Сравнительная оценка образцов черного чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Предметом изучения: маркировка товаров, ее значимость в товароведной деятельности.
Целью данной курсовой работы является изучение чая в общем, рассмотрение товароведной характеристики чая.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический материал о черном чае;
- определить объекты и методы исследования;
- провести оценку маркировки образцов;
- провести органолептическую оценку образцов черного чая;
- проанализировать результаты исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………….
3
1.
Теоретические аспекты темы……………………………………
5
1.1.
Понятие маркировки товаров, требования…………………….
6
1.2.
Классификация ассортимента черного чая…………………….
8
1.3.
Факторы, формирующие качество черного чая……………….
12
1.4.
Особенности упаковки и маркировки черного чая……………
18
1.5.
Значимость упаковки и маркировки черного чая в товароведной деятельности…………………………….………
22
1.6.
Требования к качеству черного чая……………………………
26
2.
Сравнительная оценка образцов черного чая………………….
27
2.1.
Характеристика образцов……………………………………….
28
2.2.
Оценка упаковки и маркировки образцов черного чая………
29
2.3.
Оценка органолептических показателей качества черного чая.
30

Заключение………………………………………………………
31

Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

Пачки, коробки или  чайницы с чаем укладывают в чистые, сухие, не имеющие постороннего запаха фанерные или картонные ящики, выстланные изнутри бумагой. Продукцию укрывают бумагой, поверх которой кладут ярлык, на котором указаны дата упаковки и фамилия упаковщика. Ящики закрывают крышкой и забивают.

Гарантийный срок хранения фасованного отечественного чая  и купажированного с импортным - 12 мес. со дня упаковки и фасованного импортного чая - 18 мес. При упаковывании чая в ящики с мешками-вкладышами из полиэтилен-терефталатной пленки срок хранения увеличивается до двух лет. Срок хранения нефасованного черного и зеленого чая - 8 мес. [1]

 

 

1.5 Значимость  упаковки и маркировки черного  чая в товароведной деятельности.

Система товароведения - это не только элементы и связи товароведения, но и методы и приемы управления ими. Обязательными ее элементами являются: планирование ассортимента, определение цен, маркировка, сбыт, а также специальные виды стимулирования спроса, среди которых не последнее место занимает именно упаковка. [12]

Для удовлетворения потребностей производители предпринимают  целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Потребности  людей безграничны, а вот ресурсы  для их удовлетворения ограничены. Производитель товара должен искать потребителей, которым он хочет продавать товар, выяснить их потребности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий их потребности. Товар в реальном исполнении имеет пять характеристик: уровень качества, набор свойств, специфическое оформление, марочное название и специфическая упаковка. Что касается одной из составляющих товара - упаковки, то это одно из действенных орудий маркетинга, продвижению которой способствуют следующие факторы:

- самообслуживание в торговле;

- рост достатка потребителей;

- образ фирмы и образ марки;

- новые упаковки, обеспечивающие сохранность. [11]

Упаковка - несомненный  символ сегодняшнего рынка. С точки  зрения силы воздействия на покупателя она вне конкуренции среди прочих средств продвижения товара. Она позволяет продавать товар значительно дороже, ничего в нем не меняя. На сегодняшний день ситуация на рынке такова, что основным фактором успеха компании становится не столько наращивание объемов производства, сколько эффективность технологий продвижения товара. Когда рынок перенасыщен, одной из составляющих успеха становится грамотный выбор упаковки. Красивая яркая упаковка подсознательно связывается с получением положительных эмоций, ожиданием лучшего качества продукта. Здесь срабатывает простая психология, заключение, что если производитель потратился на упаковку, то у него есть средства и возможности выпуска более качественной продукции. Упаковка - это "немой" диалог между покупателем и производителем. Чтобы добиться максимального эффекта, нужно помнить одно правило: упаковка должна в полной мере соответствовать характеристикам продукции, которая позиционируется. Если соответствия нет, человек продукцию такого рода перестаёт замечать и покупать. [11]

Система самообслуживания, которую используют современные торговые точки, предполагает, что любой товар должен быть упакован и упаковка постепенно принимает на себя функции продавца. От нее требуется представить товар, убедив покупателя в необходимости именно его приобретения. Если учесть, что ассортимент среднего магазина и супермаркета насчитывает от нескольких сотен до десятка тысяч наименований, визуальное взаимодействие покупателя с упаковкой длится около 0,20 секунды. [8]

