Экономика таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Приграничная торговля является важнейшим элементом рынка приграничного региона и приграничных муниципалитетов, эффективным инструментом социально-экономического развития приграничных территорий. В настоящее время социально-экономическая эффективность приграничной торговли в России незначительна ввиду отсутствия продуманной приграничной торговой политики, преемственности во внешнеэкономическом сотрудничестве с зарубежными странами, несовершенства законодательной базы регулирования приграничной торговли, несогласованности во взглядах на развитие приграничной торговли между региональными и федеральными органами управления, низкой эффективности проводимых внутренних реформ в отношении приграничного сотрудничества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
Особенности развития приграничных регионов Российской Федерации........5
Причины, условия и угрозы для развития приграничных территорий………………………………………………………………....…5
Экономические формы и законодательная база регулирования приграничного сотрудничества……………………………………..............6
Развитие товарооборота в приграничных территориях на примере Амурской области.……………………………………………………………….……....…..5
Методика оценки социально-экономической эффективности приграничной торговли ……………………………………….…………...15
Анализ развития приграничной торговли и уровня ее регулирования….25
Совершенствование организационно-экономических механизмов и инструментов регулирования приграничной торговли территории …....29
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы……………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа экономика таможенного дела.doc

— 615.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2

  1. Особенности развития приграничных регионов Российской Федерации........5
    1. Причины, условия и угрозы для развития приграничных территорий………………………………………………………………....…5
    2. Экономические формы и законодательная база регулирования приграничного сотрудничества……………………………………..............6
  2. Развитие товарооборота в приграничных территориях на примере Амурской области.……………………………………………………………….……....…..5
    1. Методика оценки социально-экономической эффективности приграничной торговли ……………………………………….…………...15
    2. Анализ развития приграничной торговли и уровня ее регулирования….25
    3. Совершенствование  организационно-экономических механизмов и инструментов регулирования приграничной торговли территории …....29

Заключение………………………………………………………………………….39

Список использованной литературы……………………………………………...40

 

Введение

В условиях либерализации рыночных отношений, развития торгово-экономического сотрудничества многих стран наблюдается значительный рост сферы услуг, важным элементом которой является приграничная торговля, демонстрирующая высокие темпы развития.

Приграничная торговля является важнейшим элементом рынка приграничного региона и приграничных муниципалитетов, эффективным инструментом социально-экономического развития приграничных территорий. В настоящее время социально-экономическая эффективность приграничной торговли в России незначительна ввиду отсутствия продуманной приграничной торговой политики, преемственности во внешнеэкономическом сотрудничестве с зарубежными странами, несовершенства законодательной базы регулирования приграничной торговли, несогласованности во взглядах на развитие приграничной торговли между региональными и федеральными органами управления, низкой эффективности проводимых внутренних реформ в отношении приграничного сотрудничества.

На деятельность предприятий приграничной торговли огромное влияние оказывают процессы регулирования приграничной торговли, которые сводятся не только к таможенно-тарифному регулированию встречной торговли и установлению преференциального режима передвижения товаров, услуг, людей и транспорта через границу, но и включают в себя развитие инфраструктуры, обеспечивающей движение товаров и услуг через границу, расширение способов осуществления приграничной торговли, внедрение инновационных методов управления в деятельность таможенных и прочих государственных органов, органов местного самоуправления и предприятий приграничной торговли, инновационную кадровую политику

Неразвитость института регулирования приграничной торговли в РФ и ее субъектах также значительно снижает социально-экономическую эффективность приграничной торговли. Согласно п.3 ст. XXIV Генерального Соглашения о тарифах и торговле, приграничная торговля – это единственный инструмент и форма международного торгового сотрудничества, которая позволяет предоставлять соседнему государству особые льготы и преимущества, выходящие за рамки режима наибольшего благоприятствования. В связи с этим совершенствование системы регулирования приграничной торговли в условиях нарастания процессов либерализации приобретает важное значение в решении общих проблем социального и экономического развития приграничных территорий России. Постепенное сокращение разницы цен и доходов населения приграничных территорий, как одного из важных факторов, стимулирующих развитие приграничной торговли, определяет актуальность поиска новых более эффективных методов регулирования и развития приграничной торговли на всех уровнях, оценки эффективности управления данной сферой услуг.

Целями данной работы являются:

  • обобщить и проанализировать теоретические основы, международный опыт и законодательство в сфере регулирования приграничной торговли территории и уточнить понятие приграничной торговли, как особой сферы услуг;
  • проанализировать современное состояние, тенденции развития и уровень регулирования приграничной торговли территории;
  • проанализировать влияние приграничной торговли на формирование потребительского рынка, социально-экономическое развитие приграничной территории;
  • проанализировать оценки современного состояния и тенденций развития приграничной торговли в Амурской области на основе использования теории диспаритетов развития, корреляционно-регрессионного анализа и выявления наиболее значимых факторов, влияющих на развитие приграничной торговли.

 

1. Особенности развития приграничных регионов Российской Федерации.

1.1. Причины, угрозы и условия для развития приграничных территорий

Приграничные территории — это территории государства, прилегающие к государственной границе, выполняющие особые приграничные функции и обладающие в связи с этим специфическими особенностями. Главным фактором, обусловливающим специфику приграничья, является его географическое положение. 
Приграничное сотрудничество стало важной особенностью современных международных связей регионов, поскольку именно на границе непосредственно пересекаются многие жизненно важные проблемы государств, включая внешнеполитические, экономические, гуманитарные контакты. Приграничное сотрудничество помогает решать отдельные вопросы межгосударственных отношений, в том числе такие, по которым затруднительно или пока невозможно принимать решение на более высоком уровне, укреплять исторически сложившиеся связи. 
Особую роль проблематика приграничных районов играет для России, имеющей громадный пограничный периметр, который составляют весьма различные по природным, демографическим, экономическим и т.д. характеристикам территории. 
Регионы России играют исключительно важную роль в процессе приграничного межрегионального сотрудничества, содействуя при этом повышению прозрачности границ, сближению проживающих на приграничных территориях людей и созданию максимально возможных условий для торговли, экономического процветания регионов.

Развитие приграничного сотрудничества является перспективным направлением по следующим причинам.

1) Опыт развития приграничных  связей показывает, что при взаимодействии  по проблемам границы федеральных  и региональных властных структур  выигрывают все стороны. Федеральное  правительство может использовать  приграничные контакты субъектов  федерации в качестве дополнительных каналов сотрудничества с соседними странами. А при благоприятном развитии ситуации не исключена возможность снижения дотационности регионов, что повлечёт и снижение федеральных затрат на их развитие. Субъекты федерации в свою очередь получают возможность более эффективно развивать экономические, культурные и гуманитарные связи, решать многие проблемы, непосредственно затрагивающие интересы людей по обе стороны государственной границы.

2) Развивая приграничное  сотрудничество в регионах, являющихся транспортными узлами или находящимися в их близи, государство получает возможность использовать своё географическое положение в качестве евразийского транзитного коридора, получая долю геоэкономической ренты.

3) Улучшение условий приграничного сотрудничества позволяет сопредельным странам восстановить и развить взаимовыгодные культурные, производственные и другие связи. Взаимная заинтересованность страны и регионов в этом процессе, а также положительный зарубежный опыт (в частности, по созданию еврорегионов) во многих случаях делают проблему развития приграничного сотрудничества наиболее предпочтительной при определении направлений государственной поддержки приграничных территорий.

4) Экономически неблагополучные  регионы потенциально являются  зоной социальной напряжённости, а в случае РФ, ещё и обладают неким сепаратистским потенциалом, следовательно, процессы трансграничного сотрудничества в этих районах могут служить превентивной мерой для недопущения конфликтов и одновременно способствовать экономическому развитию на общерегиональном и местном уровнях, а также укреплению местного самоуправления.

5) Развитие приграничных  регионов России имеет большое  значение не только для повышения  эффективности ее участия в  мировой экономике, но и для  улучшения региональных пропорций экономики, а также способствует развитию регионального сотрудничества в целом.

6) Субрегиональное сотрудничество  позволяет привести внутрироссийское  законодательство, регулирующее внешнеэкономическую  деятельность, в соответствие с общепринятыми нормами и правилами мировой практики, т.е. содействует выработке экономических стандартов, соответствующих мировым.

7) Межрегиональное и приграничное  сотрудничество — важный фактор  развития межгосударственного сотрудничества  со странами СНГ, который при проведении совместных скоординированных действий со стороны государственных и региональных органов власти может оказать позитивное воздействие на интенсификацию интеграционных процессов России со странами СНГ.1

Государственные границы влияют на развитие приграничных районов и страны в целом через свои фундаментальные свойства — барьерность и контактность.

В экономическом и культурном сотрудничестве стран СНГ объективно повышается роль приграничных районов. Необходимое в силу объективных условий повышение барьерности границ в таможенном или паспортном отношении должно быть компенсировано ростом контактности в плане развития институтов и акторов сотрудничества (создание финансово-промышленных групп из предприятий и организаций соседних регионов, развитие институтов, содействующих поддержанию взаимных связей: банков, страховых компаний, информационных и консалтинговых центров).

Обособляясь от внешнего мира посредством границ, государство защищает интересы национальных производителей и потребителей и тем самым реализует свою протекционистскую функцию. Контактность выражается в проводимости национальных границ для перемещения через них товаров, людей, финансов, информации.

Преследуя определенные экономические, политические и гуманитарные цели, государства создают довольно сложный механизм общения с внешним миром, в котором сочетаются элементы либеральной и протекционистской политики. Общемировой тенденцией последних десятилетий является постепенная либерализация, ускорение формирования внешнеторговых связей с понижением тарифных ставок и сокращением нетарифных ограничений. Нам следует учитывать и эффективно использовать этот опыт.

Сферы приграничного сотрудничества

  • торговля;
  • привлечение инвестиций;
  • создание совместных предприятий;
  • кооперационное производство;
  • переработка давальческого сырья;
  • торговля лицензиями;
  • лизинг;
  • перевозки, улучшение транспортного сообщения, открытие новых пунктов пропуска граждан, транспорта и товаров через границу (с созданием соответствующей транспортной и таможенной инфраструктуры);
  • эффективное использование природных ресурсов;
  • услуги в области связи, модернизация средств коммуникаций;
  • информационное сотрудничество, обмен новыми технологиями;
  • строительство;
  • экология;
  • образование;
  • культура;
  • налаживание сельскохозяйственного производства;
  • организация совместных предприятий пищевой промышленности;
  • упрощение взаимного общения заинтересованных органов власти, деловых кругов и групп населения, в том числе этнических общностей, разделенных государственными границами;
  • поддержка соотечественников за рубежом, проживающих на приграничной территории.

Основные угрозы в сфере приграничного сотрудничества

  • отток населения из стратегически важных и малонаселённых приграничных территорий
  • угроза возникновения и проявления национализма, шовинизма, этнического и религиозного сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничной территории
  • возможное проникновение террористических элементов на территорию РФ
  • наркотрафик из сопредельных государств, большие объемы контрабандной торговли, криминализация приграничья, трансграничная преступность
  • растущая нелегальная миграция
  • этническая и культурная ассимиляция, утрата общероссийской идентичности жителями приграничья
  • риск нанесения урона окружающей среде.

Таким образом, следует заблаговременно думать о разработке и введении мер по совершенствованию процедур пограничного, таможенного, иммиграционного, экологического, фитосанитарного и иных видов контроля в отношении организаций и граждан, нарушающих цивилизованные принципы взаимодействия. Осуществлять иные принципы и механизмы реализации российской внутренней и внешней политики, обеспечивающие национальные интересы и национальную безопасность на государственной границе Российской Федерации, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и другими правонарушениями.

Мировой опыт

Мировой опыт свидетельствует, что приграничное сотрудничество является важнейшим фактором активизации международных экономических связей, а разумное использование преимуществ приграничного положения позволяет дать мощный импульс для развития даже самых, казалось бы, неперспективных приграничных регионов. Наибольших успехов в этом направлении, как известно, достигли государства Евросоюза.

Из существующих на сегодняшний день механизмов приграничного взаимодействия наиболее эффективным признается деятельность по типу «еврорегионов». Еврорегионы представляют собой европейскую форму международной интеграции, основанную на тесном сотрудничестве двух или нескольких территориальных образований, расположенных в приграничных районах соседствующих государств Европы, характерной чертой которых является наличие постоянно действующих общих рабочих органов. Ещё одной отличительной чертой еврорегионов является то, что в их пределах фактически устраняются таможенные барьеры и препятствия для перемещения рабочей силы. Подобная форма взаимодействия приграничных территорий становится популярной и в рамках СНГ.

Информация о работе Экономика таможенного дела