Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:53, курсовая работа
Процесс сбыта электробытовых товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции в планировании ассортимента и качества бытовой техники. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики следует проводить серьезный анализ основных факторов определяющих формирование ассортимента торгового предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. 4
1.1 Тенденции и перспективы развития рынка электробытовых товаров в России 4
1.2 Потребительские свойства электробытовых товаров 9
1.3 Классификация и характеристика ассортимента электробытовых товаров 12
2. 16
2.1 Товароведная характеристика ассортимента электробытовых товаров 16
2.2 Анализ рациональности ассортимента электробытовых товаров 25
2.4 Формирования рационального ассортимента 34
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Коэффициент широты рассчитывается по следующей формуле:
Кш=Шл / Шб
где Кш — коэффициент широты: Шл — действительная широта наименований товаров разнородных и однородных групп: Шб — базовая широта.
Для расчета широты ассортимента электробытовых товаров за базовую широту принимается количество наименований товара исследуемой группы предлагаемой основными конкурентами, в частности магазином «Эксперт», занимающей ту же ведущую позицию на рынке города.
Базовая широта ассортимента товарной номенклатуры (таблица 5), составляет 8. Данные о действительной широте ассортимента магазинов на рынке бытовой техники представлены в таблице 10.
Таблица 10 — Действительная широта ассортимента
Наименование компании |
Широта действительная |
Эльдорадо |
8 |
Эксперт |
8 |
Широта ассортимента электробытовых товаров магазина «Эльдорадо» составила:
Кш= 8/8=1
Расчет показателя широты ассортимента предприятия показал, что в его номенклатуре представлены все группы бытовой техники.
Насыщенность (полнота) – это общее
количество составляющих ассортимент
конкретных товаров. Она характеризует
степень или плотность
Результаты расчета показателя полноты ассортимента предприятия представлены в приложении Б, в таблице Б.2.
Таблица Б.1 — Расчет коэффициента полноты ассортимента предприятия
Наименование товарной группы |
Эльдорадо |
Эксперт |
Кп |
1 |
3 |
4 |
|
1. Крупная бытовая техника, в том числе: | |||
Холодильники |
85 |
106 |
0,8 |
Телевизоры |
80 |
133 |
0,60 |
Плиты |
70 |
88 |
0,79 |
Стиральные машины |
110 |
147 |
0,75 |
2. Видеотехника |
170 |
204 |
|
DVD, DVD+VHS |
113 |
130 |
0,87 |
Домашние кинотеатры |
20 |
63 |
0,3 |
Видеокамеры |
37 |
11 |
0,67 |
3. Аудиотехника |
28 |
65 |
0,43 |
4. Компьютеры и оргтехника |
68 |
0 |
1,00 |
5. Фототехника |
23 |
30 |
0,33 |
6. Климатические системы |
15 |
13 |
1,00 |
7. Малая бытовая техника, в том числе: | |||
Чайники |
54 |
86 |
0,63 |
Микроволновые печи |
91 |
110 |
0,8 |
Эпиляторы |
23 |
50 |
0,46 |
Фены |
67 |
122 |
0,5 |
Блендеры |
47 |
35 |
1,00 |
Тостеры |
5 |
20 |
0,25 |
Фритюрницы |
8 |
0 |
1,00 |
Кухонные комбайны |
32 |
40 |
0,8 |
Утюги |
44 |
78 |
0,56 |
Пароварки |
21 |
20 |
1,00 |
Кофеварки и кофемолки |
32 |
45 |
0,7 |
Телефоны |
49 |
46 |
1,00 |
Электробритвы |
40 |
100 |
0,4 |
Пылесосы |
74 |
123 |
0,6 |
Швейные машины |
11 |
3 |
1,00 |
8. Спец. техника |
80 |
85 |
0,94 |
Для определения обобщенного коэффициента полноты ассортимента бытовой техники был проведен опрос потребителей (анкета в приложении), в результате чего была определена весомость каждой группы бытовой техники в общем ассортименте. Бытовой технике, пользующейся наибольшим спросом, присваивался наивысший балл — 27 , и далее в порядке убывания (таблица 13).
Анализ таблицы 13 показывает, что в целом полнота ассортимента является не достаточной, по отдельным позициям, таким как, крупная бытовая техника и часть малой бытовой техники (утюги, тостеры, пылесосы, фритюрницы, чайники) предприятию стоит увеличить количество ассортиментных позиций.
Устойчивость – это
По мнению покупателей наиболее важным является прежде всего полнота ассортимента, затем его устойчивость и широта, отсюда коэффициенты весомости составят 0,6, 0,167, 0,233.
Результаты расчета коэффициента рациональности ассортимента представлены в таблице 15.
Результаты расчета коэффициента рациональности ассортимента представлены в таблице 16.
Таблица 16 —Расчет коэффициента рациональности ассортимента
Наименование товарной группы |
Весомость |
Эльдорадо |
Полнота |
0,6 |
0,71 |
Устойчивость |
0,167 |
0,954 |
Широта |
0,233 |
1,00 |
Кр |
0,82 |
Таблица 13 — Расчет обобщенного показателя полноты ассортимента электробытовых товаров магазина «Эльдорадо»
Группа товаров |
Оценка |
Весомость |
Коэффициент полноты ассортимента (Кп) | |
Эльдорадо |
Эксперт | |||
Холодильники |
21 |
0,055 |
0,8 |
1,00 |
Телевизоры |
25 |
0,066 |
0,60 |
1,00 |
Плиты |
15 |
0,039 |
0,79 |
1,00 |
Стиральные машины |
20 |
0,052 |
0,75 |
1,00 |
DVD, DVD+VHS |
19 |
0,050 |
0,87 |
1,00 |
Домашние кинотеатры |
16 |
0,042 |
0,3 |
1,00 |
Видеокамеры |
11 |
0,029 |
0,67 |
0,2 |
Аудиотехника |
10 |
0,026 |
0,43 |
1,00 |
Компьютеры и оргтехника |
18 |
0,047 |
1,00 |
0 |
Фототехника |
12 |
0,032 |
0,33 |
0,43 |
Климатические системы |
17 |
0,045 |
1,00 |
0,86 |
Специальная техника |
8 |
0,021 |
0,94 |
1 |
Тостеры |
7 |
0,018 |
0,63 |
1,00 |
Телефоны |
24 |
0,063 |
0,8 |
1,00 |
Утюги |
23 |
0,061 |
0,46 |
1,00 |
Пылесосы |
22 |
0,058 |
0,5 |
1,00 |
Блендеры |
5 |
0,013 |
1,00 |
0,74 |
Кухонные комбайны |
14 |
0,037 |
0,25 |
1,00 |
Электробритвы |
13 |
0,034 |
1,00 |
0 |
Микроволновые печи |
27 |
0,071 |
0,8 |
1,00 |
Фритюрницы |
2 |
0,005 |
0,56 |
1,00 |
Пароварки |
4 |
0,010 |
1,00 |
0,94 |
Кофеварки и кофемолки |
6 |
0,016 |
1,00 |
0,9 |
Фены |
9 |
0,024 |
0,7 |
1,00 |
Чайники |
26 |
0,068 |
0,4 |
1,00 |
Эпиляторы |
3 |
0,008 |
0,6 |
1,00 |
Швейные машины |
1 |
0,003 |
1,00 |
0,75 |
Итого |
378 |
1,000 |
0,71 |
0,85 |
Таблица 14 — Расчет коэффициента устойчивости ассортимента бытовой техники магазина «Эльдорадо»
Наименование бытовой техники |
Кол-во рабочих дней, Т |
Количество дней в месяце, когда бытовая техника присутствовала в продаже, t |
Холодильники |
30 |
30 |
Телевизоры |
30 |
30 |
Плиты |
30 |
30 |
Стиральные машины |
30 |
30 |
DVD, DVD+VHS |
30 |
30 |
Домашние кинотеатры |
30 |
30 |
Видеокамеры |
30 |
30 |
Аудиотехника |
30 |
30 |
Компьютеры и оргтехника |
30 |
30 |
Фототехника |
30 |
30 |
Климатические системы |
20 |
26 |
Спец. техника |
30 |
30 |
Чайники |
30 |
30 |
Микроволновые печи |
30 |
30 |
Эпиляторы |
30 |
25 |
Фены |
30 |
30 |
Блендеры |
30 |
30 |
Тостеры |
30 |
26 |
Фритюрницы |
30 |
30 |
Кухонные комбайны |
30 |
20 |
Утюги |
30 |
30 |
Телефоны |
30 |
30 |
Пароварки |
30 |
30 |
Кофеварки и кофемолки |
30 |
30 |
Электробритвы |
30 |
27 |
Пылесосы |
30 |
30 |
Швейные машины |
30 |
20 |
Коэффициент устойчивости ассортимента |
0,954 |
Таким образом, расчет коэффициентов широты, полноты, устойчивости ассортимента электробытовых товаров в магазине «Эльдорадо» показал, что его ассортимент является рациональным. Это, прежде всего, связано с тем, что товарные запасы магазина достаточны, и могут обеспечить бесперебойную работу предприятия.
