Товароведно-потребительский анализ структуры ассортимента и экспертная оценка качества СМС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы- проведение товароведно – потребительского анализа структуры ассортимента синтетических моющих средств и контроля качества данной группы товаров.
Для решения поставленной цели решаются следующие задачи:
Определение значения синтетических моющих средств;
Изучение состояния отечественной и мировой базы СМС;
Выявление направлений развития производства и потребления СМС;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. СОСТОЯНИЕ И ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Характеристика ведущих отечественных и мировых производителей синтетических моющих средств 6
1.1.1 Значение синтетических моющих средств в удовлетворении потребностей населения…………………………………………………………..12
1.2 Направление развития сырьевой и производственной базы, динамика производства синтетических моющих средств в Республие Беларусь 14
1.3 Сосояние и тенденции развития потребления на внутреннем рынке, импорт и экспорт синтетических моющих средств 17
2. АССОРТИМЕНТ И ПОТРЕБИТЕЛЬКИ СВОЙСТВА СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ 21
2.1 Классификация, характеристика и напрвления развития ассотимента синтетических моющих средств……………………………………………….21
2.1.1 Классификация и характеристика ассортимента синтетических моющих средств……………………………………………………………………………..21
2.1.2 Направление развития ассортимента синтетических моющих средств..24
2.2 Потребительские свойства синтетических моющих средств и факторы их формирующие…………………………………………………………………….27
2.2.1 Типовая номенклатура и характеристика потребительских свойств синтетических моющих средств………………………………………………….27
2.2.2 Характеристика факторов, формирующих потребительские свойства синтетических моющих средств………………………………………………….31
3.ТОВАРОВЕДНЫЙ АНАЛИЗ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ АССОРТИМЕНТА СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ МАГАЗИНОМ «МИЛА» 33
3.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности магазина «Мила» 33
3.2 Динамика структуры ассортимента синтетических моющих средств за последние 3 года 38
3.3 Источники и факторы формирования ассортимента синтетических моющих средств……………………………………………………………………42
3.4 Степень обновления ассортимента товаров, реализуемых в магазине «Мила»………………………………………………………………………………43
3.5 Потребительская оценка структуры ассортимента………………………..45
4. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В МАГАЗИНЕ "МИЛА"………...........................................52
4.1 Анализ нормативной базы, регламентирующей требования к качеству моющих средств и выбор и обоснование показателей качества, методика их определения………………………………………………………………………52
4.2 Контроль качества синтетических моющих средств, реализуемых в магазине «Мила» ООО "Парфюмтрейд…………………….............................57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Вложенные файлы: 1 файл

глава 1.docx

— 375.96 Кб (Скачать файл)

Эстетические свойства

Эстетические свойства СМС проявляются в характере упаковки, художественно-полиграфическом ее оформлении, а также в тоне и однородности цвета моющего средства. Наиболее привлекательными цветами являются оранжевый, красный, голубой и черный. Сочетание контрастных цветов упаковки привлекает внимание потребителей.

Надежность

Надежность СМС оценивают по его сохраняемости и антиресорбционной способности моющего раствора. Сохраняемость - это определяется по стабильности консистенции, степени слеживания и цвета. Слеживаемость СМС и антиресорбционную способность моющих растворов определяют в лабораторных условиях, проводя измерение силы, необходимой для разрушения столбика, сформированного из моющего средства. Сила, под действием которой столбик разрушается, определяет слеживаемость порошка. Она зависит от гигроскопичности и влажности СМС, которые являются важными показателями качества.

Антиресорбционная способность - способность моющих средств удерживать загрязнение в растворе. Она выражается в процентах сохранения белизны выстиранной ткани по отношению к исходной. Синтетические моющие средства более гидрофильны, чем обычные жировые мыла. Они образуют адсорбционный слой с меньшей структурной прочностью и потому обладают меньшей антиресорбционной способностью. При многократных стирках белые хлопчатобумажные ткани приобретают сероватый оттенок из-за повторного осаждения диспергированных загрязнений. Это явление устраняется введением в состав СМС специальных защитных коллоидов (например, карбоксиметилцеллюлозы). Антиресорбционная способность зависит от класса поверхностно-активного вещества, его молекулярной массы и электролитов, входящих в состав моющего средства. Электролиты (например, сульфат натрия) понижают антиресорбционную способность СМС[22, 87-92 с].

 

2.2.2 Характеристика факторов, формирующих потребительские свойства  синтетических моющих средств

Факторами формирования потребительских свойств СМС являются: поверхностно-активные вещества (ПАВ) – активное ядро СМС, адсорбирующиеся на границе раздела жидкой (водный раствор) и твердой (частицы загрязнений, отмываемая поверхность фаз). ПАВ пытается сделать невероятное, а именно – связать друг с другом «несвязуемые» воду и жир. Одним концом молекулы ПАВ прикрепляется к частичкам жировых загрязнений, а другим концом ищут «контакта» с водой. Они снижают поверхностное натяжение воды, обеспечивающее хорошее смачивание частиц. О того, насколько они сильнодействующие, зависит эффективность чистящего средства.

Кроме ПАВ, для улучшения моющего эффекта и придания дополнительных свойств в состав моющих веществ вводят специальные компоненты.

Фосфаты – умягчители воды, создают и поддерживают необходимое значение РН, в данное время фосфаты стали заменять природными цеолитами и глинами.

Умягчители воды – с их помощью удается снизить жесткость воды. Степень жесткости в каждом водном растворе различна и определяется содержанием солей кальция и магния.

Щелочные добавки – в роли которых наиболее часто выступают сода и силикаты – улучшают моющую способность и эффективно удаляет жировые загрязнения.

Сульфанолы – неионогенные вещества «растворяют» грязь, делают ее податливой, а затем удаляют вместе с антисорбентами набразивами.

Регуляторы-растворимости, обеспечивают максимальную растворимость, обеспечивают пенообразующую способность.

Регуляторы кислотности: щелочки и кислоты используются в чистящих средствах. Кислая среда губительна практически для всех микробов, поэтому кислоты обязательно вводят в состав жидкостей для сантехники.

Антикоррозионные добавки – защищают металлические поверхности. бактерициды – это соединение к хлором, производные изоциануратов и подобных химических веществ, которые отвечают за санитарную чистоту.

Хлор отчасти выполняет и функцию моющего средства, но у него есть недостаток – вместе с грязью снимает верхний слой эмали.

Химические отбеливатели – средства, их основная задача заключается в удалении пятен и различных загрязнений.

Полимеры – предотвращают обратное осаждение частиц грязи из моющего раствора.

Сульфат натрия – нейтральный наполнитель, который содержат все универсальные средства.

Сода – щелочной агент, добавляют в моющие и чистящие средства, разных по назначению.

Абразивы – тонкодисперсные, природные или искусственные вещества, в основном входят в состав чистящих средств.

Фосфорные соли натрия (пирофосфаты, триполифосфаты и гексаметофосфаты натрия) связывают щелочно-земельные ионы, уменьшая жесткость воды, диспергируют и пентизируют жировые загрязнения, усиливают образование и стабилизацию пены.

Энзимы – сложные белковые структуры, обладающие специфичностью каталитического действия.

Кроме того, в состав моющего средства вводят:

– парфюмерные отдушки – используют для придания моющим средствам свежий и приятный запах;

– антисептики – вещества, обладающие бактерицидными свойствами;

– наполнители – вещества, которые улучшают сыпучесть и растворимость компонентов моющих средств.

Немаловажным фактором, формируемым потребительские свойства СМС является упаковка. Упаковка – это не просто тара, на ней обычно кратко описан способ применения данного вида товара. Упаковка должна иметь специальные приспособления, которые облегчают вскрытие самой тары, применение средства, его дозировку.

Для упаковок используются следующие материалы – картон, полиэтилен, пластмассу, а также упаковки из металла.

В связи с быстрым ростом использования пластмасс для упаковки СМС увеличиваются отходы пластмасс, обладающих исключительной стойкостью в естественных условиях. Поэтому следует сокращать их потребление за счет улучшения упаковок, многократного их применения, повторного использования пластмассовой тары. Это значительно уменьшит загрязнение окружающей среды[27, 102-104 с].

Таким образом, можно сделать вывод, что моющие средства должны легко дозироваться, хорошо растворятся в воде, не требовать предварительного умягчения воды и отмывать грязь в воде любой жесткости, это все позволяет моющим средствам более полно удовлетворять потребности.

 

 

 

 

3 Товароведный  анализ и потребительская оценка структуры ассортимента синтетических моющих средств , реализуемых магазином «Мила» ООО «Парфюмтрейд».

