Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 18:59, контрольная работа
Изложена методика органолептического анализа качества пищи с использованием бальных оценок и шкал.
Даны краткие характеристики органолептических показателей блюд по группам, приведены данные о сроках реализации блюд.
Настоящие методические указания являются единым нормативным документом для лабораторий, осуществляющих контроль качества сырья и продукции, вырабатываемой в организациях и объектах общественного питания всех форм собственности.
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие Методические указания
по лабораторному контролю качества
продукции общественного
В Методических указаниях
применены унифицированные
Изложена методика органолептического анализа качества пищи с использованием бальных оценок и шкал.
Даны краткие характеристики органолептических показателей блюд по группам, приведены данные о сроках реализации блюд.
Настоящие методические указания являются единым нормативным документом для лабораторий, осуществляющих контроль качества сырья и продукции, вырабатываемой в организациях и объектах общественного питания всех форм собственности.
1. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и виды контроля качества продукции и работы
Под контролем качества понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям.
Контроль качества продукции является составной частью производственного процесса и направлен на проверку надежности в процессе ее изготовления, потребления или эксплуатации.
Суть контроля качества продукции
на предприятии заключается в
получении информации о состоянии
объекта и сопоставлении
Контроль предусматривает
проверку продукции в самом начале
производственного процесса и в
период эксплуатационного
• входной контроль качества сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, инструментов, поступающих на склады предприятия;
• производственный пооперационный контроль за соблюдением установленного технологического режима, а иногда и межоперационную приемку продукции;
• систематический контроль за состоянием оборудования, машин, режущего и измерительного инструментов, контрольноизмерительных приборов, различных средств измерения, штампов, моделей испытательной аппаратуры и весового хозяйства, новых и находящихся в эксплуатации приспособлений, условий производства и транспортировки изделий и другие проверки;
• контроль моделей и опытных образцов;
• контроль готовой продукции (деталей, мелких сборочных единиц, подузлов, узлов, блоков, изделий).
1.2 Организация контроля
качества продукции и
Особое место в управлении качеством продукции занимает контроль качества. Именно контроль как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий выпуска продукции высокого качества. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом.
Именно в процессе контроля
осуществляется сопоставление фактически
достигнутых результатов
Контроль – это процесс определения и оценки информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть).
Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Так говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент.
Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) – это контроль лицами, не зависящими от процесса.
Процесс контроля должен пройти следующие стадии:
1. Определение концепции контроля (всеобъемлющая система контроля «Controlling» или частные проверки);
2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса правления);
3. Планирование проверки:
а) объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.);
б) проверяемые нормы (этические, правовые, производственные);
в) субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля);
г) методы контроля;
д) объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный, ручной, автоматический, компьютеризированный);
е) сроки и продолжительность проверок;
ж) последовательность, методики и допуски проверок.
4. Определение значений действительных и предписанных.
5. Установление идентичности расхождений (обнаружение, количественная оценка).
6. Выработка решения, определение его веса.
7. Документирование решения.
8. Метапроверка (проверка проверки).
9. Сообщение решения (устное, письменный отчет).
10. Оценка решения (анализ отклонений, локализация причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков).
Виды контроля различают по следующим признакам:
1. По принадлежности субъекта контроля к предприятию: внутренний; внешний;
2. По основанию для проведения контроля: добровольный; по закону; по Уставу.
3. По объекту контроля: контроль за процессами; контроль за решениями; контроль за объектами; контроль за результатами.
4. По регулярности: системный; нерегулярный; специальный.
Контроль качества должен подтверждать выполнение заданных требований к продукции, включая в себя:
· входной контроль (материалы не должны использоваться в процессе без контроля; проверка входящего продукта должна соответствовать плану качества, закрепленным процедурам и может иметь различные формы);
· промежуточный контроль (организация должна иметь специальные документы, фиксирующие процедуру контроля и испытаний внутри процесса, и осуществлять этот контроль систематически);
· окончательный контроль (предназначен для выявления соответствия между фактическим конечным продуктом и тем, который предусмотрен планом по качеству; включает в себя результаты всех предыдущих проверок и отражает соответствие продукта необходимым требованиям);
· регистрация результатов
контроля и испытаний (документы
о результатах контроля и испытаний
предоставляются
Особым видом контроля
являются испытания готовой продукции.
Испытание – это определение
или исследование одной или нескольких
характеристик изделия под
· предварительные испытания – испытания опытных образцов для определения возможности приемочных испытаний;
· приемочные испытания –
испытания опытных образцов для
определения возможности их постановки
на производство;· приемо-
· периодические испытания – испытания, которые проводят 1 раз в 3-5 лет для проверки стабильности технологии производства;· типовые испытания – испытания серийных изделий после внесения существенных изменений в конструкцию или технологию.
Точность измерительного
и испытательного оборудования влияет
на достоверность оценки качества,
поэтому обеспечение его
Из нормативных документов,
регламентирующих метрологическую
деятельность, выделяют: Закон РФ о
единстве измерений и международный
стандарт ИСО 10012-1:1992 о подтверждении
метрологической пригодности
При управлении контрольным,
измерительным и испытательным
оборудованием организация
· определить, какие измерения
должны быть сделаны, какими средствами
и с какой точностью;· оформить
документально соответствие оборудования
необходимым требованиям;·
Прохождение контроля и испытаний
продукции должно подтверждаться наглядно
(например, с помощью этикеток, бирок,
пломб и т.д.). Те продукты, которые
не соответствуют критериям
Также необходимо определить специалистов, ответственных за проведение такого контроля и установить их полномочия.
Система контроля качества продукции
представляет собой совокупность взаимосвязанных
объектов и субъектов контроля, используемых
видов, методов и средств оценки
качества изделий и профилактики
брака на различных этапах жизненного
цикла продукции и уровнях
управления качеством. Эффективная
система контроля позволяет в
большинстве случаев
В рыночных условиях хозяйствования существенно возрастает роль служб контроля качества продукции предприятий в обеспечении профилактики брака в производстве, усиливается их ответственность за достоверность и объективность результатов осуществляемых проверок, недопущение поставки потребителям продукции низкого качества.
Необходимость первоочередного совершенствования деятельности служб технического контроля предприятий определяется их особым местом в производственном процессе. Так, непосредственная близость к контролируемым объектам, процессам и явлениям (во времени и пространстве) создает работникам контрольных служб наиболее благоприятные условия для следующего: