Товароведно-потребительский анализ структуры ассортимента и экспертная оценка качества СМС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы- проведение товароведно – потребительского анализа структуры ассортимента синтетических моющих средств и контроля качества данной группы товаров.
Для решения поставленной цели решаются следующие задачи:
Определение значения синтетических моющих средств;
Изучение состояния отечественной и мировой базы СМС;
Выявление направлений развития производства и потребления СМС;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. СОСТОЯНИЕ И ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Характеристика ведущих отечественных и мировых производителей синтетических моющих средств 6
1.1.1 Значение синтетических моющих средств в удовлетворении потребностей населения…………………………………………………………..12
1.2 Направление развития сырьевой и производственной базы, динамика производства синтетических моющих средств в Республие Беларусь 14
1.3 Сосояние и тенденции развития потребления на внутреннем рынке, импорт и экспорт синтетических моющих средств 17
2. АССОРТИМЕНТ И ПОТРЕБИТЕЛЬКИ СВОЙСТВА СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ 21
2.1 Классификация, характеристика и напрвления развития ассотимента синтетических моющих средств……………………………………………….21
2.1.1 Классификация и характеристика ассортимента синтетических моющих средств……………………………………………………………………………..21
2.1.2 Направление развития ассортимента синтетических моющих средств..24
2.2 Потребительские свойства синтетических моющих средств и факторы их формирующие…………………………………………………………………….27
2.2.1 Типовая номенклатура и характеристика потребительских свойств синтетических моющих средств………………………………………………….27
2.2.2 Характеристика факторов, формирующих потребительские свойства синтетических моющих средств………………………………………………….31
3.ТОВАРОВЕДНЫЙ АНАЛИЗ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ АССОРТИМЕНТА СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ МАГАЗИНОМ «МИЛА» 33
3.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности магазина «Мила» 33
3.2 Динамика структуры ассортимента синтетических моющих средств за последние 3 года 38
3.3 Источники и факторы формирования ассортимента синтетических моющих средств……………………………………………………………………42
3.4 Степень обновления ассортимента товаров, реализуемых в магазине «Мила»………………………………………………………………………………43
3.5 Потребительская оценка структуры ассортимента………………………..45
4. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В МАГАЗИНЕ "МИЛА"………...........................................52
4.1 Анализ нормативной базы, регламентирующей требования к качеству моющих средств и выбор и обоснование показателей качества, методика их определения………………………………………………………………………52
4.2 Контроль качества синтетических моющих средств, реализуемых в магазине «Мила» ООО "Парфюмтрейд…………………….............................57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Вложенные файлы: 1 файл

глава 1.docx

— 375.96 Кб (Скачать файл)

 

Примечание. Источник: собственная разработка на основе материалов магазина «Мила»

Как видно из таблицы 3.1, объем товарооборота в магазине  «Мила» за ш 2012г. составил в сопоставимых ценах 11575 тыс. руб. и увеличился по сравнению с прошлым годом на 510 тыс. руб. или на 4,6%. В действующих ценах товарооборот вырос на 1511 тыс. руб. или на 13,66%.

Следует отметить уменьшение уровня доходов от реализации в течение рассматриваемого периода на 0,98 процентных пункта. Сумма доходов от реализации за 2013г. составила в действующих ценах 1986 тыс. руб., увеличившись по сравнению с 2012г. на 131 тыс. руб. или на 7,06%.

В 2013г. по сравнению с 2012г. вырос  уровень расходов на реализацию на 0,25 процентных пункта. В абсолютном выражении расходы на реализацию увеличились в течение рассматриваемого периода на 271 тыс. руб. или на 15,4%. Убыток от реализации в магазине «Мила» в 2013г. составил в действующих ценах 101 тыс. руб., что с отрицательной стороны характеризует деятельность руководителей предприятия. При этом рентабельность оборота снизилась на 1,19 процентных пункта.

Следует также отметить снижение эффективности использования трудовых ресурсов в магазине «Мила». Так, выработка на 1 работника уменьшилась в сопоставимых ценах в течение рассматриваемого периода на 1,6 тыс. руб. или на 7%.

Среднемесячная заработная плата в магазине «Мила» выросла в течение анализируемого периода на 700 тыс. руб. или на 11,8% и составила по результатам 2013г. 4500 тыс. руб.

Повысилась эффективность использования торговых площадей: товарооборот на 1 кв.м торговой площади в сопоставимых ценах увеличился на 2,8 тыс. руб. и составил по итогам 2013г. 64,3 тыс. руб.

Организационная структура ООО «Парфюмтрейд» представлена на рисунке 3.

Рисунок 3.1  – Организационная структура ООО «Парфюмтрейд»

Примечание – Источник: документа магазина «Мила»

3.2 Динамика структуры  ассортимента синтетических моющих  средств за последние 3 года

Формирование ассортимента СМС в магазине в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения и, кроме того, обеспечению прибыльной работы магазина.

Реализации в магазине подлежат товары надлежащего качества.

Стабильность ассортимента СМС поддерживается благодаря регулярному снабжению товарами из надёжных источников.

Фактором формирования ассортимента СМС выступает его устойчивость, в связи с чем, номенклатуру товаров можно условно разделить на две части – постоянную и переменную.

Постоянный ассортимент находится в максимально полном ассортименте, соответствуют наличию твёрдого сформированного спроса.

Отсутствие каких-либо видов товаров может привести к неудовлетворённому спросу.

Переменный ассортимент связан с альтернативным и импульсивным спросом, что способствует разнообразию ассортимента, его систематическому обновлению.

Ассортимент СМС содержит в себе переменные величины, отвечающие меняющемуся спросу, но в то же время ассортимент имеет постоянные величины, ибо он может заменяться и пересматриваться непрерывно. Частый пересмотр противоречил бы стабильности магазина.

При формировании ассортимента СМС учитывается также наличие сети магазинов – конкурентов, представленного в них ассортимента товаров, уровня цен на товары, методов продажи, предлагаемых услуг и т.д. Исходя из вышеперечисленных факторов проанализируем динамику структуры ассортимента синтетических моющих средств по следующим признакам.

Таблица 3.2 - Товарооборот предприятия за 3 года по товарным группам, млн.руб.

Товарная группа

1 полугодие года

Темп роста, % 2008/2007

2012

2013

2014

Стиральные порошки

952,0

1063,3

1364,5

128,3

Очищающие продукты

368,5

411,6

484,2

117,6

Жидкости для мытья посуды

399,2

445,9

440,2

98,7

Посудомоечные средства

122,8

137,2

308,1

224,6

Средства для туалетов

460,7

514,5

528,2

102,7

Специальные очистители

307,1

343,0

572,2

166,8

Отбеливатели конц. для сантехники

245,7

274,4

308,1

112,3

Средства для мытья стекла

215,0

240,1

352,1

146,7

Всего по СМС

3071,1

3430,15

4401,6

128,3

Всего товарооборот предприятия

10590

11065

12576

113,7


 

Примечание: - Источник – собственная разработка

Товарооборот предприятия за 3 года неуклонно рос, в том числе за счёт реализации синтетических моющих средств. Темп роста товарооборота по синтетическим моющим средствам составил за 6 месяцев 2014 года 128,3%. Наибольший темп роста наблюдался в товарной группе «Посудомоечные средства» и составил 224,6%, что составило 308,1 млн.руб. на конец периода. В итоге по всем видам товарной группы наблюдался рост, что свидетельствует о важности товарной группы и востребованности продукции предприятия на рынке синтетических моющих средств.

Построим диаграмму структуры синтетических моющих средств в магазине «Мила» по доле каждой  товарной группы в общем товарообороте.

Рисунок 3.2 - Структура синтетических моющих средств в магазине «Мила» доле каждой  товарной группы в общем товарообороте

Примечание: - Источник – собственная разработка

Стиральные порошки занимают наибольшую долю в общем обороте, она составляет 32%, наименьшую долю имеют посудомоечные средства и отбеливатели – по 7%.

Проведём анализ СМС по торговым маркам.

Таблица 3.3 Структура СМС по торговым маркам

Марка

Количество наименований по годам

Доля по 2013 году

2011

2012

2013

PERSIL

12

19

42

73,7

TIDE

6

5

1

1,8

E

10

12

9

15,8

LOSK

5

4

2

3,5

ARIEL

3

4

3

5,3


 

Примечание: - Источник – собственная разработка

Основную долю в ассортиментном перечне представляет торговая марка Persil.

Проанализируем структуру ассортимента синтетических моющих средств в разрезе белорусских поставщиков (таблица 3.4).

