – после жевания растягиваются и ни в коем случае не прилипают к зубам.
Жевательная резинка должна иметь равномерную окраску и сухую поверхность.
К физико-химическим показателям качества относятся массовая доля влаги, массовая доля общего сахара (по сахарозе), массовая доля золы, нерастворимой в растворе соляной кислоты с массовой долей 10 %.
Влажность в соответствии с рецептурой, но не более 7 %. Массовая доля общего сахара не должна превышать 80 %, золы, нерастворимой в 10 %-ном растворе соляной кислоты, - не более 6 %.
/Рыжакова, ГОСТ Р 51561/
Пищевая ценность жевательной резинки характеризуется органолептическими свойствами, определяющими ее функциональное назначение, и безопасность. Жевательная резинка обладает биологической и физиологической ценностями, а ее реальная энергетическая ценность с учетом малых доз потребления (2-5 таблеток в сутки или 2-10 г.) очень низкая (1-2,5 ккал в одной таблетке). Усвояемость жевательной резинки тоже не высокая, поскольку основная ее масса состоит из неусвояемой эластичной основы, составляющей от 20 до 60 % общей массы. Из усвояемых питательных веществ в жевательной резинке преобладают сахара (от 32 до 80 %). В меньшем количестве в ней представлены органические кислоты и зольные вещества, в основном нерастворимые в соляной кислоте (не более 6 %). В резинке отсутствуют белки, жиры, витамины и другие ценные питательные вещества.
Поскольку жевательная резинка удовлетворяет в основном разновидность психических потребностей – органолептические потребности, для потребителя является важным длительное сохранение вкуса при длительном жевании. В этом заключается отличие жевательной резинки от сахаристых кондитерских изделий, которые длительно не жуются, а либо их сосут, либо, разжевав, проглатывают внутрь. Жевательную резинку жуют не для ее измельчения, а ради самого процесса жевания, а также вкусовых и ароматических ощущений. Для продления этих ощущений в жевательную резинку добавляют фиксаторы вкуса. Не смотря на это, хорошо различимый интенсивный вкус ощущается в течение 5-10 мин, после чего остается слабый сладкий вкус, сохраняющийся в течении очень длительного времени, если жевательная резинка приготовлена на подсластителях.
При оценке качества жевательной резинки могут быть обнаружены дефекты.
/КарташоваЛ.В.
товароведенье
Показателями качества жевательной резинки являются органолептические и физико-химические показатели качества. Все показатели качества нормируются нормативным документам, ГОСТ Р 51561-2000 «Резинка жевательная. Общие технические условия». Энергетическая ценность жевательной резинки очень низкая. Усвояемость жевательной резинки тоже не высокая, так как состоит до 60 % из несъедобной эластичной основы. В жевательной резинки отсутствуют белки, жиры, витамины и другие ценные питательные вещества. Дефекты жевательной резинки определяются только при оценке качества и проявляются в виде дефектов консистенции (недостаточная эластичность и растяжимость), вкуса и запаха (посторонний привкус и запах, резкий запах эссенции).
Идентификация – это отождествление, установление совпадения испытуемого товара аналогам (образцу) из однородной группы, по характеризующимся той же совокупностью технологических показателей, или описанию товара на маркировке, в товарно-сопроводительных и нормативных документах и перечнях.
Объектами идентификации являются товары, услуги, ценные бумаги, информация, рабочая сила и другие объекты коммерческой деятельности.
Фальсификация – действия,
направленные на обман покупателя и/или
потребителя путем подделки объекта
купли-продажи с корыстной
Объектами фальсификации являются продовольственные товары, маркировочные и идентификационные знаки, товаросопроводительная документация, информация о товаре.
/Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: Учебник – 2-е изд. / И.П. Чепурной - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. – 460 с./
Такой продукт, как жевательная резинка условно относится к сахарным изделиям и рассматривается в одном ряду с фруктово-ягодными изделиями.
