Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 18:30, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является разработка маркетинговых мероприятий по стимулированию сбыта для увеличения будущих объемов продаж вино-водочного отдела в ОАО «Универмаг «Центральный»
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
- изучение существующих методов стимулирования потребителей;
- изучение существующих способов рекламы товаров на месте их продажи;
- дать характеристику организации деятельности вино-водочного отдела в ОАО «Универмаг «Центральный»;
- разработать маркетинговое мероприятие по стимулированию сбыта вино-водочной продукции в ОАО «Универмаг «Центральный»;
- дать оценку эффективности предложенным мероприятиям.
Товарный профиль (тип) и специализация универмага определены его Уставом.
В этом магазине используются две формы торгового обслуживания: традиционное, т.е. через прилавок, и самообслуживание. Самообслуживание дает возможность покупателям самостоятельно выбирать необходимые товары и не стоять в очереди или зависеть от продавца.
В качестве оснащения магазина используется современная торговая мебель и торгово-техническое оборудование. Продовольственный отдел универмага оснащен высокоэффективным холодильным оборудованием с централизованным хладоснабжением - оно более экономично. Включенные в его систему холодильные прилавки, прилавки-витрины требуют для хладоснабжения меньших затрат электроэнергии, не создают шума в зале, не выделяют при эксплуатации тепла, проще в обслуживании.
Также в оснащении продовольственного отдела ОАО «Универмаг «Центральный» имеет современное электронное контрольно-кассовое оборудование. В магазине четыре расчетных узла, что позволяет быстро обслуживать покупателей, особенно в «час-пик». Осуществляется обслуживание по пластиковым картам «VISA Electron», «Maestro», «БелКарт-М» и т.д.
При планировке торгового зала был использован комбинированный вид планировки:
- линейный, т.е. горки, прилавки,
пристенное оборудование
- островной, т.е. торговое
оборудование размещено в
Среди способов выкладки товара в универмаге можно выделить несколько видов:
- горизонтальная;
- вертикальная;
- навалом (на полках, в корзинах, открытых холодильных прилавках).
Сопутствующие товары выложены навалом у расчетных узлов. Все товары расположены на видном месте и легкодоступны для покупателей.
Каждый из продавцов-консультантов может дать всю необходимую информацию о продукте, если у покупателя появляется в этом необходимость.
В продаже имеются продукты как доступные по цене, то есть для широкого потребителя, так и продукты для гурманов, имеющие высокую цену. То есть ассортимент магазина учитывает различные доходы различных слоев населения.
В универмаге также можно приобрести популярные на сегодняшний день свежеприготовленные салаты, выпечку, рыбные кулинарные изделия, вареные овощи, приготовленные поварами этого магазина. Для удобства покупателей местные повара комплектуют различные наборы из мяса (например, мясо для шашлыка, азу, гуляш).
Вино-водочный отдел достаточно маленький, площадью около 13 м2. Оборудован он, достаточно новым оборудованием, в основном стеллажами, есть также 3 стеклянные стеллажа-витрины. Ассортимент данного отдела может удовлетворить спрос даже самых изысканных и требовательных покупателей. Водочная продукция представлена такими белорусскими производителями как РУП «Климовичский ликеро-водочный завод», РПУП «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко», СООО «Завод виноградных вин «Дионис», РУП «Минск-Кристалл» и др., также можно найти водку иностранных производителей таких марок как «Финляндия», «Абсолют», «Немиров» и др. Винная продукция представлена как производителями Беларуси, так и Молдовы, Чили, Венгрии, Грузии и др. В отделе можно приобрести и коньяки, и виски, и ликеры, и бренди как отечественных, так и зарубежных производителей. Недостатком данного объекта является то, что он находится в стороне от основного потока потребителей. По этой причине реализация вино-водочной продукции не удовлетворяет требованиям политики проводимой ОАО «Универмаг «Центральный» и требует стимулирования.