  • 3.1Организационно-экономическая характеристика магазина «Мила»

  • Объектом исследования курсовой работы является торговый объект «Мила», который расположен по адресу г. Минск, ул.Горецкого 27 и был открыт в 2003 году. Торговым профилем данного магазина является косметика, бытовая химия, парфюмерия и товары для детей. В магазине используется метод самообслуживания. Форма торгового зала прямоугольная и разделена на две части, которые соединены общим проходом, что условно делит магазин на две секции. Данный метод продажи подходит для реализуемой продукции, поэтому на полках имеется достаточный запас товаров. Для снижения потерь магазина, связанных с «забывчивостью покупателей», имеется видеонаблюдение.

    Товары располагаются на стеллажах и островках. Они разбиты на секции в зависимости от назначения (товары для ухода за кожей, волосами, телом, парфюмерия, товары для детей и др.). В свою очередь на стеллажах выкладка осуществляется следующим образом: товары выставляются вертикально (средства одной серии выставлены на одной полке), так же применяется идейное представление товаров, т.е. товары одной серии располагаются вместе. Выкладка товаров в магазине оптимальная, полностью соответствует методу продажи, так же присутствуют элементы декора.

    Все товары сопровождаются ценником с указанием наименования товара, цены, производителя товара, наименованием организации, к которой относится данный торговый объект. Ценники находятся прямо под указанной на ценнике продукцией. Имеются ценники желтого цвета, символизирующие продажу со скидкой.

    Предлагается ассортимент товаров (6000-7000 наименований), отработанный по современным технологиям спроса жителей определенного региона. Основным покупателем в магазине «Мила» является женщина, которая сможет самостоятельно, либо с помощью обученных консультантов подобрать себе декоративную косметику известных мировых брендов и белорусских производителей, косметику для детей и взрослых, повседневные средства гигиены и бытовой химии и многие приятные мелочи. Ценовая политика предполагает полное соответствие наших цен рыночным. Кроме того, существуют программы акций и распродаж, подарки для покупателей.

    Каждый месяц магазин издает листовки. Многим живущим покупателям они попадают в почтовый ящик. Там представлена акционная продукция со скидками. Таких товаров - около сорока, а цена снижена на 30-40 процентов.

    Торговый объект работает с 10:00 до 20:00 с понедельника по субботу и с 10.00 до 18.00 в воскресенье, без обедов и выходных.

    Торговый персонал - женщины. Бейджи у торгового персонала имеются, они содержат следующую информацию: Ф.И.О продавца и логотип магазина.

    Форма одежды у персонала стилизованная, аккуратная (майка фирменных цветов магазина: салатового и розового с логотипом). Продавцы хорошо разбираются в представленном товаре и могут оказать квалифицированную помощь при выборе косметического средства.

    Продавец-консультант предлагает свою помощь, по истечению некоторого времени после прихода покупателя в магазин. Помощь является ненавязчивой и не побуждает покупателя покинуть магазин.

    Торговый персонал очень приветлив и дружелюбен, готов помочь покупателю в любой момент в выборе косметического средства.

    На кассе происходят не только расчетные операции, но и разъяснение о условиях проходящих акций, выдача подарков.

    К услугам, предоставляемым данным магазином можно отнести консультацию продавца, подбор средств, наличие тестеров косметики и возможность их использования.

    Помещение магазина имеет общую площадь в 200 квадратных метров, из них торговая площадь - 170 квадратных метров. Экспозиционная площадь - 80 квадратных метров, площадь подсобных помещений - 30 кв.м.

    Внешнее оформление магазина «Мила» выдержано в фирменном стиле, с использованием логотипа сети магазинов (сердечко), а также с использованием фирменных цветов салатового и розового. Эти цвета очень яркие, что привлекает внимание прохожих и вызывают желание посетить его. Наружные витрины оформлены фотографиями продукции, а также информацией продаваемом ассортименте. В целом витрины оформлены ярко, красочно, вызывающе. Вход аккуратный и чистый, белые пластиковые двери и стекла начисто вымыты, над входом висит вывеска с названием магазина и фирменным логотипом (сердечко).

    При входе в магазин присутствует атмосфера уюта, аккуратности и чистоты. Внутри магазин так же оформлен в фирменном стиле, на всем оборудовании имеется фирменный логотип, все оборудование в фирменном розовом цвете. Стены салатового цвета, что создает ощущение свежести и натуральности, что немаловажно, учитывая ассортимент реализуемой продукции.

