Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 17:53, реферат
С развитием пищевой промышленности и расширением ассортимента выпускаемых изделий происходит постоянная дифференциация и специализация ее отраслей, а соответственно и научных исследований в товароведении. Специализация является естественным процессом, способствующим углубленному изучению отдельных узких областей товароведения; в то же время она обусловливает Ослабление естественных связей между его разделами и затрудняет широкие теоретические обобщения, что, в конечном счете, препятствует дальнейшему развитию самого товароведения как науки.
Введение
1. Возникновение товароведения как науки
2. Проблема классификации в науке.
2.1 История возникновения классификации
2.2 Возникновение товароведения как науки
2.3 Причины подвигшие к созданию «науки о товаре»
2.4 Первое упоминание о создании товароведения
2.5 Научный подход к проблемам классификации в товароведении
3. Товароведение в ХХ веке
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Возникновение товароведения как науки
2. Проблема классификации в науке.
2.1 История возникновения классификации
2.2 Возникновение товароведения как науки
2.3 Причины подвигшие к созданию «науки о товаре»
2.4 Первое упоминание о создании товароведения
2.5 Научный подход к
проблемам классификации в
3. Товароведение в ХХ веке
Заключение
Список использованных источников
Введение
Развитие науки, выявление новых научных фактов и данных настоятельно требует периодического обобщения накопившегося материала, на основании которого можно делать определенные выводы, обосновывать различные теоретические положения.
Все это относится и к товароведению продовольственных товаров, которое теснейшим образом связано с торговлей, пищевой промышленностью, сельскохозяйственным производством, а также с естественными, главным образом биологическими, науками.
С развитием пищевой промышленности и расширением ассортимента выпускаемых изделий происходит постоянная дифференциация и специализация ее отраслей, а соответственно и научных исследований в товароведении. Специализация является естественным процессом, способствующим углубленному изучению отдельных узких областей товароведения; в то же время она обусловливает Ослабление естественных связей между его разделами и затрудняет широкие теоретические обобщения, что, в конечном счете, препятствует дальнейшему развитию самого товароведения как науки.
Накопление фактического материала в товароведении началось задолго до возникновения товарного производства, однако наиболее широкое развитие товароведение получило с возникновением и развитием международной и внутренней торговли.
В настоящее время в товароведении продовольственных товаров накопилось большое количество фактического материала, без систематизации которого становится невозможным дальнейшее движение вперед./1/
1. Возникновение товароведения как науки
Товар есть, прежде всего,
внешний предмет, вещь,
которая, благодаря ее свойствам,
удовлетворяет какие-либо
человеческие потребности.
К. Маркс /Капитал/
Товароведение начало создаваться давно, с развитием производства товаров. Но долгое время оно носило описательный характер.
Научное товароведение в России появилось лишь в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков. Основоположниками научного товароведения были русские ученые Я. Я. Никитинский (1854— 1924), П. П. Петров (1850—1928) и Ф. В. Церевитинов (1874—1947)./2/
Свыше 100 лет тому назад К. Маркс дал определение предмета товароведения: «Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведения».
Науку нельзя рассматривать в отрыве от конкретных условий существования общества, поэтому предметом исследования товароведения является не просто потребительная стоимость, а потребительная стоимость как свойство товара.
Таким образом, предметом изучения товароведения является товар, однако эта наука изучает не все его аспекты. Поэтому, прежде всего, необходимо более детально определить и рассмотреть свойства товара, изучаемые товароведением.
В марксистской политической экономии рассматриваются две стороны вещи, выступающей в качестве товара. Во-первых, товар должен быть изготовлен не для собственного потребления, а для обмена, т. е. для продажи. Во-вторых, товар должен удовлетворять какую-либо человеческую потребность, независимо от того, порождается ли эта потребность желудком или фантазией. Следовательно, для удовлетворения физиологических потребностей или других желаний человек должен иметь самые разнообразные предметы.
Рассматривая с этой точки зрения продовольственные товары, можно придти к выводу, что одни из них крайне необходимы для нормальных физиологических функций организма человека, другие выполняют эту роль относительно, а третьи, несмотря на то, что они обладают потребительными свойствами и вызывают чувство удовлетворения, могут быть вредными для здоровья (табак, наркотики). Следовательно, основным содержанием потребительных стоимостей являются их потребительные свойства.