В целом, продовольственный отдел ОАО «Универмаг «Центральный» можно охарактеризовать как обычный продуктовый магазин со стандартным ассортиментом.
2.2 Методы исследования
В данной курсовой работе использованы методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, дедукция.
А также методы эмпирического исследования:
- изучение литературы, документов;
- изучение результатов деятельности предприятия;
- наблюдение, опрос;
- изучение и обобщение опыта.
Метод – это система приемов или способов исследования и познания определенного объекта или явления для достижения требуемых результатов.
Успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям выбираются методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации эти методы используются. Достоверные результаты исследования могут быть достигнуты только тогда, когда выбраны правильные инструменты для исследовательского процесса, которыми являются методы исследования.
Правильно подобранные методы исследования позволяют получить результаты с гораздо меньшими затратами ресурсов на исследования (времени, финансовых средств и т.п.)
По направленности на результат исследования методы могут быть фундаментальными и прикладными.
Важнейшая задача фундаментальных исследований – познание новых законов и закономерностей.
Прикладные исследования – это оригинальные познавательные работы, проводимые для реализации конкретной практической цели на базе достижений фундаментальных исследований в области техники и технологии, т.е. решение практических проблем и задач. Прикладные методы исследования включают, как правило, работы по внедрению полученных результатов.
Таким образом, в прикладном отношении цель исследования применительно к социально-экономическим системам заключается в выявлении и обосновании на научной основе направлений их совершенствования. Разработку мероприятий по реализации направлений и повышение на этой основе эффективности функционирования. [7, с. 58-61].
Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.[12] Данный метод был использован в главе 1 Стимулирование продажи товаров.
В данной работе проведены социологические исследования: методом наблюдения, проводимые на изучаемом объекте, вино-водочного отдела в ОАО «Универмаг «Центральный», путем частого посещения объекта. Данные полученные в ходе исследовании были использованы в постановке целей и задач курсовой, выборе темы работы, оценке организации работы вино-водочного отдела.
Наблюдение – это метод научного познания, состоящий из действий, направленных на восприятие явлений действительности. При использовании наблюдения получают информацию о свойствах и отношениях исследуемых объектов. Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Можно выделить следующие этапы наблюдения:
- определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);
- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
- выбор способа наблюдения,
наименее влияющего на
- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и не включенное — «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.[12]
Опрос является наиболее часто используемым способом сбора информации в современных социологических исследованиях. Он представляет собой форму вербальной коммуникации между исследователем и испытуемыми. Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование — заочным опросом.
Результативность беседы,
интервьюирования и
Экспедиционными (устный) опрос проводится специально подготовленными работниками (регистраторами), которые фиксируют ответы респондентов в формулярах наблюдения. Формуляр представляет собой бланк документа, в котором необходимо заполнить поля для ответов.
Методом опроса использовался при проведении беседы с покупателями ОАО «Универмаг «Центральный», т.е. для сбора информации, которая впоследствии подверглась теоретическому анализу и синтезу дедуктивным методом для разработки мероприятий по стимулированию сбыта и оценке их эффективности.
В данном интервью были опрошены 100 человек.
Опрос проводился в устной форме, а регистратор сам заполнял бланк со слов респондента, то есть анкетный опрос осуществлялся экспедиционным способом.
Дедуктивный метод основан на получении вывода при рассуждении от общего к частному. То есть, новое знание о предмете получают путем изучения свойств предметов данного класса.
Анализ - это метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части. Когда ученый пользуется методом анализа, он мысленно разделяет изучаемый объект, то есть, выясняет, из каких частей он состоит, каковы его свойства и признаки.
Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему.
Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования.
Прямые (эмпирические) анализ и синтез применяются на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего.
Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяют структурно-генетические анализ и синтез. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное в них, их «клеточку», оказывающую решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.[12]
Продажа товаров на основе самообслуживания - один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределить функции между работниками магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в узлах расчета, обслуживаемых контролерами-кассирами. При самообслуживании изменяется технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина.