Экспертиза качества парфюмерных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – провести экспертизу качества парфюмерной продукции, реализуемой в магазине Рубль-Бум.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть классификацию и характеристику ассортимента парфюмерной продукции;
2. Проанализировать структуру и методы проведения экспертизы потребительских товаров;
3. Провести экспертизу качества парфюмерных товаров, реализуемых в магазине «Рубль Бум».

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 885.75 Кб (Скачать файл)

Экспертиза парфюмерных  товаров может проводиться в  целях:

-   определения соответствия качества товаров действующим стандартам, договорным условиям между поставщиком и покупателем;

-  выявления причин брака парфюмерных товаров: из-за нарушения правил упаковки, неправильного хранения и транспортирования;

-   установления фирмы-изготовителя, когда необходимо отличить подделку от оригинала;

-  определения отдельных показателей качества, например, безопасности, при проведении обязательной сертификации. При экспертизе парфюмерных товаров используют органолептический, экспертный, реже инструментальный методы.

       Особенность экспертизы парфюмерных товаров заключается в том, что основные функциональные свойства товаров (качество и стойкость запаха) определяются субъективными органолептическими или экспертными методами. Достоверность оценки при этом во многом зависит от степени развития органов чувств (обоняния) и опыта специалистов – «нюхачей». 
Качество запаха вновь созданных парфюмерных товаров оценивают на дегустационных советах предприятий.

Органолептические показатели парфюмерных жидкостей – это внешний вид, цвет и запах.

Определение внешнего вида и цвета. Внешний вид и цвет парфюмерных жидкостей, упакованных в прозрачные флаконы, определяют просмотром флаконов с жидкостью в проходящем или отраженном дневном свете или свете электрической лампы после перевертывания флакона пробкой вниз два-три раза.

Внешний вид и цвет парфюмерных  жидкостей, упакованных в непрозрачные флаконы, определяют просмотром пробы  в количестве около 20-30 см в химическом стакане на фоне листа белой бумаги в проходящем или отраженном дневном свете или свете электрической лампы.

Расслоение парфюмерной  жидкости, т.е. выделение маслянистой  фазы в виде осадка или взвеси, а  также наличие посторонних включений, помутнение не допускается. Однако наличие  единичных волокон не является браковочным  фактором.

Несоответствие цвета  эталонному образцу не допускается.

Определение запаха. Запах парфюмерных жидкостей определяют органолептическим методом с использованием полоски плотной бумаги размером 10x160 мм, смоченной приблизительно на 30 мм погружением в анализируемую жидкость.

Запах проверяется периодически в течение 15 минут. Несоответствие запаха эталонному образцу не допускается.

Определение стойкости запаха. Стойкость запаха парфюмерных жидкостей определяют при разногласиях в оценке качества изделия.

В выпарительную фарфоровую чашку наливают 0,5-1,0 см3 парфюмерной  жидкости, В ней смачивают кусочек  сухой отбеленной марли размером 5x10 см, предварительно простиранной в  горячей воде без мыла, вынимают ее пинцетом и, не отжимая, просушивают  в помещении с температурой воздуха 15-20 °С.

Стойкость запаха парфюмерных  жидкостей определяют органолептически, в течение исследования и далее через каждые 10 часов.

Определение прозрачности. Известно, что при охлаждении парфюмерной жидкости ниже критической температуры, возможно, ее помутнение, потеря прозрачности. Такой температурной точкой для душистых вод и одеколонов является + 5°С, для остальных жидкостей + 3°С.

В пробирку с помощью мерного  цилиндра наливают 10-20 см3 парфюмерной  жидкости. Пробирку закрывают пробкой, в которую вставлен термометр (шарик  термометра должен быть полностью погружен в исследуемую жидкость). Пробирку с парфюмерной жидкостью охлаждают  смесью льда с солью до температуры 5 °С при анализе одеколонов и  душистых вод и до 3 °С – остальных  групп парфюмерных жидкостей, затем  ее вынимают из охлаждающей смеси, встряхивают  и просматривают в проходящем дневном свете или свете электрической  лампы.

Помутнение парфюмерной  жидкости не допускается. Причиной помутнения может быть нарушение технологии изготовления, изменение рецептуры, уменьшение крепости жидкости.

Физико-химические показатели парфюмерной воды . Определение объемной доли этилового спирта. Объемную долю этилового спирта парфюмерной жидкости определяют методом газовой хроматографии с последующим пересчетом по алкоголеметрическим таблицам.

Определение суммы массовых долей душистых веществ. Массовую долю душистых веществ в парфюмерных жидкостях определяют методом газовой хромотографии, гравиметрическим методом и объемным методом по ГОСТ Р 51578-2000.

Определение суммы массовых долей душистых веществ (до 5%) в одеколонах, туалетных и душистых водах проводят, используя объемный метод. Этот метод  основан на экстракции душистых веществ  из парфюмерных жидкостей толуолом или ксилолом.

Сумму массовых долей душистых веществ (X) вычисляют по формуле

 


 

где V – объем толуольного или ксилольного экстракта, см; V1 — объем толуола или ксилола, см; V2 — объем парфюмерной жидкости, см; d/d1 – отношение плотности композиции к плотности парфюмерной жидкости принимают равным единице. За окончательный результат испытания принимают среднее арифметическое результатов двух параллельных измерений, допускаемое расхождение между которыми не должно превышать 0,5%.

 

1.3 Требования  нормативных документов к качеству, маркировке, упаковке и условия хранения парфюмерных товаров

 

Парфюмерные товары должны изготовляться в соответствии с требованиями стандартов по утвержденным технологическим инструкциям и рецептурам. Парфюмерные товары должны изготовляться из доброкачественного сырья и по составу соответствовать утвержденной рецептуре. Содержание композиции для каждого наименования парфюмерных изделий обусловлено рецептурой, но оно должно быть не ниже норм, установленных ГОСТами для каждой группы изделий.  Парфюмерные товары по внешнему виду должны быть однородны и прозрачны без помутнения при температуре -5°С. При температуре ниже -5°C допускается помутнение, которое должно исчезнуть при температуре -18—20°С. Цвет и запах парфюмерных товаров должен соответствовать цвету и запаху контрольного образца. Стойкость запаха должна быть не менее установленной для каждой группы духов и одеколонов. Парфюмерные товары выпускаются одним сортом. При аттестации по качеству парфюмерные товары оценивают но 30-балльной системе. Причем за запах дается высшая оценка. Высшую категорию присваивают изделиям, получившим 27—30 баллов, о том числе 5 баллов за внешнее оформление. Первую — получившим 20—26 баллов, в том числе 4 балла за оформление. Изделия, получившие менее 20 баллов, переводятся во вторую категорию. Эти изделия, если их качество не улучшится, снимаются с производства.

 Внешний вид парфюмерных  товаров определяют просмотром  флаконов с парфюмерной жидкостью в проходящем свете электрической лампы мощностью 40 Вт на расстоянии 20 см от лампы и 40 см от наблюдателя при перевертывании флакона пробкой вниз. Цвет парфюмерных товаров определяют сравнением испытываемого и контрольного образцов, пользуясь при этом полосками бумаги, смоченными испытуемым и контрольным товаром. Стойкость запаха определяют органолептически, для чего берут полоску (5x10 см) предварительно простиранной марли, которую опускают в парфюмерную жидкость и просушивают в помещении с температурой +15—20 С .

По органолептическим  и физико-химическим показателям  парфюмерные жидкости должны соответствовать требованиям указанным в таблице 5.

Таблица5 -Органолептические и физико-химические показатели парфюмерных жидкостей.

Наименован.

показателя

Характеристика и норма

Духи концентри-

рован -ные

Духи группы Экстра

Духи

Парфюмерная

вода

Туалетная

вода

Одеколон

Душистая

вода

Внешний вид

Прозрачная жидкость

Цвет

Свойственный цвету изделия  данного наименования

Запах

Свойственный запаху изделия данного  наименования

Прозрачность

60

60

50

50

40

24

-

Стойкость запаха, ч, не менее

+3

+3

+3

+3

+3

+5

+5

1

2

3

4

5

6

7

8

Объемная доля этилового спирта

55,0

70,0

85,0

75,0

75,0

60,0

20,0

Крепость (условная), % об

Соответствующая крепости парфюмерной  жидкости данного наименования с  допустимым отклонением +/-1

1

2

3

4

5

6

7

8

Сумма массовых долей душистых веществ, %, не менее

30,0

15,0

10,0

10,0

4,0

1,5

1,0


 

          Для маркировки парфюмерных жидкостей используют этикетки. Этикетка парфюмерных жидкостей предназначена также для дополнительного украшения флакона. Форма, содержание рисунка, цвет устанавливаются дизайнером флакона. Этикетки бывают литографические и облаточные. Литографические этикетки изготавливают из специальной этикеточной бумаги или тонкого картона с нанесенным рисунком, который может быть выполнен любым из типографских способом — эластографии, офсетным, конгрев (тиснение) и т.д. Облаточные - из металлизированной бумаги и кашировальной фольги. Широко используются этикетки из термоусадочной ПВХ-пленки, которая после нагревания плотно облегает стекло и становится невидимой, создавая впечатление, что рисунок нанесен непосредственно на флакон. В ряде случаев на флакон наносится рисунок или надпись методом тампонной печати. Этикетки наклеиваются при помощи клея, или этикетка может быть самоклеящаяся с постоянно липким клеевым слоем. Этикетка должна быть наклеена без перекосов, морщин для наклеенных — не допускается подтеков клея. На флаконах сложной формы или из ребристого стекла допускается наклеивать этикетку на дно флакона.

Для парфюмерной продукции наименование изделия указывается на лицевой стороне этикетки, остальные обозначения можно указать на футляре изделия. Информация для потребителя по ГОСТ Р 51391-99 должна содержать следующие данные на русском языке: наименование изделия, наименование группы изделия (для духов и одеколонов), наименование страны-изготовителя и фирмы-изготовителя с указанием юридического адреса, информация об обязательной сертификации, состав, объем продукции, обозначение стандарта на продукцию, месяц и год выработки, срок хранения, штриховой код товара (при наличии).

При маркировке объема парфюмерных жидкостей принято указывать ее точный объем (е) в мл или жидкостных унциях (fluid ounce; импортная продукция), сокращенно fl. oz. 1 fl. oz. = 29.57 мл = 30 мл, то есть 1/2 fl. oz. = 15 мл, 1/4 fl. oz.= 7.5 мл и т.д.

Парфюмерные жидкости фасуют в стеклянные, хрустальные, фарфоровые, полимерные флаконы или стеклянные пробирки. Более 90% от общего количества тары для упаковки парфюмерных жидкостей приходится на стеклянные флаконы. Стеклянные флаконы для изготовления парфюмерии должны быть из стекла высокого качества. Стеклянные флаконы не должны иметь критических дефектов; допускается присутствие нормированных дефектов. Такие дефекты, как царапины, заусенцы, неравномерная толщина стенок, матовость, мелкий пузырь - мошка (диаметр не более 1мм), ухудшают внешний вид флакона; не допускаются - трещины, сколы, открытый пузырь, расположенный вблизи поверхности флакона.

Требование к заполнению флаконов парфюмерном жидкостью: флаконы с плечиками заполняют до уровня плечиков, а флаконы без плечиков имеют воздушное пространство ,занимающее не более 4% емкости флакона; флаконы с пульверизатором заполняют по объему, указанному на этикетке.

Футляры должны быть художественно  оформлены, с четким рисунком, выполненным яркими красками. Декоративный металлизированный рисунок («золото», «серебро») не должен темнеть и осыпаться при хранении.

Футляр защищает флакон от повреждения  при транспортировании и хранении продукции. Футляры бывают клеевые, складные из картона, сборные (пластмассовые и комбинированные). Клеевые футляры применяют в основном для духов высших сортов и парфюмерных наборов. Их изготавливают из картона, отделывают бумажными деталями с многокрасочной печатью, искусственным бархатом, шелком, атласом и другими материалами. Футляры бывают простых и сложных форм разной конфигурации, с различным художественным оформлением. Картон для футляра может быть комбинированный с полимерным покрытием или с микровосковым покрытием. Флакон располагается внутри футляра на специальном фиксаторе — картонной или пластмассой вставке (листовая либо вспененная пластмасса имеет ложе-углубление по форме флакона), либо свободное пространство футляра заполняют вставкой из полоски микрогофрированного картона. Большая часть такой продукции обтягивается пленкой из целлофана или лавсана. В некоторых случаях для сохранения футляра используют суперфутляр из картона коробочного.

Наиболее распространена в парфюмерно-косметической  промышленности складная форма футляра, склеенного вдоль боковой линии стенки и открывающегося с обеих торцевых сторон, поверхность картона глянцевая имеет цветное покрытие. Такая упаковка используется для массовой продукции небольших объемов, которую потребитель может носить в сумочке. Фиксаторы, находящиеся в фулярах, должны быть целостными, без видимых дефектов и выполнять свою основную функцию фиксировать флакон внутри футляра.

Этикетка должна быть без  загрязнений, с четким шрифтом, художественно оформлена и плотно, без перекосов и морщин наклеена на флакон. Допускается смещение этикетки не более чем на 2 мм с сохранением товарного вида изделия. Цвет, размер и рисунок этикеток должны соответствовать утвержденным образцам.

Парфюмерные изделия хранят при  температуре не ниже +5 °С и не выше 25 °С в крытых складских помещениях в упаковке изготовителя. Изделия при хранении не должны подвергаться непосредственному воздействию солнечного света.

 

 

 

2. Объекты и  методы исследования

2.1 Объекты исследования

 

Объектами исследования являются три образца туалетной воды, реализуемые магазином “Рубль-Бум”.(г.Чебоксары, пр. М.Горького, 19 ).

 Образец №1: Туалетная вода для женщин «Club party» объемом 50 мл. Производитель: ЗАО НПО« Химсинтез »,141290 Россия, Московская область, г. Красноармейск, ул. Свердловская, д.33 , цена -130 рублей.

Информация о работе Экспертиза качества парфюмерных товаров