Таблица 3.4 – Объемы поставок синтетических моющих средс тв по белорусским  поставщикам, поступивших в магазин «Мила» за 2011-2013 гг.

Наименование поставщика

Объемы поставок в год

Отклонение по уд. весу, %

2011

2012

2013

2013 г. от 2012 г.

2013 г. от 2011 г.

Сумма, млн.р.

Уд. вес, %

Сумма, млн.р.

Уд. вес, %

Сумма, млн.р.

Уд. вес, %

ОАО «Бархим»

804,9

57,3

963,9

73,2

3641,5

92,9

19,8

35,7

ОАО «БЗПИ»

335,2

23,9

215,3

16,3

174,4

4,5

-11,9

-19,4

ОАО «Совсервис»

105,6

7,5

65,2

49

43,9

1,1

-38

-6,4

ИЧП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца»»

98,9

7,0

45,6

3,5

32

0,8

-2,6

-6,2

ООО «Торговая компания Ромакс»

60,8

4,3

27,7

2,1

26,5

0,7

-1,4

-3,6

Итого

1405,4

100

1317,7

100

3918,3

100

-

-


 

Примечание: - Источник – собственная разработка

Из данных таблицы 3.4 видно, что структура поставок в разрезе поставщиков синтетических моющих средств за анализируемый период почти не изменилась. С одной стороны это говорит об устойчивых взаимовыгодных хозяйственных связях, а с другой – о наличии узкого количества поставщиков, что приводит к неизменности ассортимента. Основным поставщиком синтетических моющих средств являлся ОАО «Бархим», доля которого в поставках синтетических моющих средств составлял 92,9% в 2013 г. ОАО «Бархим» является монополистом на рынке синтетических моющих средств Республики Беларусь. Это связано с расширением ассортимента производимой продукции и выделенных квот. Второй по значимости поставщик – ОАО «БЗПИ», удельный вес поставок которого снизился (с 23,9% в 2011 г. до 4,5% в 2013 г.).

На третьем месте по объемам поставок находилась продукция ООО «Совсервис», доля поставок которого составляла в 2013 г. 1,1%, что на 6,2% ниже чем в 2011 г. Данный поставщик поставлял в организацию только импортные синтетические моющие средства.

В 2013 г. ИЧП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца» осуществил поставки синтетических моющих средств в размере 32 млн р. или 0,8% в структуре поставок синтетических моющих средств. Продукция данной организации высокого качества, соответственно составляет конкуренцию своим поставщикам по синтетическим моющим средствам.

Важное значение имеет территориальное месторасположение поставщика, так как чем ближе расположены поставщики, тем меньше транспортные расходы.

 

3.3 Источники и факторы формирования ассортимента синтетических моющих средств

Основными факторами, определяющими развитие ассортимента СМС, являются:

-наличие сырьевых и  энергетических ресурсов и их  стоимость;

-температура и жесткость  используемой воды;

-ассортимент и количество  изделий (тканей, волокон), подвергаемых  стирке;

-изменение конструкции  стиральных машин;

-традиции стирки;

-защита окружающей среды.

В соответствии с этим в нашей стране создано крупнотоннажное производство СМС в различных товарных формах (порошки, жидкости, пасты, куски), предназначены как для стирки в домашних условиях, так и для прачечных.

Формирование ассортимента - деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определённых руководством организации.

Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику организации.

Ассортиментная политика - цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.

Цель организации в области ассортимента - формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

установлены реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах;

определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;

выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;

оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров;

определены основные направления формирования ассортимента.

Основные направления в области формирования ассортимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга.

3.4 Степень обновления ассортимента товаров, реализуемых в магазине «Мила»

В таблице 3.5  представлен ассортимент некоторых видов синтетических моющих средств в действительных и базовых значениях, благодаря которым мы можем исследовать важные показатели, которые формируют ассортимент товаров.

 

Таблица 3.5 – Ассортимент синтетических моющих средств

Наименование товара

Действительные значения

Базисные значения

Синтетические моющие средства

виды

разновидности

виды

разновидности

Средства для стирки

15

100

30

230

Средства для чистки туалета

5

15

15

25

Средства для мытья стекла

2

50

4

150

Посудомоечные средства

15

200

25

350

Специальные очистители

10

100

15

200

Информация о работе Товароведно-потребительский анализ структуры ассортимента и экспертная оценка качества СМС