Материал упаковки целиком зависит от самого товара. Главное, как обыграть упаковку. Яркий пример грамотной маркетинговой политики и стимулирования спроса - экспансия упаковок ПЭТ и Tetra Pak на молочный рынок. Молочные продукты в ПЭТ (кефир, йогурт) воспринимаются покупателем как премиальные продукты, с соответствующей ценой. Все эти марки продуктов напрямую связываются со здоровым образом жизни. [11]

Цвет. На данном этапе исследования потребители  уже четко понимают, к какой  товарной группе принадлежит продукт, и на фокус-группах предлагают свое цветовое решение, варианты образов, которые порождает название. Компания, которая проводит исследование, анализирует эти данные и дорабатывает упаковку, базируясь на направлении восприятия потребителя. Как правило, если компания приняла решение придумать оригинальный концепт упаковки, использовать нетрадиционную цветовую гамму, - это требует проведения большего количества исследований, чем при стандартном цикле тестирования.

Рекламная поддержка. Рекламная концепция вывода товара на рынок неотделима от самого продукта. И здесь все будет зависеть только от тех задач и возможностей, которые производитель ставит перед новинкой.

В борьбе за покупателя, технологический процесс изготовления упаковки только усложняется, предлагая  все больше новых решений для  стимулирования спроса покупателей. Предлагаются как старые, так и новые методы дополнительного привлечения. Это лотереи, викторины, оригинальный дизайн для товаров "премиум" и многое другое. Не человек выбирает товар, а товар уже наш выбор.

Информация  на упаковке чая. Так как большинство любителей чая в мире проживает на достаточном отдалении от плантаций и произрастания чайных деревьев, то выбирать чай им приходится, не срывая листочек на кусте, а в супермаркете. И основывать свой выбор им приходится, читая упаковку чая, расшифровывая, что там написано. А маркировка чая это довольно непростой вопрос, запутанный и тернистый. Объясняется всё это тем, что в мире существует несколько способов маркировки чая, свои термины и свои слова, свои сокращения. Но, как правило, на коробочках чая вообще не бывает этой полезной и необходимой для правильно выбора чая информации. [14]

Если чай хорошего качества, то на его упаковке будет указана следующая информация: место выращивания чая, от географического региона и до склона горы, на котором росло чайное дерево, климатические условия именно в этом сезоне уборки чая, сорт, вид чайного дерева, время сбора урожая, особенности технологии и сбора чайного листа. Разумеется, на вкусовые и ароматические качества влияет не только это, но и другие факторы.

Сопутствующая информация на упаковке чая можно квалифицировать по нескольким категориям. После необходимой информации описывается сам чай, его вкусовые и ароматические качества, его качество и другие хвалебные слова. Обычно подобранные эпитеты — всего лишь реклама, хотя довольно редко встречаются весьма полезные вещи. Иногда здесь встречается расшифровка аббревиатур для тех, кто не обладает познаниями в данной области. [14]

Далее чаще всего идет информация про то, как правильно заваривать чай.

После этого обычно указывается  фирма, которая продает чай. Она  может быть различной — от простых юридических данных до истории фирмы. Так же могу быть указаны награды и знаки особого качества.

На упаковке чая может быть написано несколько производителей чая. На то есть три причины. Первое название может указывать на производителя, обычно это плантация, которая принадлежит какой-либо компании. Второе название может содержать информацию о производителе-упаковщике. А третье название может нести в себе имена дистрибьюторов. Единичные случаи, когда все эти три фирмы соединяются в одну. Чаще на практике происходит частичное разделение по стадиям.

В мире производителей чая не так уж и много. И самые солидные и крупные из них всем любителям чая отлично известны. Список всех компаний Индии производящих настоящий дарджилинг со всеми реквизитами можно найти на сайте дарджилинга. И заглянув на страничку этого сайта не сложно вычислить поддельный чай. Однако почти самым главным показателем качества чая является то, что все его реквизиты переведены в полном объеме.

Выбирая чай по упаковке нельзя быть уверенным в его качестве. Лучше приобретать чай известных  компаний.

 

 

      1. Требования к качеству черного чая.

Черный чай, поступающий в реализацию должен подтверждаться соответствующими сертификатами качества и соответствовать требованиям качества согласно ГОСТ 1938-90.