Необходимо иметь в виду, что К. Маркс потребительные стоимости рассматривает в тесной связи с полезными свойствами вещей.
Он пишет, что полезность вещи делает ее потребительной стоимостью, которая обусловлена свойствами товарного тела и не существует вне этого тела. Поэтому товарные тела: пшеница, железо, алмаз и другие — сами являются потребительными стоимостями или благом.
Таким образом, вещь, не обладающая потребительными свойствами, не обладает и потребительной стоимостью, поэтому она не может стать товаром.
К. Маркс указывал, что каждая вещь представляет собой совокупность многих свойств и потому ее полезность можно рассмотреть с различных точек зрения. Следовательно, и способы использования вещей зависят от их свойств. Таким образом, при классификации вещей необходимо исходить из существенных признаков, а не из таких, которые сами являются функцией этих признаков и зависят от них.
Это вовсе не означает, что вообще способ использования вещей нельзя применить в качестве классификационного признака, однако он может быть использован только как вспомогательный признак.
Ф. Энгельс неоднократно обращал внимание на телеологию. Он писал, Гегель совершает переход от химизма к жизни при посредстве телеологии, или учения о цели. Оценка телеологии Ф. Энгельсом дана в следующих строках. «Высшая обобщающая мысль, до которой поднялось естествознание рассматриваемого периода, это — мысль о целесообразности установленных в природе порядков, плоская вольфовская телеология, согласно которой кошки были созданы для того, чтобы пожирать мышей, мыши, чтобы быть пожираемыми кошками, а вся природа, чтобы доказывать мудрость творца»
2. Проблема классификации в науке
2.1 История возникновения классификации
Классификация в науке зависит от уровня экономического развития общества и развития отраслей науки. Поэтому, несмотря на то, что в Древней Греции классификацией занимались такие гениальные естествоиспытатели и философы, как Аристотель, Теофраст и другие, она была далеко не совершенной.
Исторически основные принципы классификации с самого начала разрабатывались в связи с попытками систематизации предметов природы. Необходимость же систематизации промышленных изделий возникла на значительно более позднем этапе, особенно в связи с бурным ростом капиталистического способа производства и торговли./1/
В связи с этим если разработкой классификации естествоиспытатели занимались с древнейших времен, то отдельные попытки классификации промышленных и сельскохозяйственных продуктов были предприняты только с середины XIX в. Собственно, этим и объясняется серьезное отставание классификации продуктов человеческого труда по сравнению с продуктами природы. История классификации растительного и животного мира, по существу, представляет собой историю разработки и применения принципов (признаков) классификации.
История же классификации продуктов человеческого труда состоит в попытках применения разработанных в естествознании (главным образом в ботанике и зоологии) принципов классификации.
Поэтому рассмотрение этого вопроса имеет большое значение для* правильного решения проблемы классификации товаров народного потребления и, в частности, пищевых продуктов.
В истории классификации наиболее ярким примером является классификация растений. Эта классификация может служить аналогом и для классификации в других областях науки, в том числе и в товароведении.
Систематические попытки классификации растений начинаются с 16 в.
Трагус (Иероним Бок) в 1539 г. в своем ботаническом труде классифицировал растения, однако, по произвольным принципам.
Клозиус в своих работах, опубликованных с 1576 по 1605 г., впервые выделил «вид» растения и тем самым указал первые признаки их классификации.
Лобелий (Лобелиус) в основу классификации растений брал только один признак — форму листа (1581 г.).
Геснер (1516—1565 гг.) использовал два признака: строение цветка и плода. Кроме того, четко сформулировал «вид» и «род» и наметил принципы бинарной классификации. Поэтому классификация Геснера имела ряд преимуществ перед существующей.
Следующим шагом в области классификации следует признать работы Цезальпина, который основными признаками классификации растений считал плод, семя и зародыш. На этом основании он выделил бобовые, зонтичные и сложноцветные растения.
