Железнодорожный транспорт как отрасль материального производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:23, реферат

Краткое описание

Термин "транспорт" происходит от латинского слова "transporto", что значит "переношу, перевожу, перемещаю". В этом слове отражена главная суть транспорта – перемещать в пространстве любые вещества, предметы и живые объекты в виде грузов и людей (пассажиры). Однако кроме изначального смысла этот термин стал употребляться в других значениях. Таким образом, транспорт по праву отнесен к категории материального производства, и вместе с тем он является особой отраслью, обладающей своей спецификой, которая определяет своеобразие на нем процесса производства и его продукции, а также техники, технологии, организации и управления. Понимание специфики транспорта имеет большое значение для определения места транспорта в системе народного хозяйства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1.Особенности транспортной продукции………………………………….5
2. Достоинства и недостатки железнодорожного транспорта. Сфера взаимодействия и конкуренции с другими видами транспорта…………10
3. Основные показатели грузовых и пассажирских перевозок………….22
Заключение ………………………………………………………………....32
Список использованной литературы и источников……………………....33

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 105.98 Кб (Скачать файл)

 

Конкурентоспособность железнодорожного транспорта  будет  определяться  эффективностью  реализации  реформы отрасли, темпами ее коммерциализации и приспособления к рыночным условиям.

В настоящее время конкурентная способность различных видов транспорта или технологий должна обосновываться не только экономикой, но и экологией, и общей безопасностью, т.е. с учетом принципов логистики.

            Совершенно естественно, что взаимодействие  видов транспорта, координация их  деятельности, а главное, конкуренция  должны регулироваться государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные показатели  грузовых и пассажирских перевозок.

      Показатели использования грузовых  перевозок.

Грузовые перевозки на железнодорожном транспорте характеризуются несколькими показателями. Основными из них являются: количество отправок; количество перевезенных тонн груза; грузооборот; густота перевозок; средняя дальность перевозки; неравномерность перевозок. Количество перевезенных тонн на каждом обособленном подразделении железных дорог рассматривается более подробно с выделением отдельных элементов перевозки. Например, в перевозке выделяются отправленные со станций данной дороги и принятые от соседних дорог грузы.

Количество отправок – специфический показатель железнодорожного транспорта. Отправкой называется партия груза, оформленная одним перевозочным документом (дорожной ведомостью). Одной отправкой может быть целый состав, следующий от одного отправителя к одному получателю, а может быть и ящик с домашними вещами. В первом случае мы имеем дело с маршрутной отправкой, а во втором – с мелкой. Кроме названных, различают повагонные и контейнерные отправки, определение которых вытекает из названия.

Количество перевезенных тонн грузов (объем перевозок)– более общий показатель. Он характеризует продукцию железнодорожного транспорта за определенный промежуток времени. Измеряется объем перевозок, как правило, на момент отправления, хотя можно также измерять перевозку по моменту прибытия.

Грузооборотом на транспорте называется работа по перемещению груза, определяемая по законам физики как произведение массы перемещенного груза на расстояние перевозки. Измеряется грузооборот в условно-натуральных единицах – тонно-километрах. Грузооборот нетто – это полезная работа транспорта, учитывающая перемещение лишь только груза, тогда как грузооборот брутто учитывает перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава. Соотношением грузооборота нетто и грузооборота брутто можно охарактеризовать коэффициент полезного действия железнодорожного транспорта.

Густота грузовых перевозок – количество тонн груза, перевезенного через один километр транспортной сети за единицу времени, например, год. Этот показатель характеризует интенсивность грузового потока отдельных участков и подразделений железных дорог. Средней грузонапряженностью называется расчетная средневзвешенная величина густоты перевозок для участка (линии).

Динамика железнодорожных грузоперевозок существенно замедлилась. Основной причиной этого явления является снижение темпов роста промышленного производства и стабилизация физического объема экспорта основных товаров: нефти, металлов, удобрений. В 2006 году сетью железных дорог  России перевезено более 1311 млн. тонн грузов, что на 3% (или на 38,3 млн. тонн) выше показателя за 2005 год. В то же время, рост грузоперевозок ограничен физическими возможностями инфраструктуры и подвижного состава. Предыдущие показатели динамики перевозок (рис. 1) были достигнуты благодаря более интенсивному использованию старого подвижного состава, часть из которого в период экономического спада просто не использовалась. Сегодня этот резерв полностью исчерпан. Исчерпаны и возможности транспортной инфраструктуры, которая, во-первых, ограничивает пропускную способность, а во-вторых, не удовлетворяет потребностям грузоотправителей по качественным показателям.

Объемы промышленного производства и динамика грузовых 
железнодорожных перевозок

Рис. 1

 

В структуре совокупного грузооборота на долю железнодорожных перевозок в 2005 году приходилось около 41%. За последние 10 лет этот показатель вырос на 7 процентных пунктов (рис. 2). Одним из ключевых факторов усиления роли железнодорожного транспорта в последние годы стал дефицит трубопроводных мощностей, заставивший нефтяные компании рассматривать железную дорогу в качестве альтернативы перегруженным трубопроводам.

Доля железнодорожного транспорта в суммарном грузообороте

Рис. 2

 

Железные дороги РФ, располагая 11-12% общей протяженности железных дорог мира, выполняют более 30% грузооборота. Этот транспорт принимает на себя основную часть потоков массовых грузов ( угля, руды, леса, зерна, металла и т. д.) Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок грузов на рынке транспортных услуг достигает 60%, а перевозки пассажиров – 47 %.

 

 

 

 

 

Динамика товарной структуры грузопотока железнодорожного транспорта

Рис. 3

 

Наиболее динамичный рост прослеживается в перевозке угля. Если в 1995 году на долю этой продукции приходилось лишь 26% общего грузооборота, то в 2005 году этот показатель превысил 30%. В 2005 году центрами роста грузоперевозок стали строительные грузы, транспортировка которых по железным дорогам возросла на 12,6% по сравнению с уровнем предыдущего года, грузы в контейнерах (+11,9%) и зерно (+10,0%). При этом рост перевозок нефтепродуктов был менее значительным — он составил 3,4%, что объясняется невысоким ростом физических объемов экспорта нефти.

Сокращение промышленного производства в России повлекло за собой изменение состава грузооборота, который сегодня в значительной мере отражает экспортную ориентацию экономической системы, разделяя соответствующие риски с экономикой страны. В 2005 году доля перевозок в международном сообщении составила 32,8% от общего грузооборота, в 2004 году этот показатель был несколько выше — 33,1%. При этом экспортные перевозки в 2005 году возросли на 3,6%, импорт вырос только на 0,8%, а транзитный грузооборот увеличился на 5,4% .

 

 

 

 

Грузовые перевозки

ГРУЗООБОРОТ ТРАНСПОРТА

 

2012

Справочно: 
2011  
в % к 2010

млн.  
т-км

в % к 
2011

Грузооборот транспорта

115173,8

99,0

104,9

в том числе:

железнодорожного

33976,9

107,7

103,3

автомобильного1)

6813,0

99,4

104,7

из него на коммерческой основе

4692,4

95,9

100,5

в том числе  
специализированными  
предприятиями

4247,2

93,8

101,2

внутреннего водного

19,4

116,9

105,1

воздушного (транспортная авиация)

1,7

48,8

86,8

трубопроводного (магистрального)

74362,8

95,4

105,6


1) Здесь и далее – с учетом оценки работы перевозочной деятельности индивидуальных предпринимателей-владельцев грузовых автомобилей (без работы автотранспорта  
малых организаций автомобильного транспорта).  

 

 

ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ТРАНСПОРТОМ

 

2012

Справочно: 
 2011  
в % к 2010

тыс. тонн

в %  
к  
2011

Перевезено транспортом

255193,7

99,5

106,8

в том числе:

железнодорожным

38939,2

97,4

108,4

автомобильным

94261,4

108,0

110,8

из него на коммерческой основе

17761,2

100,6

101,5

в том числе  
специализированными  
предприятиями

12721,1

94,8

105,2

внутренним водным

804,9

101,7

114,2

воздушным (транспортная авиация)

1,4

75,9

102,2

трубопроводным (магистральным)

121186,8

94,4

103,7


Показатели использования пассажирских перевозок.

Пассажирские перевозки имеют определенные особенности. Все объемные показатели работы подвижного состава в пассажирском движении рассчитываются несколько иначе, чем в грузовых перевозках. Работа подвижного состава в пассажирском движении связана с графиком и расписанием движения пассажирских поездов. При разработке расписания движения поездов учитываются объемы пассажиропотока по направлениям. Время отправления и прибытия поездов на наиболее значимые (по пассажиропотоку) станции в пути следования пассажирских составов устанавливается с учетом удобства для пассажиров и времени в пути следования.

Для того, чтобы оценить работу подвижного состава, а также своевременное выполнение всех его функций используют технико-эксплуатационные показатели, которые подразделяются на количественные, качественные и экономические.

Количественные показатели:

- отправление пассажиров (этот показатель характеризует  объем работы сети, дорог или  отделений дорог по перевозке  пассажиров; количество отправленных  пассажиров определяется по числу  проданных билетов);

- пассажирооборот (пассажирокилометры, пасс.-км). Определяет выполненную железными дорогами работу по перевозке пассажиров с учетом расстояния перевозки. Пассажирокилометры вычисляют умножением числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки с последующим суммированием этих произведений (пасс.-км – это перевозка одного пассажира на 1 км). Выполненные пассажирокилометры получают из отчетов билетных касс и группы учета и отчетности (на крупных станциях);

- работа подвижного состава (поездокилометры). Вычисляется умножением числа поездов по каждому маршруту на его протяженность в километрах с последующим суммированием этих произведений;

- число используемых составов  для обеспечения данного объема  пассажирских перевозок.

Качественные показатели:

- участковая скорость  поездов (определяется делением  поездокилометров на поездочасы, при этом в поездочасах учитывают и время всех стоянок поезда);

- маршрутная скорость  – средняя скорость движения  поезда по всему маршруту его  следования от станции формирования  до станции назначения (в дальнем  движении);

- населенность на вагон  – это среднее число пассажиров, приходящихся на вагон, занятый  под перевозку пассажиров. Данный  показатель исчисляется делением  пассажирокилометров на вагонокилометры. Небольшая населенность (менее 60 % вместимости поезда) означает, что поезда курсируют с большим числом свободных мест; населенность считается высокой при загрузке свыше 60 % вплоть до превышения допустимых норм. В последнем случае размеры движения пассажирских поездов следует увеличивать;

- средняя дальность поездки  пассажиров (определяется делением  пассажирокилометров на число отправленных пассажиров. Этот показатель используется при планировании и анализе структуры пассажирооборота);

- среднесуточный пробег  состава. Определяется делением  общего числа поездокилометров (работа подвижного состава) на количество используемых составов.

Пассажирские перевозки характеризуются большой неравномерностью по направлениям и во времени, что ухудшает показатели использования вагонов, вызывает непроизводительные затраты. Неравномерность перевозок характеризуется коэффициентом, который представляет собой отношение объема перевозок к максимальный месяц к среднемесячному за год. Особенно велик разрыв между объемом перевозок в летнее и зимнее время в прямом сообщении.

Экономические показатели:

- себестоимость пассажирских  перевозок. Характеризует затраты  железных дорог на производство  единицы продукции по пассажирским  перевозкам в денежном выражении. За единицу работы принимают 10 пасс.-км. Себестоимость 10 пасс.-км определяют  делением всех расходов по  пассажирским перевозкам на объем  выполненной работы;

- доходная ставка –  это доход (в коп.), приходящийся  на единицу продукции (10 пасс.-км); получается от деления общей  суммы доходов от перевозок  пассажиров на общиевыполненные пассажирокилометры и умножения полученного результата на десять;

- прибыль от пассажирских  перевозок – это превышение  общей суммы доходов от пассажирских  перевозок над общей суммой  затрат на эти перевозки. Кроме  доходов, получаемых железными дорогами  от перевозки пассажиров, багажа  и почты, есть еще местные доходы, поступающие от комиссионных  сборов, которые взимаются с пассажиров  за оформление проездных документов, хранение ручной клади в камерах  хранения, за оказание услуг носильщиками  и т.п.;

- рентабельность пассажирских  перевозок. Измеряется в процентах  и определяется отношением прибыли  к стоимости основных производственных  и оборотных средств, отнесенных  на эти перевозки. К основным  средствам относятся вокзалы, пригородные  павильоны, транспортно-уборочные машины  и прочее оборудование стоимостью  свыше 50 руб., а оборотные средства  включают, например, материалы, топливо, малоценный инвентарь стоимостью  менее 50 руб.;

- производительность труда  работников, занятых на пассажирских  перевозках. Измеряется в пассажирокилометрах, приходящихся на одного работника эксплуатационного штата.

Информация о работе Железнодорожный транспорт как отрасль материального производства