Экспертиза чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 07:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение товароведной характеристики чая и чайных напитков.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 4
1.1.История чая 4
1.2. Химический состав и пищевая ценность 4
1.3. Сырье 8
1.4 Классификация и характеристика ассортимента 10
1.5 Требования, предъявляемые к качеству 13
1.6 Упаковка, маркировка и хранение 15
1.7. Идентификация 19
1.8. Упаковка и маркировка чая 25
1.9. Условия и сроки хранения чая 27
Глава 2. Объекты и методы исследования 30
2.1.Объекты исследования: 30
2.2. Отбор проб и методы исследования 30
Глава 3. Результаты исследования 33
3.1. Ассортимент чая 33
3.2. Идентификация и фальсификация 41
3.3. Качество изделий (органолептическая оценка трех образцов)
по ГОСТу 45
Заключение 48
Библиографический список 49

Вложенные файлы: 1 файл

экспертиза чая.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

 

В настоящее время  на отечественном рынке находится  значительное количество импортного чая, отличающегося красивой маркировкой, но порой невысоким качеством. Основными  видами фальсификации для этих импортных  наименований чая являются подмешивание низкокачественных компонентов (волокон, дробленых черешков) и продажа старого низкокачественного чая.

Наряду с фальсификацией сухого чая на предприятиях общественного  питания применяется ряд способов фальсификации напитка (настоя). Наиболее часто а качестве имитаторов чайной продукции используется спитой чай. Массу спитого чая, высушенного до соответствующей влажности, смешивают с некоторым количеством доброкачественного чайного листа. Выявление такой подделки может быть произведено только лабораторным путем: оцениваются количество танинов, кофеина, форма и вид разваренных чайных листьев и т.п.

Для повышения экстрактивности  чая в воду добавляют соду, которая  умягчает ее и повышает выделение  танинов из чайного листа. Выявить  наличие соды можно с помощью лакмусовой бумажки, цвет которой изменится в присутствии щелочи, или путем добавления любой кислоты (например, уксусной), при этом будет выделяться углекислота (эффект шипучести).

На предприятиях общепита иногда подают чай - раствор жженого  сахара. По внешнему виду он полностью имитирует настоящий чай, однако, если добавить в него лимон, его цвет не изменится, то время как натуральный чай посветлеет. Это объясняется тем, что натуральный чай - это коллоидная система танинов и при добавлении кислоты или щелочи в ней протекают процессы коагуляции и изменяется дисперсный состав частиц. Таким образом, добавление лимона в чай является тестом на его натуральность.

При установлении информационной фальсификации чая необходимо знать  следующие особенности: чай могут производить из подлинного чайного сырья только чаевыращивающие страны: Индия, Шри-Ланка, Китай, Япония, Кения, Грузия, Азербайджан и ряд стран, находящихся в тропической зоне. Следует помнить, что в Англии, США, Германии, Голландии, Дании, России и т. п., чай может быть только расфасован. Необходимо тщательно разобраться с маркировкой стран-производителей. Так, настоящий китайский чай: экспортирует из Китая только «Китайская национальная импортно-экспортная корпорация чая и местных продуктов». Затем указывается, из какой провинции континентального Китая экспортирован чай. Далее следует надпись, что это «Продукт Народной Республики Китай» («Produce of the People's Republic of China»). Никаких надписей вроде «Made in China» на настоящем китайском чае не может быть. Если же индийский чай расфасовывается на территории России или других стран СНГ, то этот чай не чистый индийский, а купажированный, т.е. смешанный с более низкокачественными грузинским, азербайджанским и др. Как известно, в Грузии и в Азербайджане по-прежнему вырабатывают чай, и по-прежнему его перерабатывают и поставляют в страны СНГ. Но поскольку мы не видем на прилавках чай с такими наименованиями, значит, он реализуется под другими названиями: «Майский чай», «Тот самый чай» и др. Цейлонский импортный чай также бывает очень часто объектом подделки, поскольку при его развеске мелкие оптовики подмешивают другие низкосортные чаи. Настоящий чай упаковывается в деревянные, жестяные или картонные коробки. Все надписи - яркие, легко читаемые, не размытые. Коробки должны быть целыми, нарушенная герметичность может испортить вкус чая. На коробке должен быть указан тип чая - крупнолистовой, резаный, гранулированный, зеленый. Обязательна информация о производителе чая со всеми реквизитами фирмы-поставщика. Срок хранения - максимум два года.

3.3. Качество изделий (органолептическая оценка трех образцов) по ГОСТу

Органолептическую оценку качества чая, реализуемого Омске рассмотрим на примере 3 образцов:

  • Чай черный байховый фасованный «GREENFIELD»;
  • Чай зеленый байховый фасованный «CURTIS»;
  • Чай черный байховый фасованный «Лисма».