Однако, коэффициент рациональности не составляет 1,0, поэтому предприятию необходимо задуматься от увеличении данного показателя. Так же, если же сравнивать полученные данные с коэффициентами весомости, то самым важным для покупателей является полнота ассортимента. И в настоящее время, исходя из проведенного анализа магазин «В-Лазер» удовлетворяет этому критерию не полностью. Что ведет как потере дополнительной прибыли.
Разработка ассортиментной стратегии
затрагивает главную
Суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей5.
Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты6:
1. Определение текущих и
2. Критическая оценка реализуемых предприятием товаров с позиции покупателя.
3. Решение вопросов, какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать ассортимент.
4. Разработка специальных рекомендаций для закупочных подразделений предприятия относительно качества, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д. товаров при решении о включении новых товаров в ассортимент.
5. Оценка и пересмотр всего ассортимента.
Основная цель организации в области управления ассортиментом заключается в формировании реального или прогнозируемого ассортимента максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения как можно большего числа постоянно растущих разнообразных потребностей и обеспечение более высоких темпов развития предприятия по сравнению с конкурентами7.
Исходя из поставленной цели управление ассортиментом призвано решать следующие основные задачи8:
1. Создание необходимых условий
для наиболее полного
2. Выявление и изучение возможных источников поступления товаров, отвечающих потребностям населения, проведение анализа по оценке потенциальных возможностей сотрудничества с ними.
3. Постоянный и систематический
контроль за деятельностью
4. Обеспечение устойчивости
5. Постоянный контроль за
С целью изучения спроса на бытовую технику была разработана анкета, представленная в приложении А. Входе проведения анкетирования были опрошены покупатели магазина «Эльдорадо». В качестве респондентов выступили 120 покупателей.
100 % опрошенных покупателей закупают малую бытовую и видеотехнику , 65 % из общего количества покупают крупную бытовую технику, 50 % - климатические системы (воздухоочистители, водонагреватели, кондиционеры, ионизаторы и т.д.), 35 % покупают телефоны и спец. технику, 15 % необходимы компьютеры и оргтехника, а 25 % - аудиотехника (рисунок 32).
В результате проведенного исследования была выявлена следующая тенденция:
По мнению респондентов наиболее востребованными из группы бытовой техники считаются микроволновые печи (12,85 %), чайники – 11,90 %, затем утюги – 11,81 %, телефоны- 10,76 %, пылесосы – 9,71 %, кухонные комбайны – 8,10 %, 7,90 %- фены, тостеры – 6,95 %, блендеры- 4,95 %, электробритвы – 4,86 %, фритюрницы- 4,29 % %, эпиляторы – 2,67 %, швейные машины- 2,00 %.
Рисунок 32 – Потребительские предпочтения по группам товаров
На рисунке 33 представлены результаты расчета весомости групп бытовой техники.
Рисунок 33 - Весомость групп бытовой техники в общем объеме
При опросе служащих предприятий оказалось, что цена имеет большое влияние на выбор бытовой техники, при этом торговая марка при прочих равных условиях так же очень важна, скидки оказывают небольшое влияние на покупку (рисунок 37).
Рисунок 37 - Значение факторов для служащих учреждений на приобретение бытовой техники
Информация о работе Формирование рационального ассортимента электробытовых товаров