/Рыжакова/
К общим идентифицирующим
признакам ассортиментной и квалиметрической
характеристик жевательной
Цвет жевательной резинки
очень разнообразен и характеризуется
широкой гаммой цветов и оттенков,
обусловленных применением
Цвет дражированной
Форма жевательной резинки не отличается большим разнообразием, данный показатель формируется в процессе производства и на последующих этапах технологического цикла товародвижения не может быть изменен. Для жевательной резинки характерны следующие формы:
Состояние поверхности жевательной
резинки характеризуется формой
поверхности (выпуклая или плоская),
гладкостью или шероховатостью, наличием
блеска или матовости, а также
отделкой (глазированием, обсыпкой сахарной
пудрой). Регламентация указанных
единичных показателей
Вкус и запах являются важнейшими показателями квалиметрической идентификации. Любые несоответствия вкуса и запаха, а главное – наличие посторонних привкусов и запахов служат основанием для снижения градации качества.
Для большинства видов жевательной резинки характерно наличие сладко-кислого вкуса, причем кислотность слабо выражена.
Запах жевательной резинки
определяется в комплексе со вкусом.
В жевательной резинке
Итак, показатели «вкус и запах» имеют высокую значимость для квалиметрической идентификации, однако их нельзя отнести к достоверным признакам ассортиментной идентификации.
Консистенция – комплексный показатель, применяемый при ассортиментной идентификации. У жевательной резинки консистенция должна быть хрупкопластичная: после жевания растягивающаяся, вязкопластичная, после разжевывания не прилипающая к зубам. Согласно рецептуре в жевательной резинке может допускаться так называемый «жидкий центр», в основном свойственный дражированным жевательным резинкам.
Идентифицировать жевательную резинку можно по органолептическим показателям качества. Жевательная резинка идентифицируется по: цвету самого изделия, а дражированная жевательная резинка по цвету глазури; вкусу и запаху; состоянию поверхности, по форме изделия, консистенции. Все эти характеристики позволяют провести ассортиментную и квалиметрическую идентификацию.
Различают несколько видов фальсификации жевательной резинки:
При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной замены его заменителями другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков.
Качественная фальсификация – подделка подлинных товаров с помощью различного рода пищевых или непищевых добавок или нарушений рецептур для изменения качественных показателей органолептических и других свойств продуктов.
В зависимости от используемых средств фальсификации, степени введения заменителя и нарушения рецептурного состава фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации:
Количественная фальсификация – это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (масса, объем, длина и т.п.) от предельно допустимых норм отклонений.
Стоимостная фальсификация
– обман потребителя путем
реализации низкокачественных товаров
с меньшими количественными
Информационная фальсификация
– обман потребителя с помощью
неточной или искаженной (ложной) информации
о составе и/или свойствах
/Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: Учебник – 2-е изд. / И.П. Чепурной - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. – 460 с./
Каждый вид фальсификации имеет свои характерные способы подделки товаров, а при комплексной – сочетание различных двух, трех или всех пяти видов.
Факторы, формирующие качество пищевых продуктов – это комплекс мероприятий направленных на выпуск высококачественной продукции.
Сохраняющие факторы пищевых продуктов – это совокупность средств, методов и условий внешней среды, влияющих на надежность товара.
К факторам, формирующим качество жевательной резинки относятся: основной состав, сырье, применяемое при производстве жевательной резинки и технологический процесс ее производства.
1.5.1.1 Основной состав
Состав жевательной резинки изменился производителями, пока не было найдена «идеальная формула» резинки. В настоящее время резиновая основа составляет более 20 % от общей массы жевательной резинки, сахар до 60 %. Другими компонентами жевательной резинки являются вкусовые добавки, красители, ароматические вещества – все вместе они составляют 5 %. Значительное количество этих веществ содержится в тайне, равно как и компонентный состав каждого вкуса и аромата.
В последнее время стали популярны резинки, содержащие сахарозаменители и противокариозные вещества, например. Соединения фтора, ксилита, карбамида.
Состав жевательной резинки: