Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение ассортимента и экспертиза качества йогуртов, реализуемых в магазине «Магнит».
Задачи курсовой работы:
изучить российский и региональный рынок молочных продуктов;
изучить классификацию и характеристику кисломолочных напитков;
собрать данные по ассортименту йогуртов и описать его структуру;
Рисунок 4. Структура ассортимента молочных продуктов, %
Из рис. 4 видно, что большую часть в структуре ассортимента занимают кисломолочные продукты – 30 %, по 20 % приходится на питьевое молоко и сыры, на молочные консервы, масло из коровьего молока и мороженое по 10 % соответственно. Кисломолочные продукты признаны диетическими, благодаря высокой усвояемости, стимулированию секреторной деятельности желудка, поджелудочной железы, кишечника. В желудке они створаживаются, образуя рыхлый сгусток или хлопья, легко доступные действию пищеварительных ферментов.
Рассмотрим подробнее ассортимент кисломолочных продуктов. В магазине «Магнит » представлены следующие кисломолочные продукты: простокваша, ацидофильные продукты, кефир, сметана, творог. Процентное соотношение кисломолочных продуктов, реализуемых в магазине «Магнит» представлено на рис.5.
Рисунок 5. Ассортимент кисломолочных продуктов, %
Из рис. 5 видно, что наибольшую часть кисломолочных продуктов занимает простокваша, на ее долю приходится 50 %. В магазине «Магнит» реализуется обыкновенная простокваша - жирная (3,2% жира), нормальной жирности (2,5%) и обезжиренная (1%). Особой разновидностью является мечниковская простокваша, которая изготовляется с использованием двух микроорганизмов: молочнокислого стрептококка и болгарской (ацидофильной) палочки. Ряженка, или "украинская простокваша" реализуется 4%-6%-8%-жирности.
Согласно данным представленным на рис.5 кисломолочные продукты занимают большую долю среди молочных продуктов, представленных в магазине. Ассортимент йогуртов, в магазине «Магнит» представлен двумя видами: фруктовый или овощной йогурт и ароматизированный йогурт. Их процентное соотношение представлено на рис. 6.
Рисунок 6. Ассортимент йогуртов в зависимости от вида,%
Из рис. 6 следует, что наибольшую долю ассортимента в магазине «Магнит» занимают ароматизированные йогурты, на них приходится 60%, а всего 40 % - на фруктовые.
В зависимости от вида тары йогурты представлены в упаковках типа «Пюр-Пак», ПЭТ−бутылка, термосвариваемые пакеты. Ассортимент йогуртов, в зависимости от вида упаковки представлен на рис.7.
Рисунок 7. Ассортимент йогуртов, в зависимости от вида упаковки, %
Наибольшее распространение в магазине «Магнит» получила упаковка типа ПЭТ-стаканчики,40%. Использование современных пластиковых стаканчиков позволяет лучше сохранить свойства продукта и увеличить срок его хранения. На пластиковые бутылки приходится 30 %, они более безопасны и удобны в применении в сравнении со стеклянными аналогами. К тому же данная форма упаковки предоставляет производителям практически неограниченные возможности в дизайне, будь то форма или этикетка. В связи с этим все большую популярность приобретают термоусадочные этикетки, идеально повторяющие при усадке необычную форму бутылки. Наиболее экономичной упаковкой по-прежнему остаются полиэтиленовые термосвариваемые пакеты.
Йогурты, реализуемые в магазине «Магнит», поставляются российскими производителями. Основными производителями являются фирмы: «Юнимилк», «Вимм-Билль-Данн Продукты питания», «Данон индустрия», «Кампина» и «Эрманн». Процентное соотношение основных производителей представлено на рис. 8.
Рисунок 8. Ассортимент йогуртов в зависимости от производителя, %
Из данных, приведенных на рис.8 видно, что большую долю йогуртов, реализуемых в магазине, представляют йогурты производимые фирмой «Вимм-Билль-Данн» и «Данон индустрия», 30%. Это йогурты: «Фругурт», «Чудо» и т.д. На долю производителя «Кампина» приходится 20%, который выпускает йогурт «Fruttis». По 10 % - «Эрманн» и «Юнимилк».
Обобщая данные можно сделать вывод. Молочные продукты занимают большую долю в ассортименте продуктов реализуемых, в магазине «Магнит». Йогурты, представленные в ассортимент магазина разнообразны по вкусам и видам. Хотя в отношении производителей ассортимент не велик, и представлен только отечественными марками, и не большим контингентом производителей. Для привлечения потребителей производители йогуртов повышают качество продукта, так например, применяя упаковку типа «ПЭТ-стаканчики и бутылки». Которые увеличивают срок годности йогурта, и являются более удобной для потребителя. Производители выпускают больше тех йогуртов, которые пользуются большим спросом. Все это говорит что ассортимент, представленный в магазине «Магнит», направлен на увеличение спроса покупателей, и как следствие увеличение прибыли.
На первом этапе исследования проводился анализ информации для потребителей. Изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация для потребителя должна быть понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.
Был проведен анализ информации для потребителей в соответствии с ФЗ РФ от 12 июня 2008 г. №88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».
Информация для потребителей представлена в табл. 8.
Таблица 8. Анализ информации для потребителей
Требования Технического регламента |
Характеристика образцов | ||||
Образец 1 |
Образец 2 |
Образец 3 |
Образец 4 |
Образец 5 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Наименование продукта |
Продукт йогуртный пастеризованный фруктовый, обогащенный кальцием «Эрмик», клубника |
Продукт кисломолочный пастеризованный ароматизированный вкус вишня, «Фругурт» |
Продукт йогуртный пастеризованный с соком абрикоса, обогащенный витамином Д3 и кальцием, «Альпик» |
Йогурт молочный фруктовый ароматизированный, «Чудо» |
Продукт йогуртный пастеризованный «Фруктовая корзина», клубника |
Массовая доля жира в процентах |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
Наименование и место нахождения изготовителя (адрес, в том числе страна и (или) место происхождения таких продуктов) |
ООО «Эрман», Россия, 140126, Московская обл., Раменский р-н, пос. РАОС, д. 15 |
ОАО «Вимм-Билль-Данн», Россия, 127591, г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 108 |
ООО «Онкен», Россия, 309000, Белгородская обл., пос. Прохоровка, ул. Мичурина, д.48 |
ОАО «Вимм-Билль-Данн», Россия, 127591, г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 108 |
ООО «Кампина», Россия, 142800, Московская обл., г. Ступино, ул. Ситенка, вл. 10 |
Товарный знак изготовителя молока и продуктов его переработки (при наличии товарного знака) |
|
Фругурт |
|
Чудо. Лучший вкус |
|
Масса нетто или объем продукта |
100 г. |
100 г. |
95 г. |
125 г. |
115 г. |
Состав продукта с указанием входящих в него компонентов |
Обезжиренное молоко,вода питьевая, фруктовый наполнитель (клубника, регулятор кислотности – лимонная кислота, цитрат натрия, карбонат кальция, фруктоза, краситель – растительный экстракт моркови, кармин; ароматизатор идентичный натуральному – клубника, загуститель – гуаровая камедь), сливки, сахар, стабилизатор – Е 1422, сухая молочная сыворотка, сухое обезжиренное молоко, пищевой желатин. Изготовлен с использованием йогуртовой закваски, сухого обезжиренного молока и сыворотки. |
Молоко нормализованное, сахар, стабилизаторы (Е 1412, желатин, Е 412), закваска, красители натуральные Е 163, Е 120, ароматизатор идентичный натуральному – вишня. |
Обезжиренное молоко, сливки, сахар, вода, стабилизаторы: модифицированный крахмал, желатин, фруктовый наполнитель (сок абрикоса, идентичный натуральному ароматизатор «Абрикос», пищевые красители: кармин, бета-каротин, регулятор кислотности: цитрат натрия), сухое обезжиренное молоко, сухая молочная сыворотка, цитрат кальция, витамин Д3, закваска. |
Молоко цельное, сахар, вишня, вода, молоко обезжиренное, молоко сухое обезжиренное, стабилизаторы (Е 1412, Е 1422, желатин, пектин, гуаровая камедь), ароматизаторы идентичные натуральным – черешня, вишня, краситель натуральный – кармин, регуляторы кислотности – лимонная кислота, цитрат натрия, закваска. |
Обезжиренное молоко, сливки, фруктовый наполнитель (клубника, сахар, вода, загуститель – Е 1442, ароматизатор «клубника» идентичный натуральному, красители: антоциан и кармин,регуляторы кислотности: цитрат натрия и лимонная килота, загуститель – пектин), вода, сахар, глюкозно-фруктовый сироп, загуститель Е 1442, сухая молочная сыворотка, загуститель – пищевой желатин, лактоза, с использованием закваски. Изготовлено с использованием сухой молочной сыворотки. |
Пищевая ценность продукта (содержание в готовом продукте жира, белков, углеводов, в том числе сахарозы) в процентах или в граммах в расчете на 100 граммов таких продуктов, энергетическая ценность в калориях или килокалориях; |
Жир – 2,5 г, белки – 2,8 г, углеводы – 15,9 г, (в том числе сахароза – 9,4 г) Энергетическая ценность – 97 ккал. |
Жир – 2,5 г, белки – 2,8 г, углеводы – 13,8 г, (в т.ч. сахароза 8,7г). Энергетическая ценность – 89 ккал. |
Жир – 2,5 г, белки – 3,1 г, углеводы – 14,4 г, в т.ч. сахароза 9,0 г, Энергетическая ценность – 92,5 ккал. |
Жир – 2,5 г, белки – 3,0 г, углеводы – 16,4 г(в т.ч. сахароза – 10 г). Энергетическая ценность – 100 ккал. |
Жир – 2,5 г, белки – 2,1 г, углеводы 18,5 г, в т.ч. сахароза – 10,3 г. Энергетическая ценность – 106 ккал. |
Содержание в готовом кисломолочном или сквашенном продукте микроорганизмов (молочнокислых, бифидобактерий и других пробиотических микроорганизмов, а также дрожжей - колониеобразующих единиц в грамме такого продукта); |
|
|
|
Содержание молочнокислых микроорганизмов не менее 1*107 КОЕ/г. |
|
Содержание в готовом обогащенном продукте микро- и макро элементов, витаминов, других используемых для обогащения такого продукта веществ с указанием отношения количества добавленных в такой продукт веществ к суточной дозе потребления этих веществ и особенностей употребления такого продукта |
Кальций 135 мг – 15 % от рекомендуемой суточной нормы потребления |
|
Кальций 100 мг(10% суточного потребления), витамин Д3 – 0,5 мкг ( 10% суточного потребления). |
|
|
Условия хранения молока и молочной продукции |
Хранить при температуре от +2 до +20 0С. Вскрытая упаковка хранению не подлежит! |
Хранить при температуре от +0 до +25 0С |
Хранить при температуре от +4 до +25 0С |
Хранить при температуре от +2 до +6 0С |
Хранить при температуре от +2 до +25 0С |
Дата производства и дата упаковки молочной продукции месяц, год (для нескоропортящейся молочной продукции, в том числе консервов) |
29.11.10 19:59 |
22.10.10 21:24 |
26.10.10 22:30 |
22.11.10 02:16 |
07.11.10 19:54 |
Срок годности, месяц, год (для нескоропортящейся молочной продукции, в том числе консервов) |
29.03.11 |
19.02.11 |
10.03.11 |
01.01.11 |
13.04.11 |
Документ, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована такая продукция; |
ТУ 9222-017-18252860 |
ТУ 9222-081-05268977-07 |
ТУ 9222-006-50970927-2006 |
ТУ 9222-047-05268977-03 |
ТУ 9222-003-18255315 |
Информация о подтверждении соответствия такой продукции требованиям настоящего Федерального закона |
СТР |
СТР |
СТР |
СТР |
СТР |
Согласно данным, приведенным в табл.8, йогурт торговой марки «Чудо. Лучший вкус» полностью отвечает требованиям ФЗ РФ от 12 июня 2008 г. №88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».
Йогурты торговых марок «Fruttis», «Альпик», «Фругурт» и «Эрмик» не имеют количественного содержания молочнокислых, бифидобактерий и других пробиотических микроорганизмов, а также дрожжей. На упаковках образцов торговых марок «Fruttis», «Альпик» и «Эрмик» не указан товарный знак изготовителя, но в соответствии с «Техническим регламентом на молоко и молочную продукцию» производитель в праве не указывать его. Таким образом информация, указанная на упаковках образцов, соответствует требованиям ФЗ РФ от 12 июня 2008 г. №88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» только у йогурта «Чудо. Лучший вкус».
На втором этапе проводилась органолептическая оценка образцов в соответствии с ГОСТ Р 51331-99 «Продукты молочные. Йогурты. Общие технические условия». Полученные данные приведены в табл.9.
Таблица 9. Органолептические показатели оценки исследуемых образцов
Наименование показателя |
Характеристика образцов | ||||
«Эрмик» |
«Фругурт» |
«Альпик» |
«Чудо. Лучший вкус» |
«Fruttis» | |
Внешний вид и консистенция |
Однородная в меру вязкая, мелкие включения |
Не однородная, комочками, без включений |
Однородная, желеобразная |
Желеобразная, однородная, с наличием включений |
Однородная, с крупными включениями |
Вкус и запах |
С ароматом клубники, нежный молочный вкус |
Аромат вишни, на языке после его употребления остается крахмальный налет, вкус вишни |
Аромат и вкус абрикоса, кисловатый вкус |
С ароматом вишни, сладковатый, молочный вкус |
Аромат клубники, нежный молочный вкус |
Цвет |
Светло-розовый |
Яркий вишневый цвет |
Светло-желтый |
Обусловлен цвету внесенного ингредиента - вишни |
Розовый цвет с волокнами клубники |
В соответствии с табл.9 йогурт торговой марки «Фругурт» не соответствует ГОСТ Р 51331-99. Образцы йогуртов «Эрмик», «Альпик», «Чудо. Лучший вкус» и «Fruttis» полностью соответствуют требованиям ГОСТ Р 51331-99.
На третьем этапе определяли титруемую кислотность по ГОСТ Р 51331-99 «Продукты молочные. Йогурты. Общие технические условия». Полученные данные приведены в табл.10.
Таблица 10. Данные, полученные по физико-химическим показателям
Наименование показателя |
Характеристика объектов | ||||
«Эрмик» |
«Фругурт» |
«Альпик» |
«Чудо. Лучший вкус» |
«Fruttis» | |
Титруемая кислотность, 0Т |
90 |
67 |
116 |
119 |
86 |
Согласно табл.10 данные показателей, полученные при проведении испытании, свидетельствуют о том, что образец йогурта «Фругурт» не соответствует требованиям ГОСТ Р 51331-99. Титруемая кислотность должна быть от 75 до 140 0Т.
По результатам исследования качество йогуртов можно сделать вывод. Всем требованиям нормативной документации соответствует только один йогурт торговой марки «Чудо. Лучший вкус». По информации для потребителей йогурты торговых марок «Fruttis», «Альпик», «Фругурт» и «Эрмик» не имеют количественного содержания молочнокислых, бифидобактерий и других пробиотических микроорганизмов, а также дрожжей. По органолептическим по и физико-химическим показателям не соответствует йогурт «Фругурт». Это является показателем того, что все исследуемые образцы нестандартны, кроме йогурта «Чудо. Лучший вкус».
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Анализируя данные полученные в курсовой работе можно сделать следующие выводы:
Одним из важнейших сегментов рынка продовольствия страны является рынок молока. Саратовская область входит в «десятку» регионов, обеспечивших наибольший рост объемов производства молока по Российской Федерации и в «тройку» регионов Приволжского федерального округа.
Для улучшения ситуации на рынке кисломолочных продуктов, можно предложить:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
www.znaytovar.ru
www.dairynews.ru