Формирование ассортимента продовольственных товаров, факторы, влияющие на ассортиментную политику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Все это обусловило актуальность выбранной темы курсовой работы и определило основную цель работы - охарактеризовать основные аспекты формирования ассортимента и факторы, влияющие на ассортиментную политику.
Для достижения этой цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия.
Рассмотреть принципы и этапы деятельности по формированию ассортимента предприятия розничной торговли.
Выявить факторы, определяющие построение ассортимента товаров предприятия.
Рассмотреть и проанализировать организационно-экономическую характеристику торгового предприятия.
Выявить методы формирования торгового ассортимента ТД «Батория».
Оценить коммерческой деятельности торгового предприятия по формированию ассортимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………………………………5
Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия…………………………………5
Принципы и этапы деятельности по формированию ассортимента предприятия розничной торговли……………………………………9
Факторы, определяющие построение ассортимента товаров предприятия…………………………………………………………..12
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА…………………18
Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия………………………………………………………….18
Методы формирования торгового ассортимента ТД «Батория»….24
ОЦЕНКА И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 650.29 Кб (Скачать файл)

При формировании ассортимента учитывают также фактор взаимосвязанных товаров. Особенно это проявляется внутри группы товаров, но существует и межгрупповая взаимозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, картофелем - крупами, макаронами и т.д. Однако уровень  развития производства и широта предложения  товара на рынке полностью снимают  проблему дефицита и потребитель  становится более требовательным к  наличию в продаже всех необходимых  товаров. Поэтому периодическое  их отсутствие может привести к значительным потерям товарооборота и формированию отрицательного имиджа предприятия.

Важным  фактором формирования ассортимента продовольственных  товаров является комплексность  спроса на отдельные продукты питания. Так, вместе с мясом приобретаются  овощи, картофель, специи; кондитерские изделия - чай, кофе, фрукты, т.е. увеличение спроса на одни продукты ведет к  росту спроса на другие. Формирование ассортимента товаров без учета  этого фактора может привести к сокращению товарооборота, снижению культуры торговли.

Формируя  ассортимент товаров, необходимо учитывать  такой фактор, как сезонность потребления  и производства отдельных продуктов. Так, зимой увеличивается потребление  жиров, мяса, крупа, а летом и осенью больше продается молочных продуктов, сахара, безалкогольных напитков.

На  формирование ассортимента товаров  в магазине оказывает влияние  и такой фактор, как праздники, традиции. Этот фактор приводит по ряду продовольственных товаров не только к росту объема спроса, но и к  структурным изменениям. В периоды  праздников предъявляется повышенный спрос на высококачественные гастрономические товары, кондитерские изделия и т.д.

При формировании ассортимента необходимо учитывать  характер предъявляемого спроса. Различают  спрос устойчивый, альтернативный и  импульсный, характеристика которых  рассматривается ранее.

Также при формировании ассортимента важное значение имеет цена товара, которая  зависит от выбора источников поступления, каналов продвижения товаров  и ценовой стратегии конкурентов.[2, с. 220]

Таким образом, формирование ассортимента товаров  на основе комплексного исследования рынка и с учетом перечисленных  выше факторов позволит сформировать конкурентоспособный торговый ассортимент. Однако необходим периодический  мониторинг среды деятельности организации  торговли с тем, чтобы своевременно внести соответствующие коррективы и изменения в процессе формирования торгового ассортимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА

 

    1. Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия

 

Филиал №1 ЗАО «ГродноТоргСервис» Торговый Дом «Батория» был создан согласно решения собрания акционеров ЗАО «ГродноТоргСервис» от 01.12.1999 года, что зафиксировано в протоколе  №4 и зарегистрировано     решением Гродненского городского исполнительного  комитета №83 от 08.02.2000 года.

19.02.2000г. филиал №1 получил  право заниматься хозяйственной    деятельностью на правах хозрасчета, став структурным подразделением     головного  предприятия ЗАО  «ГродноТоргСервис» получив собственный   баланс и расчетный счет. Структура  представлена на рис. 2.1.

Рис.2.1.  Организационная структура ЗАО «ГродноТоргСервис»[10,с.3]

Основными целями и предметом  деятельности предприятия являются хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли, по         результатам осуществления торгово-закупочной деятельности, а также       совершенствование структуры управления, системы контроля, укрепление трудовой дисциплины и персональной ответственности.

