Товароведение в ХХ веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 17:53, реферат

Краткое описание

С развитием пищевой промышленности и расширением ассортимента выпускаемых изделий происходит постоянная дифференциация и специализация ее отраслей, а соответственно и научных исследований в товароведении. Специализация является естественным процессом, способствующим углубленному изучению отдельных узких областей товароведения; в то же время она обусловливает Ослабление естественных связей между его разделами и затрудняет широкие теоретические обобщения, что, в конечном счете, препятствует дальнейшему развитию самого товароведения как науки.

Содержание

Введение
1. Возникновение товароведения как науки
2. Проблема классификации в науке.
2.1 История возникновения классификации
2.2 Возникновение товароведения как науки
2.3 Причины подвигшие к созданию «науки о товаре»
2.4 Первое упоминание о создании товароведения
2.5 Научный подход к проблемам классификации в товароведении
3. Товароведение в ХХ веке
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Товар.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

На основании обобщения накопленного к тому времени материала была разработана классификация пшеницы.

Рост промышленной и сельскохозяйственной продукции в связи с принятыми Советским правительством мероприятиями после окончания гражданской войны и развитие торговли вновь выдвинули проблему классификации товаров.

В этой связи заслуживает внимания работа проф. Я. Я. Никитинского (старшего), опубликовавшего в 1923 г. свое исследование по классификации предметов народного потребления. К классификации товаров он первым подошел «с потребительской точки зрения».

Указанный труд Я. Я. Никитинского представляет значительный интерес. К тому же основные положения этой работы в товароведной литературе до настоящего времени не подвергались изучению и анализу. Поэтому на ней следует остановиться несколько подробнее.

В качестве основного классификационного признака Я. Я. Никитинский использовал физиологические особенности организма человека как потребителя, но не исходил из особенностей самих классифицируемых изделий, что значительно важнее для классификации пищевых продуктов. С этой точки зрения потребности человека автор делил на две главные категории: источники, или носители энергии, и ее хранители.

Носителей энергии (пищевые продукты, топливо) он называет «энергетической группой», хранителей же энергии (материалы, вернее сырье для одежды, материалы для постройки жилья), он относит к «служебноэнергетическим».

Товары первой группы Я. Я. Никитинский предлагает оценить по количеству заключающейся в них скрытой, потенциальной энергии в калориях.

Оценку пищевых продуктов Я. Я. Никитинский приводит аналогично топливу (по величине, аккумулируемой в них энергии), что с точки зрения современной науки в питании и роли пищевых продуктов в организме человека является неправильным.

Значение схемы Никитинского состоит и в том, что применил оригинальную трактовку в подборе классификационных признаков.

Недостаточная разработка классификации не могла не возбудить интерес ученых к этой проблеме. Проблема классификации товаров народного потребления вновь стала предметом исследования. Еще с 1959 г. в ряде работ автора обращалось внимание на актуальность проблемы классификации пищевых продуктов и указывалось на примерное направление в ее решении.

В 1962 г. этот же вопрос был выдвинут Г. Грундке на Международной теоретической конференции товароведов в г. Лейпциге. В дальнейшем он развивал свои взгляды в ряде работ.

Работы Г. Грундке имеют большое теоретическое значение, прежде всего, потому, что он фактически опирается на исторический опыт и исходит из основных теоретических разработок классификаторов естествознания. В этом легко убедиться при сопоставлении товарной систематики, предложенной Г. Грундке с вышеприведенным материалом по истории классификации в естествознании.

Недостатком классификации Г. Грундке мы считаем стремление дать совокупную классификацию таких неоднородных по своим потребительным свойствам изделий, такими являются пищевые и непищевые товары.

Заслуживает большого внимания также работа Г.Д. Раинак и И. Н. Вольпер по научной классификации пищевых продуктов с учетом их потребительной ценности. Прежде всего, эта работа важна своей постановкой вопроса. Кроме того, она имеет значение и потому, что дает набросок классификации пищевых продуктов. Как показывает само название, принципиальной основной этой классификации является весьма важный показатель качества пищевых продуктов — «потребительная ценность» и в связи с этим при классификации практически использовалась и степень изменения первоначальной формы продукта.

При этом авторы пользовались основными принципами логических операций деления объема понятий и вытекающими отсюда правилами. Кроме того, ими предложен «вариант схемы классификации», по которому Предлагаются следующие категории (в порядке уменьшения) : отрасль, раздел, класс, группа, тип товара, товарный вид, подчиненный вид товара, сорт товара и класс качества.

Несмотря на отмеченные достоинства рассматриваемой работы, предлагаемый ее авторами «Набросок системы классификации» имеет ряд недостатков. Прежде всего, понятие основного классификационного признака «потребительная ценность» продуктов была сужена до понятия «питательная ценность». По схеме классификации нельзя определить, как был использован этот последний признак. Ведь в предлагаемой схеме пищевые продукты делятся на следующие четыре раздела: 1) пищевые товары с натуральным составом; 2) рафинированные товары; 3) вкусовые товары (продукты, воздействующие преимущественно на нервную систему); 4) прочие товары пищевого значения.

Таким образом, первые два раздела пищевых товаров фактически выделены па основе степени изменения их первоначальной природы (или по принципу их переработки), 3-й раздел — по их способности влиять на нервную систему (вкусовые товары), а 4-й раздел — по пищевому значению.

Следовательно, при составлении указанной схемы был нарушен единый принцип классификации.

Кроме того, авторы к рафинированным (т. е. очищенным) продуктам относят растительные масла (даже нерафинированные), маргарин, майонез, мед, даже пиво, виноградные и плодово-ягодные вина и прочие нерафинированные продукты, что является неправильным.

Таким образом, на основе правильного применения существенного классификационного принципа, взятого авторами, и уточнения некоторых вышеуказанных недостатков можно получить более приемлемую, научно обоснованную классификацию пищевых продуктов.

По сравнению с предыдущими работами более капитальным трудом по классификации товаров народного потребления является Общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции. При его составлении были использованы те классификационные признаки, которые являются наиболее существенными для целей данной классификации. Такими признаками оказались: характер процесса производства продукции; физические, химические, геометрические и другие природные свойства продукции; производственное и потребительское назначение продукции.

 

Заключение

 

В заключении хочу сказать, что в настоящее время товароведение приобрело огромное значение в нашей жизни. Товароведение полностью охватило нашу жизнь. Теперь эта наука изучает как продовольственные и непродовольственные товары, но и экономические проблемы, связанные с процессами товарооборота. Товароведение вобрало в себя множество наук, которые существовали отдельно, то есть, товароведение сформировалось, как синтез различных наук для данного объекта – товара.

 

Список использованных источников

 

1 Чоговадзе Ш.К. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. – М.: «Экономика», 1971г. – 302с.

2 Выщепан А.Г., Мельман  М.Е. Товароведение продовольственных товаров. – М.: «Государственное издат. торговой литературы», 1955г. – 377с.

3 Афанасьева Л.Р., Базарова  В.И. и др. Товароведение продовольственных товаров. – М.: «Экономика», 1982г. – 376с.

 


Информация о работе Товароведение в ХХ веке