Таблица 3

 Для проведения  исследования выбран чай черный  байховый листовой «GREENFIELD» высшего сорта

Наименование показателя

Характеристика ГОСТ 1938-90

Фактически

Заключение

Аромат и вкус

Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус

Нежный

соответствует

Настой 

Яркий, прозрачный «средний»

Яркий, прозрачный

соответствует

Цвет разваренного листа

Однородный, коричнево-красного цвета

Коричнево-красный, однородный

соответствует

Внешний вид

Ровный, однородный, хорошо скрученный

Ровный, однородный

соответствует


 

Рассмотрим упаковку. На упаковке чая можно прочитать следующую информацию: наименование продукта, сведения об изготовителе, стандарт которым соответствует товар, информация о сертификации, основные потребительские свойства, пищевая ценность, условия хранения. Органолептическая оценка качества чая соответствует ГОСТ 1938-90. Чай черный байховый фасованный.

Таблица 4

Для проведения исследования выбран чай черный байховый «Лисма»  первого сорта

Наименование показателя

Характеристика ГОСТ 1938-90

Фактически

Заключение

Аромат и вкус

Достаточно нежный аромат, средней  терпкости вкус

Нежный

соответствует

Настой 

Недостаточно яркий, прозрачный, «средний»

Недостаточно яркий, прозрачный

соответствует

Цвет разваренного листа

Недостаточно однородный, коричневый

Коричневый

соответствует

Внешний вид

недостаточно ровный, скрученный

недостаточно ровный

соответствует


Рассмотрим упаковку. На упаковке чая можно прочитать  следующую информацию: наименование продукта, сведения об изготовителе, стандарт которым соответствует товар, информация о сертификации, основные потребительские свойства, пищевая ценность, условия хранения. Органолептическая оценка качества чая соответствует ГОСТ 1938-90. Чай черный байховый фасованный.

Таблица 5

 Для проведения  исследования выбран чай зеленый  байховый листовой «CURTIS» высшего сорта

Наименование показателя

Характеристика ГОСТ 1938-90

Фактически

Заключение

 

Аромат и вкус

Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус

Приятный, вкус терпкий

соответствует

Настой 

Прозрачный, светло-зеленый с желтоватым оттенком

Светло-зеленый с желтоватым оттенком

соответствует

Цвет разваренного листа

Однородный с зеленоватым оттенком

Однородный с зеленоватым оттенком

 

соответствует

Внешний вид

ровный, однородный

ровный

соответствует


Рассмотрим упаковку. На упаковке чая можно прочитать  следующую информацию: наименование продукта, сведения об изготовителе, стандарт которым соответствует товар, информация о сертификации, основные потребительские свойства, пищевая ценность, условия хранения. Органолептическая оценка качества чая соответствует ГОСТ 1939-90. Чай зеленый байховый фасованный.

 

Заключение

Чай один из самых распространённых в России напитков. Он хорошо снимает  утомление и головную боль, повышает умственную и физическую активность, стимулирует работу головного мозга, сердца, дыхания. Чай является богатым источником минеральных веществ.

Биологически ценные вещества чая, образуя единый комплекс, благоприятно воздействуют на организм человека. Лечебные свойства чая обусловлены его антисептическим и бактерицидным действием, проявляемым при болезнях печени, желудка, почек, хрупкости капилляров.

В настоящее время  на российском рынке представлен  огромный ассортимент чайных изделий. Крупнейшими производителями чая являются: ООО «Орими Трейд», ОАО «Компания “Май”», «Ahmad Tea Ltd.» и «Unilever NV/Plc».

При органолептической  оценке чая определили такие показатели, как: внешний вид, вкус и аромат, цвет настоя и цвет разваренного листа. Для проведения оценки были выбраны: чай черный «Лисма», чай зеленый «CURTIS» и чай черный «GREENFIELD». На основе оценки сделан вывод, что все чаи соответствуют ГОСТу.

 

Библиографический список

  1. ГОСТ 3483-78 «Чай зеленый кирпичный. Технические условия».
  2. ГОСТ 1938-90 «Чай черный байховый фасованный. Технические условия».
  3. ГОСТ 1939-90 «Чай зеленый байховый фасованный. Технические условия».
  4. ГОСТ 1936-85»Чай. Правила и методы анализа».
  5. Драмшева С. Т. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. - М.: Экономика, 2010, стр. 108.
  6. Елисеева Л. Г. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебник. - М.: МЦФЭР, 2006.-800с.
  7. Казанцева Н. С. Товароведение продовольственных товаров. Учебник. - М.: Дашков и К, 2007.-356с.
  8. Неверова Н. А. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами. - М., 2005.-464с.
  9. Никифорова Н. С., Новикова А. М., Прокофьева С. А. Справочник по товароведению продовольственных товаров. – М., 2007.-384с.
  10. Николаева М. А. Теоретические основы товароведения. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2007.-448с.
  11. Тимофеева В. А. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. – М.: Инфра-М, 2006.-544с.

Информация о работе Экспертиза чая