Для выполнения своих целей  и задач предприятие осуществляет       следующие основные виды хозяйственной  деятельности:

  • розничная торговля пищевыми продуктами,
  • розничная торговля алкогольными напитками;
  • розничная торговля табачными изделиями;
  • розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами;
  • розничная  торговля  непищевой спиртосодержащей продукцией и парфюмерно-косметическими средствами в потребительской таре         (упаковке), относящимися к непищевому этиловому спирту;
  • общественное питание (вторая наценочная категория).

Для осуществления этих видов  деятельности предприятие имеет      специальное разрешение (лицензию) на право осуществления розничной   торговли (включая алкогольные напитки  и табачные изделия) и                    общественного питания №44010/0440452 выданную Гродненским городским  исполнительным комитетом 16 июня 2005 года сроком на пять лет и         действующую до 15 июня 2010г.(Приложение А) Предприятие осуществляет свою деятельность на основании устава, утвержденного 20.04.2007г.                 

ЗАО «ГродноТоргСервис» является юридическим лицом, имеет  самостоятельный баланс, расчетный  счет №3012000010115 в филиале 400 ГОУ АСБ  «Беларусбанк» (код 752).

Управление предприятием осуществляется в соответствии с               Положением о филиале №1 ЗАО «ГродноТоргСервис» Торговом Доме           «Батория» и действующим законодательством  Республики Беларусь.

Деятельностью предприятия  руководит директор Филиала,                  назначаемый и освобождаемый  от должности директором                           ЗАО «ГродноТоргСервис».

Директор предприятия  осуществляет текущее руководство  и решает самостоятельно все вопросы, регламентирующие деятельность Филиала, за исключением вопросов, отнесённых к исключительной компетенции           директора ЗАО «ГродноТоргСервис».

Организационная структура  предприятия отличается строгой               иерархичностью и взаимосвязанностью, и представлена на рис. 2.2.

          Рис. 2.2. Организационная структура аппарата управления филиала №1 ЗАО «ГродноТоргСервис» ТД «Батория»[10,с.4]


Коммерческий  аппарат филиала №1 ЗАО «ГродноТоргСервис» ТД «Батория» состоит заместителей директора и товароведов, в обязанности  которых входит установление хозяйственных  связей с поставщиками         товаров народного потребления, работа с договорами, закуп товаров, работа с ассортиментом товаров  и товарными запасами.

В обязанности  заместителей директора также включена работа по      организации  торгового процесса в магазинах, контроль за работой             продавцов и качеством торгового  обслуживания покупателей. 

В компетенции  экономической службы входят ценообразование,     контроль за ценами, оперативный анализ экономических показателей.

В компетенции  бухгалтерии находится финансовая сторона              деятельности предприятия.

Все службы находятся  в строгой взаимосвязи и подчиняются             директору филиала.

ТД «Батория» расположен в старинном историческом центре г. Гродно, по адресу ул. Стефана Батория, 10. Торговое предприятие занимает первый этаж жилого дома. Общая площадь ТД «Батория» составляет 1100 м кв.,  в т. ч. торговая 530 м кв. График работы магазина: с 800 до 2200 без обеденного перерыва, в выходные дни с 900 до 2200. До 19.11.2001г. магазин работал   круглосуточно с перерывом с 400 до 500, являясь единственным ночным      магазином города. Однако из-за проблем с жильцами дома от такого графика работы пришлось отказаться.

Складские помещения, расположенные в подвальной части  здания   позволяют создать  необходимые для бесперебойной  торговли товарные     запасы и обеспечивают поддержание оптимального температурного режима хранения товаров.

Наличие собственного транспорта обеспечивает возможность  доставки товаров от любого производителя  в РБ. Автопарк ТД «Батория» состоит  из 2-х автомобилей: Ивеко, Mercedes Benz Sprinter. Современный и               экономичный дизель Mercedes Benz позволяет доставить необходимую     продукцию с наименьшими издержками на эксплуатацию.

Филиал №1 ТД «Батория» представляет собой современное торговое предприятие, в достаточной степени оснащенное необходимым торгово-технологическим оборудованием.

В зависимости от степени участия  человеческого фактора (продавца) в  обслуживании и технологии выбора товаров  в практике деятельности      предприятий розничной торговли используют две основные системы          обслуживания: традиционную (через прилавок) и прогрессивную (самообслуживание).

Основными конкурентами являются коммерческие торговые объекты ОАО «Торговый дом  «Неман», фирменный магазин Волковысского мясокомбината, магазин «Центральный», которые осуществляют розничную торговлю в отдельных зданиях, так и через арендуемые торговые места в продовольственных торговых объектах.

 Главная  цель ассортиментной политики  ТД «Батория» - обеспечение увеличения товарооборота при одновременном наиболее полном удовлетворении спроса покупателей. Поэтому одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот. Товарооборот характеризует процесс движения товаров путем актов купли – продажи. От товарооборота зависит объем валового дохода и прибыль, он характеризует объем деятельности предприятия.

Таблица 2.1

Финансово-экономические показатели  ТД «Батория»

за период с 1 января по 31 марта

 

Наименование  показателей

Ед.

изм.

2008г.

2009г.

2010г.

Отклонение

2009/

2008

2010/

2009

1.

Выручка от реализации

продукции, товаров, работ, услуг

млн.

руб.

2089

2817

3432

728

615

2.

Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг

млн.

руб.

305

411

466

106

55

3.

Расходы на реализацию

млн.

руб.

349

444

523

95

79

5.

Прибыль от реализации

млн.

руб.

-9

24

62

33

38

7.

Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов

млн.

руб.

1

6

6

5

0

8.

Прибыль (убыток) от внереализационных

доходов и расходов

млн.

руб.

-1

-

-1

-1

-1

9.

Прибыль (убыток) до налогообложения

млн.

руб.

-4

37

85

41

48

10.

Чистая прибыль

млн.

руб.

-13

20

44

33

24

11.

Рентабельность продаж по прибыли от продажи

%

         

Источник: собственная разработка автора  по данным бухгалтерской  отчетности ТД «Батория».

На основании проведенного анализа  следует отметить, что ТД «Батория»  с 1 января по 31 марта 2009 г. сработало с прибылью в 20 млн. руб.,  а за этот же период 2010 г. было получено чистой прибыли 44 млн. руб., но в 2008 году предприятие сработало с отрицательной прибылью в 13 млн. руб. Основная причина увеличения прибыли на предприятии является то, что значительно возросла прибыль от реализации товаров и составила 24 и 62 млн. руб. соответственно, а убыток в таком размере, т.к. от реализации не было прибыли, а убыток в сумме 9 млн. руб.

Выручка от реализации с 1 января по 31 марта 2008 г. составила 2089 млн. руб.,  в 2009 г.  – 2817 млн. руб., а за аналогичный период 2010 года выручка от реализации составила 3432 млн. руб.

Таким образом, следует отметить, что  финансовое положение ТД «Батория» достаточно стабильное, что обеспечивается за счет хорошо продуманной коммерческой  деятельности в целом по предприятию. Однако успешное развитие и достижение запланированных показателей на 2010г. и повышение конкурентоспособности можно достичь лишь при совершенствовании существующих подходов к формированию ассортимента как основы успешной реализации товаров.

 

 

    1. Методы формирования торгового ассортимента ТД «Батория»

 

При формировании ассортимента розничных торговых предприятий  используются два метода, соответствующие  современному состоянию экономики:

  • метод ассортиментного перечня;
  • метод потребительского комплекса.

Метод ассортиментного перечня предполагает наличие в продаже стандарта товарного предложения, заявленного в обязательном ассортиментном перечне. Метод ориентирован на удовлетворение твёрдо сформулированного спроса. В перечень включаются товары, производимые в Республике Беларусь, потребность в которых удовлетворяется не менее чем на 70%, а также продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости и социально значимые.

Ассортиментные  перечни устанавливаются для  предприятий торговли всех форм собственности  и обязательны к исполнению. Указанные  в перечне товары должны присутствовать в продаже в течение всего  рабочего дня, они согласовываются  со всеми заинтересованными службами и организациями и утверждаются руководителями предприятий розничной  торговли. Для конкретных магазинов  ассортиментные перечни разрабатываются  с учётом типа магазина, его торговой площади, месторасположения, ассортимента, наличия конкурентов, контингента  обслуживаемого населения. [2, с.227]

Информация о работе Формирование ассортимента продовольственных товаров, факторы, влияющие на ассортиментную политику