В дальнейшем Иоганн Баугин (1541—1616 гг.) четко разграничил понятия «род» и «вид». Он для большинства видов ввел также двойные названия (бинарную систему).
Несмотря на то что классификацией растений в течение XVI и XVII вв. занимались многие естествоиспытатели (Рей, Турнефор и др.), все же большое влияние на дальнейшие разработки не только в ботанике, но и в смежных областях науки приобретают исследования К. Линнея. Поскольку эти работы К. Линнея оказывают большое влияние на классификацию пищевых продуктов, на них необходимо остановиться подробнее.
Карл Линней в 1736 г. опубликовал «Основы ботаники», в 1751 г. «Философию ботаники»1, а в 1768 г. вышла его «Система природы»2.
В своих работах Линней признаки классификации впервые разделил на следующие категории: признаки классов, родов и пород. В качестве существенного признака он использовал строение половых органов размножения растений (число, размеры и расположение тычинок и пестиков), сохранив при этом учет признаков плодов и семян Цезальпина. Линней по этой системе все растения разделил на классы, разряды, подразряды, роды, роды, породы, разнообразия.
История развития науки показывает, что научная классификация в биологии и химии способствовала открытию важнейших законов природы. Между тем классификация продуктов человеческого труда постоянно отстает от уровня науки и техники. Более того, вместе с прогрессом производства материальных благ еще больше увеличивается диспропорция между накоплением новой продукции и ее систематизацией.
Это объясняется тем, что развитие науки и техники способствует резкому увеличению производства продукции сельского хозяйства и промышленности, причем происходят не только количественные изменения, но выпускается качественно новая продукция, которую нельзя упорядочить в рамках старых, традиционных принципов классификации. Поскольку одним из основных признаков существования той или иной науки является наличие научно обоснованной классификации, то с другой стороны, состояние классификации является показателем уровня развития данной науки.
Следует отметить, что создание классификации в любой науке представляет большой труд. Например, известно, какие гигантские усилия были предприняты рядом ученых на протяжении нескольких веков, прежде чем была получена классификация животного и растительного мира. То же можно наблюдать и в любой другой современной науке.
Трудности товароведной классификации заключаются в том, что в общую систему должны быть приведены товары, обладающие самыми разнообразными свойствами.
Настоящее исследование ставит задачу рассмотреть состояние классификации в товароведении пищевых продуктов и на основании изучения исторического опыта классификации в смежных областях знаний и в товароведении попытаться сформулировать принципиальные основы классификации пищевых продуктов в соответствии с общими задачами товароведения.
Классификация происходит от латинских слов сlassis - разряд, facio - делаю и означает распределение классифицируемых объектов в родственные группы по их общим и наиболее характерным, т. с. существенным, признакам.
В самом деле, потребность в классификации возникла из-за наличия в природе множества разнообразных животных, растений и других предметов с целью их объединения в родственные группы и создания общей логической системы.
2.2 Возникновение товароведения как науки
Одной из важнейших проблем науки является проблема классификации. В товароведении этот вопрос до настоящего времени систематически не исследовался. Поэтому в общем теоретическом курсе товароведения одним из самых слабых мест является именно классификация.
В товароведении классификация необходима для того, чтобы огромное количество предметов личного потребления, находящееся в сфере обращения, объединить в родственные группы для приведения в общую систему. В этом отношении характерным является близкий к товароведению исторический опыт классификации зерновых. Ведь потребность в классификации зерна возникла в связи с необходимостью составления больших и однородных партий зерновой массы. Это позволило строить крупные элеваторы и организовать рациональное хранение зерновых запасов в общегосударственном масштабе, начиная с 60-х годов позапрошлого столетия.
Ф. Энгельс о значении классификации писал: «Эмпирическое естествознание накопило такую необъятную массу положительного материала, что в каждой отдельной области исследования стала прямо-таки неустранимой необходимость упорядочить этот материал систематически и сообразно его внутренней связи. Точно так же становится неустранимой задача приведения в правильную связь между собой отдельных областей знания. Но, занявшись этим, естествознание вступает в теоретическую область, а здесь эмпирические методы оказываются бессильными, здесь может оказать помощь только теоретическое мышление».