Черный чай, поступающий  в реализацию подразделяют на 5 сортов: Букет, высший, 1-й, 2-й, 3-й.

Таблица 1

Органолептические показатели качества чая. [1]

Наименование показателей

букет

высший

первый

второй

третий

Аромат 

и вкус

полный 

букет, тонкий нежный аромат, приятный сильно терпкий вкус

нежный аромат, приятный с терпкостью вкус

достаточно нежный аромат, средней  терпкости вкус

 недостаточно

выраженные  аромат и терпкость

слабый 

аромат слаботерпкий вкус

Настой

яркий прозрачный интенсивный, «выше среднего»

Яркий прозрачный «средний»

Недостаточно яркий, прозрачный «средний»

Прозрачный «ниже средний»

Недостаточно прозрачный «слабый».

Цвет разваренного листа

однородный  коричнево-красного цвета

недостаточно 

однородный  коричневый

неоднородный, темно-коричневый, зеленоватый  оттенок

внешний вид чая:

- листовой

  - мелкий

ровный однородный хорошо скрученный ровный, однородный, скрученный

недостаточно 

ровный, скрученный, недостаточно ровный с наличием пласт-го

неровный, недостаточно скрученный неровный, пластинчатый

- гранулиро

ванный

-

Достаточно ровный, сферической, продолговатой формы


 

 

 

Дефекты:

К дефектам чая можно  отнести технологические, а также дефекты, возникающие в результате хранения. Первая группа дефектов влияет на органолептические свойства, заметно их ухудшая, а вторая меняет и органолептические показатели, и безопасность продукта.[6]

К технологическим дефектам относятся дефекты внешнего вида, цвета, вкуса и аромата.

Дефекты внешнего вида.

Наличие посторонних  примесей (загрязнение грубыми листьями, минеральными примесями, наличие других растений и т. д.) может возникнуть из-за нарушений  при сборе чая, плохой сортировке и очистке при производстве. Достаточно часто таким образом фальсифицируют продукт.

Дефекты цвета.

Темный цвет разваренного листа возникает в результате излишне долгого завяливания, а также длительной ферментации чайного листа.

Мутный настой может  возникнуть в результате старения чая или при длительной ферментации.

«Незрелость» чая возникает вследствие недостаточного времени ферментации.

Дефекты вкуса  и аромата.

«Пустой» вкус у настоя возникает вследствие слабого скручивания  или очень длительной ферментации.

Кислый вкус и запах  — при нарушении ферментации и сушки.

Затхлый, плесневелый вкус и запах—при увлажнении чая и вследствие нарушенной технологии производства. [3]

«Жаристый» привкус  может возникнуть в тех случаях, когда в процессе сушки температура  была слишком высокой.

К дефектам, возникающим при нарушении режимов хранения, относятся увлажнение и плесневение чая, которое возникает в результате нарушения температурно-влажностного режима хранения. Увеличение влажности воздуха и температуры приводит к накоплению микотоксинов, из-за чего чай становится небезопасным.

Помимо этих дефектов в результате хранения в чае могут  происходить изменения, зависящие от свойств чая, а также технологии производства и хранения.

К таким изменениям можно  отнести старение чая, которое представляет собой совокупность окислительных процессов, приводящих к частичной потере вкусовых и ароматических веществ. По своей природе старение является продолжением процесса ферментации. При ферментации происходит окисление дубильных веществ чая под действием пероксидазы, а также окисление фенольных соединений под действием кислорода воздуха. При хранении все эти процессы продолжаются, приводя к изменению цвета (вещества, придающие чаю золотисто-желтую окраску, окисляются с образованием теарубигенов, в результате чего настой чая при длительном хранении становится красным или темно-коричневым), а также к потере терпкости (при уменьшении теофлавина вкус чая становится грубее). [3]

Ухудшение вкуса происходит в том числе из-за гидролиза и окисления липидов, а изменение цвета и потеря части аромата — за счет окисления полифенолов, эфирных масел, аминокислот и т.д.

Степень старения чая  зависит от его вида, содержания дубильных веществ, степени их окисления, влажности, а также от состояния  упаковки и соблюдения условий и сроков хранения.

Как уже отмечалось выше, старение чая зависит также от влажности: чем она выше, тем скорость старения соответственно больше. [4]

Информация о работе Сравнительная оценка образцов черного чая