    Отделы и секции размещены таким образом, что бы покупателю было легко и доступно найти нужный ему товар, легко ориентироваться в торговом зале, так как имеются указатели месторасположения товаров, оборудование для выкладки товаров размещено вдоль стены, а также имеются островки по середине торгового зала. Проходы достаточно широкие, свободные, что обеспечивает свободное двустороннее движение покупательских потоков.

    Направление движения покупательских потоков с лева на право, что ликвидирует все холодные зоны магазина.

    Касса располагается возле входа, пересечение входящих и выходящих покупателей регулируется при помощи специального оборудования. Есть уголок покупателя (там размещена следующая информация: свидетельство о государственной регистрации, специальное разрешение (лицензия), информация о том, где находится книга замечаний и предложений, ассортиментный перечень), выдержанный в фирменном стиле, а так же имеется стол для упаковки товаров, инвентарные корзины и номерные ящики. Хотя магазин открылся совсем недавно, но уже пользуется большой популярностью. Магазин расположен в пешеходной зоне, где бывает множество горожан, что подтверждает желание магазина максимально удовлетворять спрос населения. В течение 20 минут (после 12.00) магазин посетило около 15 человек.

    Целью производственно-хозяйственной деятельности торговой организации является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов трудового коллектива, максимально полное и качественное обеспечение жителей прилегающих районов товарами народного потребления, завоевание на этой основе популярности.

    За 2013г. магазином была проведена определенная работа по улучшению качества торгового обслуживания, обеспечению выполнения прогнозных параметров социально-экономического развития торговой организации.

    В магазине «Мила» установлено 37 единиц торгового оборудования.

    По состоянию на 01.01.2014 г. оборудование торговой организации изношено на 37,4%. В последние годы значительная часть торгового оборудования заменена.

    Основные экономические показатели деятельности магазина «Мила» представлены в таблице 3.1.

    Таблица 3.1. - Важнейшие финансово-экономические показатели торговой организации магазине «Мила» за   2012-2013гг.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Показатели

    Период

    Абсолютное изменение,

    Темп роста, %

    Темп прироста, %

      2012г.

    2013г.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Товарооборот без НДС и налога с продаж – всего, млн. руб.

       

    - в  действующих ценах

    11065

    12576

    +1511

    113,66

    13,66

    - в  сопоставимых ценах

    11065

    11575

    +510

    104,6

    4,6

    Доходы от реализации, млн. руб.

    1855

    1986

    +131

    107,06

    7,06

    Уровень доходов, %

    16,77

    15,79

    -0,98

    -

     

    Налоги и отчисления, уплачиваемые из доходов

    56

    60

    +4

    107,1

    7,1

    Доходы от реализации, остающиеся в распоряжении организации

    1799

    1926

    +127

    107,1

    7,1

    Расходы на реализацию (издержки обращения), млн. руб.

    1756

    2027

    +271

    115,4

    15,4

    Уровень расходов на реализацию, %

    15,87

    16,12

    +0,25

    -

    -

    Прибыль от реализации, млн.руб.

    43

    -101

    -144

    -234,9

    -334,9

     

    Уровень рентабельности оборота, %

    0,39

    -0,80

    -1,19

    -

    -

    Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, млн.. руб.

    11

    47

    +36

    427,3

    327,3

    Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, млн. руб.

    -5

    -25

    -20

    500

    -

    Общая прибыль, млн. руб.

    50

    -79

    -129

    -158

    -58

    Рентабельность отчетного периода, %

    0,45

    -0,60

    -1,05

    -

    -

    Среднесписочная численность работников, чел.

    20

    20

    0

       

    Выработка на 1 работника, млн. руб./чел.

       

    - в  действующих ценах

    22,4

    22,6

    +0,2

    100,2

    0,01

    - в  сопоставимых ценах

    22,4

    20,8

    -1,6

    98,4

    -0,07

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Фонд заработной платы, млн. руб.

    647,4

    727,6

    +80,2

    112,4

    12,4

    Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

    3800

    4500

    +700

    98,9

    11,8

    Торговая площадь, кв.м

    180

    180

    0,0

    0

    -

    Товарооборот на 1 кв.м, млн. руб.

       

    - в  действующих ценах

    61,5

    69,9

    +8,4

    113,7

    13,7

    - в  сопоставимых ценах

    61,5

    64,3

    +2,8

    104,6

    4,6

    Информация о работе Товароведно-потребительский анализ структуры ассортимента и экспертная оценка качества СМС